СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа «логопедическая работа с учащимися 1 - 4 классов с общим недоразвитием речи»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ 1 - 4 КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «логопедическая работа с учащимися 1 - 4 классов с общим недоразвитием речи»»

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное общеобразовательное учреждение
Республики Коми «Санаторная школа - интернат №4» г. Ухты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1 - 4 КЛАССОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Срок реализации - 1 год

Автор - составитель:

учитель - логопед Смирнова Е.С.

г.Ухта, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  2. Учебный план

  3. Содержание программы (перспективное планирование на год)

  4. Показатели результативности учебной программы

  5. Информационно - методическое обеспечение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Создание в учреждении логопедического кабинета повлекло разработку рабочей учебной программы, которая базируется на основных положениях общеразвивающей и коррекционной деятельности, сформулированных в инструктивно-методическом письме «О работе учителя - логопеда при общеобразовательной школе» под редакцией А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в школе - интернате имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков, другие - затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма, третьи - выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов. Наличие у учащихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико - грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы по родному языку.

В основу рабочей программы положены следующие принципы:

раннего воздействия на речевую деятельность, с целью предупреждения вторичных отклонений;

  • развитие речи с опорой на онтогенез (учёт закономерности развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

  • взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;

  • дифференцированный подход в логопедической работе к детям, имеющим различную структуру речевого нарушения;

  • связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния восприятия, внимания, памяти, мышления;

доступность и последовательность изложения обучающего материала.

Цель программы: преодоление общего недоразвития речи младших дошкольников, что обеспечивает овладение учащимися самостоятельной связной грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка.

Основными задачами рабочей программы являются:

  • практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка;

формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков произношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха и восприятия);

  • развитие навыков связной речи;

  • профилактика, коррекция дислексий (нарушение чтения) и дисграфий (нарушение письма);

  • пропаганда логопедических знаний среди педагогов.

Рабочая учебная программа рассчитана на один год коррекционной работы с детьми в возрасте от 7 до 11 лет.

Зачисление на логопедические занятия учащихся осуществляется на основе обследования устной и письменной речи, которое проводится с 1 по 15 сентября.

Занятия с учащимися проводятся в часы, свободные от уроков, с учётом работы учреждения. Занятия с первоклассниками по звукопроизношению проводятся индивидуально. Занятия с учащимися 1- 4 классов проводятся в группах по 3 - 4 человека.

Эффективность коррекционных занятий напрямую зависит от взаимодействия в работе с классными руководителями и воспитателями, которые закрепляют полученные знания на уроках в школе и в повседневной жизни учащихся.

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2022/2023 уч. год

Месяц

Неделя

I кл

II кл

III кл

IV кл

Сентябрь

3

1 и 2 неделя - обследование устной и письменной речи учащихся

Тема: «Слово» Цель: познакомить детей с понятием «слово» как единицей речевого потока; упражнять в назывании слов длинных и коротких.

  1. Тема: «Деление слов на слоги» Цель: познакомить детей с различными способами деления слов на слоги

  2. Тема: «Деление слов на слоги» Цель: Упражнять в умении делить слова на слоги; учить определять количество слогов по количеству гласных в слове. •

  1. Тема: «Родственные слова» Цель: познакомить детей с понятием родственные слова, упражнять в подборе групп родственных слов.

  2. Тема: «Родственные слова» Цель: упражнять в нахождении групп родственных слов из текста.

  1. Тема: «Имя существительное» Цель: познакомить детей с существительным как частью речи, обозначающей предмет; упражнять в развитии слухового внимания.

  2. Тема: «Имя существительное» Цель: учить образовывать имена существительные от других частей речи; находить существительные в тексте ставя их в начальную форму.

4

Тема: «Слово - предмет»

Цель: познакомить детей со словом- предметом, упражнять в постановке вопроса «Кто, что?» к словам; учить подбирать слова- предметы к вопросам;

  1. Тема: «Деление слов на слоги» Цель: упражнять в слоговом анализе и синтезе: умении переставлять слоги, получая новые слова

  2. Тема: «Деление слов на слоги» Цель: упражнять в делении слов на слоги.

  1. Тема: «Родственные слова» Цель: обучать способам словообразования с помощью суффиксов и приставок.

