№ урока | Тема курса, тематика уроков | Предметные умения | Характеристика деятельности | Дата | Дата факт. |
Раздел I. Художественная культура XVII-XVIII веков. |
1 | Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков | Знать: названия и краткую характеристику новых стилей. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа представление о новых стилях и соотнесении их с эпохой возрождения как отличительном признаке художественной культуры, о культуре как искусстве жизни и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия | Умение перефразировать мысль. владение монологической и диалогической речью. Сочинение- миниатюра (попытка создать свой художественный образ) | 05.09 | |
2 | Искусство маньеризма | Знать: основные черты архитектуры и живописи маньеризма. Уметь: описывать архитектурные или скульптурные произведения по плану со с.394. Маньеризм, | Подборка известных произведений Эль Греко, сопровождение их краткими аннотациями. | 12.09 | |
3 | Архитектура барокко. | Знать: характерные особенности архитектуры барокко, Уметь: описывать и рассказывать о произведениях архитектуры Уметь: самостоятельно делать выводы; проводить самостоятельную исследовательскую работу. Стили Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко | Свободная работа с произведениями архитектурного искусства. владение диалогической и монологической речью Свободная работа с текстами. умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию: самостоятельно делать выводы, анализировать содержание и конфликт художественного стиля | 19.09 | |
4 | Изобразительное искусство барокко. | Знать: основные художественные шедевры Лоренцо Бернини и Рубенса. Уметь: определять художественные произведения барокко по характерным особенностям, анализировать и проявлять своё мнение в анализе произведений изобразительного искусства.. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи | Работа с текстом живописного или скульптурного произведения. исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов. | 26.09 | |
5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы. . | Знать: основные особенности классицистического искусства в архитектуре на примере дворцового комплекса в Версале. Уметь: анализировать произведения архитектуры с точки зрения их художественной ценности; пользоваться справочной литературой. проводить самостоятельную исследовательскую работу; работа по отбору информации на заданную тему. Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга | Исследовательская работа по созданию маршрута заочной экскурсии по Версалю. Групповое задание исследовательского типа: «Защита проекта по архитектуре г. Новосибирска» | 03.10 | |
6 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | Знать: особенности и значение произведений русского классицизма в мировом зодчестве; представителей русской классицистической архитектуры XVIII- первой четверти XIX века. Особенности социально-политической обстановки, которая определила развитие русской культуры XVIII века; понятия «классицизм», особенности русского классицизма. Уметь: характеризовать историческую и культурную эпоху рассказывать об архитектурных произведениях московского классицизма на примере творчества В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Пашков дом, Бельведер, Петровский дворец, ризалит, архитектурный театр. | Владение монологической и диалогической речью. Воссоздание архитектурных произведений с помощью компьютерной графики. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям Казакова и Баженова | 10.10 | |
7 | Изобразительное искусство классицизма и рококо. | Знать: основные произведения Н. Пруссена как основоположника классицизма; произведения Кановы, Торвальдсена, Фальконе, Гудона; характерные черты рококо. Уметь: проводить сравнительную характеристику произведений искусства разных художественных стилей. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Н.Пруссен- художник классицизма, скульптурные шедевры классицизма. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | 17.10. | |
8 | Реалистическая живопись Голландии. | Знать: представителей голландской реалистичной живописи (Ф.Халс, Рембрандта). Уметь: распределять художников в соответствии с принадлежностью художника к определенному жанру живописи. Вермер Делфский, жанры живописи, виды портретов: парсуна, камерный портрет, парадный портрет, скульптурный портрет. | Владение основными видами публичных выступлений. следование этическим нормам и правилам ведения диалога. | 24.10 | |
