дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т.п. – становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (на два года обучения), в неделю на 1 час.
Структура курса: 10 класс. «Художественная культура: от истоков до 17 в.»
11 класс. «Художественная культура: от 17 в.»
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
-использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
-понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
-определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
-осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
№ урока | Тема | Предметные умения | Характеристика деятельности | Дата по плану | Дата факт. |
Художественная культура первобытного мира |
1 | Миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве | Знать роль мифа в культуре. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. | Опыт творческой деятельности: Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). | 05.09 | |
2 | Первые художники Земли. | Уметь определять художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). | 12.09 | |
Древние цивилизации. |
3 | Архитектура страны фараонов | Рассмотреть культуру, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Гипостильнй зал, капители, пандусы | Разработать маршрут путешествия по долине в Гизе. | 19.09 | |
4 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта | Знать понятие канона, рельефа, фрески, сокровища гробницы Тутанхамона, особенности музыки Древнего Египта. Уметь рассказывать о создании и особенности основных памятников Древнего Египта, узнавать их на изображениях, понимать и доказывать их влияние на мировую художественную культуру. Фреска, канон, рельеф, амаркский период искусства Древнего Египта | Написать небольшое сочинение на тему «Мое необычное путешествие по Древнему Египту» | 26.09 | |
5 | Художественная культура Древней Передней Азии | Знать особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Зиккурат, пиктографическое письмо. | Попробовать подготовить выставку-стенд, на которой были бы представлены основные виды искусства Древней Передней Азии. | 03.10 | |
6 | Искусство доколумбовой Америки (тест: Искусство первобытного общества и древних цивилизаций) | Знать отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам). Реконструкция искусства, погребальное искусство, керамика в искусстве | Выполнить эскизы одежды или предметов декоративно-прикладного искусства (изделия из перьев, маски, геометрические орнамент, аппликации из кожи) в традициях древнеамериканского искусства. | 10.10 | |
III.Культура Античности. | | |
7 | Эгейское искусство | Знать характерные особенности крито-микенской культуры и ее связи и отличия от древнеегипетской и древнемесопотамской; основные черты вазописи и фресковых росписей Кносского дворца и ваз стиля Камарес. Вазопись, фрески Кносского периода, понятие стиля Дионистические действа, эстетическая программа комплекса Акрополь, Парфенон Куросы и коры Архаики, пантеон богов в искусстве, форум, колонна Трояна, акведук, владук,термы | Сделать эскизы росписей ваз или дргих предметов обихода в стиле Караманес. Разработать маршрут экскурсии по Кносскому дворцу Попробовать спроектировать с помощью компьютерной графики архитектурное сооружение (храм). Индивидуальное задание:Подготовить сообщение об одном из греческих ваятелей: Фидие, Поликлете, Мироне, Скопасе, Прасителе, Лисиппе, Леохаре. | 17.10 | |
8 | Золотой век Афин | Знать идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Знать основной этап развития древнегреческой скульптуры ( характерные черты архаики). Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. | 24.10 | |
9 | Архитектура Древнего Рима Театральное и музыкальное искусство Античности. | Знать особенности славы и величия Рима, как основной идеи римского форума как центра общественной жизни, основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Знать особенности культурного наследия в сравнении и культурой Древней Греции. Знать характерные особенности искусства этрусков, отличия от произведений египетских и греческих мастеров. Знать истоки и механизм постановки театрального искусства Древней Греции, отличия и особенности музыкального искусства Мифологическая основа мировоззрения в культуре, мифы музыкального характера. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - Мозаичная живопись, скульптурный портрет. Дифирамбы, пантомимы, гармоники, каноники. | Подготовить сообщение для одноклассников об античном Риме на основе очерка Н.В.Гоголя «Рим», стихотворений И. Бродского, картин С. Щедрина («Колизей в Риме») и А. Иванова («Аппиева дорога при закате солнца») Попробовать разыграть на сцене один из эпизодов трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Нарисовать эскизы костюмов, масок для различных актерских амплуа. Придумать фактуру декораций и их размещение. | 31.10 | |