  2. Тема: «Родственные слова» Цель: познакомить детей с главной частью любого слова; упражнять в нахождении корня, опираясь на этимологию слова.

1. Тема: «Одушевленное - неодушевленное существительное» Цель: познакомить с признаками одушевленных существительных 2. Тема: «Одушевленное - неодушевленное существительное» Цель: упражнять в преобразовании существительных неодушевленных в одушевленные и наоборот
















1

Тема: «Слово - действие»

Цель: познакомить с понятием «слово- действие» учить задавать вопрос к нему и подбирать действия к вопросу.

  1. Тема: «Деление слов на слоги» Цель: учить делить слова на части для переноса; показать разницу между делением слов на слоги и для переноса.

  2. Тема: «Деление слов на слоги» Цель: упражнять деление слов на части для переноса.

  1. Тема: «Корень слова» Цель: упражнять в правильном нахождении границ корня слова.

  2. Тема: «Корень слова» Цель: закрепить умение находить корень слова; упражнять в нахождении омонимичных корней.

  1. Тема: «Одушевленное - неодушевленное существительное» Цель: упражнять в определении одушевленного и неодушевленного существительных

  2. Тема: «Собственные и

нарицательные существительные» Цель: познакомить с правописанием имен собственных с большой буквы; упражнять в различении собственных и нарицательных существительных.


Октябрь



Тема:

«Дифференциация слов- предметов и слов- действий»

Цель: учить различать

1. Тема: «Деление слов на части для переноса»

Цель: закрепить умение делить слова на части для переноса; • выработать памятку.

1. Тема: «Изложение «Стройка»

Цель: учить детей передавать содержание текста последовательно, строя

  1. Тема: «Собственные и нарицательные существительные» Цель: закрепить новые правописания имен собственных.

  2. Тема: «Род имен









2

на слух слова-предметы

2. Тема «Ударение»

правильную фразу.

существительных»






2

и слова-действия; Упражнять в подборе нескольких слов- предметов к одному действию и наоборот.

Цель: познакомить детей с понятием «ударение» как выделение голосом ударного слога в слове.

2. Тема: «Сложные слова» Цель: познакомить детей со словами состоящими из 2 и более корней; упражнять в составлении сложных слов.

Цель: познакомить детей с понятием «род», упражнять в определении рода существительного с опорой на вопрос и личное местоимение.







Октябрь















3

Тема: «Предложение из 2 слов»

Цель: познакомить детей с простым предложением, его схемой; упражнять в составлении предложения по заданному слову, по схеме, по картинке.

  1. Тема «Ударение»

Цель: упражнять в правильной постановке ударения в слове; учить составлять схему слова с указанием ударного слога.

  1. Тема «Ударение»

Цель: закрепить умение правильно выделять ударный слог; показать смыслоразличительную роль ударения в родном языке.


  1. Тема: «Сложные слова» Цель: упражнять в правописании соединительных гласных О-Е в сложных словах.

  2. Тема: «Сложные слова» Цель: упражнять в правильном определении границ корней и правильном написание орфограмм корня.


  1. Тема: «Род имен существительных» Цель: упражнять в определении рода существительных с опорой на окончание, вопрос и личное местоимение. -

  2. Тема: «Род имен существительных» Цель: закрепить умение верно определять род существительных стоящих в косвенных падежах.



Ноябрь







1

Тема: «Предложение из 3 слов»

Цель: учить детей распространять простое предложение путем введения прямого дополнения.

  1. Тема: «Изложение «Ворона Кара»

Цель: учить детей строить предложения, смысл которых должен быть им понятен.

  1. Тема: «Звуки и буквы» Цель: показать детям разницу между звуком и буквой: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.


  1. Тема: «Сложные слова» Цель: закрепить умение правописания сложных слов.

  2. Тема: «Безударная гласная в корне слова»

Цель: познакомить детей с разными способами проверки безударной гласной в корне слова.


  1. Тема: «Правописание Ь на конце существительных после шипящих» Цель: познакомить детей с правописанием Ь после шипящих как показатель женского рода существительных.

  2. Тема: «Правописание Ь на конце существительных после шипящих» Цель: упражнять в правописании Ь после шипящих на конце существительных женского рода.










2










2

Тема: «Слова-признаки» Цель: учить детей подбирать определения к словам познакомить с понятием «признак»; соотносить его с вопросами: какой, какая, какое, какие?

  1. Тема: «Звуко-буквенный анализ слов»

Цель: познакомить детей со звукобуквенным анализом слов, которые произносятся и пишутся одинаково.

  1. Тема: «Звуко-буквенный анализ слов»

Цель: познакомить и упражнять в звуко-буквенном анализе слов типа лес, пять, люди.


  1. Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова.

  2. Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова.


1. Тема: «Правописание Ь» Цель: упражнять в правописании Ь после шипящих, опираясь на род существительного.

2. Тема: «Правописание Ь»

Цель: закрепить умение правописания Ь после шипящих на конце существительных женского рода.




Ноябрь










3





3

Тема: «Звуки»

Цель: познакомить с органами артикуляции, учить различать звуки речевые и неречевые; развивать слуховое внимание и память.

  1. Тема: «Звуко-буквенный анализ слов»

Цель: упражнять в проведении звуко­буквенного анализа слов типа яма, юла, елка.

  1. Тема: «Алфавит»

Цель: закрепить знание детьми порядка следования букв в алфавите; упражнять в нахождении буквы по ее порядковому номеру.

1. Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова. 2. Тема: «Безударная гласная» Цель: упражнять в правильном выборе проверочного слова на безударную гласную в корне слова.

  1. Тема: «Сочинение по опорным словам» Цель: помочь детям составить последовательный рассказ по опорным словам записанным на доске (ночь, шалаш, дичь)

  2. Тема: «Склонение существительных» Цель: познакомить детей со склонением, его определением с опорой на род и окончание.








4

Тема: «Звуки и буквы» Цель: помочь детям увидеть разницу между звуком и буквой, показать, что иногда буква состоит из 2 звуков, а 2 звука (например М М’) обозначаются одной буквой.

  1. Тема: «Алфавит»

Цель: учить детей располагать слова в алфавитном порядке.

  1. Тема: «Алфавит»

Цель: закрепить знание алфавита и его практическое применение.

  1. Тема: «Безударная гласная» Цель: закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова.

Тема: «Безударная гласная» Цель: закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова.

  1. Тема: «Склонение существительных» Цель: упражнять в определении склонения существительного, предварительного поставив его в начальную форму.

  2. Тема: «Склонение существительных» Цель: закрепить умение определять склонение существительных.



Ноябрь







1

Тема: «Звук-слово- предложение»

Цель: учить различать на

слух звук-слово- предложение; упражнять в составлении предложения по схеме или сюжетной

картине.

  1. Тема: «Гласные и согласные», Цель: показать детям разницу в способе образования гласных и согласных. .

  2. Тема: «Гласные У-Ю»

Цель: учить дифференцировать гласные У-Ю на письме, опираясь на звучание впереди стоящего согласного звука.

  1. Тема: «Безударная гласная» Цель: закрепить навык правописания безударной гласной в корне слова.

  2. Тема: «Безударная гласная» Диктант «Зима»

Цель: проверить умение правописания безударной гласной в корне слова в виде слухового диктанта.

  1. Тема: «Падежи»

Цель: познакомить с новой категорией существительного - падежом; упражнять в изменении существительного по падежам.

  1. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: познакомить со способами проверки безударной гласной в падежных окончаниях существительных.










2










2

Тема: «Гласные звуки» Цель: познакомить со способом образования гласных звуков; упражнять в определении первого гласного звука в слове.

  1. Тема: «Гласные у-ю»

Цель: упражнять в различении и написании гласных у-ю в слогах и словах.

  1. Тема: «Гласные у-ю»

Цель: закрепить умение различать и не путать на письме гласные у-ю.

  1. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные на конце слов» Цель: познакомить со способами проверки правописания парных согласных в корне слова.

Тема: «Парные звонкие-глухие согласные на конце слов» Цель: упражнять в правописании парных согласных в корне слова.

  1. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: упражнять в правописании падежных окончаний и-е.

  2. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: упражнять в правописании падежных окончаний и-е.


Декабрь











3





3

Тема: «Согласные звуки» Цель: познакомить со способом образования согласных звуков; упражнять в определении последнего в слове согласного звука

  1. Тема: «Сочинение-описание по картине «После школы»

Цель: обучать детей последовательному описанию картины; учить составлению простых по форме предложений.

