СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «логопедическая работа с учащимися 1 - 4 классов с общим недоразвитием речи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1 - 4 КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «логопедическая работа с учащимися 1 - 4 классов с общим недоразвитием речи»»


Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное общеобразовательное учреждение
Республики Коми «Санаторная школа - интернат №4» г. Ухты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция звукопроизношения у младших
школьников в условиях логопедического
пункта»

Срок реализации - 1 год

Автор - составитель:

учитель - логопед Смирнова Е.С.

г.Ухта, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы по разделам

  3. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими нарушением звукопроизношения

  4. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «Об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико – практический, сенсомоторный.

Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Организация работы по программе:

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Наполняемость групп для логопедических занятий 4-6 обучающихся.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедический занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.

Условия реализации программы:

Наличие необходимых условий для занятий:

-логопедического кабинета для занятий;

-наглядных пособий;

-дидактического материала;

-учебной литературы.

Учителем - логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей. В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

  1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».

  2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».

  3. «Охрана органов речи».

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

  1. «Учимся говорить правильно».

  2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛАМ

Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Учитель - логопед проводит обследование с 1 по 15 сентября и 15 по 25 мая.

• Исследование неречевых психических функций;

• Сбор анамнестических данных;

• Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

  • развитие органов артикуляции;

  • развитие слухового внимания и слухового контроля;

• развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука (изолировано).

  • коррекция дефектов произношения;

• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и

совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

• развитие психических функций;

• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

• коррекция дефектов произношения;

• развитие психических функций;

• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.

  • коррекция дефектов произношения;

  • развитие психических функций;

  • активизация и расширение словарного запаса;

• развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Форма проведения занятий - индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность - 2 раза в неделю - подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.

Перспективное планирование работы с детьми страдающими

нарушением звукопроизношения


Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

1 этап

Изучение психических функций. Сбор анамнетических сведений. Логопедическое заключение.


Диагностика по Фотековой

Формирование артикулярной базы

2 этап

Формирование и развитие артикулярной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка звуков

3 этап

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Составляется из правильно произносимых звуков

Продолжение постановки звука, отработка звука

4 этап

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например: закрепляется л, исключается л¹, если ребенок не произносит р, р¹, то и они)

Дифференциация звуков сходных по звучанию

5 этап

Дифференциация изученного и поставленных ранее звуков.

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, ещё не отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.

В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Перспективные планы логопедической работы с подгруппами.

План коррекционной работы по коррекции ротацизма.

Этапы работы

Количество занятий

Цели коррекционной работы

Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука

1

Подготовка органов речи к постановке звука [р]. [р¹].

6

• Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

1. Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать фонематический слух.

• Отрабатывать опорные звуки [д]. [с].

  • «Чьи зубы чище?»

  • Лопаточка»

  • «Маляр»

  • «Кто дальше загонит мяч»

  • Вкусное варенье»

  • Индюк»

  • Гармошка»

  • Грибок»

  • Лошадка»

  • Барабанщик»

  • «Заведи машину»

  • «Останови лошадку»

  • «Пулемет строчит»

  1. Зеркала;

  2. Набор фотографий артикуляционных упражнений;

  3. Зонд №7

  1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.


1.

Постановка звука [р]. [р¹].

Способы:

1)по подражанию

2)механический

3)смешанный


4

Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р]. [р¹], с добавлением воздушной струи и голоса.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать фонематический слух.






те же

  1. Зеркала;

  2. Набор фотографий артикуляционных упражнений;

  3. Предметные картинки со звуком [р]. [р¹]

  4. Зонд №7


  1. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звуков во фразовой речи

1.

Автоматизация звука [р], [р¹] в слогах.


4-5

• Постепенно, последовательно ввести поставленный звук [р], [р¹] в слоги.

• Развивать фонематический слух.




те же

  1. Зеркала;

  2. Карточки со звукосочетаниями слогами;

  3. Дидактический материал.

2.

Автоматизация звука [р], [р¹] в слогах.


18-20

• Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р], [р¹] на конце слов, в середине и начале.

• Развивать фонематический слух.

• Формировать навыки звукового анализа слова;

• Активизировать словарь.









те же

  1. Зеркала;

  2. Предметные картинки;

  3. Картинки-загадки;

  4. Дидактический материал.

3.

Автоматизация звука [р], [р¹] в предложениях.


8-10

• Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р¹] в словах предложений.

• Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.







те же

  1. Зеркала;

  2. Сюжетные картинки;

  3. Карточки с предложениями;

  4. Дидактический материал.

4.

Автоматизация звука [р], [р¹] в связной речи.


8

• Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р¹] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.

• Развивать фонематический слух.




те же

  1. Зеркала;

  2. Сюжетные картинки;

  3. Дидактический материал.




• Развивать память, мышление, воображение.

• Развивать чувство языка.





те же


  1. Дифференциация звуков.

Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

1.

Дифференциация звуков [р] и [л], [р¹] и [л¹].

8

• Учить различать звуки [р] и [л], [р¹] и [л¹] изолированно в слогах, словах предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и самостоятельной речи.

• Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

• Словарная работа.



те же

  1. Зеркала;

  2. Картинки-символы;

  3. Предметные картинки;

  4. Сюжетные картинки;

  5. Дидактический материал.



План коррекционной работы по коррекции ламбдацизма.

Этапы работы

Количество занятий

Цели коррекционной работы

Виды артикуляционных упражнений

Используемый наглядный материал

  1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука


1.

Подготовка органов речи к постановке звука [л], [л¹].

6

• Вырабатывать умение поднимать кончик языка вверх и прижимать к основанию верхних зубов.

• Укреплять мышцы языка.

