Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»
396330, Воронежская обл., Новоусманский район, п. Воля, ул. Садовая, д. 61а
Тлф./Факс 8(47341)3-51-96 E-mail - [email protected]
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов «___» _________2015 г. Протокол № ____ Руководитель ШМО ______________ | «Согласовано» Зам. директора школы по ВР «___» _________2015 г. ____________________ Жданова Л. Б. | «Утверждаю» Директор школы «___» _________2015 г. ____________________ Безгина Т. Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(модифицированная)
внеурочной деятельности
научно-технического направления
(проектная деятельность)
«Что? Где? Когда?»
для 1 класса
(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)
Составил учитель начальных классов: Тюрина И.М.
Высшая квалификационная категории
2015 – 2016 учебный год
2.Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по внеурочной деятельности научно-технического направления (проектная деятельность «Что? Где? Когда?») составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закон РФ «Об образовании» (№273 – ФЗ от 29.12.2012 г.)
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26. 11. 2010 №1241, от 22. 09. 2011 №2357)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373) и внесенными изменениями от 26.11.2010 Приказ №1241
Санитарно-эпидемиологические правила (СанПин 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях) утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
Рекомендации департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области о формировании учебных планов начального общего образования (Письмо от 24.08.12 №01-03/06321)
Основная образовательная программа НОО МКОУ «Тресвятская СОШ»
Примерные программы
Устав МКОУ «Тресвятская СОШ»
Школьное положение о рабочей программе педагога
Рабочая программа составлена на основе обучающего и развивающего курса для младших школьников «Учусь создавать проект» авторов Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф.
Учебно-методический комплекс:
1. Учусь создавать проект. Программа курса. Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2011
2.Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса/Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. –М.: Издательство РОСТ, 2011
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем
самым, вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям
относится проектная технология.
Цели программы
развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;
формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.
Функции документа
Нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объёме);
Целеполагания (определяет ценности и цели);
определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся, а также степень их трудности);
Процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы).
Структура документа
1) пояснительная записка;
2) общая характеристика программы;
3) описание места проектной деятельности «Что? Где? Когда?»в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания программы;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы;
6) содержание программы;
7) тематическое планирование;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
9) литература для организации занятий
2. Общая характеристика программы
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием
новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
3. Описание места проектной деятельности «Что? Где? Когда?»
1 час в неделю отводится на внеурочную деятельность научно-технического направления (проектная деятельность «Что? Где? Когда?»). 36 часов в год (33 учебной недели и 3 каникулярной недели)
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Планируемые результаты освоения содержания программы
Обучающийся получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
5. Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
- формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и
саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления;
Метапредметные результаты:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
6. Содержание программы
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объёму, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и других). Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств
Учебно-тематический план
Давайте знакомиться – 2ч
Что такое проект? Составляющие проекта – 19ч.
Играем в ученых. Пробные выступления – 14ч
Итоговое занятие -1ч
7.Календарно-тематическое планирование
№ ур | №ур в теме | Дата по плану | Дата по факту | Тема |
Давайте знакомиться – 2ч |
1 | 1 | 07.09 | | Кто я? Моя семья |
2 | 2 | 14.09 | | Чем я люблю заниматься. Хобби |
Что такое проект? Составляющие проекта – 19ч. |
3 | 1 | 21.09 | | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта |
4 | 2 | 28.09 | | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. |
5 | 3 | 05.10 | | Повторение. Давай вспомним |
6 | 4 | 12.10 | | Проблема |
7 | 5 | 19.10 | | Проблема. Решение проблемы |
8 | 6 | 26.10 | | Гипотеза. Предположение |
9 | 7 | 02.11 | | Гипотеза. Играем в предположения |
10 | 8 | 09.11 | | Цель проекта |
11 | 9 | 16.11 | | Задача проекта |
12 | 10 | 23.11 | | Выбор нужной информации |
13 | 11 | 30.11 | | Интересные люди - твои помощники |
14 | 12 | 07.12 | | Продукт проекта |
15 | 13 | 14.12 | | Виды продукта. Макет |
16 | 14 | 21.12 | | Повторение пройденных проектных понятий |
17-18 | 15-16 | 28.12, 11 | | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту |
19-20 | 17-18 | 18/25.01 | | Мини-сообщение. Семиминутное выступление |
21 | 19 | 01.02 | | Выступление перед знакомой аудиторией |
Играем в ученых. Пробные выступления –14ч |
22-23 | 1-2 | 08/15.02 | | Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно |
24 | 3 | 22.02 | | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. |
25-26 | 4-5 | 29.02,07 | | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией |
27 | 6 | 14.03 | | Повторение. Давай вспомним |
28-29 | 7-8 | 21/28.03 | | Играем в учёных. «Мобильные телефоны» Это интересно |
30 | 9 | 04.04 | | Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. |
31 | 10 | 11.04 | | Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно |
32 | 11 | 18.04 | | Тест «Чему я научился?» |
33 | 12 | 25.04 | | Памятка для учащегося-проектанта |
34 | 13 | 02.05 | | Твои впечатления от работы над проектом |
35 | 14 | 09.05 | | Пожелание будущим проектанта. Твои советы им |
Итоговое занятие 1 ч |
36 | 1 | 16.05 | | Советы на лето от Мудрого Дельфина |
8.Описание материально-технического обеспечения
Компьютер.
Принтер.
Экран.
Проектор
9.Литература для организации занятий
Для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность
школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ед. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / Хорошая
погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks. com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru