Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное общеобразовательное учреждение
Республики Коми «Санаторная школа - интернат №4» г. Ухты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1 - 4 КЛАССОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
Срок реализации - 1 год
Автор - составитель:
учитель - логопед Смирнова Е.С.
г.Ухта, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Учебный план
Содержание программы (перспективное планирование на год)
Показатели результативности учебной программы
Информационно - методическое обеспечение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Создание в учреждении логопедического кабинета повлекло разработку рабочей учебной программы, которая базируется на основных положениях общеразвивающей и коррекционной деятельности, сформулированных в инструктивно-методическом письме «О работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в школе - интернате имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков, другие - затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма, третьи - выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов. Наличие у учащихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико - грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы по родному языку.
В основу рабочей программы положены следующие принципы:
раннего воздействия на речевую деятельность, с целью предупреждения вторичных отклонений;
развитие речи с опорой на онтогенез (учёт закономерности развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
дифференцированный подход в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения;
связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния восприятия, внимания, памяти, мышления;
доступность и последовательность изложения обучающего материала.
Цель программы: преодоление общего недоразвития речи младших дошкольников, что обеспечивает овладение учащимися самостоятельной связной грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка.
Основными задачами рабочей программы являются:
формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков произношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия);
профилактика, коррекция дислексий (нарушение чтения) и дисграфий (нарушение письма);
пропаганда логопедических знаний среди педагогов.
Рабочая учебная программа рассчитана на один год коррекционной работы с детьми в возрасте от 7 до 11 лет.
Зачисление на логопедические занятия учащихся осуществляется на основе обследования устной и письменной речи, которое проводится с 1 по 15 сентября.
Занятия с учащимися проводятся в часы, свободные от уроков, с учётом работы учреждения. Занятия с первоклассниками по звукопроизношению проводятся индивидуально. Занятия с учащимися 1- 4 классов проводятся в группах по 3 - 4 человека.
Эффективность коррекционных занятий напрямую зависит от взаимодействия в работе с классными руководителями и воспитателями, которые закрепляют полученные знания на уроках в школе и в повседневной жизни учащихся.
Перспективный план работы учителя-логопеда на 2022/2023 уч. год
Месяц | Неделя | I кл | II кл | III кл | IV кл |
Сентябрь | 3 | 1 и 2 неделя - обследование устной и письменной речи учащихся |
Тема: «Слово» Цель: познакомить детей с понятием «слово» как единицей речевого потока; упражнять в назывании слов длинных и коротких. | Тема: «Деление слов на слоги» Цель: познакомить детей с различными способами деления слов на слоги Тема: «Деление слов на слоги» Цель: Упражнять в умении делить слова на слоги; учить определять количество слогов по количеству гласных в слове. • | Тема: «Родственные слова» Цель: познакомить детей с понятием родственные слова, упражнять в подборе групп родственных слов. Тема: «Родственные слова» Цель: упражнять в нахождении групп родственных слов из текста. | Тема: «Имя существительное» Цель: познакомить детей с существительным как частью речи, обозначающей предмет; упражнять в развитии слухового внимания. Тема: «Имя существительное» Цель: учить образовывать имена существительные от других частей речи; находить существительные в тексте ставя их в начальную форму. |
