Раздел № 1.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Каким образом этого можно достичь?
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Это возможно через проектную деятельность. Направления внеурочной деятельности- социальное.
Программа кружка « Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», «Художественное творчество» для обучающихся 1 класса. Программа кружка
«Мастерская добрых дел» объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность» и « Художественное творчество» объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:
С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. В урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела.Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.
Направленность программы: социальная.
Программа направлена на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, коллективная работа направлена на объединение коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития.
Уровень освоения: базовый.
Отличительные особенности:обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;развитие творческих способностей и активности учащихся;адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни;формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества; расширение кругозора учеников по темам, близким к учебным. Проектная деятельность в первом классе не соответствует возрастным возможностям. Поэтому я в своей работе заменяю её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, место применения. Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.
-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
-Ведение уроков методом творческих проектов, в коллективных творческих дел позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта, коллективных творческих дел учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Адресат программы: Рабочая программа «Мастерская добрых дел» предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Занятия проводятся в 1 классе -1 раз в неделю (35 минут). Срок реализации 1 учебный год. Во время каникул дети выполняют индивидуальные творческие задания по выбранной теме, ведут поиск, обработку информации. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя, в связи с освоением учащимися пройденных тем. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка могут быть изменены по усмотрению учителя. Индивидуальные творческие задания (по ряду тем) по желанию обучающихся могут выполняться дома, тогда в классе предусмотрена презентация выполненных работ. Продолжительность периода является ориентировочной - она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями через проектные задачи, с их ролью в жизни, в результате – выполнение.Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:
учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
исследовательская деятельность;
трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Теоретическая часть дается в форме бесед, экскурсий, просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
1.2 Цель и задачи программы
Цель:
Раскрытие творческого потенциала ребенка через проектную деятельность. Формирование разных способов учебного сотрудничества. Социализация личности младшего школьника с.Камень – Рыболов 7 лет, через выполнение общественно - полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах.
Задачи программы:
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к художественному искусству и окружающему миру.
2. Расширить коммуникативные способности детей.
3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Развивающие:
1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомера.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Обучающие:
1.Развивать изобретательность, умение работать с бумагой, пластилином, красками.
2. Формировать умение следовать устным инструкциям.
3. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
1.3 Содержание программы
Учебный план 2021 – 2022 года обучения
1. Раздел: Введение.
Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде.
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Основные методы исследования.Как задавать вопросы? Учимся распределять роли Коллективная игра- исследование. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления
1.1 Тема: Человек и природа.
Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.
Общественно-полезная деятельность.
Акция.Не жгите опавшей листвы. Прогулка –предостережение.
Акция «Берегите птиц».
Операция « Покормите птиц зимой».
Сохраним в чистоте нашу землю.
Проектные задачи:
1."Осень золотая";
2.«Мастерская Деда Мороза»;
3. «Птицы вокруг нас»;
4.«Мои домашние животные.
Экскурсии: на пришкольный участок, в лес.
1.2 Тема: Человек и общество.
В данном разделе предусмотрены проектные задачи, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи, участникам войны.
Общественно-полезная деятельность
Акция «Чужих стариков не бывает».
Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).
Устный журнал «Домоводство» (как помочь маме?).
Акция «Поздравь ветерана».
Проектные задачи:
1.День любимых бабушек и дедушек».
2.«Как поздравить наших мам, пап».
3.«Мама – главное слово».
4.«Слава героям!».
Экскурсии
1.3 Тема: Я учусь дружить и находить друзей.
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Общественно-полезная деятельность
«У кого в порядке ручки тетрадки?».
Проектные задачи:
1.«Символика нашего класса», День проектов.
2. День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2».
1.4 Тема: Я и культура
Работа в этом разделе направлена на формирование у детей чувства прекрасного, позволяет развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Общественно-полезная деятельность.
Представление спектакля.
Проектные задачи:
1.«Рождественский сувенир».
2.«В гостях у сказки».
3.«Пасхальное яйцо».
