министерство общего и профессионального образования государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МДК 01.01 | Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности для специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования |
Шахты
2016
ОДОБРЕН Предметной (цикловой) комиссией «Педагогика и психология» Протокол № ____________ от «___» ___________ 2016 г. | Разработан на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования 44.02.03. Педагогика дополнительного образования |
Председатель предметной (цикловой) комиссии Елизарова В.А/_____________ | Заместитель директора по учебной работе Лозовая Г.В/_______________ |
Организация-разработчик ГБПОУРО «Шахтинский педагогический колледж».
Составитель: Бойко И.В., преподаватель педагогики
Рецензент: Преподаватель психологии высшей категории Крючкова Ирина Анатольевна.
Одобрено на заседании методического совета
Протокол № _____ от «___» ______________ 2016 г.
Председатель МС _______________________/_________________/
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МДК | 4 |
2. | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК | 8 |
3. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МДК | 10 |
4. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК | 26 |
5. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МДК | 28 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
MДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности является частью профессионального модуля ПМ 01 «Преподавание в области социально-педагогической деятельности» и основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.03. «Педагогика дополнительного образования» укрупнённой группы специальностей 050000 «Образование и педагогика» среднего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования») в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1 | Определять цели и задачи, планировать занятия, мероприятия. |
ПК 1.2 | Организовывать и проводить занятия, мероприятия. |
ПК 1.3 | Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования. |
ПК 1.4 | Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. |
ПК 1.5 | Анализировать занятия, мероприятия. |
ПК 1.6 | Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. |
ПК 2.1 | Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. |
ПК 2.2 | Организовывать и проводить досуговые мероприятия. |
ПК 2.3 | Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. |
ПК 2.4 | Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. |
ПК 2.5. | Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. |
ПК 3.1 | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом области деятельности, особенностей возраста группы и отдельных занимающихся. |
ПК 3.2 | Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. |
ПК 3.3 | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.4 | Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.5 | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. |
Код | Дополнительные профессиональные компетенции |
ДПК1 | Проводить мероприятия с детьми разного возраста с использованием новых информационно-коммуникационных технологий |
ДПК 2 | Проводить диагностику и исследование влияния факторов среды на растущую личность, группу |
ДПК 3 | Применять инновационные технологии, направленные на охрану психического и физического здоровья детей |
ДПК 4 | Вести учебную документацию |
ДПК 5 | Организовать коллективную познавательную и коллективную творческую деятельность |
ДПК 6 | Планировать и проводить социально-педагогическую работу |
ДПК 7 | Выбирать формы, методы и средства воспитательной работы |
ДПК 8 | Использовать технологии рефлексивной деятельности |
ДПК 9 | Анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем |
ДПК 10 | Наблюдать, анализировать занятия (мероприятия) |
Рабочая программа МДК 01.01 «Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности для специальности 44.02.03. «Педагогика дополнительного образования».
1.2. Цели и задачи MDK – требования к результатам освоения МДК С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен: иметь практический опыт: проведения диагностики и исследования влияний факторов среды на растущую личность, группу; ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс; наблюдения, анализа и самоанализа занятий; обобщения и систематизации передового педагогического опыта; ориентации в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; анализа информации, необходимой для решения профессиональных педагогических проблем; изучения опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях; ознакомления с педагогическими возможностями и эффективностью применения различных методов, приёмов, методик, форм организации воспитания; уметь: — определять цели и задачи , планировать мероприятия; — выбирать социально-педагогические технологии, приемлемые в организации социального воспитания детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, создавать условия для развития их способностей; — оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс; — разрабатывать методические материалы (рабочие программы, планы) на основе примерных с учётом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся; — систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области социальной педагогики на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов; — оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений; — участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей; — организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качества; — осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; — проводить педагогическое наблюдение за занимающимися; — использовать ИКТ-технологии для совершенствования профессиональной деятельности; — работать в коллективе и команде; — самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, осуществлять самообразование. знать: — закономерности взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности; — основы методики и технологии социально-педагогической работы с разными категориями детей и подростков в различных сферах микросреды, социальных институтах; — современные технологии в сфере социально-педагогической работы с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию; — основы профессиональной этики социального педагога.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины — максимальной учебной нагрузки обучающегося – 629 ч., включая: — обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 419 ч., — самостоятельной работы обучающегося- 210 ч.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МДК
Результатом освоения программы МДК является овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: преподавание в области социально-педагогической деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать занятия |
ПК 1.2. | Организовывать и проводить занятия |
ПК 1.3. | Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования |
ПК 1.4. | Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы |
ПК 1.5. | Анализировать занятия |
ПК 1.6. | Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс |
ПК 2.1. | Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки |
ПК 2.2. | Организовывать и проводить досуговые мероприятия |
ПК 2.3. | Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях |
ПК 2.4. | Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий |
ПК 2.5. | Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий |
ПК 3.1. | Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом области деятельности, особенностей возраста группы и отдельных занимающихся |
ПК 3.2. | Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду |
ПК 3.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов |
ПК 3.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений |
ПК 3.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей |
ОК | Общие компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе, взаимодействовать с руководством, коллегами |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей |
ОК 11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих |
ОК 12. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
Наименование результатов обучения приводится в соответствии с текстом вышеназванных ФГОС СПО / НПО.