4 | Тема: «Слово - предмет» Цель: познакомить детей со словом- предметом, упражнять в постановке вопроса «Кто, что?» к словам; учить подбирать слова- предметы к вопросам; | Тема: «Деление слов на слоги» Цель: упражнять в слоговом анализе и синтезе: умении переставлять слоги, получая новые слова Тема: «Деление слов на слоги» Цель: упражнять в делении слов на слоги. | Тема: «Родственные слова» Цель: обучать способам словообразования с помощью суффиксов и приставок. Тема: «Родственные слова» Цель: познакомить детей с главной частью любого слова; упражнять в нахождении корня, опираясь на этимологию слова. | 1. Тема: «Одушевленное - неодушевленное существительное» Цель: познакомить с признаками одушевленных существительных 2. Тема: «Одушевленное - неодушевленное существительное» Цель: упражнять в преобразовании существительных неодушевленных в одушевленные и наоборот |
| 1 | Тема: «Слово - действие» Цель: познакомить с понятием «слово- действие» учить задавать вопрос к нему и подбирать действия к вопросу. | Тема: «Деление слов на слоги» Цель: учить делить слова на части для переноса; показать разницу между делением слов на слоги и для переноса. Тема: «Деление слов на слоги» Цель: упражнять деление слов на части для переноса. | Тема: «Корень слова» Цель: упражнять в правильном нахождении границ корня слова. Тема: «Корень слова» Цель: закрепить умение находить корень слова; упражнять в нахождении омонимичных корней. | Тема: «Одушевленное - неодушевленное существительное» Цель: упражнять в определении одушевленного и неодушевленного существительных Тема: «Собственные и нарицательные существительные» Цель: познакомить с правописанием имен собственных с большой буквы; упражнять в различении собственных и нарицательных существительных. |
Октябрь | | Тема: «Дифференциация слов- предметов и слов- действий» Цель: учить различать | 1. Тема: «Деление слов на части для переноса» Цель: закрепить умение делить слова на части для переноса; • выработать памятку. | 1. Тема: «Изложение «Стройка» Цель: учить детей передавать содержание текста последовательно, строя | Тема: «Собственные и нарицательные существительные» Цель: закрепить новые правописания имен собственных. Тема: «Род имен |
| 2 | на слух слова-предметы | 2. Тема «Ударение» | правильную фразу. | существительных» |
| 2 | и слова-действия; Упражнять в подборе нескольких слов- предметов к одному действию и наоборот. | Цель: познакомить детей с понятием «ударение» как выделение голосом ударного слога в слове. | 2. Тема: «Сложные слова» Цель: познакомить детей со словами состоящими из 2 и более корней; упражнять в составлении сложных слов. | Цель: познакомить детей с понятием «род», упражнять в определении рода существительного с опорой на вопрос и личное местоимение. |
Октябрь | 3 | Тема: «Предложение из 2 слов» Цель: познакомить детей с простым предложением, его схемой; упражнять в составлении предложения по заданному слову, по схеме, по картинке. | Тема «Ударение» Цель: упражнять в правильной постановке ударения в слове; учить составлять схему слова с указанием ударного слога. Тема «Ударение» Цель: закрепить умение правильно выделять ударный слог; показать смыслоразличительную роль ударения в родном языке. | Тема: «Сложные слова» Цель: упражнять в правописании соединительных гласных О-Е в сложных словах. Тема: «Сложные слова» Цель: упражнять в правильном определении границ корней и правильном написание орфограмм корня. | Тема: «Род имен существительных» Цель: упражнять в определении рода существительных с опорой на окончание, вопрос и личное местоимение. - Тема: «Род имен существительных» Цель: закрепить умение верно определять род существительных стоящих в косвенных падежах. |
Ноябрь | 1 | Тема: «Предложение из 3 слов» Цель: учить детей распространять простое предложение путем введения прямого дополнения. | Тема: «Изложение «Ворона Кара» Цель: учить детей строить предложения, смысл которых должен быть им понятен. Тема: «Звуки и буквы» Цель: показать детям разницу между звуком и буквой: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. | Тема: «Сложные слова» Цель: закрепить умение правописания сложных слов. Тема: «Безударная гласная в корне слова» Цель: познакомить детей с разными способами проверки безударной гласной в корне слова. | Тема: «Правописание Ь на конце существительных после шипящих» Цель: познакомить детей с правописанием Ь после шипящих как показатель женского рода существительных. Тема: «Правописание Ь на конце существительных после шипящих» Цель: упражнять в правописании Ь после шипящих на конце существительных женского рода. |
