Рабочая программа
по межпредметному модулю
«Иллюстрирование и моделирование текстов»
2-Д класс
Учитель: Федосеева Алла Петровна
Пояснительная записка
Межпредметный (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО) образовательный модуль «Иллюстрирование и моделирование текстов» рассчитан на 21 час, в том числе:
- русский язык - 3 часа:
- литературное чтение – 3 часа;
-окружающий мир – 3 часа;
- математика – 4 часа;
- технология – 4 часа;
- ИЗО – 4 часа.
Межпредметный образовательный модуль - это организованная деятельность младших школьников по решению учебной задачи.
Младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта, актера, режиссёра, скульптора и т.д. В связи с этим, целью данного модуля является создание определенного продукта в соответствии с тематикой модуля и использованием средств предметов, являющихся ключевыми в его рамках.
Задачи модуля:
Повышение мотивации учебной деятельности через нестандартные формы проведения урока – это необычно, значит интересно.
Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях.
Развитие мыслительных операций.
Показ межпредметных связей и их применение при работе с разными видами текстов.
Интеграция учебных предметов на одном уроке и объединение предметов по темам, способам, понятиям в ходе решения ряда общих задач.
В ходе реализации модуля у школьников формируются следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
Предполагаемый результат реализации модуля «Иллюстрирование и моделирование текстов»:
повышение уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
эмоциональное развитие учащихся, формирование культуры слушателя;
рост познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Планируемые результаты изучения модуля «Иллюстрирование и моделирование текстов»
Личностные универсальные учебные действия
У ученика начнут формироваться: интерес к окружающему миру, желание его познавать; осознание новой социальной роли; ориентации на соблюдение моральных норм поведения.
У ученика могут быть сформированы: элементы гражданского самосознания – осознание себя членом общества, государства; личный опыт общения с людьми и природой на основе общечеловеческих ценностей. Уважительное отношение к другим народам, странам, их традициям. Способность оценивать и желание улучшить результаты своего учебного труда, развивать свои творческие способности.
Метапредметные результаты
регулятивные:
- осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы;
-способность принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности;
- формировать умение организовать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формировать потребность общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
познавательные:
- понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию изобразительной и модельной формы в словесную;
- использовать словари и другую справочную литературу;
- осуществлять исследовательскую деятельность и представлять её результаты в разной форме (рассказ, сообщение, предметная и графическая модель, таблица, диаграмма, демонстрация опыта).
-формировать умение работать с текстами разного вида, содержанием и иллюстрациями;
-осознанно оценивать полученную информацию, соотносить её с собственным опытом, с ранее полученными знаниями;
коммуникативные:
- осознавать речь как способ общения людей;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников; формировать умение представлять информацию в доступном для слушателей виде;
- составлять небольшие монологические сообщения и представлять их одноклассникам;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осваивать различные способы взаимной помощи;
- осуществлять проектную деятельность, обсуждать и обрабатывать информацию.
Тематическое планирование по межпредметному модулю «Иллюстрирование и моделирование текстов» 2-д класс
№ урока | Тема урока | Содержание учебного материала | Планируемые результаты | Оборудование | Тексты |
Предметные | УУД |
1. | Осень, осень к нам пришла. | Знакомство с рассказами об осени. Работа с иллюстрациями и репродукциями картин с изображением осени. Изготовление аппликаций. Духовно-нравственное воспитание: беседа о красоте родной природы. | Ученик научится определять понятие «рассказ»; находить описание природы в тексте и сравнивать с художественным изображением природы на картинах, делать аппликации на заданную тему. Ученик получит возможность научиться развивать свое творчество, видеть прекрасное вокруг себя. | Планировать свою работу исходя из темы занятия. | Презентация. Бумага, картон, клей, ножницы, засушенные листья. | И. Соколов-Микитов «Лес осенью», К.Г. Паустовский «Словарь родной природы» |
2. | Геометрия вокруг нас | Решение геометрических задач. Моделирование задач при помощи конструктора «Архимед», создание геометрических фигур. Знакомство с природными объектами, имеющими геометрическую форму. | Ученик научится понимать смысл и уметь решать задачи построение геометрических фигур Ученик получит возможность научиться применять моделировать геометрические объекты | Выделять существенную информацию из текстов задач. | Презентация, конструктор «Архимед» | Геометрические задачи, мозаика из геометрических фигур. |
3. | Чем пахнут ремёсла? | Знакомство с миром профессий, изготовление картинного словаря профессий, моделирование (инсценировка) ситуаций «Я на работе» Социализация, профориентация | Ученик научится изготавливать картинный словарь Ученик получит возможность научиться работать с инструментами. | Формировать навык работы в коллективе. | Электронная презентация, бумага, карандаши, краски, иллюстрации | Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?» |
4. | Наша планета Земля | Знакомство с общим представлением об устройстве нашей планеты и солнечной системы. Изготовление макета солнечной системы. Воспитывать интерес к познанию мира. | Ученик научится пользоваться справочной литературой. Ученик получит возможность научиться анализировать прочитанные произведения, развивать творческое мышление | Находить и анализировать информацию. | Электронная презентация | Детская энциклопедия |
5 | Братья наши меньшие | Знакомство с рассказами В.Бианки о животных. Особенности млекопитающих. Лепка животных из пластилина. О дружбе и крепкой привязанности людей и животных, бережное отношение к животным | Ученик научится -рассуждать о своих чувствах и отношении к животным; -объяснять переносное значение слов; -лепить из пластилина животных Ученик получит возможность научиться высказывать свое отношение к природе, произведению; творчески мыслить | Формировать нравственно- этические ориентиры | Иллюстрации, фотографии животных | Рассказы о животных В.Бианки |
6 | Обо всем на свете | Знакомство с тематическими энциклопедиями, чтение научно-популярных текстов. «Интеллектуальный марафон» | Ученик научится анализировать, отбирать нужную информацию, составлять вопросы викторины Ученик получит возможность научиться творчески мыслить | Принимать и решать учебную задачу. Формировать навыки сотрудничества | | Энциклопедии «Космос», «Животные», «Растения», «Машины», и др. |
7 | Волшебство зимней сказки | Знакомство с содержанием сказки; работа над выразительным чтением. Оценка иллюстраций к сказкам; работа над развитием творческих способностей. Изготовление декораций и костюмов. Инсценировка сказки Понятие о добре и зле, | Ученик научится четко отвечать на вопросы; читать по ролям. Ученик получит возможность научиться понимать авторскую точку зрения. | Принимать и решать учебную задачу. Формировать навыки сотрудничества | Электронная презентация | «Заюшкина избушка», «Снежная королева» |