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание МДК
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная, часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОК 1 – 12 ПК 1.1 – 1.6 ПК 2.1 – 2.5 ПК 3.1 – 3.5 ДПК 1-10 | МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | 629 | 419 | 126 | — | 210 | | Наблю-дение занятий | Пробные занятия (мероприятия) |
| Всего: | 629 | | | | | | | |
3.2. Содержание обучения по МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ 01. Преподавание в области социально-педагогической деятельности | | | |
МДК 01.03. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | | 419 ч. | |
Раздел I. Введение в методику и технологию деятельности социального педагога | IV семестр (54 часа) | | |
Тема 1.1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности (4 семестр) | Содержание учебного материала | 14 | |
1 | Сущность и содержание социально-педагогической деятельности: объект, предмет, цель, задачи, структура, содержание. | 8 | 2 |
2 | Сущность планирования деятельности социального педагога: цель, основные принципы, формы планов и их структура. |
Практические занятия | 6 | 3 |
1 | Составление технологического алгоритма мотивационного программно-целевого управления социально-педагогической деятельности («дерево целей»). |
2 | Дискуссия на тему «Слагаемые профессиональной готовности социального педагога». |
3 | Самодиагностика уровня профессиональной готовности социального педагога (методика аттестации). |
| Содержание учебного материала | 12 |
Тема 1.2. Принципы отбора и структурирования содержания дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (4 семестр) | 1 | Роль структурирования содержания педагогической деятельности. Характеристика принципов отбора и структурирования содержания дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности. | 8 |
2 | Методика составления социально-педагогических программ. |
Практические занятия | 4 |
| 1 | Разработка социально-педагогической программы. |
2 | Презентация социально-педагогической программы. |
Тема 1.3. Методы, методики и технологии организации деятельности детей в области социально-педагогической деятельности (4 семестр) | Содержание учебного материала | 21 |
1 | Общая характеристика основных групп методов работы социального педагога: социальных, психологических, педагогических, социально-педагогических. | 15 |
2 | Характеристика методов социальной работы, используемых социальных педагогом. |
3 | Характеристика психологических методов работы, используемых социальных педагогом. |
4 | Характеристика педагогических методов работы, используемых социальным педагогом. |
5 | Характеристика социально-педагогических методов работы, используемых социальным педагогом. |
Практические занятия | 6 |
1 | Составление алгоритма проведения социально-педагогического наблюдения и оформления результатов. |
2 | Практикум по оформлению результатов педагогического наблюдения. |
3 | Публичная защита рефератов. |
Тема 1.4. Методы контроля и оценки эффективности результатов социально-педагогической деятельности (4 семестр) | Содержание учебного материала | 7 | 3 |
1 | Сущность понятий «контроль» и «оценка» эффективности деятельности социального педагога. | 4 |
2 | Характеристика методов контроля и оценки эффективности работы социального педагога. |
Практические занятия | 2 |
1 | Тестирование по разделу. |
2 | Составление схемы методов контроля. | 1 | |
| Содержание учебного материала | 7 | 3 |
1 | Сущность понятий «контроль» и «оценка» эффективности деятельности социального педагога. | 4 |
2 | Характеристика методов контроля и оценки эффективности работы социального педагога. |
Практические занятия | 2 |
1 | Тестирование по разделу. |
2 | Составление схемы методов контроля. | 1 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 1 МДК 01.01. | 20 |
| Составление и оформление таблицы: «Планирование деятельности социального педагога (тематическое, календарное). | 2 |
| Подбор материала для составления социально-педагогической программы. | 2 |
| Разработка содержания и оформление рефератов на темы: — «Наблюдение как важнейший метод эмпирического исследования социального педагога» — «Беседа и интервью как методы работы социального педагога» — «Социологический опрос как метод работы социального педагога» — «Особенности использования психологических методов в работе социального педагога» — «Экспертная оценка как метод работы социального педагога» — «Специфика использования библиографического метода в работе социального педагога» — «Особенности использования метода изучения педагогического опыта в работе социального педагога» — «Особенности использования метода контент-анализа в работе социального педагога» — «Особенности использования теоретических методов психолого-педагогического исследования в работе социального педагога» — «Особенности использования эмпирических методов психолого-педагогического исследования в работе социального педагога» | 16 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект). | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 2. Характеристика социально-педагогических технологий | V семестр 84 часов | | |
Тема 2.1. Технологические основы в области социально-педагогической деятельности: характеристика общих и частных технологий (5 семестр) | Содержание учебного материала | 22 | |
1 | Общая характеристика социально-педагогических технологий общего типа (по назначению, по субъектному применению, по объекту применения, по месту реализации, по способу реализации). | 20 |
2 | Общая характеристика структуры социально-педагогических технологий частного типа: типовой, диагностической, прогностической, реализационной, экспертно-оценочной. |
Практические занятия | |
1 | Публичное представление докладов на семинаре «Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии». | 2 |
Тема 2.2. Сущность, основные принципы и организационно-педагогические требования к проведению социально-педагогической диагностики (5 семестр) | Содержание учебного материала | 34 | 2 |
1 | Сущность понятия «диагностика» и специфика диагностической деятельности социального педагога. Виды диагностики (медицинская, психологическая, педагогическая, социальная, социально-педагогическая) и сфера профессиональных интересов социального педагога. | 30 |
2 | Принципы проведения социально-педагогической диагностики. Функции социально-педагогической диагностики. |
3 | Организационно-педагогические требования к проведению диагностических процедур. Структура диагностической социально-педагогической технологии. |
Практические занятия | 8 | |
1 | Апробация методики диагностики особенностей межличностных отношений детей и подростков («Социометрия», её модификации), обработка и составление заключения. |
2 | Апробация методики диагностики уровня и характера школьной тревожности у детей и подростков («Школьная тревожность», модификации теста), обработка и составление заключения. |
3 | Апробация методики исследования особенностей мотивационной сферы детей и подростков. |
4 | Апробация методики диагностики уровня и характера социально-психологической адаптации детей и подростков («Социально-психологическая адаптация», модификации теста), обработка результатов, составление заключения. |
Тема 2.3. Технология социально-педагогической коррекции (5 семестр) | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
1 | Понятие социально-педагогической коррекции. Виды коррекции. | 6 |
2 | Требования к проведению коррекционных мероприятий с учётом индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей и подростков. |
3 | Характеристика содержания коррекционной работы с трудными детьми. |
Тема 2.4. Технология социально-педагогического консультирования (5 семестр) | | Содержание учебного материала | | |
1 | Общее понятие о социально-педагогическом и психологическом консультировании. Принципы и виды консультирования. | 6 | 1 |
2 | Характеристика наиболее распространённых проблем консультирования педагогов, родителей, подростков. |
3 | Методика индивидуального психологического консультирования. |
Тема 2.5. Технология проектирования социально-педагогической деятельности (5 семестр) | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
1 | Понятие и виды социально-педагогического проектирования. | 10 |
2 | Требования к разработке социально-педагогических проектов. |
3 | Методика разработки социально-педагогических проектов. |
Практические занятия | | |
1 | Презентация учебного проекта (тематика по выбору). | 2 | |
VI семестр 133 часа | | |
Тема 2.6. Технология моделирования социально-педагогической деятельности (6 семестр) | Содержание учебного материала | 48 | |
1 | Сущность, понятия и виды социально-педагогического моделирования. | 6 | 2 |
2 | Характеристика структурных элементов социально-педагогической модели. | 6 |
3 | Методика разработки социально-педагогической модели. | 6 |
4 | Цели и задачи образовательной программы «Дома детского творчества». | 4 |
5 | Принципы образовательной программы. | 4 |
6 | Условия реализации образовательной программы. | 4 |
7 | Особенности организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования. | 4 |
8 | Особенности образовательной программы. | 4 |
9 | Культурологическая направленность. | 4 |
10 | Художественно-эстетическая направленность. | 7 |
11 | Социально-педагогическая направленность. | 5 |