| 2 | | | | |
| 2 | Тема: «Слова-признаки» Цель: учить детей подбирать определения к словам познакомить с понятием «признак»; соотносить его с вопросами: какой, какая, какое, какие? | Тема: «Звуко-буквенный анализ слов» Цель: познакомить детей со звукобуквенным анализом слов, которые произносятся и пишутся одинаково. Тема: «Звуко-буквенный анализ слов» Цель: познакомить и упражнять в звуко-буквенном анализе слов типа лес, пять, люди. | Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова. Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова. | 1. Тема: «Правописание Ь» Цель: упражнять в правописании Ь после шипящих, опираясь на род существительного. 2. Тема: «Правописание Ь» Цель: закрепить умение правописания Ь после шипящих на конце существительных женского рода. |
Ноябрь | 3 3 | Тема: «Звуки» Цель: познакомить с органами артикуляции, учить различать звуки речевые и неречевые; развивать слуховое внимание и память. | Тема: «Звуко-буквенный анализ слов» Цель: упражнять в проведении звукобуквенного анализа слов типа яма, юла, елка. Тема: «Алфавит» Цель: закрепить знание детьми порядка следования букв в алфавите; упражнять в нахождении буквы по ее порядковому номеру. | 1. Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова. 2. Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова. | Тема: «Сочинение по опорным словам» Цель: помочь детям составить последовательный рассказ по опорным словам записанным на доске (ночь, шалаш, дичь) Тема: «Склонение существительных» Цель: познакомить детей со склонением, его определением с опорой на род и окончание. |
4 | Тема: «Звуки и буквы» Цель: помочь детям увидеть разницу между звуком и буквой, показать, что иногда буква состоит из 2 звуков, а 2 звука (например М М’) обозначаются одной буквой. | Тема: «Алфавит» Цель: учить детей располагать слова в алфавитном порядке. Тема: «Алфавит» Цель: закрепить знание алфавита и его практическое применение. | Тема: «Безударная гласная» Цель: закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова. Тема: «Безударная гласная» Цель: закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова. | Тема: «Склонение существительных» Цель: упражнять в определении склонения существительного, предварительного поставив его в начальную форму. Тема: «Склонение существительных» Цель: закрепить умение определять склонение существительных. |
Ноябрь | 1 | Тема: «Звук-слово- предложение» Цель: учить различать на слух звук-слово- предложение; упражнять в составлении предложения по схеме или сюжетной картине. | Тема: «Гласные и согласные», Цель: показать детям разницу в способе образования гласных и согласных. . Тема: «Гласные У-Ю» Цель: учить дифференцировать гласные У-Ю на письме, опираясь на звучание впереди стоящего согласного звука. | Тема: «Безударная гласная» Цель: закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова. Тема: «Безударная гласная» Диктант «Зима» Цель: проверить умение правописания безударной гласной в корне слова в виде слухового диктанта. | Тема: «Падежи» Цель: познакомить с новой категорией существительного - падежом; упражнять в изменении существительного по падежам. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: познакомить со способами проверки безударной гласной в падежных окончаниях существительных. |
| 2 | | | | |
| 2 | Тема: «Гласные звуки» Цель: познакомить со способом образования гласных звуков; упражнять в определении первого гласного звука в слове. | Тема: «Гласные у-ю» Цель: упражнять в различении и написании гласных у-ю в слогах и словах. Тема: «Гласные у-ю» Цель: закрепить умение различать и не путать на письме гласные у-ю. | Тема: «Парные звонкие-глухие согласные на конце слов» Цель: познакомить со способами проверки правописания парных согласных в корне слова. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные на конце слов» Цель: упражнять в правописании парных согласных в корне слова. | Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: упражнять в правописании падежных окончаний и-е. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: упражнять в правописании падежных окончаний и-е. |
