Метапредметные Регулятивные УУД Учащиеся научатся: -формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); -составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; -выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; -оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); -определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока; -фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); -фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре; -предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; -осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Учащиеся получат возможность научиться: -формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре; -формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами; -читать в соответствии с целью чтения (в темпе раз- говорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.); -осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы; -принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана; -выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение; -оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания; -определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей; -фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов); -анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов); -фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»; -записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению; - предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками. Познавательные УУД Учащиеся научатся: -определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; - сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; -находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах; -самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения; -понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; -проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий; - предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей; -определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения; -создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений; -сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия; -соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений. Учащиеся получат возможность научиться: -находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; -находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах; -сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия; -сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; -находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; -сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; -создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений; - понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы; -проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий; -предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора; -определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: -высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; - понимать цель своего высказывания; -пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией; -участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; -создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; - проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; -объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности; -отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; -опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; -формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; -определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; -определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; -руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения; -объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений; -находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты); -готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); - озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану. Учащиеся получат возможность научиться: - высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хоте- лось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; -пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; -участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; -создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; -способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога); -демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога); -предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; -определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; -использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; -отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению; - определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий; -определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям; -оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе; -искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; - обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации; -находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций; - находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами; -самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений; -использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы; -озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления. |