12 | Туристско-краеведческая направленность. | 5 |
13 | Физкультурно-спортивная направленность. | 5 |
14 | Механизм реализации программы. | 5 |
Тема 2.7. Особенности дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности (6 семестр) | Содержание учебного материала | 16 | |
1 | Социально-педагогическая сущность содержания деятельности учреждений дополнительного образования в сфере свободного времени детей. | 16 | |
2 | Социально-педагогическая модель учреждения дополнительного образования детей. | |
3 | Социально-педагогический потенциал культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования детей. | |
4 | Каникулярное время детей как социально-педагогическая компонента деятельности учреждений дополнительного образования детей. | |
Тема 2.8. Общая характеристика социально-педагогических технологий работы с детьми группы риска (6 семестр) | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1 | Аддиктивное поведение несовершеннолетних. | 10 |
Практические занятия | 4 |
1 | Практикум по социально-педагогической работе с трудными детьми и подростками: выполнение тренинговых упражнений по коррекции трудновоспитуемости детей и подростков. |
Тема 2.9. Методика и технология работы с аутоагрессией детей и подростков (6 семестр) | Содержание учебного материала | 10 | 2 |
1 | Суицидальное поведение несовершеннолетних: понятие, причины, проявления. | 10 |
2 | Методы диагностики и профилактики аутоагрессивного поведения детей и подростков. |
Тема 2.10. Методика и технология работы с проблемой внутрисемейного насилия и жестокого обращения с детьми и подростками (6 семестр) | Содержание учебного материала | 8 | 3 |
1 | Сущность проблемы внутрисемейного насилия и жестокого обращения с детьми. Концепция социально-правовой защиты и помощи детям и взрослым – жертвам насилия. | 6 |
Практические занятия | 4 |
1 | Публичное представление и обсуждение докладов на семинаре: «Технология оказания помощи детям и подросткам, жертвам насилия». |
Тема 2.11. Методика и технология работы с детьми и подростками из алкогольных семей (6 семестр) | Содержание учебного материала | 14 |
1 | Особенности формирования личности ребёнка в семье, отягощённой алкогольной зависимостью. | 12 |
2 | Методика социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних из семей, отягощённых алкогольной зависимостью. |
Практические занятия | 2 |
1 | Решение ситуативных задач, направленных на самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, коррекцию цели, содержания, методов и средств обучения по ходу и результатам их проведения. |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 2 МДК 01.01. |
| Самостоятельная работа обучающихся | 97 | |
1 | Подготовка докладов к семинару «Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии» на темы: — «Основные функциональные этапы деятельности социального педагога по выбору целевой технологии». — «Особенности организации деятельности на этапе проведения социально-педагогической диагностики». — «Особенности организации деятельности на этапе проведения социально-педагогического прогнозирования». — «Проблемы выбора и непосредственной подготовки к реализации целевой социально-педагогической технологии». — «Особенности деятельности социального педагога по реализации целевой социально-педагогической технологии». | 10 |
| 2 | Подбор и отработка тренинговых упражнений по коррекции трудновоспитуемости детей и подростков. | 2 | |
3 | Оформление результатов диагностики особенностей межличностных отношений, школьной тревожности, мотивационной сферы, социально-психологической адаптации детей и подростков . | 2 |
4 | Составление и оформление социально-педагогической модели (проблема по выбору). | 2 |
5 | Составление и оформление учебного проекта (тематика по выбору). | 2 |
6 | Разработка содержания и оформление эссе на темы: — «Как педагог дополнительного образования может помочь в решении социально-педагогических проблем детей и подростков?». — «Как личность педагога дополнительного образования влияет на формирование интересов трудных детей и подростков?». — Можно ли социальные проблемы решать педагогическими методами?». | 6 |
7 | Подбор материала для разработки конспектов, сценариев внеклассных мероприятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии с заданием преподавателя. | 2 | |
8 | Составление отчёта «Самоанализ внеклассного мероприятия». | 2 | |
9 | Составление заключения по результатам анализа внеклассного занятия. | 2 | |
10 | Публичное представление и обсуждение докладов на семинаре: «Возрастные факторы суицида». | 2 | |