Декабрь | 3 3 | Тема: «Согласные звуки» Цель: познакомить со способом образования согласных звуков; упражнять в определении последнего в слове согласного звука | Тема: «Сочинение-описание по картине «После школы» Цель: обучать детей последовательному описанию картины; учить составлению простых по форме предложений. Тема: «Гласные о-ё» Цель: учить различать на письме гласные о-ё, опираясь на звучание впереди стоящих согласных. | Тема: «Парные звонкие-глухие согласные на конце слов» Цель: закрепить умение проверки парных согласных в корне слова. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные в середине слов» Цель: познакомить со способами проверки правописания парных согласных в середине слова. | Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: упражнять в правописании падежных окончаний и-е. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: закрепить умение правописания безударных падежных окончаний существительных; провести диктант «Волчонок». |
4 | Тема: «Согласные: твердые и мягкие» Цель: учить различать на слух твердые и мягкие согласные познакомить с символами твердых и мягких согласных. | Тема: «Гласные о-ё» Цель: упражнять в различении и написании гласных о-ё в слогах и словах. Тема: «Гласные о-ё» Цель: закрепить умение различать в написании гласные о-ё. | Тема: «Парные звонкие-глухие согласные в середине слов» Цель: упражнять в правописании парных согласных в середине слов. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные в середине слов» Цель: закрепить умение правописания парных согласных в середине слова. | Тема: «Изложение «Друзья животных» Цель: обучать детей в последовательной передаче текста. Тема: «Имя прилагательное» Цель: познакомить детей с новой частью речи, которая украшает язык. |
5 | Тема: «Согласные звонкие и глухие» Цель: познакомить детей со звонкими и глухими согласными; учить различать их на слух и по тактильным ощущениям, познакомить с символами. | Тема: «Гласные ё-ю» Цель: различать на слух и не путать на письме гласные, имеющие акустикоартикуляционное сходство. Тема: «Гласные ё-ю» Цель: упражнять в правильном написании гласных ё-ю опираясь на конечную артикуляцию звука. | Тема: «Изложение «Живая шляпа» Цель: учить детей в последовательной передаче текста, строя правильную фразу. Тема: «Приставка» Цель: познакомить детей с новой частью слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. | Тема: «Разряды имен прилагательных» Цель: познакомить с разрядами прилагательных; упражнять в правописании суффиксов с буквой Н. Тема: «Прилагательные - антонимы» Цель: учить детей в правильном подборе прилагательных-антонимов. |
| 2 | | | | |
Январь | 2 | Тема: «Звуковой анализ слов» Цель: закрепить знание детьми символов звуков, упражнять в звуковом анализе односложных слов (например мак, конь, рис). | Тема: «Гласные ё-ю» Диктант «Гадюка» Цель: закрепить и проверить умение правописания гласных ё-ю в слуховом диктанте. Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: учить детей правильно определять конечный согласный в слове, обозначать мягкость согласных с помощью Ь. | Тема: «Приставка» Цель: познакомить детей с правописание безударных гласных о- а в приставке. Тема: «Приставка» Цель: упражнять в правописании безударных гласных о-a в приставке, умение верно выделить эту часть слова. | 1. Тема: «Прилагательные - антонимы» Цель: упражнять в подборе и верном употреблении прилагательных – антонимов. 2. Тема: «Прилагательные - синонимы» Цель: учить подбирать прилагательные- синонимы; понимать смысл оттеночных значений прилагательных-синонимов. |
Январь | 3 3 | Тема: «Звуковой анализ слов» Цель: упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных (липа, банка, школа) | Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: упражнять в обозначении мягкости последнего согласного в слове с помощью Ь. Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: упражнять в нахождении ошибок по пропуску Ь в слове. | Тема: «Приставка» Цель: познакомить с правописанием парных звонких-глухих согласных на конце приставок. Тема: «Приставка» Цель: закрепить навык правописания приставок. | Тема: «Прилагательные-синонимы» Цель: упражнять в составлении синонимичных рядов прилагательных. Тема: «Прилагательные синонимы и антонимы» Цель: обучать детей подбирать к прилагательному его антоним и синоним. |