  1. Тема: «Гласные о-ё»

Цель: учить различать на письме гласные о-ё, опираясь на звучание впереди стоящих согласных.


  1. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные на конце слов» Цель: закрепить умение проверки парных согласных в корне слова.

  2. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные в середине слов» Цель: познакомить со способами проверки правописания парных согласных в середине слова.


  1. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: упражнять в правописании падежных окончаний и-е.

  2. Тема: «Падежные окончания и-е» Цель: закрепить умение правописания безударных падежных окончаний существительных; провести диктант «Волчонок».








4

Тема: «Согласные: твердые и мягкие»

Цель: учить различать на слух твердые и мягкие согласные познакомить с символами твердых и мягких согласных.

  1. Тема: «Гласные о-ё»

Цель: упражнять в различении и написании гласных о-ё в слогах и словах.

  1. Тема: «Гласные о-ё»

Цель: закрепить умение различать в написании гласные о-ё.


  1. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные в середине слов» Цель: упражнять в правописании парных согласных в середине слов.

  2. Тема: «Парные звонкие-глухие согласные в середине слов» Цель: закрепить умение правописания парных согласных в середине слова.


  1. Тема: «Изложение «Друзья животных» Цель: обучать детей в последовательной передаче текста.

Тема: «Имя прилагательное» Цель: познакомить детей с новой частью речи, которая украшает язык.






5

Тема: «Согласные звонкие и глухие»

Цель: познакомить детей со звонкими и глухими согласными; учить различать их на слух и по тактильным ощущениям, познакомить с символами.

  1. Тема: «Гласные ё-ю»

Цель: различать на слух и не путать на письме гласные, имеющие акустико­артикуляционное сходство.

  1. Тема: «Гласные ё-ю»

Цель: упражнять в правильном написании гласных ё-ю опираясь на конечную артикуляцию звука.


  1. Тема: «Изложение «Живая шляпа» Цель: учить детей в последовательной передаче текста, строя правильную фразу.

  2. Тема: «Приставка»

Цель: познакомить детей с новой частью слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

  1. Тема: «Разряды имен прилагательных» Цель: познакомить с разрядами прилагательных; упражнять в правописании суффиксов с буквой Н.

  2. Тема: «Прилагательные - антонимы» Цель: учить детей в правильном подборе прилагательных-антонимов.










2





Январь






2

Тема: «Звуковой анализ слов»

Цель: закрепить знание детьми символов звуков, упражнять в звуковом анализе односложных слов (например мак, конь, рис).

  1. Тема: «Гласные ё-ю» Диктант «Гадюка» Цель: закрепить и проверить умение правописания гласных ё-ю в слуховом диктанте.

  2. Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: учить детей правильно определять конечный согласный в слове, обозначать мягкость согласных с помощью Ь.


  1. Тема: «Приставка» Цель: познакомить детей с правописание безударных гласных о- а в приставке.

  2. Тема: «Приставка»

Цель: упражнять в правописании безударных гласных о-a в приставке, умение верно выделить эту часть слова.


1. Тема: «Прилагательные - антонимы» Цель: упражнять в подборе и верном употреблении прилагательных – антонимов.

2. Тема: «Прилагательные - синонимы» Цель: учить подбирать прилагательные- синонимы; понимать смысл оттеночных значений прилагательных-синонимов.





Январь











3





3

Тема: «Звуковой анализ слов»

Цель: упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных (липа, банка, школа)

  1. Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: упражнять в обозначении мягкости последнего согласного в слове с помощью Ь.

  2. Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: упражнять в нахождении ошибок по пропуску Ь в слове.

  1. Тема: «Приставка»

Цель: познакомить с правописанием парных звонких-глухих согласных на конце приставок.

  1. Тема: «Приставка»

Цель: закрепить навык правописания приставок.

  1. Тема: «Прилагательные-синонимы» Цель: упражнять в составлении синонимичных рядов прилагательных.

  2. Тема: «Прилагательные синонимы и антонимы»

Цель: обучать детей подбирать к прилагательному его антоним и синоним.







4

Тема: «Звуковой анализ слов»

Цель: упражнять в звуковом анализе слов сложной слоговой структуры и йотированными гласными (например, ветка, крокодил, цыплёнок).

  1. Тема: «Мягкий знак на конце слов» Цель: закрепить умение в написании Ь на конце слов.