11 | Подготовка докладов к семинару «Возрастные факторы суицида»: «Прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах». «Факторы суицидального поведения: географический, экономический, возрастной, половой, религиозный» (по выбору). Своеобразие суицида в детстве и отрочестве. Своеобразие суицида в зрелом возрасте. Своеобразие суицида в пожилом возрасте. Мифы о суицидах. Понятие суицидальной интервенции в практике консультирования и способы её проведения. Методы профилактики суицидов в практике превентивной службы. | 16 | |
12 | Подготовка докладов к семинару «Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков»: 1. «Аддиктивное поведение несовершеннолетних: причины и проявления». 2. «Типы неправильного семейного воспитания». 3. «Методы диагностики типов семейного воспитания». 4. Влияние состава семьи на возникновение аддиктивного поведения у подростков». 5. «Методы профилактики аддиктивного поведения посредством дополнительного образования». 6. «Взаимодействие с родителями аддиктивных детей и подростков». 7. «Роль образовательных учреждений в профилактике аддикций у детей и подростков». 8. Влияние личности педагога на аддиктивных детей и подростков». 9. Роль СМИ в формировании аддиктивности у детей и подростков». 10. «Способы преодоления аддиктивности у детей и подростков. 11. «Роль акцентуаций в появлении аддиктивного поведения у подростков». | 22 | |
13 | Подготовка докладов к семинару «Технология оказания помощи детям и подросткам, жертвам насилия»: 1. «Насилие как социально-психологическое явление российского общества: социально-педагогический аспект». 2. «Физическое насилие над детьми: понятие, проявления, способы диагностики». 3. «Пренебрежение интересами детей как вид насилия». 4. «Психологическое насилие над детьми: понятие, проявления, способы диагностики». 5. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы». 6. «Социально-психологическая реабилитация детей – жертв насилия». 7. «Арт-терапевтические технологии работы с детьми, пострадавшими от различных форм насилия». 8. «Опыт психологической поддержки и реабилитации детей, пострадавших от различных форм насилия». 9. «Внутрисемейное насилие: причины и проявления». | 18 | |
14 | Разработка содержания и оформление эссе на темы: — «Созависимость в алкогольной семье: пути избавления». — «Что социальный педагог может противопоставить алкоголю?». | 4 | |
15 | Разработка конспекта (сценария) занятия с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии с заданием преподавателя. | 2 | |
16 | Проведение внеклассных мероприятий: дискуссии, диспута, социальной санкции, конкурса. | 2 | |
17 | Анализ внеклассного занятия: посещение, заполнение протокола наблюдения. | 1 | |
Раздел 3. Методика и технология социально-педагогической работы с родителями | | VII семестр 96 часов | | |
Тема 3.1. Методика и технология работы с родителями в образовательных учреждениях (7 семестр) | Содержание учебного материала | 72 | 3 |
1 | Виды, формы, принципы, организационные и этические требования к установлению педагогически целесообразных взаимоотношений с родителями воспитанников. | 68 |
2 | Методика проведения социальным педагогом тематического родительского собрания. |
3 | Методика индивидуальной работы с родителями. |
4 | Методика групповой работы с родителями. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Кейс-метод «родительское собрание». |
2 | Деловая игра «Тематическое родительское собрание» (проблема по выбору»). |
Тема 3.2. Методика и технология работы с родителями в учреждениях интернатного типа (7 семестр) | Содержание учебного материала | 23 | 3 |
1 | Проблема социального сиротства и перспективы её решения |
2 | Методика социально-педагогической работы с родителями детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа |
Практические занятия | 3 | |
1 | Презентация модели социально-педагогической деятельности с родителями. |
2 | Практикум по ведению учебной документации (на примере собственных исследований): составление плана, графика работы, заполнение журнала консультаций, составление заключения о результатах исследования, составление отчёта о работе. |
3 | Тестирование по разделу. |
| Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 3 МДК 01.01. | 48 | |
1 | Разработка социально-педагогической модели работы с родителями. | 6 | |
2 | Оформление учебной документации. | 21 | |
3 | Разработка конспекта тематического выступления социального педагога перед родителями на родительском собрании (в рамках деловой игры). | 6 | |
4 | Презентация социально-педагогической модели r (проблема по выбору). | 2 | |
5 | Опираясь на полученные знания о воспитательной системе, представление (форма творческая) на примере известного вам учебно-образовательного учреждения. | 13 | |
