РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модуля «Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России»
Пояснительная записка
Данная программа летнего профильного лагеря рассчитана для школьников, закончивших курс истории, обществознания и права за 10 класс общеобразовательной школы профильного уровня.
Программа рассчитана на 20 часов.
Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Программа ориентирована на развитие субъективности школьников, охватывающей такие качества личности, как активность, самостоятельность, ответственность, а также умения адаптироваться к новым ситуациям, изменить их и при необходимости активизировать собственное развитие.
Цель программы - детальный и подробный анализ исторических событий родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок.
Задачи:
- формирование первичных ориентиров для гражданской, самоидентификации на основе усвоения исторического опыта об окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; руководствуясь принципом историзма;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
К важнейшим личностным результатам относятся следующие убеждения и качества:
- воспитание идентичности как гражданина страны, патриотизма;
- осознание своей этничекой принадлежности, знание культуры своего народа;
- усвоение традиционных ценностей российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты включают:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- владение умениями работать в группе, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты.
Предметные результаты включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Преобладающие формы работы:
- работа с историческими источниками и художественной литературой;
- просмотр фильмов с выполнением заданий по нему;
- обсуждения и написание эссе.
№ | Дата | Тема, количество часов | Виды деятельности | УУД (познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные) |
1 2 | | 1 час. Сущность модернизации. 1 час. Традиционное сознание: ментальность и культура. | Исследовательская работа – русский характер на основе устного народного творчества. | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
3 4 | | 1 час. От «византизма» Ивана III к «азиатскому» деспотизму Ивана IV. 1 час. «Вестернизация» российского общества: великие реформы или тирания. | Составление исторических портретов и сравнительных характеристик. | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
5 | | 2 часа. Величие немки, полюбившей Россию – век «просвещенного абсолютизма» | Составление исторического портрета. | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
6 | | 2 часа Александр I: надежды и реалии. | Образ Александра I и русского народа первой четверти XIX века в литературе. Анализ литературных источников. | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
7 8 | | 2 часа Николаевская «зима». 2 часа. Александр II: на пути к гражданскому обществу. | Составление исторического портрета. Анализ реформаторской деятельности. | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
9 | | 1 час. Последние попытки сохранения социокультурной традиции монархической России. Контрреформы Александра III) 1 час. Политическая модернизация российского общества. Зарождение парламентаризма. | Составление исторического портрета. Работа с историческими источниками. | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
10 | | 1 час. Этапы, достижения и проблемы советского периода. 1 час. Основные тенденции развития современного российского общества. Конституционно-правовые основы. | Работа с историческими источниками. Анализ Конституций советского периода. Работа с Конституцией РФ. | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
11 12 | | 2 часа. Основные тенденции развития современного российского общества. Конституционно-правовые основы. 2 часа. Мир без границ. Социокультурная глобализация. | Работа с Конституцией РФ. Презентация центра «Мир образования» | Умения организовывать свою деятельность. Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. Умения общаться, взаимодействовать с людьми |
Учебно-методическое обеспечение:
1. Компьютер, CD и DVD диски
2. www.it-n.ru – сеть творческих учителей
http://www.hrono.ru – исторический портал
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - библиотека электронных ресурсов исторического МГУ им. М.В. Ломоносова
http://www.narovol.narod.ru - виртуальный музей «Народной воли», в том числе архив мемуарной и художественной литературы
http://www.russianway.rchgi.spb.ru – информационно-аналитический портал «Энциклопедия русского самосознания»
http://militera.lib.ru- библиотека военно-исторической литературы
8. Фильм «Романовы» 1-8 серии
9. Подборка художественной литературы.