10 | Обобщающий урок по теме: «Культура Античности» и контроль ЗУН: тест «Античное искусство» | Работа по группам. Опыт творческой деятельности: Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности | 14.11 | |
IV.Средние века. | | |
11 | Мир византийской культуры | Знать Софию Константинопольскую - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас Иконография, нефы,апсиды, алтари, атриумы, понятие интерьера, собор Св. Софии, крестово-купольный храм архитектурная, космическая, топографическая и временная символика | Провести стилистический анализ отрывков из произведений Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина. Подготовить сообщения. | 21.11 | |
12 | Архитектурный облик Древней Руси. | Уметь определять сСтилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Особенности деревянного зодчества. Хоры, закоморы, плинфа, цемянка, пилястры, килевидные арки(какошники), фасады. | Подготовить экскурсию по Московскому Кремлю и рассказать о сооружениях, определивших его облик. | 28.11 | |
13 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | Знать особенности и своеобразие живописи Др. Руси. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и творчество А. Рублева ("Троица") и Дионисия. Изобразительное искусство Владимиро- Суздальского княжества. Новгородская школа живописи, понятие светотени. | Подготовить отзыв, рецензию по прочтению повести Н.С. Лескова « Запечатленный ангел» | 05.12 | |
14 | Архитектура западноевропейского Средневековья | Знать особенности романского стиля в искусстве; особенности готического стиля в искусстве. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Аскетизм, литургическая драма, романтский и готический стиль, перспективный портал, хор, пинакли, фронтоны, вимперги, собор Нотр-Дам в Париже, | Архитектурное оформление портала средневекового собора. Нарисовать силуэты романского и готического храмов средствами компьютерной графики. Проект архитектурного сооружения в традициях готики. | 12.12 | |
15 | Изобразительное искусство Средних Веков | Определить идею божественной красоты мироздания как основу синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Химеры, витражное искусство. | Сделать эскиз витража готического собора на один из библейских сюжетов, придумать композицию окна-розы. | 19.12 | |
16 | Театральное искусство и музыка Средних веков | Знать монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Значение григорианского хорала. Многоголосие, мистерии, моралите, миракли, григорианский хорал, псалмодия, кондукт и мотет, минезингеры | Театральное выражение средневекового фарса, мистерии или литургической драмы. | 26.12 | |
V.Культура Востока. | | |
17 | Индия – «страна чудес» | Знать своеобразие культуры Индии. Знать основные виды архитектурных сооружений индии и уметь описывать некоторые выдающиеся памятники индийского зодчества. Знать особенности развития искусства музыки и танца в Индии. Пантеон индийских богов, якшини, чайтьи, притвор, миниатюрная живопись,рага, «Веды»,ситар, «раса». | Рецензия на один из народных индийских танцев, попытка прочтения танца с помощью языка символов. | 16.01 | |
18 | Художественная культура Китая | Отличать суть своеобразия китайского зодчества, знать самые значительные памятники архитектуры Китая. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Садово-парковое искусство, «терракотовое войско», пагоды | Нарисовать силуэты китайских пагод средствами компьютерной графики. | 23.01 | |
19 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | Знать характерные черты японского зодчества, основные архитектурные достопримечательности Японии. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Гравюра, нецке, «бидзинга» | Написать сочинение-эссе «Мои размышления в японском саду камней». | 30.01 | |
20 | Художественная культура Ислама | Знать своеобразие мавританского стиля, знать характерные черты изобразительного искусства (каллиграфии, куфи) и архитектуры ислама. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Медресе, худжуры, михраб, айван, караван-сарай, мечеть, минарет, муэдзин, каллиграфии, куфи. | Попробовать сочинить рубаи в стиле Омара Хаяма. | 06.02 | |
21 | Контроль ЗУН: тест «Загадочный мир Востока» | Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». | | 13.02 | |
VI. Возрождение. | | |
22 | Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения | Знать характерные черты эпохи Возрождения, жизнестроительные идеи Ренессанса панэстетизм и индивидуализм. | Мини-сочинение по теме урока | 20.02 | |
23 | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения | Знать Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Гуманизм, Проторенессанс, | Подготовить, представить себя на диспуте среди философов и написать список возможных вопросов для оспаривания, касающиеся эстетических принципов. | 27.02 | |
24 | Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения | Знать характерные черты живописи Проторенессанса, наиболее известных художников, Собор Святого Марка, Кватрогенто, Джотто | Написать сочинение по теме: «Моя любимая картина итальянского художника Проторенессанса или Раннего Возрождения», | 06.03 | |
25 | Золотой век Возрождения | Титаны Возрождения :Леонардо да Винчи (Картины “Святая Анна”, “Иоанн Креститель” и “Мона Лиза” (“Джоконда”) как философский итог творчества Леонардо да Винчи. Выражение леонардовского представления о мире в улыбке, “полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму”). Рафаэль (Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление его с внешним видом (“Портрет кардинала”, “Портрет графа Бальтасаре Кастильоне”, “Донна Велата”). , Микеланджело, Тициан) Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Леонардо до Винчи | Сопоставление и анализ художественных особенностей каждого из представителей итальянского Возрожения. | 13.03 | |
26 | Возрождение в Венеции | Расположение города на архипелаге, насчитывающем более ста островов. Собор Святого Марка — символ города и центр общественной жизни. Площадь Святого Марка. Провоцирование природой поисков художниками особого колорита. Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан). Многообразие таланта Тициана Вечеллио: Соединение точности рисунка Микеланджело с колоритом Тициана в творчестве Тинторетто (Якопо Робусти). Темпера, Тициана Вечеллио, Якопо Робусти | Оформить стенд-выставку произведений венецианского возрождения. Объяснить причины своего выбора. | 20.03 | |
27 | Северное Возрождение | Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Лессировки, темпера, портреты и гравюры Дюрера. | Составить экспозицию выставки художников Северного Возрождения, написать краткие аннотации к экспонатам. | 03.04 | |
28 | Музыка и театр эпохи Возрождения. | Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Полифония, имитация, театр «Глобус», комедия дель арте, речитатив, мадригал. | Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. | 10.04 | |
29 | Эпоха Возрождения в России | -Ренессанс в России - это не повторение европейского с его культом индивидуализма, что явилось одною из причин его разложения, а совершенно новое явление, с отрицанием индивидуализма и культа наживы, основных ценностей буржуазного Запада. -Ренессанс в России не повторение западноевропейского, а совершенно новый феномен - в силу разнообразных исторических, социально-экономических причин и художественных факторов как в самом Российском государстве, так и в европейских странах, вступивших в век Просвещения. Гражданственность, интернациональный по своей сути переход от средневековья к новому времени | Подготовить рефераты по Ренессансу в России. | 17.04 | |
30 | Повторение. Обобщение знаний по теме: «Возрождение» | Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Идеология Возрождения Шаманизм, камлания. | Доработка проектов по искусству в период до 17 века | 24.04 | |
31 | Контроль ЗУН по теме: «Возрождение» | Тест: «Культура Ренессанса» | 15.05 | |
32, 33 | Повторение и систематизация по всему курсу МХК в 10 классе | Представление проектов, исследовательских работ, презентаций учащихся по курсу МХК от истоков до XVII века | 22.05 | |
34 | Итоговый контроль ЗУН | Провести сравнительный анализ произведений разных авторов. | 29.05 | |
№ урока | Тема курса, тематика уроков | Предметные умения | Характеристика деятельности | Дата | Дата факт. |
Раздел I. Художественная культура XVII-XVIII веков. |
1 | Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков | Знать: названия и краткую характеристику новых стилей. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа представление о новых стилях и соотнесении их с эпохой возрождения как отличительном признаке художественной культуры, о культуре как искусстве жизни и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия | Умение перефразировать мысль. владение монологической и диалогической речью. Сочинение- миниатюра (попытка создать свой художественный образ) | 05.09 | |
2 | Искусство маньеризма | Знать: основные черты архитектуры и живописи маньеризма. Уметь: описывать архитектурные или скульптурные произведения по плану со с.394. Маньеризм, | Подборка известных произведений Эль Греко, сопровождение их краткими аннотациями. | 12.09 | |
3 | Архитектура барокко. | Знать: характерные особенности архитектуры барокко, Уметь: описывать и рассказывать о произведениях архитектуры Уметь: самостоятельно делать выводы; проводить самостоятельную исследовательскую работу. Стили Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко | Свободная работа с произведениями архитектурного искусства. владение диалогической и монологической речью Свободная работа с текстами. умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию: самостоятельно делать выводы, анализировать содержание и конфликт художественного стиля | 19.09 | |
4 | Изобразительное искусство барокко. | Знать: основные художественные шедевры Лоренцо Бернини и Рубенса. Уметь: определять художественные произведения барокко по характерным особенностям, анализировать и проявлять своё мнение в анализе произведений изобразительного искусства.. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи | Работа с текстом живописного или скульптурного произведения. исследовательская работа по отбору информации из справочных материалов. | 26.09 | |
5 | Классицизм в архитектуре Западной Европы. . | Знать: основные особенности классицистического искусства в архитектуре на примере дворцового комплекса в Версале. Уметь: анализировать произведения архитектуры с точки зрения их художественной ценности; пользоваться справочной литературой. проводить самостоятельную исследовательскую работу; работа по отбору информации на заданную тему. Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга | Исследовательская работа по созданию маршрута заочной экскурсии по Версалю. Групповое задание исследовательского типа: «Защита проекта по архитектуре г. Новосибирска» | 03.10 | |
6 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | Знать: особенности и значение произведений русского классицизма в мировом зодчестве; представителей русской классицистической архитектуры XVIII- первой четверти XIX века. Особенности социально-политической обстановки, которая определила развитие русской культуры XVIII века; понятия «классицизм», особенности русского классицизма. Уметь: характеризовать историческую и культурную эпоху рассказывать об архитектурных произведениях московского классицизма на примере творчества В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Пашков дом, Бельведер, Петровский дворец, ризалит, архитектурный театр. | Владение монологической и диалогической речью. Воссоздание архитектурных произведений с помощью компьютерной графики. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям Казакова и Баженова | 10.10 | |
7 | Изобразительное искусство классицизма и рококо. | Знать: основные произведения Н. Пруссена как основоположника классицизма; произведения Кановы, Торвальдсена, Фальконе, Гудона; характерные черты рококо. Уметь: проводить сравнительную характеристику произведений искусства разных художественных стилей. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Н.Пруссен- художник классицизма, скульптурные шедевры классицизма. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой. самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему | 17.10. | |
8 | Реалистическая живопись Голландии. | Знать: представителей голландской реалистичной живописи (Ф.Халс, Рембрандта). Уметь: распределять художников в соответствии с принадлежностью художника к определенному жанру живописи. Вермер Делфский, жанры живописи, виды портретов: парсуна, камерный портрет, парадный портрет, скульптурный портрет. | Владение основными видами публичных выступлений. следование этическим нормам и правилам ведения диалога. | 24.10 | |
9 | Русский портрет XVIII века | Истоки портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера скульптурного портрета. Рокотов, Боровиковский, Шубин | Анализ произведений по плану. | 31.10 | |
10 | Музыкальная культура барокко | Знать Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах)., характерные черты музыкальной культуры барокко, чем она отличается от музыки эпохи Возрождения Гомофонно-гармонический стиль в опере, духовная органная музыка Ораторий, аллеманда, куранта, жига, кантат, фуга | Создание творческих портретов композиторов, подготовка конкурса знатоков русской духовной музыки | 14.11 | |
11 | Композиторы Венской классической школы | Знать: суть реформы оперного стиля, осуществленного Глюком, черты нового стиля; значение творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена в истории мировой музыкальной культуре, особенности классического типа симфоний Гайдна. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Попурри, жанр музыкальной трагедии, симфония, менуэт, скрецо, рондо, рефрен, духовная музыка. | Визуализация впечатлений от оперной музыки Глюка, используя памятка из справочного отдела учебника. | 21.11 | |
12 | Театральное искусство XVII – XVIII веков | Знать: художественные принципы, составляющие основу западноевропейского театра барокко, особенности театра Кальдерона и сценического действа в театре барокко вообще, причины определения 17 в. как «золотого» века французского театра классицизма, эволюция русского драматического театра в допетровскую эпоху, во время царствования Петра I; историю рождения профессионального театра в России. Театр народной драмы, театр «охотничьих комедиантов», театр крепостных крестьян | Попытка выполнения эскизов костюмов или театральных декораций для театра барокко классицизма. | 28.11 | |
13 | Обобщение и систематизация, контроль ЗУН | Участие в дискуссии: «Барокко и современность». Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Тест: «Культура барокко» | 05.12 | |
Раздел II. Художественная культура XIX века. | | |
14 | Романтизм | Знать: историю происхождения термина «Романтизм», определение этого понятия в широком и узком смысле, а также его значение в дальнейшем пути развития романтизма; философские основы романтизма и их отражение в искусстве конца 18 – начала 19 века, главные эстетические принципы романтизма и их воплощение в искусстве; черты характера романтического героя и его взаимоотношения с окружающим миром. Романтизм, эстетика, культ прошлого, неоготика, экзотика Востока | умение развернуто обосновывать свое мнение, защищать свою позицию: самостоятельно делать выводы, анализировать содержание и конфликт художественного стиля | 12.12 | |
15 | Изобразительное искусство романтизма | Знать: Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Прерафаэлизм, пейзажная живопись, пейзажи-катастрофы, пейзажи-очарования | Описание понравившихся картин русских художников-романтиков, используя памятку из справочного раздела учебника | 19.12 | |
16 | Реализм – художественный стиль эпохи | Знать: причины появления термина «реализм» применительно к сфере художественной культуры, сравнительные особенности реализма и романтизма, художественные принципы реализма. Реализм, натурализм | Таблица отличительных признаков реализма и романтизма | 26.12 | |
17 | Изобразительное искусство реализма | Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Барбизонская школа, литография, «передвижники», | Сделать подборку произведений живописи, отражающих бытовые картины жизни русского народа (оформить в виде слайд-шоу, стенда, альбома). | 16.01 | |
18 | Живопись импрессиониз ма | Открытия в области импрессионизма, особенности пейзажной произведений импрессионистов и постимпрессионистов, творческая манера Сезана, Ван Гога, основные темы, сюжеты их произведений Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, П. Сезанна. Импрессионизм, постимпрессионизм, пуантилизм, дивизионизм «синтетическая форма» | Проанализировать стихотворение «Импрессионализм» О.Э.Мандельштама по плану со стр.395 | 23.01 | |
19 | Многообразие стилей зарубежной музыки | Характерные черты западноевропейской музыки, связь музыки с литературой и живописью. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера) Синтез искусств, мир мистификаций и фантастики, лейтмотив, система жанров, лирическая миниатюра, неоклассицизм, | Сочинение-эссе по предложенным темам, подготовить радио или телепередачу об истории создания и постановке балета на музыку Дебюсси. | 30.01 | |
20 | Русская музыкальная культура | Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Музыкальная баллада, романсово-песенное творчество. Камерно-вокальная музыка, ариозо, балетная музыка | Описать произведение композитора по памятке со стр.395 | 06.02 | |