9 | Русский портрет XVIII века | Истоки портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета. Рокотов, Боровиковский, Шубин | Анализ произведений по плану. | 31.10 | |
10 | Музыкальная культура барокко | Знать Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах)., характерные черты музыкальной культуры барокко, чем она отличается от музыки эпохи Возрождения Гомофонно-гармонический стиль в опере, духовная органная музыка Ораторий, аллеманда, куранта, жига, кантат, фуга | Создание творческих портретов композиторов, подготовка конкурса знатоков русской духовной музыки | 14.11 | |
11 | Композиторы Венской классической школы | Знать: суть реформы оперного стиля, осуществленного Глюком, черты нового стиля; значение творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена в истории мировой музыкальной культуре, особенности классического типа симфоний Гайдна. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Попурри, жанр музыкальной трагедии, симфония, менуэт, скрецо, рондо, рефрен, духовная музыка. | Визуализация впечатлений от оперной музыки Глюка, используя памятка из справочного отдела учебника. | 21.11 | |
12 | Театральное искусство XVII – XVIII веков | Знать: художественные принципы, составляющие основу западноевропейского театра барокко, особенности театра Кальдерона и сценического действа в театре барокко вообще, причины определения 17 в. как «золотого» века французского театра классицизма, эволюция русского драматического театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; историю рождения профессионального театра в России. Театр народной драмы, театр «охотничьих комедиантов», театр крепостных крестьян | Попытка выполнения эскизов костюмов или театральных декораций для театра барокко классицизма. | 28.11 | |
13 | Обобщение и систематизация, контроль ЗУН | Участие в дискуссии: «Барокко и современность». Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Тест: «Культура барокко» | 05.12 | |
Раздел II. Художественная культура XIX века. | | |
14 | Романтизм | Знать: историю происхождения термина «Романтизм», определение этого понятия в широком и узком смысле, а также его значение в дальнейшем пути развития романтизма; философские основы романтизма и их отражение в искусстве конца 18 – начала 19 века, главные эстетические принципы романтизма и их воплощение в искусстве; черты характера романтического героя и его взаимоотношения с окружающим миром. Романтизм, эстетика, культ прошлого, неоготика, экзотика Востока | умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию: самостоятельно делать выводы, анализировать содержание и конфликт художественного стиля | 12.12 | |
15 | Изобразительное искусство романтизма | Знать: Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Прерафаэлизм, пейзажная живопись, пейзажи-катастрофы, пейзажи-очарования | Описание понравившихся картин русских художников-романтиков, используя памятку из справочного раздела учебника | 19.12 | |
16 | Реализм – художественный стиль эпохи | Знать: причины появления термина «реализм» применительно к сфере художественной культуры, сравнительные особенности реализма и романтизма, художественные принципы реализма. Реализм, натурализм | Таблица отличительных признаков реализма и романтизма | 26.12 | |
17 | Изобразительное искусство реализма | Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Барбизонская школа, литография, «передвижники», | Сделать подборку произведений живописи, отражающих бытовые картины жизни русского народа (оформить в виде слайд-шоу, стенда, альбома). | 16.01 | |
18 | Живопись импрессиониз ма | Открытия в области импрессионизма, особенности пейзажной произведений импрессионистов и постимпрессионистов, творческая манера Сезана, Ван Гога, основные темы, сюжеты их произведений Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, П. Сезанна. Импрессионизм, постимпрессионизм, пуантилизм, дивизионизм «синтетическая форма» | Проанализировать стихотворение «Импрессионализм» О.Э.Мандельштама по плану со стр.395 | 23.01 | |
19 | Многообразие стилей зарубежной музыки | Характерные черты западноевропейской музыки, связь музыки с литературой и живописью. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера) Синтез искусств, мир мистификаций и фантастики, лейтмотив, система жанров, лирическая миниатюра, неоклассицизм, | Сочинение-эссе по предложенным темам, подготовить радио или телепередачу об истории создания и постановке балета на музыку Дебюсси. | 30.01 | |
20 | Русская музыкальная культура | Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Музыкальная баллада, романсово-песенное творчество. Камерно-вокальная музыка, ариозо, балетная музыка | Описать произведение композитора по памятке со стр.395 | 06.02 | |
21 | Пути развития западноевропейского театра | Эстетические принципы натуралистического театра, разработанные Эмилем Золя, их воплощение в современном театре Мелодрама, социально-психологическая драма | Составить визитную карточку одного из театров 19 века. | 13.02 | |
22 | Русский драматический театр | Репертуар и актерское мастерство в русском театре начале 19 века, характеристики театральных спектаклей этого времени А.С. Пушкина, основные этапы становления русского реалистического театра, драматическая и театральная деятельность А.Н. Островского. Пьесы жизни. | Написать рецензию на прочитанную пьесу русских драматургов, используя памятку со стр. 396 | 20.02 | |
23 | Обобщение и система-тизация, контроль ЗУН | Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Тест: «искусство реализма и импрессионизма» | 27.02 | |
Раздел III. Художественная культура XX в. | | |
24 | Искусство символизма | Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина), художественная манера символистов Мир фантасмагорий, символизм, | Подготовить сообщение о символизме в литературе. | 06.03 | |
25 | Искусство модернизма | Оригинальность и неповторимость стиля модерн в искусстве, сравнительные особенности модернизма и символизма, отражение модерна в произведениях изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство, дизайн, пассеизм, графика, функциональность | Подготовить фотовернисаж на тему «Модерн в искусстве и жизни» | 13.03 | |
26 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Конструктивизм, органическая архитектура, модулора | Описать одно из архитектурных сооружений 20 века, которое произвело наибольшее впечатление | 21.03 | |
27 | Основные направления развития зарубежной живописи | Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), иррационализм подсознательного в сюрреализме Кубизм, фовизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм, | Заполнить таблицу со стр. 313 | 02.04 | |
28 | Мастера русского авангарда | Отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), понятие суперматизма Малевича, значение «аналитического искусства» П.Филонова, его художественная манера Авангард, абстракционализм, суперматизм, социалистический реализм. | Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда» | 09.04 | |
29 | Зарубежная музыка XX века | Характерные черты музыки модерна, ее общность с литературой, живописью, театром и кино, значение творчества Малера для культуры, характерные черты музыки экспрессионизма. Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра).. Массовое искусство, додекафония, атональная музыка, полиритмия, регтайм, ритм-энд-блюз, бибоп, модальный джаз, кантри, рок-музыка, рок-н-ролл, и др. | Дать определения новых видов музыкального искусства по словарям. | 16.04 | |
30 | Музыка России XX столетия | Причина названия творчества Скрябина – символизм, стиль творчества Рахманинова, новаторский характер творчества Стравинского. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Музыкальный авангард, феномен массовой песни, авторская песня | Прослушать некоторые романсы Рахманинова, и поделиться впечатлениями в небольшом сочинении-эссе | 23.04 | |
31 | Зарубежный театр XX века | Почему театр XX века называют театром режиссера, особенности зарубежного театра 19 века, отражение в театральном искусстве модернистские течение, черты театрального направления экспрессионизма, значения театральных открытий Г.Крэга., значение сюрреализма (на примере творчества Сартра) Интеллектуальный театр, экспрессионизм, сюрреализм, «театр абсурда», «эпический театр» | Подготовить творческий портрет современного зарубежного театрального режиссера. | 30.04 | |
32 | Российский театр XX века | Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Духовная и жизненная правда, общая совместная работа режиссера и драматурга, подтекст, искусство перевоплощения. | Сравнить театральные системы Станиславского и Мейерхольда, написать рецензию на одну из современных пьес современных драматургов | 07.05 | |
33 | Становление и расцвет мирового кинематографа | Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, Эффект «стоп-кадра», двойная экспозиция, монтаж. | Пользуясь справочной литературой охарактеризовать некоторые популярные жанры современного кино | 14.05 | |
34 | Обобщение по теме: Художественная культура XX в. Контроль ЗУН | Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. (Доработка проектов по современному искусству). Тест: «Культура XX века». | 21.05 | |