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы мотивации к обучению, самоорганизация и саморазвитие.Развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут знать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Обучающиеся приобретут навык планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Обучающиеся будут уметь добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Обучающиеся будут владеть умением выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), координировать свои усилия с усилиями других. Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Раздел № 2.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально – техническое обеспечение:
компьютер;
проектор;
экранно-звуковые пособия: мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;
индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: линейки, треугольники, бумага для художественного творчества, пластилин, простые карандаши, цветные карандаши, ластики, фломастеры, трафареты, клеенки, ножницы, клей ПВА, кисточки для клей, бумажные салфетки, мяч;
альбом,газета,гербарий,журнал, книжка-раскладушка,коллаж,коллекция,макет,модель, наглядные пособия,плакат, сценарий праздника,фотоальбом.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- слайды, презентации, видеоматериалы, иллюстративный материал согласно планированию данной программы;
- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- - Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
- По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
- Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
- Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010.
- А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010
- Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Раздел | Баллы | Критерии оценки |
Общение | 3 | Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения. |
| 2 | Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками. |
| 1 | Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. |
Планирование | 3 | Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других. |
| 2 | Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других. |
| 1 | Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого. |
Оценивание | 3 | Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы) |
| 2 | Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд. |
| 1 | Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат. |
Изо-навыки | 3 | Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами. |
| 2 | Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами. |
| 1 | Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно. |
Творчество | 3 | К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью. |
| 2 | Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла. |
| 1 | Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. |
Итого: | 15 | |
2.3 Методические материалы
- Конспекты уроков: Начальная школа. Библиотека учителя начальной школы. Автор: Ускова Н.Н., Издательство: Владос, 2004г.
- Презентация «Рисуем птиц из геометрических фигур»https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-risuem-ptic-iz-geometricheskih-figur-84892.html
- Презентация о дружбе https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-o-druzhbe-86392.html
- Презентация «Что и когда?» https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-itogovyy-urok-po-razdelu-chto-i-kogda-110895.html
- Проект урока «Что окружает нас дома» https://mega-talant.com/biblioteka/proekt-uroka-po-teme-chto-okruzhaet-nas-doma-okruzhayuschiy-mir-avtor-uchebnika-a-a-pleshakov-shkola-rossii-110756.html
- Педагогический проект «Волшебный мир добрых дел» https://mega-talant.com/biblioteka/dolgosrochnyy-pedagogicheskiy-proekt-prezentaciya-volshebnyy-mir-dobryh-del-110552.html
- Физкультминутки для глаз https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fizkultminutki-dlya-glaz-110436.html
- Классный час «Люби книгу» https://mega-talant.com/biblioteka/klassnyy-chas-lyubi-knigu-109750.html
2.4 Календарный план воспитательной работы « Мастерская добрых дел»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Форма реализации |
| | |
Работа с природными материалами |
1 | Вместе весело шагать или Учимся работать в команде. Плоскостное изображение «Подарки осени» | 1 | 9.09 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
2 | Картина из пластилина. Проект «Символика нашего класса». | 1 | 16.09 | | коллективная работа; |
3 | Панно из круп, семян. | 1 | 23.09 | | работа с раздаточным материалом |
4 | Поделки из шишек и жёлудей. Презентация продукта. | 1 | 30.09 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
5 | Аппликация из природных материалов на картоне. | 1 | 7.10 | | работа с раздаточным материалом |
