СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ТНР 1-4 классов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ТНР 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся с ТНР 1-4 классов»

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

«Палкинская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области




Рассмотрено:

на заседании школьного методического объединения

Протокол № ____

от « ______ » августа 20___ г.,

Руководитель: ______

ФИО______ /______________/

Согласовано:

на заседании методического совета школы

Протокол № ___ от

«___» «__________ » 20___г

Утверждено:

Директор школы:

Комраков С.Г. /_________ /

Приказ № ____

от «___» __________ 20___ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

логопедического сопровождения обучающихся

с тяжелыми нарушениями речи

уровень обучения – среднее общее образование

Срок освоения – 4 года

Объем - 160 часов










Составитель:

Саукова Любовь Анатольевна

учитель –логопед

первой квалификационной категории









Палкино 2021 год

Содержание рабочей программы



1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения курса.

3. Содержание учебного курса.

4. Календарно тематическое планирование.

5. Результаты обучения

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.











































1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

- Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г. ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- СанПиН 2.4.2.3286 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,  осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. № 26;

- Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №81 от 24.12.2015 г.);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ НО, ОО,СО образования».

- АООПОО для обучающихся с ТНР

- Распоряжения Минобразования РФ от 06.08.2020 г. №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»

- Инструктивного письма Минобразования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Методических рекомендаций Т.П. Бессоновой «Содержание и организация логопедической работы учителя - логопеда общеобразовательного учреждения (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной патологией)». М.: АПК и ППРО, 2010. - 56 с.

  • Устав МКОО Палкинская СШ.

Программа направлена на обеспечение системно - деятельного подхода, положенного в основу ФГОС, и, призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем как развития у обучающихся правильной, четкой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Данная программа разработана на основании анализа результатов углубленной диагностики речевого развития учащихся.

Программа по коррекции нарушений речи обеспечивает усвоение содержание программы общеобразовательной школы. Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированность фонематического восприятия, а также смысловой стороны речи (недостаточная сформированность лексико-грамматических средств языка) - общее недоразвитие речи (ОНР).

Установлено, что у детей с нарушениями речи (особенно у детей с ОНР) в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:

  • неустойчивое внимание;

  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;

  • недостаточное развитие способности к переключению;

  • недостаточная способность к запоминанию;

  • недостаточная сформированность словесно - логического мышления;

  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений;

-неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей

учебной деятельности. Упущения на начальной ступени обучения проявляются пробелы в знаниях детей, несформированностью общеучебных умений и навыков, негативным отношением к школе, что бывает трудно скорректировать и компенсировать.

За основу программы взята авторская программа Мазановой Е.В., рекомендованная кафедрой логопедии ИКП СГП и экспертным советом Министерства образования и науки г. Самары (Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.) В программе использованы учебно-методические пособия Ефименковой Л.Н. и Мисаренко Г.Г, Козыревой Л.М., Лалаевой Р.И., а так же Ишимовой О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей и методистов. - М.: Просвещение, 2012.

Программа построена с учетом классификации дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма, разработанной кафедрой ЛГИИ (РГПУ) им. Герцена:

  • артикуляторно-акустическая;

  • дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания (акустическая,

фонематическая);

  • дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;

  • аграмматическая;

  • оптическая.



Цель программы: освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной социальной деятельности в области речевых факторов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путем развития правильной четкой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

При обучении детей с речевыми нарушениями следует руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательным учреждением, а также иметь в виду специфические задачи:

-формирование полноценных произносительных навыков;

-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

-уточнение обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и ощущений об окружающем мире;

-развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразности лексики, внятности и выразительности речи);

-формирование интереса к родному языку, навыков учебной деятельности;

-усвоением приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);

-воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи.

По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимание к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;

  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

  • формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Адресат: обучающиеся 5- 8 классов, имеющие нарушения устной и письменной речи.

Программа коррекционно-логопедической работы направлена на реализацию основной цели образования - развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира. Таким образом, в соответствии с ФГОС ОО на ступени общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, воздействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Формирование универсальных учебных действий является

целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.

Программа коррекционно-логопедической работы входит в содержательный раздел АООПОО для обучающихся с ТНР.



Общая характеристика адаптированной программы логопедического сопровождения обучающихся с ТНР (Вариант 5.1, Вариант 5.2)

Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с тяжёлыми нарушениями речи получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико­-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).

Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания.

Адаптация программы предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Срок освоения программы составляет 1- 4 года.

Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических возможностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как фонематический дефект. Коррекция данного нарушения охватывает первый этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта:1 учебный год - при дислалии, 1 - 2 учебных года - при дизартрии и ринолалии.

Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как фонематическое недоразвитие речи. Коррекция данного нарушения и дислексии (и/или дисграфии) на фоне фонематического недоразвития речи охватывает первый этап коррекционной работы. Сроки коррекции: от 1 до 2 лет.

Недоразвитие речи, охватывающие звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Коррекция данного нарушения и дислексии (и /или дисграфии) на фоне фонетико-фонематического недоразвития речи охватывает весь первый этап коррекционной работы. Сроки коррекции: от 1 до 2 лет.

Коррекция общего недоразвития речи и дислексии (и /или дисграфии) на фоне недостаточной сформированности фонетико-фонематической и лексико-грамматической средств языка охватывает 3 этапа обучения. Срок коррекции: до 4 лет.

Основные методы работы:

-Наглядно-демонстрационные(наблюдение, просмотр,прослушивание);

  • Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);

  • Практические (упражнения, моделирование, игры).

Контроль реализации программы

Мониторинг: - стартовая диагностика (методика Т.А. Фотековой); - промежуточная диагностика (анализ письменных работ); - итоговая диагностика (слуховой диктант, методика Т.А. Фотековой).

Описание места коррекционно – логопедической работы в образовательном процессе

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы логопедического сопровождения реализуется в рамках коррекционно - развивающей области, являющейся обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающий процесс освоения содержания ООП ОО.

Коррекционная программа осуществляется на логопедических занятиях, проводимых на базе организованного при общеобразовательной организации логопедическом пункте.

Формы организации коррекционных занятий:

  • Групповые (фронтальные)

  • Подгрупповые

  • Индивидуальные.

Периодичность занятий - от 1 до 2-3 раз в неделю, в зависимости от тяжести речевого нарушения.


Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

  • выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

  • организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно­развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;

  • создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;

  • координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико­педагогического сопровождения;

  • получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

  • возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;

  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики.


2. Планируемы результаты освоения курса


Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны соответствовать требованиями ФГОС ОО ОВЗ, которые дополняются группой специальных требований.

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения всех образовательных областей и учебных дисциплин расширяются и дополняются следующими показателями:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми формами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;

  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в спорных ситуациях;

  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, стремление к речевому самосовершенствованию.


Предметные результаты:

  1. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонематических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи и функции.

  2. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

  3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  4. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателем общей культуры и гражданской позиции человека.

  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  6. Коррекция отклонений в речевом развитии младших школьников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

В процессе освоения программы логопедического сопровождения обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи научатся:

  • осознавать границы собственных знаний и умений;

  • принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

  • составлять план решения учебной задачи;

  • работать по плану, сличая способ действия с заданным алгоритмом; корректировать свою деятельность;

  • осуществлять итоговый самоконтроль и определять степень успешности своей работы;

  • оценивать правильность выполнения действий другого;

  • - проявлять активность, инициативу, волевые усилия,

самостоятельность в обучении; управлять поведением, направленным на достижения поставленной цели;

  • развивать способность к рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия

В процессе освоения программы логопедического сопровождения обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи научатся:

  • ориентироваться в альбомах, учебниках, словарях с целью

извлечения нужной информации;

  • самостоятельно или с помощью учителя выделять и формулировать познавательную цель;

  • выделять необходимую информацию, представленную в разных формах; определять основное и второстепенное для выполнения заданий;

  • использовать знаково-символические средства, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему, таблицу);

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации;

  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В процессе освоения программы логопедического сопровождения обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; использовать письмо как средство коммуникации;

  • слушать своих сверстников и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  • уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • работать в парах и малых группах;

  • понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

Специальные требования к результатам коррекционной работы по

преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

-отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

-умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

  • правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;

  • умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;

  • умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

-минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

  • умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

  • практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;

  • сформированность лексической системности;

  • умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;

  • овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;

  • владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

  • сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

  • владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

  • позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения социальной компетенцией

должны отражать:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение;

  • умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;

  • умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;

  • овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

  • овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи;

  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;

  • дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;

  • дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.




3. Содержание учебного курса


Содержание программы логопедического сопровождения

обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи 3 - 4 уровней 5 класс

Программа рассчитана на 102 ч /68 часов (3/2 часа в неделю в зависимости от речевого нарушения).


№ п\п

Содержание учебного материала

Виды учебной деятельности

Кол-во

часов

Контрольные работы

1.

Диагностика. Тестирование.


3/3


2.

Работа на фонетическом уровне.

Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы

Уточнение представлений о звуках речи. Гласные звуки. Буквы гласных звуков А, О, У, И, Ы, Э. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударные и безударные гласные. Ритмическая схема слова.

