СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модифицированная) внеурочной деятельности научно-технического направления (проектная деятельность) «Что? Где? Когда?»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе обучающего и развивающего курса для младших школьников «Учусь создавать проект» авторов Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (модифицированная) внеурочной деятельности научно-технического направления (проектная деятельность) «Что? Где? Когда?»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Тресвятская средняя общеобразовательная школа»

396330, Воронежская обл., Новоусманский район, п. Воля, ул. Садовая, д. 61а

Тлф./Факс 8(47341)3-51-96 E-mail - [email protected]




«Рассмотрено»

на заседании ШМО

учителей начальных классов

«___» _________2015 г.

Протокол № ____

Руководитель ШМО

______________

«Согласовано»

Зам. директора школы по ВР

«___» _________2015 г.

____________________

Жданова Л. Б.

«Утверждаю»

Директор школы

«___» _________2015 г.

____________________

Безгина Т. Н.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(модифицированная)

внеурочной деятельности

научно-технического направления

(проектная деятельность)

«Что? Где? Когда?»





для 1 класса

(Составлена на основе ФГОС начального общего образования)





Составил учитель начальных классов: Тюрина И.М.

Высшая квалификационная категории


2015 – 2016 учебный год





2.Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по внеурочной деятельности научно-технического направления (проектная деятельность «Что? Где? Когда?») составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании» (№273 – ФЗ от 29.12.2012 г.)

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26. 11. 2010 №1241, от 22. 09. 2011 №2357)

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373) и внесенными изменениями от 26.11.2010 Приказ №1241

  • Санитарно-эпидемиологические правила (СанПин 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях) утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189

  • Рекомендации департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области о формировании учебных планов начального общего образования (Письмо от 24.08.12 №01-03/06321)

  • Основная образовательная программа НОО МКОУ «Тресвятская СОШ»

  • Примерные программы

  • Устав МКОУ «Тресвятская СОШ»

  • Школьное положение о рабочей программе педагога

Рабочая программа составлена на основе обучающего и развивающего курса для младших школьников «Учусь создавать проект» авторов Сизовой Р.И., Селимовой Р.Ф.


Учебно-методический комплекс:

1. Учусь создавать проект. Программа курса. Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2011

2.Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса/Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова. –М.: Издательство РОСТ, 2011


Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем

самым, вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям

относится проектная технология.

Цели программы

  • развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов;

  • формирование навыков делового общения в процес­се работы над проектом.


Функции документа

Нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объёме);

Целеполагания (определяет ценности и цели);

определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся, а также степень их трудности);

Процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);

оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы).


Структура документа


1) пояснительная записка;

2) общая характеристика программы;

3) описание места проектной деятельности «Что? Где? Когда?»в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания программы;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы;

6) содержание программы;

7) тематическое планирование;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

9) литература для организации занятий


2. Общая характеристика программы


Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием

новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


3. Описание места проектной деятельности «Что? Где? Когда?»


1 час в неделю отводится на внеурочную деятельность научно-технического направления (проектная деятельность «Что? Где? Когда?»). 36 часов в год (33 учебной недели и 3 каникулярной недели)


4. Описание ценностных ориентиров содержания программы


Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• системность организации учебно-воспитательного процесса;

• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Планируемые результаты освоения содержания программы


Обучающийся получит возможность научиться:

• видеть проблемы;

• ставить вопросы;

• выдвигать гипотезы;

• давать определение понятиям;

• классифицировать;

• наблюдать;

• проводить эксперименты;

• делать умозаключения и выводы;

• структурировать материал;

• готовить тексты собственных докладов;

• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


5. Личностные и метапредметные результаты освоения программы

Личностные результаты:

- формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и

саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои

знания, ориентироваться в информационном пространстве;

- развитие критического и творческого мышления;

Метапредметные результаты:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с

использованием учебной литературы;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве


6. Содержание программы

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. За­нятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследо­вательской деятельности.

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объёму, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследова­тельских работ и творческих проектов и других). Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны дру­гим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать соб­ственные суждения.

Примерные критерии оценок проектной деятельности:
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств


Учебно-тематический план

Давайте знакомиться – 2ч

Что такое проект? Составляющие проекта – 19ч.

Играем в ученых. Пробные выступления – 14ч

Итоговое занятие -1ч


7.Календарно-тематическое планирование


№ ур

№ур в теме

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Давайте знакомиться – 2ч


1

1

07.09


Кто я? Моя семья

2

2

14.09


Чем я люблю заниматься. Хобби

Что такое проект? Составляющие проекта – 19ч.


3

1

21.09


О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

4

2

28.09


Как собирать материал? Твои помощники. Этап.


5

3

05.10


Повторение. Давай вспомним

6

4

12.10


Проблема

7

5

19.10


Проблема. Решение проблемы

8

6

26.10


Гипотеза. Предположение

9

7

02.11


Гипотеза. Играем в предположения

10

8

09.11


Цель проекта

11

9

16.11


Задача проекта

12

10

23.11


Выбор нужной информации

13

11

30.11


Интересные люди - твои помощники

14

12

07.12


Продукт проекта

15

13

14.12


Виды продукта. Макет

16

14

21.12


Повторение пройденных проектных понятий

17-18

15-16

28.12, 11


Визитка. Как правильно составить визитку к проекту

19-20

17-18

18/25.01


Мини-сообщение. Семиминутное выступление

21

19

01.02


Выступление перед знакомой аудиторией

Играем в ученых. Пробные выступления –14ч


22-23

1-2

08/15.02


Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

24

3

22.02


Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

25-26

4-5

29.02,07


Пробные выступления перед незнакомой аудиторией

27

6

14.03


Повторение. Давай вспомним

28-29

7-8

21/28.03


Играем в учёных. «Мобильные телефоны» Это интересно

30

9

04.04


Играем в учёных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

31

10

11.04


Играем в учёных. Поилка для цветов. Это интересно

32

11

18.04


Тест «Чему я научился?»

33

12

25.04


Памятка для учащегося-проектанта

34

13

02.05


Твои впечатления от работы над проектом

35

14

09.05


Пожелание будущим проектанта. Твои советы им

Итоговое занятие 1 ч

36

1

16.05


Советы на лето от Мудрого Дельфина






8.Описание материально-технического обеспечения


  1. Компьютер.

  2. Принтер.

  3. Экран.

  4. Проектор


9.Литература для организации занятий

Для учителя:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность

школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /

Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к

мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ед. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное

образование». - 2000, №7


Для обучающихся:

1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / Хорошая

погода», 2007.- 159с.

2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC


Электронные ресурсы:

1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks. com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]

http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального

общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]

http://www.fsu-expert.ru/node/2696

4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru