Пояснительная записка
Программа “Моя Родина” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми; экскурсии в музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Личностными результатами изучения курса «Моя Родина» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема/Раздел | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Я и я | Игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия. | Проявлять сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни, соблюдать правила поведения в школе, дома, в общественных местах; |
2 | Я и семья | Беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей | Иметь представление о хороших мужских и женских качествах, семейных традициях и праздниках |
3 | Я и культура | Беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности, выставки книг, книжкина неделя | Самостоятельно организовать выставку творческих работ, тематических выставок книг |
4 | Я и школа | беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь» | Знать правила и обязанности в школе, Оказывать помощь в библиотеке по ремонту книг, выставке книг |
5 | Я и мое Отечество | Беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина» | Знать государственные символы своей страны, Иметь представление о правах и обязанностях ребенка |
6 | Я и планета | Круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». | Любить и беречь природу, занимать активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. |
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов |
-
| Я и я | 3 ч |
-
| Я и семья | 9 ч |
-
| Я и культура | 5 ч |
-
| Я и школа | 5 ч |
-
| Я и мое Отечество | 8 ч |
-
| Я и планета | 4 ч |
Календарно-тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов |
план | факт |
-
| 02.09 | | 1. Урок милосердия и доброты. | 1 |
-
| 09.09 | | 2. Знакомства с символами Российского государства. | 1 |
-
| 16.09 | | 3. Мой класс – моя семья. Беседа. | 1 |
-
| 23.09 | | 4. Осень в родном селе. Фотоконкурс. | 1 |
-
| 30.09 | | 5. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 |
-
| 07.10 | | 6. Вежливая улица. Викторина. | 1 |
-
| 14.10 | | 7. Каков я в школе? Анкетирование. | 1 |
-
| 21.10 | | 8. Животные из Красной книги. Просмотр презентаций | 1 |
-
| 28.10 | | 9. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 |
-
| 11.11 | | 10. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 |
-
| 18.11 | | 11. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | 1 |
-
| 25.11 | | 12. Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 |
-
| 02.12 | | 13. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 |
-
| 09.12 | | 14. Почему меня так назвали. Презентация. | 1 |
-
| 16.12 | | 15. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 |
-
| 23.12 | | 16. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 |
-
| 13.01 | | 17. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 |
-
| 20.01 | | 18. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. | 1 |
-
| 27.01 | | 19. Флаги России. Беседа с творческим заданием. | 1 |
-
| 03.02 | | 20. Чем живет планета Земля? КВН | 1 |
-
| 10.02 | | 21. Наша страна. | 1 |
-
| 17.02 | | 22. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. | 1 |
-
| 03.03 | | 23. Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 |
-
| 10.03 | | 24. Мой папа – мастер на все руки. Презентация. | 1 |
-
| 17.03 | | 25. Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 |
-
| 24.03 | | 26. У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 |
-
| 07.04 | | 27. Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 |
-
| 14.04 | | 28. Панорама добрых дел. Смотр – конкурс. | 1 |
-
| 21.04 | | 29. Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол. | 1 |
-
| 28.04 | | 30. Дети войны. Литературное чтение. | 1 |
-
| 05.05 | | 31. Вам, защитники Отечества! Акция. | 1 |
-
| 12.05 | | 32. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | 1 |
-
| 19.05 | | 33. Путешествие по стране. Интеллектуальная игра. | 1 |
-
| 26.05 | | 34. Кто хочет стать знатоком истории. | 1 |