СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Мастерская добрых дел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка « Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», «Художественное творчество» для обучающихся 1 класса. Программа кружка

«Мастерская добрых дел» объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность»  и « Художественное творчество»  объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мастерская добрых дел"»

Раздел № 1.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ


1.1 Пояснительная записка


      Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, самоопределения.  Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Каким образом этого можно достичь?

        Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Это возможно через проектную деятельность. Направления внеурочной деятельности- социальное.

       Программа кружка « Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность», «Художественное творчество» для обучающихся 1 класса. Программа кружка

«Мастерская добрых дел» объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Проектная деятельность», «Общественно-полезная деятельность»  и « Художественное творчество»  объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.


Актуальность данной программы обусловлена следующими противоречиями:

      С одной стороны, школа должна создать условия для успешной реализации каждого обучающегося, с другой стороны, невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, не зависящее от успеваемости. В урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела.Внеурочная деятельность в виде работы над проектами – адекватная модель успешного поведения в современной жизни, предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.

Направленность программы: социальная.
Программа направлена на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, коллективная работа направлена на объединение коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития.

Уровень освоения: базовый.

Отличительные особенности:обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;развитие творческих способностей и активности учащихся;адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни;формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества; расширение кругозора учеников по темам, близким к учебным. Проектная деятельность в первом классе не соответствует возрастным возможностям. Поэтому я в своей работе заменяю её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, место применения. Ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность.

-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

-Ведение уроков методом творческих проектов, в коллективных творческих дел позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.                                                                                            

-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта, коллективных творческих дел  учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

 

Адресат программы: Рабочая программа «Мастерская добрых дел» предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения и учитывает специфику адресата и условия обучения. Занятия проводятся в 1 классе -1 раз в неделю (35 минут). Срок реализации 1 учебный год. Во время каникул дети выполняют индивидуальные творческие задания по выбранной теме, ведут поиск, обработку информации. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя, в связи с освоением учащимися пройденных тем. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка  могут быть изменены по усмотрению учителя. Индивидуальные  творческие задания  (по ряду тем) по желанию обучающихся могут выполняться  дома,  тогда  в классе предусмотрена  презентация выполненных работ. Продолжительность периода является ориентировочной - она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями через проектные задачи, с их ролью в жизни, в результате – выполнение.Реализация данной программы  осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • исследовательская деятельность;

  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях).

Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.Программа  курса  предусматривает  задания,  предлагающие  разные виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Теоретическая часть дается в форме бесед, экскурсий, просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.


1.2 Цель и задачи программы

Цель:

Раскрытие творческого потенциала ребенка через проектную деятельность. Формирование разных способов учебного сотрудничества. Социализация личности младшего школьника с.Камень – Рыболов 7 лет, через  выполнение   общественно - полезной деятельности и  участие в коллективных творческих делах.


Задачи программы:


Воспитательные:


1.Воспитывать интерес к художественному искусству и окружающему миру.

2. Расширить коммуникативные способности детей.

3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.


Развивающие:


1. Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.

2. Развивать мелкую моторику рук и глазомера.

3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.


Обучающие:


1.Развивать   изобретательность, умение работать с бумагой, пластилином, красками.

2. Формировать умение следовать устным инструкциям.

3. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.



1.3 Содержание программы


Учебный план 2021 – 2022 года обучения

1. Раздел: Введение.  

Как научиться ставить цели. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Основные методы исследования.Как задавать вопросы? Учимся распределять роли Коллективная игра- исследование. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

         

1.1 Тема: Человек и природа.

Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению  к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

Общественно-полезная деятельность.

Акция.Не жгите опавшей листвы. Прогулка –предостережение.

Акция «Берегите птиц».

Операция « Покормите птиц зимой».

Сохраним в чистоте нашу землю.

Проектные задачи:

1."Осень золотая";

2.«Мастерская Деда Мороза»;

3. «Птицы вокруг нас»;

 4.«Мои домашние животные.

Экскурсии: на пришкольный участок, в лес.


1.2 Тема: Человек и общество.

В данном  разделе предусмотрены проектные задачи, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность- особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи, участникам войны.

Общественно-полезная деятельность

 Акция «Чужих стариков не бывает»

Мои ручки – не белоручки (помощь маме, беседа).

Устный журнал «Домоводство» (как помочь маме?).

 Акция «Поздравь ветерана».


Проектные задачи:

1.День любимых бабушек и дедушек».

