СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАННИКОВ С нарушением звукопроизношения

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАННИКОВ С нарушением звукопроизношения»

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом 10

Согласовано:

Зам. по «УВР» ____________Е.В. Махова
























УТВЕРЖДАЮ

Директор_______________. Маразанова Т.В

Приказ №_____от____________2019 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОСПИТАННИКОВ С нарушением звукопроизношения

на 2019 – 2020 учебный год















СОСТАВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ ПОЧАЛОВОЙ А.И.







Комсомольск-на-Амуре

2020 г









Пояснительная записка

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, , М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва.

Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Характеристика программы

Для создания программы были проанализированы:

Программа образовательной системы «Гармония» Н.Д Истомина (Баласс, 2006 г.)

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. (Гном и_Д, 2000 г.)

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, организационных и коррекционно-развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей на первом этапе является организация логопедического обследования и анализ данных медико-психолого-педагогической диагностики ребенка в целях установления этиологии и механизмов возникновения речевых нарушений и уточнения логопедического заключения. На заключительном этапе проводится итоговая диагностика, целью которой является определение уровня развития речи детей после прохождения курса коррекционно-развивающих занятий и разработка дальнейшей системы сопровождения для каждого учащегося.

В организационном блоке решаются задачи формирования и комплектации логопедических групп по итогам диагностики и анализа полученных данных. Ведущим принципом при комплектации групп является принцип общности речевого нарушения.

Коррекционно-развивающий блок направлен на формирование способов усвоения необходимого материала, развитие компенсаторных механизмов, на преодоление первичных и предупреждение появления у учащихся вторичных отклонений в развитии.

Представленные блоки тесно взаимодействуют между собой на каждом этапе работы.

Для создания программы были проанализированы:

      1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М., 2001.

2. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.

  1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

(в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.

  1. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся

общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

  1. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

  2. ШаблыкоЕ.И. - Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. ТЦ Сфера: 2013.

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации и социализации; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи .

Основные задачи:
  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у воспитанников детского дома.

  1. Развитие артикуляционной моторики.

  2. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.

  3. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

  4. Развитие пространственно-временных представлений.

  5. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:

  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,

относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей

навыков активного использования различных способов

словообразования;

    • уточнение используемых синтаксических конструкций;

    • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  1. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:

  • развитие навыков построения связного высказывания;

программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).

  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к

обучению:

  • устойчивости внимания;

  • наблюдательности к языковым явлениям;

  • способности к запоминанию;

  • способности к переключению;

  • навыков и приемов самоконтроля;

  • познавательной активности;

  • произвольности общения и поведения.

9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

12. Воспитание любви к речи, к родному языку.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактическиепринципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса(развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).

  • личностно-ориентированного подход;

  • дифференцированного подхода(учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);

  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;

  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);

  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).

Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю) .Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции.

Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в четыре этапа:

1 этап: подготовительный (до 20 час).

2 этап: основной. Формирование первичных произносительных умений и навыков (до 10 ч.).

3 этап: этап коммуникативных умений и навыков (30- 50ч.).

4 этап: оценочный (2 ч.).

Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью 25 минут (основание:«Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Индивидуальные занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с нарушениями звука [р]. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка.

В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:

1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.

3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.

4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.

5. Доступно формулировать инструкцию заданий.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.

5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

7. Развитие словаря и грамматического стоя речи.

8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность).

Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.

В структуре традиционного логопедического занятиявыделяются

следующие компоненты:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Изложение и закрепление нового материала.

4. Работа над звуковым анализом и синтезом.

5. Физминутка.

6. Лексико-грамматические задания.

7. Графомоторные упражнения.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Обобщение изученного, подведение итогов.

10. Рефлексия.

Содержание программы

1 этап: Подготовительный (20ч.).

Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе

систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап:Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие

внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой

моторики. Развитие мышления.

Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.

Работа над звуковым анализом и синтезом. Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный (2ч.).

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи:

      1. Оценка результативности коррекционной работы.

      2. Определение положительной динамики звукопроизношения.

Экспресс-обследование звукопроизношения.



Список группы:

  1. Заваляева Кира.

  2. Комарова Надежда.



Характеристика группы :



  1. Дефектное произношение звуков

  2. Несформированность фонематических процессов.

  3. Низкий уровень сформированности анализа и синтеза звукового состава слова. Недостаточно развиты умения произносить слова и словосочетания сложной слоговой структуры.

  4. Количественный состав словарного запаса ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Допускаются смешения слов по смыслу и акустическому сходству.

  5. Грамматический строй недостаточно сформирован: отсутствие сложных конструкций, аграмматизмы в предложениях.

  6. Неустойчивое внимание, недостаточная наблюдательность к языковым явлениям, недостаточная способность к запоминанию слов.материала, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточное развитие словесно-логического мышления, недостаточное развитие способности к переключению, недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.







Перспективный план работы с детьми, имеющими ротацизм

1 этап: Подготовительный

Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

1.Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

Содержание работы

Кол.час.

1.

Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи.

1

2.

Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия.

1-2

3.

Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти.

1-2

4.

Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием.


2-15

2 этап:Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

Содержание работы

Кол.час.

1.