4 | Тема: «Звуковой анализ слов» Цель: упражнять в звуковом анализе слов сложной слоговой структуры и йотированными гласными (например, ветка, крокодил, цыплёнок). | Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: закрепить умение в написании Ь на конце слов. Тема: «Мягкий знак в середине слова» Цель: познакомить детей с правописанием Ь в середине слова, развивать фонематическое восприятие. | 1. Тема: «Сочинение по картине с юмористическим сюжетом «Скоро Новый год» Цель: помочь учащимся в правильном оформлении придуманного окончания рассказа. 2. Тема: «Разделительный Ъ» Цель: познакомить детей с правописанием разделительного Ъ. | 1. Тема: «Изменение прилагательных по родам и числам» Цель: показать как изменяются окончания прилагательных при изменении по родам. 2. Тема: «Изменение прилагательных по родам и числам» Цель: закрепить умение изменять прилагательные по родам и числам. |
1 | Тема: «Деление слов на слоги» Цель: познакомить детей с различными способами деления двусложных слов на слоги. | Тема: «Мягкий знак в середине слова» Цель: упражнять в правописании Ь'в середине слова, опираясь на звучание мягкого согласного. Тема: «Мягкий знак в середине слова» Цель: упражнять в правописании Ь в середине слова, опираясь на звучание мягкого согласного звука. | Тема: «Разделительный Ъ» Цель: упражнять в правописании Ъ, опираясь на конец приставки и начало корня. Тема: «Разделительный Ъ» Цель: упражнять в правописании разделительного Ъ. | Тема: «Склонение имен прилагательных» Цель: показать, как изменяются окончания прилагательных при склонении. Тема: «Падежные окончания имен прилагательных» Цель: упражнять в правильном написании падежных окончаний прилагательных. |
| 2 | Тема: «Деление слов на слоги» Цель:закрепить умение делить на слоги двусложные слова; познакомить с деление одно и многосложных слов. | Тема: «Мягкий знак в середине слова» Цель: закрепить умение написания Ь в середине слова. Тема: «Изложение «Четыре цвета» Цель: обучать передаче текста подробно, выстраивая правильную фразу. | Тема: «Дифференциация Ь и Ъ» Цель: упражнять в правописании слов с Ъ и Ь. Тема: «Дифференциация Ь и Ъ» Цель: закрепить умение в правописания слов с Ъ и Ь. | |
| 2 | Цель: закрепить умение делить на слоги двусложные слова; познакомить с деление одно и многосложных слов. | Цель: закрепить умение написания Ь в середине слова. 2.Тема: «Изложение «Четыре цвета» Цель: обучать передаче текста подробно, выстраивая правильную фразу. | Цель: упражнять в правописании слов с Ъ и Ь. 2.Тема: «Дифференциация Ь и Ъ». Цель: закрепить умение в правописания слов с Ъ и Ь. | Тема: «Падежные окончания имен прилагательных» Цель: закрепить умение правописания безударных окончаний прилагательных. Тема: «Сочинение по серии сюжетных картин «День рождения Миши» Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин с нарушенным порядком следования. |
Февраль | 3 3 | Тема: «Звук и буква С». Цель: познакомить со звуком [С], учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), развивать фонематическое восприятие. | Тема: «Разделительный Ь». Цель: познакомить детей с правописанием разделительного Ь, развивать фонематическое восприятие. Тема: «Разделительный Ь» Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь. | Тема: «Разделительный Ъ». Цель: закрепить умение правописания разделительного X; провести диктант «Лыжный кросс». Тема: «Предлоги» Цель: познакомить детей с новой частью речи - предлогом, показать разнообразие предлогов и их роль в речи. | Тема: «Глагол». Цель: познакомить с новой частью речи; упражнять в определении глаголов среди других частей речи. Тема: «Неопределенная форма глагола» Цель: научить детей ставить глагол в неопределенную форму. |
4 | Тема: «Звук и буква Ш» Цель: познакомить со звуком [Ш]; учить определять наличие звука в слове и его позицию, упражнять в характеристике нового звука. | Тема: «Разделительный Ь» Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь. Тема: «Разделительный Ь» Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь. | Тема: «Предлоги» Цель: упражнять в правописании и правильном употреблении в речи. Тема: «Предлоги» Цель: закрепить умение правильного употребления предлогов в речи и их правописания. | Тема: «Неопределенная форма глагола» Цель: упражнять в замене словосочетания синонимичным глаголом в неопределенной форме. Тема: «Неопределенная форма глагола» Цель: закрепить умение ставить глагол в неопределенную форму. |