6 | Опираясь на собственный опыт и опыт работы педагогов и психологов, составление таблицы условий, средств и методов, при которых коллектив превращается в средство развития личности, её индивидуальности. | 1 | |
7 | Опираясь на опыт творческих педагогов, собственный опыт и литературные источники, описание истории развития своей школы и класса как системы, отразив динамику ценностных отношений и личностные изменения в облике педагогов и школьников. | 1 | |
8 | «Среда в школе». Составление таблицы и показ, какими путями среда «входит» в школу, укрепляя воспитательную систему школы и воспитательные возможности социума. | 1 | |
9 | «Экспериментальная площадка школы». Описание её содержания, технологии создания. | 1 | |
10 | «Коллектив играющий». Технология игровой деятельности, методика подготовки и проведения конкретных игр. | 1 | |
11 | Модель воспитывающего обучения. Описание опыта творческого педагога, сделайте рекомендации, полезные для учителей, классных руководителей. | 1 | |
12 | Труд как источник духовного развития растущего человека. Доказательство целесообразности, средства и методы трудовой деятельности. | 1 | |
13 | Представление модели развивающего воспитания средствами культуры. | 1 | |
14 | Составление таблицы общечеловеческих ценностей, показ воспитательных возможностей каждой из них для целостного развития личности. | 1 | |
15 | Представление модели обучения и воспитания учащихся на гуманистических принципах. | 1 | |
16 | Описание технологии педагогической деятельности творчески работающего педагога (педагога-новатора, педагога исследователя, учителя года, экспериментатора). | 1 | |
17 | Составление программы саморазвития конкретных качеств личности на основе технологического подхода (учащегося среднего или старшего школьного возраста или педагога-воспитателя). | 1 | |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
| VIII семестр 52 часа | | |
Глава 4. Технология социальной ориентации человека в воспитательных организациях | | | |
Тема 4.1. Социализированность (8 семестр) | Содержание учебного материала | 20 | 3 |
| 1 | Воспитанность. | 4 |
| 2 | Воспитуемость. | 4 |
| 3 | Концепции социализации. | 8 |
| 4 | Принцип незавершимости воспитания. | 2 |
| Практические занятия | 2 | |
| 1 | Сопоставительный анализ воспитанности и воспитуемости. |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объём часов | Уровень освоения |
Тема 4.2. Издержки социализации (8 семестр) | Содержание учебного материала | 32 | |
1 | Виды и типы жертв неблагоприятных условий социализации. | 2 | |
2 | Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. | 2 | |
3 | Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. | 2 | |
4 | Коррекционное воспитание. | 18 | |
5 | Социально-педагогическая виктимология. | 4 | |
Практические занятия | | |
1 | Анализ задач и основных направлений исследований в рамках социально-педагогической виктимологии. | 1 | |
2 | Разработка рекомендаций, способствующих социализации человека. | 1 | |
3 | Анализ причин неблагоприятных условий социализации. | 1 | |
4 | Характеристика основных типов потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации. | 1 | |
| Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа при изучении раздела 4 МДК 01.01. | | |
1 | Сообщение «Тема человека-жертвы в русской литературе». | 1 | |
2 | Диспут «человек-конформист в современной западной и отечественной литературе». | 1 | |
3 | Эссе-рассуждение «Проблема мигрантов в современном мире». | 1 | |
4 | Анализ Конвенции ООН о правах человека и о правах ребёнка и проблема человека-жертвы неблагоприятных условий социализации. | 1 | |
5 | Составление схемы целей воспитания. | 1 | |
6 | Анализ термина «социальное воспитание». | 1 | |
7 | Сообщение «Формирование категориально-понятийного аппарата социальной педагогики». | 1 | |
8 | Сообщение «Социально-педагогическая деятельность как категория социальной педагогики». | 1 | |
9 | Сопоставительный анализ понятий «Обучение и социальное обучение». | 1 | |
10 | Сообщение «История термина «социальное воспитание». | 1 | |
11 | Проблемы воспитания и социального воспитания в современных условиях. | 1 | |
12 | Сравнение категорий социальной педагогики и педагогики. | 1 | |
13 | Характеристика основных видов социально-педагогической деятельности. | 1 | |
14 | Сообщение «Принцип гуманизма в социальной педагогике». | 1 | |
15 | Принцип культуросообразности в социальной педагогике. | 1 | |
16 | Сообщение «Развитие ребёнка и наследственность». | 1 | |
17 | Сообщение «Развитие ребёнка и среда». | 1 | |
18 | Сообщение «История развития педагогических и социально-педагогических технологий». | 1 | |