6 | День проектов «День любимых бабушек и дедушек». Акция «Чужих стариков не бывает». | 1 | 14.10 | | индивидуальные работы |
7 | Композиция «Дары природы» | 1 | 21.10 | | работы парами, индивидуальные; |
8 | Тематические композиции. День проектов «Осень золотая». | 1 | 28.10 | | Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. |
Работа с бумагой и картоном |
9 | Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами. | 1 | 11.10 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
10 | Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» | 1 | 18.10 | | работы коллективные, групповые |
11 | Аппликация из геометрических фигур. | 1 | 25.10 | | работы коллективные |
12 | Выпуклая аппликация. Проект «Мама – главное слово». | 1 | 2.12 | | работы коллективные |
13 | Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Волшебные комочки». | 1 | 9.12 | | работа с раздаточным материалом |
14 | Динамическая открытка с аппликацией. Проект «Мастерская Деда Мороза». | 1 | 16.12 | | парами, индивидуальные; |
15 | Игрушки для новогодней елки. Проект «Мастерская Деда Мороза». | 1 | 23.12 | | работы индивидуальные |
16 | Новогодние снежинки. Проект «Мастерская Деда Мороза». | 1 | 30.12 | | . работы парами, индивидуальные; |
Лепка из солёного теста |
17 | Азбука солёного теста. Растения: ель, морковь, огурец, редис, помидор, одуванчики, вишня, горох | 1 | 13.01 | | Индивидуальные работы. Изготовление овощей, растений |
18 | Натюрморт «По грибы», «Овощи» | 1 | 20.01 | | Коллективная работа. |
19 | Цветы в вазе (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики). | 1 | 27.01 | | работы коллективные, групповые |
20 | Город снеговиков. | 1 | 3.02 | | Коллективная работа. |
21 | Акция «Берегите птиц». Общественно – полезная деятельность. | 1 | 10.02 | | Коллективная работа, работы парами, индивидуальные; |
22 | Проект «Птицы вокруг нас» | 1 | 17.02 | | Коллективная работа. |
23 | Объемное панно. | 1 | 24.02 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
24 | Проект. Мои домашние животные. Выставка рисунков и фотографий. | 1 | 3.03 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
25 | Проект «В гостях у сказки». Распределяем роли. | 1 | 10.03 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
26 | Божьи коровки на ромашке. | 1 | 17.03 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
27 | Композиции из объемных фигурок. | 1 | 24.03 | | Самостоятельная работа учащихся. |
Работа с «бросовым» материалом |
28 | Проект «Изготовление пасхальных яиц». | 1 | 31.03 | | работа с раздаточным материалом |
29 | Роспись пасхальных яиц. Презентация продукта. | 1 | 7.04 | | Художественное творчество |
30 | Аппликация из пуговиц. | 1 | 14.04 | | Коллективная работа |
31 | Цветы из салфеток. | 1 | 21.04 | | работа с раздаточным материалом |
32 | День проектов. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Общественно – полезная деятельность. Акция «Поздравь ветерана». | 1 | 28.04 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
33 | Изготовление сувенира по выбору. | 1 | 5.05 | | работы индивидуальные; |
34 | День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2» | 1 | 12.05 | | работы индивидуальные; |
35 | День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2» | 1 | 19.05 | | работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные; |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010
А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010
Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.
Аникина А.А. Календарно-тематическое планирование во внеурочной деятельности. Кружок "Что? Где? Когда?" (проектная деятельность) [Электронный ресурс] // Nsportal.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-vneuroch (дата обращения: 3.02.2015).
Багаутдинова Р.Н. Рабочие программы по внеурочной деятельности «Почемучки» (по экологии) для 1-4 классов «Жить – чтобы жить» [Электронный ресурс] // Festival.1september: [сайт]. [2014]. URL: http://festival.1september.ru/articles/635432/ (дата обращения: 4.02.2015).
Горбунова Г.И., Тюгаева И.В. Образовательная программа по внеурочной деятельности (художественный труд) [Электронный ресурс] // Festival.1september: [сайт]. [2014]. URL: http://festival.1september.ru/articles/619835/ (дата обращения: 4.02.2015).
Дронникова Е.Н. Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей [Электронный ресурс] // Nsportal.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/poyasnitelnaya-zapiska-k-obuchayushchemu-i-razviv (дата обращения: 3.02.2015).
Манаенко З.Ю. Авторская программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» [Электронный ресурс] // Festival.1september: [сайт]. [2014]. URL: http://festival.1september.ru/articles/643625/ (дата обращения: 4.02.2015).