| 1 | Тема: «Дифференциация С- Ш» Цель: учить различать на - слух изолированные звуки в слогах и словах по способу и месту образования данных звуков. | 1. Тема: «Разделительный Ь» Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь. 2' Тема: «Разделительный Ь» Цель: закрепить умение правописания разделительного мягкого знака. | Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: учить различать предлоги и приставки. Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: упражнять в различении предлогов и приставок. | Тема: «Совершенный-несовершенный вид глаголов» Цель: познакомить с 2 видами глаголов; показать разницу, упражнять в определении вида глагола. Тема: «Совершенный-несовершенный вид глаголов» Цель: упражнять в определении вида и перевода глагола из совершенного в несовершенный вид и наоборот. |
2 | | | | |
Март | 2 | Тема: «Звук и буква 3». Цель: познакомить со звуком [3], учить определять наличие звука в слове и его позицию (начало, середина, конец); развивать фонематическое восприятие. | Тема: «Звонкие и глухие согласные» Цель: показать различие по способу и форме образования звонких и глухих согласных. Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: учить различать на слух и не путать на письме согласные В-Ф изолированно, в слогах и словах. | Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: упражнять в различении предлогов и приставок. Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: упражнять в различении предлогов и приставок. | Тема: «Падежные окончания имен прилагательных» |
Март | 3 3 | Тема: «Звук и буква Ж» Цель: познакомить со звуком [Ж]; упражнять в наличии звука в слове и его позицию; развивать фонематическое восприятие. | Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: упражнять в различении парных согласных на слух в слогах и словах. Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: упражнять в различении парных согласных В-Ф изолированно, в слогах и словах. | Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: закрепить умение различать предлоги и приставки. Тема: «Изложение «Клесты» Цель: познакомить детей с жизнью клестов; помочь в правильной передаче текста изложения. | Тема: «Не с глаголами» Цель: закрепить умение правописания «не» с глаголами. Тема: «Изложение «Подарки» Цель: обучать детей выборочному изложению, передачи основной мысли текста. |
Апрель | 1 | Тема: «Звуки 3-Ж» Цель: учить различать на слух изолированные звуки [3-Ж] в слогах и словах по способу и месту образования данных звуков. | Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: упражнять в различении парных согласных В-Ф изолированно, в слогах и словах. Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: закрепить умение различать парные согласные В-Ф. | Тема: «Суффикс» Цель: познакомить детей с частью слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Тема: «Суффикс» Цель: показать детям словообразующую и формообразующую роль суффиксов. | Тема: «Прошедшее время глаголов» Цель: познакомить детей с изменением глаголов по временам; проследить за появлением у глаголов прошедшего времени суффикса «-Л» и родовых окончаний. Тема: «Безударные окончания глаголов прошедшего времени» Цель: упражнять в правописании безударных окончаний глаголов прошедшего времени. |
2 | | | | |
| 2 | Тема: «Звук и буква Л» Цель: познакомить со звуком [Л]; учить определять наличие звука в слове и его позицию (начало, середина, конец); развивать фонематическое восприятие. | Тема: «Сочинение по опорным словам» Цель: учить детей строить последовательный рассказ и излагать его письменно. Тема: «Дифференциация оптически сходных букв Б-Д» Цель: показать в чем сходство и различие букв Б-Д, познакомить с символами. | Тема: «Суффикс» Цель: упражнять в правописании суффиксов, -ик, -ек. Тема: «Суффикс» Цель:закрепить умение правописание суффиксов, -онок, ёнок. | Тема: «Безударные окончания глаголов прошедшего времени» Цель: упражнять в правописании безударных окончаний глаголов прошедшего времени. Тема: «Безударные окончания глаголов прошедшего времени» Цель: закрепить умение правописания безударных окончаний глаголов прошедшего времени. |
Апрель Апрель | 3 3 | Тема: «Звук и буква Р» Цель: познакомить со звуком [Р], учить определять наличие звука в слове и его позицию (начало, середина, конец); развивать фонематическое восприятие. | Тема: «Дифференциация Б-Д» Цель: упражнять в различении оптически сходных букв Б-Д. Тема: «Дифференциация Б-Д» Цель: закрепить умение различать и не путать на письме оптически сходные буквы; провести графический диктант. | 1.Тема: «Состав слова» Цель: учить детей правильно разбирать слова по составу. 2.Тема: «Состав слова» Цель: упражнять в морфемном разборе слов разных частей речи. | Тема: «Спряжение глаголов» Цель: познакомить детей с глаголами настоящего времени, которые изменяются по лицам и числам. Тема: «Спряжение глаголов» Цель: упражнять в спряжении глаголов. |
4 | Тема: «Дифференциация Л- Р» Цель: учить различать на слух изолированные звуки [Р-Л], в слогах и словах. | Тема: «Дифференциация П-Т» Цель: познакомить детей с различением оптически сходных букв П-Т. 2.Тема: «Дифференциация П-Т» Цель: упражнять в различении оптически сходных букв, опираясь на количество элементов букв. | Тема: «Состав слова» Цель: закрепить умение делить разбор слова по составу. Тема: «Изложение «Птичий будильник» Цель: оказывать помощь в последовательной передаче текста изложения. | Тема: «Глаголы I и II спряжения» Цель: познакомить с различиями глаголов I и II спряжений. Тема: «Безударные окончания глаголов второго лица единственного числа (ешь, ишь)» Цель: учить правильно определять спряжение ставя глагол в неопределенную форму и выбирать соответствующее окончание. |
| 2 | | | | |
Май | 1 | Тема: «Составление описательных рассказов с опорой на предметно- графический план» Цель: обучать детей составлению рассказов о фруктах, овощах, одежде, посуде, игрушках с опорой на картинно-графический план. | Тема: «Дифференциация П-Т» Цель: закрепить умение различать на письме оптически сходные буквы. Тема: «Сочинение по серии сюжетных картин «Мамин праздник» Цель: помочь детям в составлении рассказов и передаче их на письме. | 1.Тема: «Антонимы» Цель: познакомить детей со словами, имеющими противоположное значение. 2.Тема: «Антонимы» Цель: упражнять в подборе антонимов и правильном употреблении в речи. | Тема: «Безударные окончания глаголов второго лица единственного числа (ешь, ишь)» Цель: упражнять в правописании безударных окончаний глаголов второго лица единственного числа. 2.Тема: «Диктант «Режим дня» Цель: закрепить умение правописания окончаний глаголов второго лица единственного числа. |
Май Апрель | 2 3 | Тема: «Пересказ рассказа В. Осеевой «Синие листья» Цель: учить пересказу небольшого по объему рассказа, упражнять в драматизации произведения. | Тема: «Дифференциация Ч-Ц» Цель: учить различать на слух и не путать на письме Ч-Ц, имеющие акустико-артикуляционное сходство. Тема: «Дифференциация Ч-Ц» Цель: упражнять в написании букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство; Обследование. | Тема: «Синонимы» Цель: познакомить детей со словами близкими по смыслу; учить подбирать синонимы. Тема: «Синонимы» Цель: упражнять в подборе к словам синонимов и антонимов. | Тема: «Обобщающий урок по теме глагол» Цель: закрепить полученные знания о глаголе, упражнять в разборе глагола как части речи. Тема: «Сочинение «Кем я мечтаю стать» Цель: развивать фантазию. |
| 3 и 4 неделя – обследование устной и письменной речи учащихся |
|
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
К окончанию учебного года первоклассники должны уметь:
вслушиваться в обращённую речь;
правильно произносить поставленные звуки;
говорить чётко, внятно, соблюдая темп;
слышать ошибки в собственной и чужой речи;
различать понятия «звук - буква - слог - слово - предложение - текст»;
дифференцировать звуки по признакам «гласный - согласный», «твёрдый - мягкий», «звонкий - глухой»;
составлять рассказ по картине в объёме 5-7 предложений; рассказ- описание с опорой на схему;
производить простые и сложные формы языкового анализа и синтеза;
давать характеристику данного звука;
читать по слогам тексты;
писать под диктовку слова различной слоговой структуры, предложения, тексты.