Гласные 1 и 2 ряда. Гласные буквы А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И.

Согласные звуки. Буквы согласных звуков. Различение согласных и гласных звуков. Твёрдые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.


Беседа. Тестирование. Письмо. Чтение.


11/6

1

3.

Работа на лексическом уровне. Словообразование.

Углубление представлений о морфемном составе слова. Корень слова. Подбор однокоренных слов.

Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: слова близкие по значению, слова противоположные по значению, однозначные и многозначные слова.

Беседа. Тестирование. Письмо. Чтение.

12/6


4.

Работа на мофологическом уровне.

Углубление понятий о частях речи – имя существительное, имя прилагательное, глагол. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи.

Беседа. Тестирование. Письмо. Чтение.

30/20

2

5.

Работа на синтаксическом уровне. Формирование представлений о предложении. Текст. Предложение. Дифференциация понятий «словосочетание - предложение», «текст - предложение». Интонационная законченность предложения. Формирование навыка определения количества и последовательности слов в предложении. Схема предложения. Составление предложений из заданных слов. Работа с деформированными предложениями.

Комплексная работа над структурой текста.

Беседа. Тестирование. Письмо. Чтение.

40/27

1

6.

Итоговая диагностика

Проведение итогового контроля

Самостоятельная работа

3/3

Слуховой диктант и списывание






Ожидаемые результаты

К концу учебного года обучающиеся должны знать и уметь:

  • строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);

  • устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки;

  • отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, повествование, рассуждение).

Обучающиеся должны уметь:

  • различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки; подбирать слова-предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой?; употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, состоянию и т.д.;

  • сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);

  • уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкости, твердости-мягкости;

  • выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;

  • соотносить звук с буквой;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ъ;

  • определять место ударения в слове;

  • вычленять слова из предложений;

  • четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

  • правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;

  • грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;

  • образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;

  • производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;

  • программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность;

  • анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.
















Выпускник научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета в соответствии с его речевыми возможностями;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета с учетом уровня его речевых возможностей;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка по заданному алгоритму;

  • практически владеть различными морфологическими категориями;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи с учетом уровня речевого развития и структуры речевого дефекта;

  • использовать различные словари.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры по заданному плану;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.




  • К концу обучения дети должны знать:

    • все буквы, звуки родного языка и их артикуляцию;

    • отличительные признаки гласных и согласных звуков;

    • твердые и мягкие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

    • звонкие и глухие согласные звуки и буквы, их обозначающие;

    -артикуляционно и акустически близкие звуки и буквы, их обозначающие;

    • термины: артикуляция, звук, буквы, слог, слово, предложение, звонкий, глухой и т.д.;

    • признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);

    • главные и второстепенные члены предложения;

    • основные цвета и оттенки;

    • геометрические фигуры;

    • схему собственного тела;

    • направления;

    • сходство и различие всех сходных по начертанию букв;

    • элементы букв двух шрифтов.

    • правописание предлогов, приставок, суффиксов

    • состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

    • части речи.

    К концу обучения дети должны уметь:

    • различать гласные и согласные звуки;

    • различать твердые и мягкие звонкие и глухие согласные звуки;

    • различать акустически близкие звуки на всех этапах в устной и письменной речи;

    • обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме,

    • соотносить букву со звуком и наоборот.

    • определять ударные и безударные гласные, слоги;

    • определять в словах место и последовательность звуков;

    -определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

    • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

    • подбирать слова на заданный звук;

    • объяснять значения слов паронимов;

    • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

    • писать слуховые и зрительные диктанты, сочинения и изложения;

    • пользоваться смешиваемыми звуками в самостоятельной речи;

    • выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

    • различать основные и оттеночные цвета;

    • различать геометрические фигуры;

    соотносить предмет и форму, предмет и цвет;


    ориентироваться в схеме собственного тела, во времени и в пространстве;

  • сравнивать предметы по величине;

  • сравнивать сходные по начертанию буквы и элементы букв двух шрифтов;

  • уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов.


падеж

-определять род и число существительных, прилагательных, глаголов; существительных и прилагательных

  • распознавать части речи и их основные признаки;

  • изменять слова по числам, родам и падежам;

производить разбор слова по составу.


5. Лист коррекции.



Согласовано. Утверждаю.

Заместитель директора по УР: _______ Директор школы: ________

« _» __________20___ г. Приказ № ___от «_____»

__________20_____


Класс

Дата проведения урока по плану

Причина корректировки

Номер и тема урока, который подвергся коррекции

Вид коррекции (совмещение, использование резерва и др.)

Дата проведения урока по факту














































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!