21 | Пути развития западноевропейского театра | Эстетические принципы натуралистического театра, разработанные Эмилем Золя, их воплощение в современном театре Мелодрама, социально-психологическая драма | Составить визитную карточку одного из театров 19 века. | 13.02 | |
22 | Русский драматический театр | Репертуар и актерское мастерство в русском театре начале 19 века, характеристики театральных спектаклей этого времени А.С. Пушкина, основные этапы становления русского реалистического театра, драматическая и театральная деятельность А.Н. Островского. Пьесы жизни. | Написать рецензию на прочитанную пьесу русских драматургов, используя памятку со стр. 396 | 20.02 | |
23 | Обобщение и система-тизация, контроль ЗУН | Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Тест: «искусство реализма и импрессионизма» | 27.02 | |
Раздел III. Художественная культура XX в. | | |
24 | Искусство символизма | Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина), художественная манера символистов Мир фантасмагорий, символизм, | Подготовить сообщение о символизме в литературе. | 06.03 | |
25 | Искусство модернизма | Оригинальность и неповторимость стиля модерн в искусстве, сравнительные особенности модернизма и символизма, отражение модерна в произведениях изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство, дизайн, пассеизм, графика, функциональность | Подготовить фотовернисаж на тему «Модерн в искусстве и жизни» | 13.03 | |
26 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Конструктивизм, органическая архитектура, модулора | Описать одно из архитектурных сооружений 20 века, которое произвело наибольшее впечатление | 21.03 | |
27 | Основные направления развития зарубежной живописи | Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), иррационализм подсознательного в сюрреализме Кубизм, фовизм, аналитический кубизм, синтетический кубизм, | Заполнить таблицу со стр. 313 | 02.04 | |
28 | Мастера русского авангарда | Отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), понятие суперматизма Малевича, значение «аналитического искусства» П.Филонова, его художественная манера Авангард, абстракционализм, суперматизм, социалистический реализм. | Оформить выставку-стенд по теме: «Мастера русского авангарда» | 09.04 | |
29 | Зарубежная музыка XX века | Характерные черты музыки модерна, ее общность с литературой, живописью, театром и кино, значение творчества Малера для культуры, характерные черты музыки экспрессионизма. Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра).. Массовое искусство, додекафония, атональная музыка, полиритмия, регтайм, ритм-энд-блюз, бибоп, модальный джаз, кантри, рок-музыка, рок-н-ролл, и др. | Дать определения новых видов музыкального искусства по словарям. | 16.04 | |
30 | Музыка России XX столетия | Причина названия творчества Скрябина – символизм, стиль творчества Рахманинова, новаторский характер творчества Стравинского. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Музыкальный авангард, феномен массовой песни, авторская песня | Прослушать некоторые романсы Рахманинова, и поделиться впечатлениями в небольшом сочинении-эссе | 23.04 | |
31 | Зарубежный театр XX века | Почему театр XX века называют театром режиссера, особенности зарубежного театра 19 века, отражение в театральном искусстве модернистские течение, черты театрального направления экспрессионизма, значения театральных открытий Г.Крэга., значение сюрреализма (на примере творчества Сартра) Интеллектуальный театр, экспрессионизм, сюрреализм, «театр абсурда», «эпический театр» | Подготовить творческий портрет современного зарубежного театрального режиссера. | 30.04 | |
32 | Российский театр XX века | Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Духовная и жизненная правда, общая совместная работа режиссера и драматурга, подтекст, искусство перевоплощения. | Сравнить театральные системы Станиславского и Мейерхольда, написать рецензию на одну из современных пьес современных драматургов | 07.05 | |
33 | Становление и расцвет мирового кинематографа | Синтез искусств - особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, Эффект «стоп-кадра», двойная экспозиция, монтаж. | Пользуясь справочной литературой охарактеризовать некоторые популярные жанры современного кино | 14.05 | |
34 | Обобщение по теме: Художественная культура XX в. Контроль ЗУН | Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. (Доработка проектов по современному искусству). Тест: «Культура XX века». | 21.05 | |