СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музейной комнаты Боевой славы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторический клуб Патриот - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Она призвана выполнять свои, присущие только ей функции. К исторически сложившимся социальным функциям относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями являются исследовательская, охранная, коммуникативная, профориентационная и др.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музейной комнаты Боевой славы.»

Рабочая программа музейной комнаты

Пояснительная записка

Исторический клуб Патриот - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Она призвана выполнять свои, присущие только ей функции. К исторически сложившимся социальным функциям относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями являются исследовательская, охранная, коммуникативная, профориентационная и др.
Основным направлением деятельности в настоящее время является "Формирование и развитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса в условиях модернизации образования". Комната боевой славы расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды военно-исторических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Клуб «Патриот» призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Программа развития комнаты боевой славы разработана с учетом воспитательной стратегии школы на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования.

Цель: патриотическое воспитание учащихся, реализация их прав на полноценное духовное и нравственное развитие через целенаправленную деятельность комнаты боевой славы. Сохранение памяти о Великой Победе советского народа в годы Великой Отечественной войне. Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности, личности с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества. Воспитание гражданина любящего свою семью, школу, село, Россию.

Задачи:

- развитие интереса к истории, культуре, быту;

- развитие интереса к поиску, исследованиям, научно – познавательной деятельности;

- развитие творческих, способностей учащихся;

- воспитание чувства уважения, толерантности по отношению к русскому народу, так и народу, живущему рядом;

- воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;

- сохранение исторического наследия и исторической памяти;

- сохранение лучших традиций школы;

- развитие деятельности учащихся по охране памятных дат, памятников истории и культуры;

- пополнение и обновление комнаты материалами, связанными с историческими событиями;

- организация проведения конкурсов, викторин, олимпиад, экскурсий;

Социальные функции клуба «Патриот»

Комната боевой славы при клубе «Патриот» обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю государства, понять, как много сил души вложили их предки в победу в Великой Отечественной войне, частью которой является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Комната боевой славы даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, составлять факты и др.

Клуб «Патриот» – это один из сложных организмов. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Музейная работа – своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Комната боевой славы позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета при комнате боевой славы, являющегося органом ученического самоуправление, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, оказывают определённое влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, отмечают высокий процент выбора учащимися, занимавшимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Механизм реализации программы развития пришкольного исторического клуба «Патриот» на базе музейной комнаты

Комната боевой славы организует свою работу на основе самоуправления. Актив формируется из учащихся школы, 6 - 9 классов по принципу добровольности и интереса. Работой руководит Совет при комнате боевой славы:

  1. Эседова А.А – руководитель клуба Патриот;

  2. Ахунова Алина учащаяся 9 класса

  3. Сорокина Яна учащаяся 5 класса

  4. Стрижкова Дарья учащаяся 7 класса

Перечень обязанностей руководителя комнаты боевой славы

  1. Планирует работу комнаты боевой славы и актива.

  2. Организует работу по поиску и сбору материалов по тематике.

  3. Ведет документацию комнаты боевой славы.

  4. Обеспечивает сохранность экспонатов.

  5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы комнаты путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.

  6. Курирует работу Совета при комнате боевой славы.

  7. Готовит отчетную документацию о деятельности комнаты боевой славы.

Принципы работы клуба «Патриот»

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности Комнаты боевой славы.

Использование в учебно-воспитательном, процессе разнообразных приёмов и форм учебной и вне учебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни комнаты.

Помощь руководителю комнаты, совету со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности комнаты боевой славы.


Ожидаемые результаты.


Для клуба «Патриот»


1) оптимизация деятельности комнаты боевой славы в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности комнаты боевой славы;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы комнаты боевой славы.

5) Комната боевой славы – центр воспитательной работы



Для учащихся:


1) воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

3) создание условий для самовыражения и самореализации школьников;


Основные направления деятельности клуба «Патриот»

1. Укрепление МТБ Комнаты боевой славы

2.Работа с музейным фондом (выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).

3. Поисковая, научно-исследовательская работа.

4. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных и передвижных экспозиций в комнате боевой славы и школе.

5. Работа с ветеранами локальных боевых действий.

6.Развитие сетевого взаимодействия.

7.Организационная (работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).

Поисково – собирательная работа

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе:

• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

• экспедиционный сбор;

• прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

• принимать участие в экспериментальном проекте «Использование материалов комнаты на уроках»;

• проводить на базе Комнаты боевой славы совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

• участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

• создавать фонд мультимедийных презентаций.



Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

• использовать в работе выставки-передвижки;

• предусмотреть в экспозиции комнаты боевой славы разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в комнате боевой славы разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция должна стать просветительской работы в школе и в городе.


Просветительская работа

Главная задача данного направления — вовлечение в работу значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

• проводить в комнате боевой славы совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

• использовать материалы комнаты на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

Главный критерий повседневной работы комнаты боевой славы — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив.



Критерии оценки результатов реализации программы


Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, руководителем комнаты боевой славы:

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

- собеседования с учащимися;

- наблюдения;

- анкетирования;

- метода самооценки;

- творческие отчеты;


Критерии:

- Сформированность положительной мотивации на развитие у обучающихся патриотических чувств;

- Сформированность познавательной активности учащихся;

- Сформированность основных ценностных отношений;

- Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу;

- Сформированность готовности защищать Отечество;

- Сформированность чувств сострадания и сопереживания;

- Сформированность отношения к окружающей действительности.


Перспективный план работы клуба «Патриот»


Основные разделы. Содержание работы.

Дата

Ответственные лица


Цель и задачи работы Клуба «Патриот»



1

Формирование у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны, правильного восприятия настоящего и предвидения будущего

В течение учебного года

Учителя истории, литературы

2

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства; сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России

Классные руководители

3

Формирование стремления к получению новых знаний; навыков

Учителя предметники, предметники

4

Активизация поисково – исследовательской деятельности учащихся и обогащение на этой основе экспозиции комнаты боевой славы и их полноценного использования для формирования у учащихся высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, уважения к боевым и трудовым подвигам своего народа, уважительное отношение к культуре, языкам, традициям, обычаям других народов, усилить интернациональное воспитание

Совет при Комнате боевой славы

5

Развитие самостоятельной деятельности учащихся по охране памятных мест и памятникам истории и культуры родного края; шефство над обелисками и могилами уважаемых земляков, героев труда и войны

Учителя истории, администрация школы

6

Активизация поисковой работы, запись воспоминаний ветеранов войны и тружеников тыла

Совет при комнате боевой славы

7

Проведение традиционных мероприятий краеведческого, исторического, патриотического характера

По плану

Учителя – предметники, классные руководители, совет при комнате боевой славы

8

Изучение истории школы; Изучение боевых заслуг и трудовых успехов наших выпускников

В течение года

Учителя истории

9

Организационная работа: А) утверждение состава совета; Б) организация поисково – исследовательской, экскурсионной работы; В) пополнение фонда комнаты боевой славы; Г) реставрация экспонатов.

Начало года

Совет при комнате боевой славы









Календарно-тематический план работы клуба «Патриот»

I полугодие

Дата

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь:




Организация работы совета клуба «Патриот».

Руководитель Комнаты боевой славы, актив


Приведение в порядок музейных экспонатов комнаты.



Музейный урок «Вспомним всех поименно»

Учитель истории


Викторина «Наш край в годы ВОВ»

Учителя истории, литературы


Поздравление ветеранов

Совет, классные руководители

Октябрь:




Разработка экскурсий по комнате «Боевой славы»

Учителя истории, литературы


Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции.



Экскурсия «Здравствуй музей!»

Учителя начальных классов


«Погиб исполняя свой долг» урок нравственности по материалам комнаты боевой славы из раздела «Чеченская война»

Учитель истории, учащиеся.

Ноябрь:




Просветительская работа: «4 ноября – день согласия и примирения»

Учителя истории


Музейный урок «Ремеслом богаты»

Руководитель Комнаты боевой славы


Подготовка выставки об участниках афганских событий наших земляков.



Урок права «Права детей – забота государства»

Учитель обществознания


Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции.



Портрет молодежи XXI века.

Диспут: обсуждаются вопросы: критерии по которым можно судить о формировании личности человека.

Чем отличаются интересы молодежи 70-80-х годов и нашего времени. Какое место в воспитании надо отвести идеологии. Что значит для нас патриотизм. Как вырастает герой.


Декабрь:




Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции.

Совет, члены клуба.


Час истории «Москва, как много в этом слове»

Учителя истории


Тематическая линейка «День конституции РФ»

Руководитель Комнаты боевой славы


Выставка «Новогодняя игрушка моей бабушки»

Руководитель комнаты боевой славы, классные руководители


День воинской славы: день разгрома немецких войск под Москвой.




Тематический план работы клуба «Патриот»

II полугодие

Январь:




Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции.

Совет


Виртуальная экскурсия «По городам героям»

Учителя истории


День воинской славы: день снятия блокады Ленинграда.


Февраль:




Выставка рисунков «Я будущий солдат»

Учителя ИЗО


День воинской славы: день победы в курской битве.


Март:




Самостоятельная работа учащихся: сбор, описание и подготовка экспозиции.

Совет, члены клуба.


Тематическая экскурсия: «Одежда русских крестьян»

Совет при Комнате боевой славы

Апрель:




Конкурс детского рисунка «Дети рисуют войну»

Учителя ИЗО, классные руководители


Музейный урок: «Светлый день»

Руководитель Комнаты боевой славы, учителя истории


Акция: «Письмо ветерану»

Учителя литературы, классные руководители

Май:




Урок памяти «Нельзя забыть»

Учителя истории


В дни испытаний и побед- военная хроника.



Чествование ветеранов ВОВ

Классные руководители


Школьная конференция «Наш край в годы ВОВ»

Учителя истории, классные руководители


Киносеанс «Они сражались за Родину»

Руководитель Комнаты боевой славы






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!