19 | Эссе-рассуждение «Социально-педагогическое творчество». | 1 | |
20 | Сообщение «Отклонения воспитания в развитии ребёнка как социально-педагогическая проблема». | 1 | |
21 | Сообщение «Отклонения в поведении ребёнка как социально-педагогическая проблема». | 1 | |
22 | Сообщение «Технология социально-педагогических норм и отклонений». | 1 | |
23 | Разработать рекомендации общения с ребёнком с ограниченными возможностями. | 1 | |
24 | Сообщение «Роль микросреды в социализации личности ребёнка». | 1 | |
25 | Сопоставительный анализ интеграции и изоляции ребёнка с проблемами в процессе его социализации. | 1 | |
26 | Эссе-рассуждение «В чём сущность развития ребёнка». | 1 | |
27 | Сообщение «Ребёнок и закономерности его социализации как объект и предмет изучения социальной педагогики». | 1 | |
28 | Диспут «Социальная работа: наука – профессия». | 1 | |
29 | Социально-педагогическая деятельность в пословицах и поговорках. | 1 | |
30 | Наблюдение особенностей самовоспитания студентов – будущих социальных педагогов. | 1 | |
Итоговая аттестация в форме экзамен. | | |
Учебная практика. | | |
Виды работ. | | |
Производственная практика (для СПО (по профилю специальности)). | | |
Виды работ: практика пробных занятий, разработка занятий, анализ. | | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МДК
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета по педагогике.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключённым к сети Internet и средствами вывода звуковой информации.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
— мультимедиапроектор и мультимедийная доска.
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Методика и технология работы социального педагога/под. ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Академия, 2012. – 290 с.
Дополнительные источники:
1. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. М.: «Академия», 2001. – 190 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2010.
3. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. – М., 1994.
4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. – Социальная психология личности. – М., 2009.
5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.
6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы соц. педагога. – М.: Академия, 2012.
7. Вроно Е.М. Суицилология в России //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996. № 1. – с. 5-9.
8. Голофаст В. Социология семьи. Статьи разных лет. – Спб., 2006.
9. Евленина Н.А. Социальное воспитание в детском общественном объединении. – М., 2009.
10. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2013.
11. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 2003.
12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Академия, 2002.
13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Академия, 2012.
14. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб, 2010.
15. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – Ростов н/Д., 2010.
16. Смелзер Н. – Социология. – М., 1994.
17. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Владос, 1996.
18. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика работы социального педагога / под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2002.
Электронные ресурсы
1. Нормативные документы в области семьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.good.cnt.ru./family/Conun-ChR.htm.
2. Нормативные документы в области детства [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса в рамках реализации МДК 01.01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности являются теоретические и практические занятия, самостоятельные работы, учебная и производственная практики. При этом необходимым условием организации теоретических занятий является проблемность, практико-ориентированность изложения изучаемого материала с целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Практические занятия направлены на формирование умений и навыков, а также на развитие творческих способностей обучающихся. Важнейшим компонентом освоения МДК является самостоятельная работа студентов, которая реализуется через систему домашних заданий и специально организованной аудиторной или внеаудиторной (как групповой, так и индивидуальной) деятельности студентов. Достаточный спектр примерных заданий для самостоятельной работы, предлагаемые основные и дополнительные информационные источники существенно расширяют подготовку студента к практическим занятиям, а также могут быть включены в содержание учебной практики.
В период освоения МДК для студентов организуются консультации: групповые, индивидуальные, устные, письменные, в том числе с использованием средств дистанционного обучения.