2.«Как поздравить наших мам, пап».

3.«Мама – главное слово».

4.«Слава героям!».

Экскурсии


1.3 Тема: Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику  без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Общественно-полезная деятельность

 «У кого в порядке ручки тетрадки?».

 

Проектные задачи:

1.«Символика нашего класса», День проектов.

2. День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2».


1.4 Тема: Я  и культура

Работа в этом разделе направлена  на формирование у детей чувства  прекрасного, позволяет  развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Общественно-полезная деятельность.

Представление спектакля.

Проектные задачи:

1.«Рождественский сувенир».

2.«В гостях у сказки».

3.«Пасхальное яйцо».


1.4 Планируемые результаты


Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы мотивации к обучению, самоорганизация и саморазвитие.Развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся будут знать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Обучающиеся приобретут навык планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Обучающиеся будут уметь добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Обучающиеся будут владеть умением выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), координировать свои усилия с усилиями других. Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, задавать вопросы, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;



Раздел № 2.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


2.1 Условия реализации программы

1. Материально – техническое обеспечение:

  • компьютер;

  • проектор;

  • экранно-звуковые пособия: мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы;

  • индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

  • инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: линейки, треугольники, бумага для художественного творчества, пластилин, простые карандаши, цветные карандаши, ластики, фломастеры, трафареты, клеенки, ножницы, клей ПВА, кисточки для клей, бумажные салфетки, мяч;

  • альбом,газета,гербарий,журнал, книжка-раскладушка,коллаж,коллекция,макет,модель,  наглядные пособия,плакат, сценарий праздника,фотоальбом.


2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- слайды, презентации, видеоматериалы, иллюстративный материал согласно планированию данной программы;

- Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

- - Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

- Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

- По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.

- Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.

- Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010.

- А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010

- Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.


2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Раздел

Баллы

Критерии оценки

Общение

3

Легко общается  в коллективе, владеет навыками вежливого поведения.


2

Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.


1

Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

Планирование

3

Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.


2

Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает  мнения других.


1

Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.

Оценивание

3

Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда  каждого ребенка зависит результат работы)


2

Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.


1

Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.

Изо-навыки

3

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.


2

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.


1

Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.

Творчество

3

К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.


2

Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.


1

Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

  Итого:

15






2.3 Методические материалы


- Конспекты уроков: Начальная школа. Библиотека учителя начальной школы. Автор: Ускова Н.Н., Издательство: Владос, 2004г.

- Презентация «Рисуем птиц из геометрических фигур»https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-risuem-ptic-iz-geometricheskih-figur-84892.html

- Презентация о дружбе https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-o-druzhbe-86392.html

- Презентация «Что и когда?» https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-k-uroku-okruzhayuschego-mira-itogovyy-urok-po-razdelu-chto-i-kogda-110895.html

- Проект урока «Что окружает нас дома» https://mega-talant.com/biblioteka/proekt-uroka-po-teme-chto-okruzhaet-nas-doma-okruzhayuschiy-mir-avtor-uchebnika-a-a-pleshakov-shkola-rossii-110756.html

- Педагогический проект «Волшебный мир добрых дел» https://mega-talant.com/biblioteka/dolgosrochnyy-pedagogicheskiy-proekt-prezentaciya-volshebnyy-mir-dobryh-del-110552.html

- Физкультминутки для глаз https://mega-talant.com/biblioteka/prezentaciya-fizkultminutki-dlya-glaz-110436.html

- Классный час «Люби книгу» https://mega-talant.com/biblioteka/klassnyy-chas-lyubi-knigu-109750.html



 2.4 Календарный план воспитательной работы « Мастерская добрых дел»


 

№ п/п

 

Тема

Кол-во часов

Дата

 

Форма реализации




Работа с природными материалами

1

Вместе весело шагать или Учимся работать в команде. Плоскостное изображение «Подарки осени»

1

9.09


 работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

2

Картина из пластилина. Проект «Символика нашего класса».

1

16.09


коллективная работа;

3

Панно из круп, семян.

1

23.09


 работа с раздаточным материалом

4

Поделки из шишек и жёлудей. Презентация продукта.

1

30.09


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

5

Аппликация из природных материалов на картоне.

1

7.10


работа с раздаточным материалом

6

День проектов «День любимых бабушек и дедушек». Акция «Чужих стариков не бывает».

1

14.10


индивидуальные работы

7

Композиция «Дары природы»

1

21.10


работы парами, индивидуальные;

8

Тематические композиции. День проектов «Осень золотая».