Постановка звука. Выделение звука в звуковом ряду.

1-2

2.

Автоматизация звука в слогах, выделение в слоговом ряду. Развитие памяти.

1-3

3.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики.


1-3

4.

Автоматизация звука в предложениях, выделение в предложении. Развитие памяти, внимания.


1-2

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Содержание работы

Кол.час.

1.


Автоматизация звука в стихах. Выделение звука в стихах. Развитие внимания, памяти.


2-3

2.

Автоматизация звука при пересказе. Развитие внимания, памяти.

2-5

3.

Автоматизация звука в пословицах, поговорках, загадках, потешках. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.


2-5

4.

Автоматизация звука в рассказах, сказках, играх- драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.


5-8

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.



Содержание работы

Кол.час.

1.

2

Экспресс-обследование формирования звукопроизношения учащихся

Праздник «Говорим правильно и красиво!»

1

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН

коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1 класса, имеющими ротацизм


Тема и содержание коррекционной работы


Кол-во

часов


Недели

обучения


Дата проведения

Диагностический этап:

(Экспресс- обследование звукопроизношения)

Обследование речи, устойчивости внимания, работоспособности, наблюдательности, отношения к своему дефекту.


Подготовительный этап:

Знакомство с органами артикуляции при произнесении звука [р].


Выделение звуков в словарном ряду.


Вызывание звука по подражанию.


Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).


Основной (коррекционный) этап:

Постановка звука «р».


Автоматизация звука «р» в слогах.

Автоматизация звука «р» в словах.


Автоматизация звука «р» в предложениях.

Автоматизация звука «р» в чистоговорках.

Автоматизация звука «р» в потешках.

Автоматизация звука «р» в стихах.

Автоматизация звука «р» в пословицах, поговорках.

Автоматизация звука «р» в загадках.


Автоматизация звука «р» при пересказе.


Автоматизация звука «р» в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине.


Воспитание правильного произношения звука «й».

Автоматизация звука «й» в словах, в предложениях.


Автоматизация звука «й» в потешках, стихах.


Автоматизация звука «й» в пословицах, поговорках, загадках.


Автоматизация звука «й» в рассказах, сказках.


Дифференциация артикуляции

звуков «р-й».


Воспитание правильной артикуляции звука «л».

Автоматизация звука «л» в словах, предложениях.


Автоматизация звука «л» в потешках, стихах.


Автоматизация звука «л» в пословицах, поговорках, загадках.


Автоматизация звука «л» в рассказах, сказках.


Дифференциация артикуляции

звуков «р-л».


Дифференциация артикуляции

звуков «р-л».



Вызывание звука «р» по подражанию.



Дифференциация звука «р-в» в слогах.

Дифференциация звука «р-в» в словах.


Дифференциация звука «р-в» в предложениях.


Дифференциация звука «р-в» в потешках.

Дифференциация звука «р-в»в стихах.


Дифференциация звука «р-в» при пересказе.


Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.


Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.


Воспитание правильного произношения звука «р-в». Дифференциация в слогах, словах.



Закрепление правильной артикуляции звука «р-в», дифференциация в словах, предложениях.


Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.


Дифференциация звука «р-в» в потешках, стихах.


Дифференциация звука «р-в» при пересказе.


Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.


Дифференциация звуков «р-в».


Дифференциация артикуляции

звуков «р-в».


Дифференциация артикуляции

Звуков «р-в».



Воспитание правильной артикуляции звука «р-х».

Автоматизация звука «р-х» в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах.


Дифференциация артикуляции

звуков «р-х».


Дифференциация артикуляции

Звуков «р-х».


Воспитание правильной артикуляции звука «р-й-л». Автоматизация звука «р-й-л» в слогах, словах, предложениях.


Автоматизация звука «р-й-л» в стихах, рассказах.


Дифференциация звуков «р-й-л».


Дифференциация артикуляции

звуков «ш-щ».


Дифференциация артикуляции

звуков «р-г-в».


Дифференциация артикуляции

Звуков «р-в-г».



Оценочный этап:

Оценка результативности коррекционной работы.


Экспресс-обследование звукопроизношения















6





1


1


1



3




1



1

3


1


3


3

5

1


1



1


3





1




2



1



3



1





1



3



1



2



1



1




1



1


1


3


1



3


5


1



2



3-5




1




1




1-2



2



1



2



1


1-3



1-3





3





1



1



1






сентябрь


I – II






III







IV



октябрь

I




II




III


IV


ноябрь

II





III







IV





декабрь

I








II





III




IV




январь

III






IV






февраль

I



II



III


IV





март

I





II












III





апрель

I





II








III





IV




май

I

















Методы отслеживания результативности:

  • наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом

на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;

  • открытые занятия на основе пройденного материала;

  • обсуждение с детьми результатов деятельности;

  • беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;

  • оценка динамики работы с логопатами;

  • количественный и качественный анализ ошибок.

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.

Учебно-методические средства обучения:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.

  2. Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.

  3. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.

  4. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической

работы в школе. М., 2001.

  1. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001.

  2. Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2003.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.

  4. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.

  5. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение.1996.

  6. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.

  7. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.

  8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.

  9. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.

  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984

16. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков.ТС: Сфера.2013.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.

Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.