Форма контроля в МДК 01.01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности проводится в форме зачёта в 5 семестре, в виде экзамена в 8 семестре с целью проверки сформированности компетенций и готовности к выполнению профессиональной деятельности, определенных в разделе «Требования к результатам освоения основной профессионально образовательной программы» федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования». Освоению данного МДК должно предшествовать изучение учебных дисциплин, таких, как «Педагогика», «Психология».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, реализующих программу МДК 01.01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности 7.15 ФГОС СПО по специальности 44.02.03. «Педагогика дополнительного образования», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.11.2009 г. № 535, и Квалификационных характеристик должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 г. № 593.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), с наличием опыта педагогической деятельности (не менее 3-х лет) по реализации основных образовательных программ начального общего образования или отдельных учебных предметов области, соответствующей преподаваемому междисциплинарному курсу (курсам), в общеобразовательном учреждении.
Все преподаватели, реализующие данный профессиональный модуль, как на уровне преподавания междисциплинарных курсов, так и на уровне руководства практикой, должны проходить стажировку в общеобразовательных учреждениях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ MDK
Контроль и оценка результатов освоения МДК осуществляется преподавателем в процессе выполнения практических работ, лабораторных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения и знания) | Основные показатели оценки результатов |
По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: |
У1-Оценивать постановку цели и задач занятия, планировать мероприятия. | -обоснованность постановки целей и задач занятия; - соответствие структуры и содержания занятия поставленным целям и задачам. |
У2-Определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приёмов, методик, форм организации воспитания. | -оптимальность выбора методов, приёмов, форм организации воспитания; -соответствие выбранных форм, методов, приёмов поставленным целям и задачам. |
У3-Моделировать воспитательные системы школы и социума. | -оптимальность выбора воспитательной системы. |
У4-Организовывать коллективную познавательную и коллективную творческую деятельность. | -знание структуры коллективной творческой деятельности. |
У5-Проводить социально-педагогическое исследование. | -оптимальность выбора социально-педагогических диагностических методик. |
У6-Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области социальной педагогики на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | -аргументированность и полнота объяснения сущности педагогического опыта и образовательных технологий в области социальной педагогики. |
У7-Выбирать социально-педагогические технологии, приемлемые в организации социального воспитания детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. | -оптимальность выбора педагогических технологий, приемлемых в организации социального воспитания. |
У8-Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. | -аргументированность, полнота и правильность оформления документации. |
У9-Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. | -знание этапов проектной деятельности; -оптимальность выбора творческого проекта в области дополнительного образования детей. |
У10-Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - оптимальность поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
З1-Теоретические основы социально-педагогической деятельности. | - знание сущности и содержания социально-педагогической деятельности. |
З2-Основы методики и технологии социально-педагогической работы с разными категориями детей и подростков в различных сферах микросреды, социальных институтах. | -аргументированность и полнота объяснения сущности социально-педагогических технологий. |
З3-Методы контроля и оценки эффективности результатов социально-педагогической деятельности. | -оптимальность выбора методов, приёмов, форм организации воспитания; -соответствие выбранных форм, методов поставленным целям и задачам. |
З4-Сущность, основные принципы и организационно-педагогические требования к проведению социально-педагогической диагностики. | -оптимальность выбора принципов и диагностических методик социально-педагогической деятельности. |
З5-Технологию социально-педагогической коррекции. | -знание технологий социально-педагогической коррекции. |
З6-Технологию социально-педагогического консультирования. | -полнота анализа технологии социально-педагогического консультирования. |
З7-Технологию моделирования социально-педагогической деятельности. | -соблюдение методических рекомендаций при моделировании социально-педагогической деятельности. |
З8-Методику и технологию социально-педагогической работы с родителями. | -яркость и аргументированность мнения. |
З9-Технологию социальной ориентации человека в воспитательных организациях. | -соблюдение методических рекомендаций при организации социально-педагогической работы в воспитательных организациях. |
З10-Издержки социализации. | -знание институтов и факторов социализации; -аргументированность и полнота изложения материала. |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл/отметка | вербальный аналог |
85%-100% | 5 | Отлично |
68%-84% | 4 | Хорошо |
50%-67% | 3 | Удовлетворительно |
менее 50% | 2 | Неудовлетворительно |
9