К окончанию учебного года второклассники должны уметь:
правильно произносить все звуки родного языка;
делить слова на слоги различными способами; определять количество слогов в слове с опорой на гласные звуки;
делить слова на части для переноса;
правильно выделять ударный слог в слове; видеть разницу в значении слов омонимов (одинаково пишутся, но имеют разное значение в зависимости от ударения);
дифференцировать гласные a-я, у-ю, о-ё, ё-ю и не путать их на письме;
правильно определять границы предложений;
не пропускать, не переставлять в словах буквы;
правильно обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью буквы мягкий знак;
дифференцировать согласные по принципу «звонкий - глухой» в сильной позиции;
различать и не смешивать оптически сходные буквы: б-д, п-т, х-ж, и-у;
дифференцировать звуки, имеющие акустико - артикуляционное сходство:
ч-ц, с-ш, з-ж.
К окончанию учебного года третьеклассники должны уметь:
чётко выражать свои мысли;
самостоятельно ставить вопросы;
употреблять в речи целевые, временные, причинные конструкции, в соответствии с вопросами: когда? Зачем? Почему?
определять группы родственных слов с опорой на одинаковый корень и значения слов;
правильно находить границы корня;
определять орфограммы в корне (безударная гласная, непроизносимая согласная, парные звонкие - глухие согласные в слабой позиции)
и овладеть способами их проверки;
различать простые и сложные слова;
выделять приставку, суффикс, окончание;
образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами, путём слияния двух основ;
правильно писать безударную гласную в приставке и суффиксе;
дифференцировать приставки и предлоги;
различать правописание разделительных ь и ъ знаков;
передавать письменно содержание небольших по объёму текстов;
писать сочинения из личного опыта.
К окончанию учебного года четвероклассники должны уметь:
чётко выражать свои мысли устно и письменно;
подбирать антонимы, синонимы, многозначные слова;
уместно употреблять в речи фразеологические обороты, знать их значения;
различать на слух разные части речи: имя существительное,
имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное;
производить фонетический, морфемный, морфологический, орфографический разборы слов;
правильно определять орфограммы корня приставки, суффикса и окончания и знать способы Их проверки;
писать изложения, сочинения видеть допущенные ошибки на письме
(профилактика дизорфографии).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996г.
Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. —680 с.
Власенко И. Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.
Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. -М.: ВЛАДОС, 2001. -239 с.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. . Пособие для логопеда. - Издательство: Владос, 2006 г.
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Москва, «Просвещение», 1991 г.
Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Методическое пособие (под ред. Защиринской О.В.). - издательство «Речь», 2006.
Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению? - издательство «Ось», 2006 г.
Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000. - 64 с.
И.Кукушин В. С. Логопедия в школе: практический опыт. - Издательство: "Феникс", 2010.
Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Союз , 2002. - 224с.
Мисаренко Г. Г. Русский язык в классах компенсирующего обучения.
- Москва. Гном- Пресс. Новая школа, 1998. - 240с.
Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Издательство: Питер Год: 2004.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997
Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 -х частях -М.: просвещение, 1991
Шклярова Т. В. Как научить вашего ребёнка писать без ошибок?- издательство: Грамотей, 2006
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984
Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному успоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Логопедия Когито-Центр, 1996 - 47 с.