ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
осознание языка как основного средства человеческого общения;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
В результате изучения курса «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Обучающийся научится:
овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Преданья старины глубокой (4 ч.)
Малые жанры устного народного творчества. Былины и летописи. «Повесть временных лет». Исторические рассказы С.Алексеева. Проект «Легенды и предания моей семьи».
Лирика родной природы (4 ч.)
Осень в природе и поэзии русской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А.Есенин). Картины родной природы в произведениях К.Д. Паустовского и М.М. Пришвина. Природа в произведениях поэзии земляков. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка», Е. Носова «Тридцать зерен».
Народные традиции и обычаи (4 ч.)
Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев, Л. Андреев, И. Бродский). Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н.Шмелев, Л. Андреев, И. Бродский.) Светлые праздники весны. Масленица. Образ птицы в русском фольклоре и поэзии. Народные праздники. Жаворонки, Благовещенье.
К малой родине любовь (4 ч.)
«Белый гусь» Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви. К.Д. Воробьев. Проблемный диалог по повести «У кого поселятся аисты?» В.И. Детков. Зерна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить». Проект «Малая родина в произведениях русских писателей». Что мы называем своей Родиной? Урок – читательская конференция.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п урока | Содержание урока (разделы, темы) | Кол - во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Преданья старины глубокой (4 ч.) |
1 | Малые жанры устного народного творчества | 1 | 10.09 | |
2 | Былины и летописи. «Повесть временных лет» | 1 | 24.09 | |
3 | Исторические рассказы С.Алексеева | 1 | 08.10 | |
4 | Проект «Легенды и предания моей семьи» | 1 | 22.10 | |
Лирика родной природы (4 ч.) |
5 | Осень в природе и поэзии русской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, С.А.Есенин) | 1 | 19.11 | |
6 | Картины родной природы в произведениях К.Д. Паустовского и М.М. Пришвина | 1 | 03.12 | |
7 | Природа в поэзии земляков | 1 | 17.12 | |
8 | Мир живой природы в произведениях М.Колосова «Ежишка», Е. Носова «Тридцать зерен» | 1 | 14.01 | |
Народные традиции и обычаи (4 ч.) |
9 | Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелев, Л. Андреев, И.Бродский) | 1 | 28.01 | |
10 | Зима в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Фет) | 1 | 11.02 | |
11 | Светлые праздники весны. Масленица | 1 | 25.02 | |
12 | Образ птицы в русском фольклоре и поэзии. Народные праздники. Жаворонки, Благовещенье | 1 | 11.03 | |
К малой родине любовь (4 ч.) |
13 | «Белый гусь» Е.И. Носова – символ самоотверженной отцовской любви | 1 | 08.04 | |
14 | К.Д. Воробьев. Проблемный диалог по повести «У кого поселятся аисты?» | 1 | 22.04 | |
15 | В.И. Детков. Зерна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить» | 1 | 06.05 | |
16 | Проект «Малая родина в произведениях писателей» | 1 | 20.05 | |