Рабочая программа музейной комнаты
Пояснительная записка
Исторический клуб Патриот - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Она призвана выполнять свои, присущие только ей функции. К исторически сложившимся социальным функциям относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями являются исследовательская, охранная, коммуникативная, профориентационная и др.
Основным направлением деятельности в настоящее время является "Формирование и развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образования". Комната боевой славы расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды военно-исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Клуб «Патриот» призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Программа развития комнаты боевой славы разработана с учетом воспитательной стратегии школы на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования.
Цель: патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность комнаты боевой славы. Сохранение памяти о Великой Победе советского народа в годы Великой Отечественной войне. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества. Воспитание гражданина любящего свою семью, школу, село, Россию.
Задачи:
- развитие интереса к истории, культуре, быту;
- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно – познавательной деятельности;
- развитие творческих, способностей учащихся;
- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу, живущему рядом;
- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- сохранение исторического наследия и исторической памяти;
- сохранение лучших традиций школы;
- развитие деятельности учащихся по охране памятных дат, памятников истории и культуры;
- пополнение и обновление комнаты материалами, связанными с историческими событиями;
- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, экскурсий;
Социальные функции клуба «Патриот»
Комната боевой славы при клубе «Патриот» обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю государства, понять, как много сил души вложили их предки в победу в Великой Отечественной войне, частью которой является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Комната боевой славы даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.
Клуб «Патриот» – это один из сложных организмов. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейная работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Комната боевой славы позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета при комнате боевой славы, являющегося органом ученического самоуправление, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.
Механизм реализации программы развития пришкольного исторического клуба «Патриот» на базе музейной комнаты
Комната боевой славы организует свою работу на основе самоуправления. Актив формируется из учащихся школы, 6 - 9 классов по принципу добровольности и интереса. Работой руководит Совет при комнате боевой славы:
Эседова А.А – руководитель клуба Патриот;
Ахунова Алина учащаяся 9 класса
Сорокина Яна учащаяся 5 класса
Стрижкова Дарья учащаяся 7 класса
Перечень обязанностей руководителя комнаты боевой славы
Планирует работу комнаты боевой славы и актива.
Организует работу по поиску и сбору материалов по тематике.
Ведет документацию комнаты боевой славы.
Обеспечивает сохранность экспонатов.
Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы комнаты путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
Курирует работу Совета при комнате боевой славы.
Готовит отчетную документацию о деятельности комнаты боевой славы.
Принципы работы клуба «Патриот»
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности Комнаты боевой славы.
Использование в учебно-воспитательном, процессе разнообразных приёмов и форм учебной и вне учебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни комнаты.
Помощь руководителю комнаты, совету со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности комнаты боевой славы.
Ожидаемые результаты.
Для клуба «Патриот»
1) оптимизация деятельности комнаты боевой славы в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности комнаты боевой славы;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы комнаты боевой славы.
5) Комната боевой славы – центр воспитательной работы
Для учащихся:
1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
3) создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
Основные направления деятельности клуба «Патриот»
1. Укрепление МТБ Комнаты боевой славы
2.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
3. Поисковая, научно-исследовательская работа.
4. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в комнате боевой славы и школе.
5. Работа с ветеранами локальных боевых действий.
6.Развитие сетевого взаимодействия.
7.Организационная (работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
Поисково – собирательная работа
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование материалов комнаты на уроках»;
• проводить на базе Комнаты боевой славы совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;
• создавать фонд мультимедийных презентаций.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции комнаты боевой славы разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в комнате боевой славы разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция должна стать просветительской работы в школе и в городе.
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• проводить в комнате боевой славы совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы комнаты на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
Главный критерий повседневной работы комнаты боевой славы — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив.
Критерии оценки результатов реализации программы
Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, руководителем комнаты боевой славы:
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирования;
- метода самооценки;
- творческие отчеты;
Критерии:
- Сформированность положительной мотивации на развитие у обучающихся патриотических чувств;
- Сформированность познавательной активности учащихся;
- Сформированность основных ценностных отношений;
- Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу;
- Сформированность готовности защищать Отечество;
- Сформированность чувств сострадания и сопереживания;
- Сформированность отношения к окружающей действительности.
Перспективный план работы клуба «Патриот»
№ | Основные разделы. Содержание работы. | Дата | Ответственные лица |
| Цель и задачи работы Клуба «Патриот» | | |
1 | Формирование у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, правильного восприятия настоящего и предвидения будущего | В течение учебного года | Учителя истории, литературы |
2 | Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства; сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России | Классные руководители |
3 | Формирование стремления к получению новых знаний; навыков | Учителя предметники, предметники |
4 | Активизация поисково – исследовательской деятельности учащихся и обогащение на этой основе экспозиции комнаты боевой славы и их полноценного использования для формирования у учащихся высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, уважения к боевым и трудовым подвигам своего народа, уважительное отношение к культуре, языкам, традициям, обычаям других народов, усилить интернациональное воспитание | Совет при Комнате боевой славы |
5 | Развитие самостоятельной деятельности учащихся по охране памятных мест и памятникам истории и культуры родного края; шефство над обелисками и могилами уважаемых земляков, героев труда и войны | Учителя истории, администрация школы |
6 | Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла | Совет при комнате боевой славы |
7 | Проведение традиционных мероприятий краеведческого, исторического, патриотического характера | По плану | Учителя – предметники, классные руководители, совет при комнате боевой славы |
8 | Изучение истории школы; Изучение боевых заслуг и трудовых успехов наших выпускников | В течение года | Учителя истории |
9 | Организационная работа: А) утверждение состава совета; Б) организация поисково – исследовательской, экскурсионной работы; В) пополнение фонда комнаты боевой славы; Г) реставрация экспонатов. | Начало года | Совет при комнате боевой славы |
Календарно-тематический план работы клуба «Патриот»
I полугодие
Дата | Мероприятие | Ответственный |
Сентябрь: | | |
| Организация работы совета клуба «Патриот». | Руководитель Комнаты боевой славы, актив |
| Приведение в порядок музейных экспонатов комнаты. | |
| Музейный урок «Вспомним всех поименно» | Учитель истории |
| Викторина «Наш край в годы ВОВ» | Учителя истории, литературы |
| Поздравление ветеранов | Совет, классные руководители |
Октябрь: | | |
| Разработка экскурсий по комнате «Боевой славы» | Учителя истории, литературы |
| Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции. | |
| Экскурсия «Здравствуй музей!» | Учителя начальных классов |
| «Погиб исполняя свой долг» урок нравственности по материалам комнаты боевой славы из раздела «Чеченская война» | Учитель истории, учащиеся. |
Ноябрь: | | |
| Просветительская работа: «4 ноября – день согласия и примирения» | Учителя истории |
| Музейный урок «Ремеслом богаты» | Руководитель Комнаты боевой славы |
| Подготовка выставки об участниках афганских событий наших земляков. | |
| Урок права «Права детей – забота государства» | Учитель обществознания |
| Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции. | |
| Портрет молодежи XXI века. Диспут: обсуждаются вопросы: критерии по которым можно судить о формировании личности человека. Чем отличаются интересы молодежи 70-80-х годов и нашего времени. Какое место в воспитании надо отвести идеологии. Что значит для нас патриотизм. Как вырастает герой. | |
Декабрь: | | |
| Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции. | Совет, члены клуба. |
| Час истории «Москва, как много в этом слове» | Учителя истории |
| Тематическая линейка «День конституции РФ» | Руководитель Комнаты боевой славы |
| Выставка «Новогодняя игрушка моей бабушки» | Руководитель комнаты боевой славы, классные руководители |
| День воинской славы: день разгрома немецких войск под Москвой. | |
Тематический план работы клуба «Патриот»
II полугодие
Январь: | | |
| Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции. | Совет |
| Виртуальная экскурсия «По городам героям» | Учителя истории |
| День воинской славы: день снятия блокады Ленинграда. | |
Февраль: | | |
| Выставка рисунков «Я будущий солдат» | Учителя ИЗО |
| День воинской славы: день победы в курской битве. | |
Март: | | |
| Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции. | Совет, члены клуба. |
| Тематическая экскурсия: «Одежда русских крестьян» | Совет при Комнате боевой славы |
Апрель: | | |
| Конкурс детского рисунка «Дети рисуют войну» | Учителя ИЗО, классные руководители |
| Музейный урок: «Светлый день» | Руководитель Комнаты боевой славы, учителя истории |
| Акция: «Письмо ветерану» | Учителя литературы, классные руководители |
Май: | | |
| Урок памяти «Нельзя забыть» | Учителя истории |
| В дни испытаний и побед- военная хроника. | |
| Чествование ветеранов ВОВ | Классные руководители |
| Школьная конференция «Наш край в годы ВОВ» | Учителя истории, классные руководители |
| Киносеанс «Они сражались за Родину» | Руководитель Комнаты боевой славы |