• Отрабатывать опорные звуки [т], [ы].

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать фонематический слух.

  • «Качели»

  • «Вкусное варенье»

  • «Чьи зубы чище»

  • «Лопаточка»

  • «Наказать непослушный язык»

  • «Индюк»

  • «Пароход»

  • «Охотник идет по болоту»

  • «Лошадка»







Зонд № 7

  1. Постановка звука.

Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.

1.

Постановка звука [л], [л¹].

4

• Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

• Создать артикуляционную базу звука [л], [л¹] с добавлением воздушной струи и голоса.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать фонематический слух.








те же

  1. Зеркала;

  2. Набор фотографий артикуляционных упражнений;

  3. Предметные картинки;

  4. Зонд №7.






  1. Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

1.

Автоматизация звуков [л], [л¹] в звукосочетаниях и слогах.

3-4

• Постепенно, последовательно ввести поставленные звуки [л], [л¹] в обратных слогах, прямых слогах.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать фонематический слух.








те же

  1. Зеркала;

  2. Карточки со звукосочетаниями слогами;

  3. Дидактический материал.




2.

Автоматизация звуков [л], [л¹] в словах.

18-20

• Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звуков [л], [л¹] на конце слов, в середине и в начале.

• Развивать фонематический слух.

• Формировать навыки звукового анализа слова.

• Активизировать словарь.








те же

  1. Зеркала;

  2. Предметные картинки; Картинки-загадки;

  3. Дидактический материал.

3.

Автоматизация звуков [л], [л¹] в предложениях.

10-12

• Закреплять навык правильного произношения звука [л], [л¹] в словах предложений.

• Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.







те же

  1. Зеркала;

  2. Сюжетные картинки;

  3. Карточки с предложениями;

  4. Дидактический материал.

4.

Автоматизация звуков [л], [л¹] в связной речи.

8-10

• Закреплять навык правильного произношения звука [л], [л¹] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д.

• Развивать фонематический слух.

• Развивать память, мышление, воображение.

• Развивать чувство языка.






те же

  1. Зеркала;

  2. Сюжетные картинки;

  3. Дидактический материал.

  1. Дифференциация звуков.

Цель: учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

1.

Дифференциация звуков [л], [р] [л¹], [р¹] в связной речи.

6

• Учить различать звуки [л] и [р] и [л¹], [р¹] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и самостоятельной речи.

• Развивать память, мышление, воображение.

• Развивать чувство языка.

• Словарная работа.






те же

  1. Зеркала;

  2. Картинки-символы;

  3. Предметные картинки;

  4. Сюжетные картинки;

  5. Дидактический материал.

Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи.

Свистящая и шипящая группа звуков

[с], [с¹], [з], [з¹], [ш], [ж], аффрикат [ц].



Этапы

Содержание работы

Виды

Развитие общей моторики

Гимнастика.

Развитие мелких движений пальцев рук.

Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти.

Развитие подвижности артикуляционного аппарата


Выполнение упражнений


Работа на логопедических занятиях


Самостоятельная работа дома

Игровые упражнения


Упражнение перед зеркалом

Постановка и коррекция звука

Знакомство с артикуляцией звука.



Специальные упражнения для звуков с, сь, з, зь, ц

1.Работа над вспомогательными звуками:

• многократные удары кончика зыка у верхних десен (шепотное – с нижнего подъема “т-т-т”);

• с присоединением голоса (“д-д-д”);

• выполнение сильного задувания, вызывающего звука “тс-с-с”.

2.Механическая помощь при постановке звука:

• удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;

• образование холодной струи воздуха (упражнение «Ледяная горка»).


Специальное упражнение для звуков Ш,Ж от «Чашечка», от Р.


Работа над звуком

1)Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях.


2)Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными.

3)Звук в предложении.

4)Звук в тексте.

5)Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки


Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтестической деятельности и фонематических представлений


1)Показ артикуляции перед зеркалом.

2)Показ профиля данного звука.


3)Показ положения языка кистью руки.

4)Наглядная демонстрация вибрации языка.

5)Закрепление артикуляционных упражнений.

Автоматизация поставленного звука в речи;

развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтестической деятельности


  1. Узнавание звука на фоне слога, слова.


  1. Формирование фонематического анализа.

  2. Развитие синтестической деятельности.


  1. Развитие фонематических представлений.


  1. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая).


1)Произношение слов, слогов и предложений;

2)Работа с таблицами;

3)Работа с игровым материалом, картинками;

4)Чтение текстов;

5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.



Составить из названных звуков слог, слово.


Дать полный ЗБА слова.


1)Подобрать слово на заданный звук, слог.

2)Придумать слово по количеству звуков, слогов.

3)Подобрать картинки на звук.


1)Пересказ различных текстов.

2)Составление рассказов:

-по опросным словам;

-по сюжетным картинкам.

Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи.

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения.

Введение звука в самостоятельную речь.


Чтение слогов, слов, предложение, текстов.


Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно­развивающим занятиям, М., 1994;

  2. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  3. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического

пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24

июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция

специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья:

основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

  1. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М.: «Просвещение» 1971.

  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.

  3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред.

Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.

  1. Логопедия : Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой,- 3-е изд. - М., 1998.

  2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.

  3. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: Т.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина,- М., 1982.

  4. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".

  5. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого­

педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации

образования».

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения

образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами".

  1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)

/Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.

  1. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

  2. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп,- Кызыл, 1993.

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

(старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.

  1. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. ML: «Просвещение» 1989.

  2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.

  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при

общеобразовательной школе». - М.: «Когито - Центр», 1996 г.

подготовленное Министерством образования РФ от 14

декабря 2000г. №2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!