1

28.10


Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.


Работа с бумагой и картоном

9

Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами.

1

11.10


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

10

Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна»

1

18.10


работы коллективные, групповые

11

Аппликация из геометрических фигур.

1

25.10


работы коллективные

12

Выпуклая аппликация.

Проект «Мама – главное слово».

1

2.12


работы коллективные

13

Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги.

«Волшебные комочки».

1

9.12


работа с раздаточным материалом

14

Динамическая открытка с аппликацией. Проект «Мастерская Деда Мороза».

1

16.12


парами, индивидуальные;

15

Игрушки для новогодней елки. Проект «Мастерская Деда Мороза».

1

23.12


работы индивидуальные

16

Новогодние снежинки. Проект «Мастерская Деда Мороза».

1

30.12


работы парами, индивидуальные;

 


Лепка из солёного теста

17

Азбука солёного теста. Растения: ель, морковь, огурец, редис, помидор, одуванчики, вишня, горох

1

13.01


Индивидуальные работы. Изготовление овощей, растений

18

Натюрморт «По грибы», «Овощи»

1

20.01


Коллективная работа.

19

Цветы в вазе (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики).

1

27.01


работы коллективные, групповые

20

Город снеговиков.

1

3.02


Коллективная работа.

21

Акция «Берегите птиц». Общественно – полезная деятельность.

1

10.02


Коллективная работа,  работы парами, индивидуальные;

22

Проект «Птицы вокруг нас»

1

17.02


Коллективная работа.

23

Объемное панно.

1

24.02


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

24

Проект. Мои домашние животные. Выставка рисунков и фотографий.

1

3.03


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

25

Проект «В гостях у сказки». Распределяем роли.

1

10.03


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

26

Божьи коровки на ромашке.


1

17.03


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

27

Композиции из объемных фигурок.

1

24.03


Самостоятельная работа учащихся.


Работа с «бросовым» материалом

28

Проект «Изготовление пасхальных яиц».

1

31.03


работа с раздаточным материалом

29

Роспись пасхальных яиц. Презентация продукта.

1

7.04


Художественное творчество

30

Аппликация из пуговиц.

1

14.04


Коллективная работа

31

Цветы из салфеток.

1

21.04


работа с раздаточным материалом

32

День проектов. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Общественно – полезная деятельность. Акция «Поздравь ветерана».

1

28.04


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;

33

Изготовление сувенира по выбору.

1

5.05


работы индивидуальные;

34

День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2»

1

12.05


работы индивидуальные;

35

День проектов «1 класс, мы прощаемся с тобой – переходим во 2»

1

19.05


работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные;




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

  •  Василовская А. И. «Метод проектов на уроках в начальной школе» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

  • По материалам пособия для учителя: Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

  • Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.

  • Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010

  • А.И.Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников, -Изд. Учебная литература,2010

  •  Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. Программа, занятия, проекты . Авторы-составители :М.Ю.Шатилова, Н.Н.Селезнева, Н.И.Ильина и др.

  • Аникина А.А. Календарно-тематическое планирование во внеурочной деятельности. Кружок "Что? Где? Когда?" (проектная деятельность) [Электронный ресурс] // Nsportal.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-vneuroch (дата обращения: 3.02.2015).

  • Багаутдинова Р.Н. Рабочие программы по внеурочной деятельности «Почемучки» (по экологии) для 1-4 классов «Жить – чтобы жить» [Электронный ресурс] // Festival.1september: [сайт]. [2014]. URL: http://festival.1september.ru/articles/635432/ (дата обращения: 4.02.2015).

  • Горбунова Г.И., Тюгаева И.В. Образовательная программа по внеурочной деятельности (художественный труд) [Электронный ресурс] // Festival.1september: [сайт]. [2014]. URL: http://festival.1september.ru/articles/619835/ (дата обращения: 4.02.2015).

  • Дронникова Е.Н. Пояснительная записка к обучающему и развивающему курсу для младших школьников "Учусь создавать проект". Развитие познавательных способностей [Электронный ресурс] // Nsportal.ru: [сайт]. [2012]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/poyasnitelnaya-zapiska-k-obuchayushchemu-i-razviv (дата обращения: 3.02.2015).

  • Манаенко З.Ю. Авторская программа внеурочной деятельности «Я познаю мир» [Электронный ресурс] // Festival.1september: [сайт]. [2014]. URL: http://festival.1september.ru/articles/643625/ (дата обращения: 4.02.2015).