МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 34 Г.ОРЛА
Приложение
к АООП НОО
Вариант 8.2.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
«Развитие коммуникативного поведения»
для обучающихся с РАС (вариант 8.2)
2 классы
Учитель –логопед :
Емельянова В.В.,ВКК
2023 – 2024 учебный год
г. Орёл
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»; - Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г.;- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847); -Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; - Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.
Цель: развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального взаимодействия обучающихся с РАС в условиях образовательной организации.
Курс ориентирован на учащихся с РАС.
Общая характеристика коррекционного курса: сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личностные планы. Логопедическое же воздействие имеет своей целью формирование коммуникативных навыков, в другом варианте процесс их развития идёт спонтанно и во многом зависит от ситуации. Важным фактором психического развития школьника является его общение со сверстниками и взрослыми. Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей.
Описание места коррекционного курса в учебном плане: развитие общения и коммуникативного поведения является как необходимым условием для общего развития обучающихся с РАС, так и обладает огромными возможностями для поддержки освоения ими адаптированной образовательной программы начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания программы: компетентность школьника в коммуникации содержит в себе три ценностно-смысловые ориентации: социальную, учебную, профессиональную. Трудности в межличностной коммуникации ребенка сужают круг его друзей и круг деятельности, вызывают ощущения отчужденности, что может провоцировать асоциальные формы поведения. В то время как умение легко найти общий язык с окружающими способствует эмоциональному комфорту личности во взаимодействии и удовлетворенности жизненной перспективой.
Личностные, метапредметные результаты освоения коррекционного курса:
метапредметные:
- овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей;
- освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью;
- сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение.
личностные:
- индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности).
Задачи курса:
- формирование коммуникативной мотивации, создание положительного эмоционального настроя и доверительных отношений обучающегося с РАС с взрослыми и сверстниками;
- преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для среднего школьного возраста;
- формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога);
- формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики и пантомимики);
- обучение способности ориентации на партнера по общению, умения оценивать его эмоциональное состояния;
- формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать различные коммуникативные роли в общении;
- формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на социально приемлемые формы поведения.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 раз в неделю).
Оценка качества освоения программы
Предусмотрена итоговая диагностика (2 часа)
Содержание курса внеурочной деятельности:
Форма работы – индивидуальная.
Основные методы обучения:
- обучение навыкам коммуникации, помощь в освоении новых социальных ролей в условиях естественных социальных контактов, в условиях индивидуальных коррекционных занятий;
- использование различных игр, развивающих творческое воображение, образное мышление, мимическую и пантомимическую экспрессию;
- методы наблюдения, клинической беседы, оценка продуктов деятельности;
- данные, полученные различными специалистами, непосредственно контактирующими с обучающимся, учителями и родителями.
Оборудование: учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения индивидуального пользования
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
– преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования, необходимых школьникам с трудностями в обучении и социализации для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой формирования универсальных учебных действий, программой воспитания и социализации обучающихся.
– соблюдение интересов обучающихся. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему обучающихся с максимальной пользой и в интересах обучающихся.
– непрерывность. Принцип гарантирует обучающемуся и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
– вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимся, имеющими различные трудности в обучении и социализации.
– комплексность и системность. Принцип обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции трудностей в обучении и социализации, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем обучающихся. Принцип предполагает комплексный психолого-педагогический характер преодоления трудностей и включает совместную работу педагогов и ряда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог).
В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с РАС:
принцип системности обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений обучающихся с РАС, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих обучающихся;
принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.);
принцип гуманизации, который определяет, что образование обучающихся с РАС направлено на личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
принцип педагогической инверсии, который выражается в постоянной готовности к изменению педагогической стратегии и тактики. Этот принцип также отражает изменчивость и нелинейность развития обучающегося с РАС;
принцип преемственности – программа коррекционной работы, разработанная для обучающихся с РАС на уровне основного общего образования, должна учитывать достижения обучающимся результатов в ходе коррекционной работы на уровне начального общего образования;
принцип сотрудничества с семьей обеспечивает участие родителей (законных представителей) и членов семьи обучающегося с РАС в коррекционно-развивающей работе, направленной на его успешную интеграцию в общество.
учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения индивидуального пользования
Планируемые результаты коррекционной работы:
- Развивать способность к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
- научить выполнять словесные инструкции, понимать лексические значения слов названий предметов, действий, выполненных персонажами сказок или другими объектами признаков, встречающихся в повседневной речи;
- формировать и развивать умения и навыки личностного общения, коммуникативной компетенции.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
1.Способность зрительного контакта во время общения;
2. Понимание речи: конкретных слов и обиходных выражений, целостных словосочетаний, подкреплённых наглядным предметным действием, одно и двусловных предложений, вопросов.
3. Звуковая и речевая активность
- Способность к подражанию звукам, шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, к повторению действий взрослого с предметами во время занятий и игр;
- Понимание речевых инструкций (заданий, требований) и их выполнение;
- Понимание и называние своего имени, соотнесение с самим собой;
- Выражение своих действий и желаний одним словом или соответствующим жестом;
- Соотнесение предметов с их изображением на картинках;
- Ответы на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом Да/Нет
4. Восприятие (зрительное, слуховое);
Балльная оценка критериев
1 балл – отсутствие динамики, показатели критерия присутствуют, но носят кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер.
2 балла – незначительная динамика, показатели критерия присутствуют, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и учителя-логопеда.
3 балла – удовлетворительная динамика, критерий достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения.
4 балла – значительная динамика, критерий сформирован, обучающийся применяет знания и умения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:
№ п/п | Темы и содержание коррекционной работы | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Первичная диагностика (3ч.) | Определение динамики речевого развития | Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом //Дефектология, 2003 - №2. |
2 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
3 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
4 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
5 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
6 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
7 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
8 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
9 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
10 | Навыки учебного поведения | Формирование коммуникативных навыков | Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с. |
11 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
12 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
13 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
14 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
15 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
16 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
17 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
18 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
19 | Развитие подражания | Формирование коммуникативных навыков | Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006. |
20 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
21 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
22 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
23 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
24 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
25 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
26 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
27 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
28 | Выполнение инструкций | Формирование коммуникативных навыков | Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007. |
29 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
30 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
31 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
32 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
33 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
34 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
35 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
36 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
37 | Импрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993. |
38 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
39 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
40 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
41 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
42 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
43 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
44 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
45 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
46 | Экспрессивная речь | Формирование коммуникативных навыков | Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г. |
47 | Работа над дыханием | Обучение правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
48 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
49 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
50 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
51 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
52 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
53 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
54 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
55 | Работа над дыханием | Обучение детей правильному речевому дыханию | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
56 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
57 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
58 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
59 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
60 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
61 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
62 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
63 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
64 | Развитие мелкой и общей моторики | Развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев | Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. |
65 | Итоговая диагностика (2ч.) | Определение динамики речевого развития | Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом //Дефектология, 2003 - №2. |
| Итого: 68 (ч.) | | |
Список литературы
1. Баенская Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Либлинг М.М. - М.: Центр традиционного и современного образования "Теревинф". – 2007.
2. Башина В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. - М., 1993.
3. Екжанова Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно -
развивающее обучение и воспитание / Стребелева Е.А. - М.: Просвещение, 2010.
4. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями
психофизического развития: Монография. / Лещинская Т.Л. - Мн.: НИО, 2003г.
5. Кудрявцева И.И. Конспекты занятий логопеда с детьми раннего возраста. - М.: Москва, 1971.
6. Лаврентьева Н.Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом //
Дефектология, 2003 - №2.
7. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. /
Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. - Москва 2007.128с.
8. Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. – М., 2000.
9. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
10. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: наглядные материалы. - Изд.2- е, Теревинф, 2006.
11. Садовникова Л.Г. «Ваш ребенок начинает говорить». – СПб., 1996.
12. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. – М., 2001 г.
13. Ушакова О.С. «Программа развития речи дошкольников» - 3-е изд., доп. и
испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013.56 с.
14. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
1.Наглядно-иллюстративный и раздаточный материал;
2.ПК;
3.Проектор;
4.Экран;
5.Магнитно-маркерная доска;
6.Маркеры;
7.Указка.