  2. Тема: «Мягкий знак в середине слова»

Цель: познакомить детей с правописанием Ь в середине слова, развивать фонематическое восприятие.

1. Тема: «Сочинение по картине с юмористическим сюжетом «Скоро Новый год»

Цель: помочь учащимся в правильном оформлении придуманного окончания рассказа. 2. Тема: «Разделительный Ъ» Цель: познакомить детей с правописанием разделительного Ъ.

1. Тема: «Изменение прилагательных по родам и числам»

Цель: показать как изменяются окончания прилагательных при изменении по родам. 2. Тема: «Изменение прилагательных по родам и числам»

Цель: закрепить умение изменять прилагательные по родам и числам.






1

Тема: «Деление слов на слоги»

Цель: познакомить детей с

различными способами деления двусложных слов на слоги.

  1. Тема: «Мягкий знак в середине слова»

Цель: упражнять в правописании Ь'в середине слова, опираясь на звучание мягкого согласного.

  1. Тема: «Мягкий знак в середине слова»

Цель: упражнять в правописании Ь в середине слова, опираясь на звучание мягкого согласного звука.

  1. Тема: «Разделительный Ъ» Цель: упражнять в правописании Ъ, опираясь на конец приставки и начало корня.

  2. Тема: «Разделительный Ъ» Цель: упражнять в правописании разделительного Ъ.

  1. Тема: «Склонение имен прилагательных» Цель: показать, как изменяются окончания прилагательных при склонении.

  2. Тема: «Падежные окончания имен прилагательных»

Цель: упражнять в правильном написании падежных окончаний прилагательных.










2

Тема: «Деление слов на слоги»

Цель:закрепить умение делить на слоги двусложные слова; познакомить с деление одно и многосложных слов.

  1. Тема: «Мягкий знак в середине слова»

Цель: закрепить умение написания Ь в середине слова.

  1. Тема: «Изложение «Четыре цвета» Цель: обучать передаче текста подробно, выстраивая правильную фразу.

  1. Тема: «Дифференциация Ь и Ъ» Цель: упражнять в правописании слов с Ъ и Ь.

  2. Тема: «Дифференциация Ь и Ъ» Цель: закрепить умение в правописания слов с Ъ и Ь.







2

Цель: закрепить умение делить на слоги двусложные слова; познакомить с деление одно и многосложных слов.

Цель: закрепить умение написания Ь в середине слова.

2.Тема: «Изложение «Четыре цвета» Цель: обучать передаче текста подробно, выстраивая правильную фразу.

Цель: упражнять в правописании слов с Ъ и Ь.

2.Тема: «Дифференциация Ь и Ъ».

Цель: закрепить умение в правописания слов с Ъ и Ь.

  1. Тема: «Падежные окончания имен прилагательных»

Цель: закрепить умение правописания безударных окончаний прилагательных.

  1. Тема: «Сочинение по серии сюжетных картин «День рождения Миши»

Цель: учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин с нарушенным порядком следования.





Февраль











3





3

Тема: «Звук и буква С».

Цель: познакомить со звуком [С], учить определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), развивать фонематическое восприятие.

  1. Тема: «Разделительный Ь».

Цель: познакомить детей с правописанием разделительного Ь, развивать фонематическое восприятие.

  1. Тема: «Разделительный Ь»

Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь.

  1. Тема: «Разделительный Ъ».

Цель: закрепить умение правописания разделительного X; провести диктант «Лыжный кросс».

  1. Тема: «Предлоги»

Цель: познакомить детей с новой частью речи - предлогом, показать разнообразие предлогов и их роль в речи.

  1. Тема: «Глагол».

Цель: познакомить с новой частью речи; упражнять в определении глаголов среди других частей речи.

  1. Тема: «Неопределенная форма глагола» Цель: научить детей ставить глагол в неопределенную форму.







4

Тема: «Звук и буква Ш»

Цель: познакомить со звуком [Ш]; учить определять наличие звука в слове и его позицию, упражнять в характеристике нового звука.

  1. Тема: «Разделительный Ь»

Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь.

  1. Тема: «Разделительный Ь»

Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь.

  1. Тема: «Предлоги»

Цель: упражнять в правописании и правильном употреблении в речи.

  1. Тема: «Предлоги»

Цель: закрепить умение правильного употребления предлогов в речи и их правописания.

  1. Тема: «Неопределенная форма глагола» Цель: упражнять в замене словосочетания синонимичным глаголом в неопределенной форме.

  2. Тема: «Неопределенная форма глагола» Цель: закрепить умение ставить глагол в неопределенную форму.








1

Тема: «Дифференциация С- Ш»

Цель: учить различать на

- слух изолированные звуки в слогах и словах по способу и месту образования данных звуков.

1. Тема: «Разделительный Ь»

Цель: упражнять в правописании слов с разделительным Ь.

2' Тема: «Разделительный Ь»

Цель: закрепить умение правописания разделительного мягкого знака.

  1. Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: учить различать предлоги и приставки.

  2. Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: упражнять в различении предлогов и приставок.

  1. Тема: «Совершенный-несовершенный вид глаголов»

Цель: познакомить с 2 видами глаголов; показать разницу, упражнять в определении вида глагола.

  1. Тема: «Совершенный-несовершенный вид глаголов»

Цель: упражнять в определении вида и перевода глагола из совершенного в несовершенный вид и наоборот.








2





Март






2

Тема: «Звук и буква 3».

Цель: познакомить со звуком [3], учить определять наличие звука в слове и его позицию (начало, середина, конец); развивать фонематическое восприятие.

  1. Тема: «Звонкие и глухие согласные» Цель: показать различие по способу и форме образования звонких и глухих согласных.

Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: учить различать на слух и не путать на письме согласные В-Ф изолированно, в слогах и словах.

  1. Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: упражнять в различении предлогов и приставок.

Тема: «Дифференциация предлогов и приставок» Цель: упражнять в различении предлогов и приставок.

Тема: «Падежные окончания имен прилагательных»



Март











3





3

Тема: «Звук и буква Ж»

Цель: познакомить со звуком [Ж]; упражнять в наличии звука в слове и его позицию; развивать фонематическое восприятие.

  1. Тема: «Дифференциация В-Ф»

Цель: упражнять в различении парных согласных на слух в слогах и словах.

  1. Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: упражнять в различении парных согласных В-Ф изолированно, в слогах и словах.

  1. Тема: «Дифференциация предлогов и приставок»

Цель: закрепить умение различать предлоги и приставки.

  1. Тема: «Изложение «Клесты» Цель: познакомить детей с жизнью клестов; помочь в правильной передаче текста изложения.

  1. Тема: «Не с глаголами»

Цель: закрепить умение правописания «не» с глаголами.

  1. Тема: «Изложение «Подарки» Цель: обучать детей выборочному изложению, передачи основной мысли текста.

Апрель









1







Тема: «Звуки 3-Ж»

Цель: учить различать на слух изолированные звуки [3-Ж] в слогах и словах по способу и месту образования данных звуков.

  1. Тема: «Дифференциация В-Ф»

Цель: упражнять в различении парных согласных В-Ф изолированно, в слогах и словах.

  1. Тема: «Дифференциация В-Ф» Цель: закрепить умение различать парные согласные В-Ф.

  1. Тема: «Суффикс»

Цель: познакомить детей с частью слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

  1. Тема: «Суффикс»

Цель: показать детям словообразующую и формообразующую роль суффиксов.

  1. Тема: «Прошедшее время глаголов» Цель: познакомить детей с изменением глаголов по временам; проследить за появлением у глаголов прошедшего времени суффикса «-Л» и родовых окончаний.

  2. Тема: «Безударные окончания глаголов прошедшего времени»

Цель: упражнять в правописании безударных окончаний глаголов прошедшего времени.








2










2

Тема: «Звук и буква Л» Цель: познакомить со звуком [Л]; учить определять наличие звука в слове и его позицию (начало, середина, конец); развивать фонематическое восприятие.

  1. Тема: «Сочинение по опорным словам»

Цель: учить детей строить последовательный рассказ и излагать его письменно.

  1. Тема: «Дифференциация оптически сходных букв Б-Д»

Цель: показать в чем сходство и различие букв Б-Д, познакомить с символами.

  1. Тема: «Суффикс»

Цель: упражнять в правописании суффиксов, -ик, -ек.

Тема: «Суффикс» Цель:закрепить умение правописание суффиксов,

-онок, ёнок.

  1. Тема: «Безударные окончания глаголов прошедшего времени»

Цель: упражнять в правописании безударных окончаний глаголов прошедшего времени.

  1. Тема: «Безударные окончания глаголов прошедшего времени»

Цель: закрепить умение правописания безударных окончаний глаголов прошедшего времени.






Апрель


Апрель











3





3

Тема: «Звук и буква Р» Цель: познакомить со звуком [Р], учить определять наличие звука в слове и его позицию (начало, середина, конец); развивать фонематическое восприятие.

  1. Тема: «Дифференциация Б-Д» Цель: упражнять в различении оптически сходных букв Б-Д.

  2. Тема: «Дифференциация Б-Д» Цель: закрепить умение различать и не путать на письме оптически сходные буквы; провести графический диктант.

1.Тема: «Состав слова» Цель: учить детей правильно разбирать слова по составу.

2.Тема: «Состав слова» Цель: упражнять в морфемном разборе слов разных частей речи.

  1. Тема: «Спряжение глаголов»

Цель: познакомить детей с глаголами настоящего времени, которые изменяются по лицам и числам.

  1. Тема: «Спряжение глаголов»

Цель: упражнять в спряжении глаголов.







4







Тема: «Дифференциация Л- Р»

Цель: учить различать на слух изолированные звуки [Р-Л], в слогах и словах.

  1. Тема: «Дифференциация П-Т» Цель: познакомить детей с различением оптически сходных букв П-Т.

2.Тема: «Дифференциация П-Т» Цель: упражнять в различении оптически сходных букв, опираясь на количество элементов букв.

  1. Тема: «Состав слова»

Цель: закрепить умение делить разбор слова по составу.

  1. Тема: «Изложение «Птичий будильник»

Цель: оказывать помощь в последовательной передаче текста изложения.

  1. Тема: «Глаголы I и II спряжения»

Цель: познакомить с различиями глаголов I и II спряжений.

  1. Тема: «Безударные окончания глаголов второго лица единственного числа (ешь, ишь)»

Цель: учить правильно определять спряжение ставя глагол в неопределенную форму и выбирать соответствующее окончание.









2





Май





1

Тема: «Составление описательных рассказов с опорой на предметно- графический план» Цель: обучать детей составлению рассказов о фруктах, овощах, одежде, посуде, игрушках с опорой на картинно-графический план.

  1. Тема: «Дифференциация П-Т» Цель: закрепить умение различать на письме оптически сходные буквы.

  2. Тема: «Сочинение по серии сюжетных картин «Мамин праздник» Цель: помочь детям в составлении рассказов и передаче их на письме.

1.Тема: «Антонимы»

Цель: познакомить детей со словами, имеющими противоположное значение.

2.Тема: «Антонимы»

Цель: упражнять в подборе антонимов и правильном употреблении в речи.

  1. Тема: «Безударные окончания глаголов второго лица единственного числа (ешь, ишь)»

Цель: упражнять в правописании безударных окончаний глаголов второго лица единственного числа.

2.Тема: «Диктант «Режим дня» Цель: закрепить умение правописания окончаний глаголов второго лица единственного числа.






Май


Апрель











2





3

Тема: «Пересказ рассказа В. Осеевой «Синие листья» Цель: учить пересказу небольшого по объему рассказа, упражнять в драматизации произведения.

  1. Тема: «Дифференциация Ч-Ц» Цель: учить различать на слух и не путать на письме Ч-Ц, имеющие акустико-артикуляционное сходство.

  2. Тема: «Дифференциация Ч-Ц» Цель: упражнять в написании букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство; Обследование.

  1. Тема: «Синонимы»

Цель: познакомить детей со словами близкими по смыслу; учить подбирать синонимы.

  1. Тема: «Синонимы»

Цель: упражнять в подборе к словам синонимов и антонимов.

  1. Тема: «Обобщающий урок по теме глагол»

Цель: закрепить полученные знания о глаголе, упражнять в разборе глагола как части речи.

  1. Тема: «Сочинение «Кем я мечтаю стать» Цель: развивать фантазию.








3 и 4 неделя – обследование устной и письменной речи учащихся
























ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

К окончанию учебного года первоклассники должны уметь:

  • вслушиваться в обращённую речь;

  • правильно произносить поставленные звуки;

  • говорить чётко, внятно, соблюдая темп;

  • слышать ошибки в собственной и чужой речи;

  • различать понятия «звук - буква - слог - слово - предложение - текст»;

  • дифференцировать звуки по признакам «гласный - согласный», «твёрдый - мягкий», «звонкий - глухой»;

  • составлять рассказ по картине в объёме 5-7 предложений; рассказ- описание с опорой на схему;

  • производить простые и сложные формы языкового анализа и синтеза;

  • давать характеристику данного звука;

  • читать по слогам тексты;

  • писать под диктовку слова различной слоговой структуры, предложения, тексты.

К окончанию учебного года второклассники должны уметь:

  • правильно произносить все звуки родного языка;

  • делить слова на слоги различными способами; определять количество слогов в слове с опорой на гласные звуки;

  • делить слова на части для переноса;

  • правильно выделять ударный слог в слове; видеть разницу в значении слов омонимов (одинаково пишутся, но имеют разное значение в зависимости от ударения);

  • дифференцировать гласные a-я, у-ю, о-ё, ё-ю и не путать их на письме;

  • правильно определять границы предложений;

  • не пропускать, не переставлять в словах буквы;

  • правильно обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью буквы мягкий знак;

  • дифференцировать согласные по принципу «звонкий - глухой» в сильной позиции;

  • различать и не смешивать оптически сходные буквы: б-д, п-т, х-ж, и-у;

  • дифференцировать звуки, имеющие акустико - артикуляционное сходство:

ч-ц, с-ш, з-ж.

К окончанию учебного года третьеклассники должны уметь:

  • чётко выражать свои мысли;

  • самостоятельно ставить вопросы;

  • употреблять в речи целевые, временные, причинные конструкции, в соответствии с вопросами: когда? Зачем? Почему?

  • определять группы родственных слов с опорой на одинаковый корень и значения слов;

  • правильно находить границы корня;

  • определять орфограммы в корне (безударная гласная, непроизносимая согласная, парные звонкие - глухие согласные в слабой позиции)

и овладеть способами их проверки;

  • различать простые и сложные слова;

  • выделять приставку, суффикс, окончание;

  • образовывать новые слова префиксальным, суффиксальным способами, путём слияния двух основ;

  • правильно писать безударную гласную в приставке и суффиксе;

  • дифференцировать приставки и предлоги;

  • различать правописание разделительных ь и ъ знаков;

  • передавать письменно содержание небольших по объёму текстов;

  • писать сочинения из личного опыта.

К окончанию учебного года четвероклассники должны уметь:

  • чётко выражать свои мысли устно и письменно;

  • подбирать антонимы, синонимы, многозначные слова;

  • уместно употреблять в речи фразеологические обороты, знать их значения;

  • различать на слух разные части речи: имя существительное,

имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное;

  • производить фонетический, морфемный, морфологический, орфографический разборы слов;

  • правильно определять орфограммы корня приставки, суффикса и окончания и знать способы Их проверки;

  • писать изложения, сочинения видеть допущенные ошибки на письме

(профилактика дизорфографии).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок в школе и дома. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

  2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М., изд. Школа; СПБ., Библиополис, 1996г.

  3. Волкова Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. —680 с.

  4. Власенко И. Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи у детей. - М., 1996.

  5. Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. -М.: ВЛАДОС, 2001. -239 с.

  6. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. . Пособие для логопеда. - Издательство: Владос, 2006 г.

  7. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Москва, «Просвещение», 1991 г.

  8. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Методическое пособие (под ред. Защиринской О.В.). - издательство «Речь», 2006.

  9. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению? - издательство «Ось», 2006 г.

  10. Кузьмина Т. И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО. - Воронеж: Творческий центр "Учитель", 2000. - 64 с.

И.Кукушин В. С. Логопедия в школе: практический опыт. - Издательство: "Феникс", 2010.

  1. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Союз , 2002. - 224с.

  2. Мисаренко Г. Г. Русский язык в классах компенсирующего обучения.

- Москва. Гном- Пресс. Новая школа, 1998. - 240с.

  1. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.

  2. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. Издательство: Питер Год: 2004.

  3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997

  4. Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся. В 2 -х частях -М.: просвещение, 1991

  5. Шклярова Т. В. Как научить вашего ребёнка писать без ошибок?- издательство: Грамотей, 2006

  6. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984

  7. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному успоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Логопедия Когито-Центр, 1996 - 47 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!