СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Музыка" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музыка" 1-4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тогучинского района

«Тогучинская средняя школа №2 им.В.Л.Комарова»



ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № 1 от 29.08.2020 г.

Руководитель _________/М.В.Дрожжина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________/ Н.Б. Евсеева

« 30 » августа 2020 год


протокол № ___от «__» __ _____ г.


_____________/ __________________

«____»____________202__г.


протокол № ___от «__» __ _____ г.


_____________/ ___________________

«____»____________202__г.

протокол № ___от «__» __ _____ г.



_____________/ ___________________

«____»____________202__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка"

для обучающихся по программе

начального общего образования (ФГОС НОО)


Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)






Составители:

Козлова М.В., учитель начальных классов





2020 год


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от « 6 » октября 2009 г. № 373;

  • Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г., №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 февраля 2013 г., регистрационный номер 26993).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Информационно-методических материалов:

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: письмо департамента общего образования Минобрнауки РФ от 01 ноября 2011 г. №03-776;

  • Примерные программы по учебным предметам. Музыка. Начальная школа. 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011; Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.Музыка. 1 – 4 классы: авторская программа. - М: Просвещение, 2011;

  • Учебный план МБОУ «Тогучинская средняя школа №2 им.В.Л.Комарова» на 2020-2021учебный год

Целями изучения предмета « Музыка» в начальной школе являются:

  • Обеспечение достижения планируемых результатов ООП НОО выпускником начальной общеобразовательной школы по предмету «Музыка»;

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

  • Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • Накопление багажа музыкальных впечатлений.

Используемые в образовательном процессе учебники:

Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 1, 2, 3, 4 классы

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет изучается в 1-4 классах в объёме 135 часов (33 часа в первом классе, по 34 часа во 2-4 классах)

Описание организации и содержания оценивания:

Виды и формы текущего контроля:

  • устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной / заданной теме, аудирование);

  • письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, практических работ, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы);

Формы тематического контроля;

  • собеседование;

  • защита реферата;

  • защита проекта.


I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. класс

Личностные результаты:

  • эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающее жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства.


Метапредметные:


Первоклассник научится

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

Первоклассник получит возможность научиться

- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Предметные:


Первоклассник научится:

- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;


  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян, балалайка);


  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать


дирижерский жест).

  • воспринимать музыку различных жанров;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

Первоклассник получит возможность научиться

- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов ( быстро- медленно) динамики (громко-тихо)

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных произведений.

  1. класс


Личностные:

- эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства;

- реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивной самооценки музыкально-творческих возможностей.

Метапредметные:


Второклассник научится

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

Второклассник получит возможность научиться

- художественному восприятию, умение оценивать произведения разных видов искусства;


  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

  • участвовать в музыкальной жизни класса, лицея района и т.д.;


  • продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;


  • наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Предметные:


Второклассник научится:

- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;


  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);


  • проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать


дирижерский жест).

  • воспринимать музыку различных жанров;


-показывать элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.


- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Второклассник получит возможность научиться:

- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов ( быстро- медленно) динамики (громко-тихо)

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.

  • -понимать содержание музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • -проявлять устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо


виду) музыкально-творческой деятельности;


  • давать общее понятие о значении музыки в жизни человека, показывать знания основных закономерностей музыкального искусства, иметь общее представление о музыкальной картине мира;

3 класс

Личностные:

- эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

- реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- эмоционально относиться к искусству;

- позитивной самооценки музыкально творческих способностей.

Метапредметные:

Третьеклассник научится:

- наблюдению за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;

- ориентированности в культурном многообразии окружающей действительности;

- овладению способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применению знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовности к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планированию собственных учебных действий, умение их корректировать;

- участию в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределению функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всѐм его разнообразии.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- художественному восприятию, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- участвовать в музыкальной жизни класса, лицея района и т.д.;

- продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Предметные:

Ученик научится:

- демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально­ творческой деятельностью;

- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

- демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

- показывать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Ученик получит возможность научиться:

- выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ);

- понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально­ творческой деятельности.

4 класс

Личностные:

- эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; чувству гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- целостному, социально ориентированному взгляду на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

- уважительному отношению к культуре других народов.

- реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- эмоционально относиться к искусству,

- позитивной самооценки музыкально творческих способностей.

- навыкам сотрудничества с учителем и сверстниками.

- развивать этические чувства доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные:

Четвероклассник научится:

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска

средств ее осуществления;

- умению планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствие с поставленной задачей и условием ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Четвероклассник получит возможность научиться:

- осознанно строить речевое высказывание, в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах.

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные:

Четвероклассник научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края,

- сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Четвероклассник получит возможность научиться:

- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать

своѐ отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;

- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-

пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении

значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со

сверстниками и взрослыми;

- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и

художественно- практических задач;

- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретѐнный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.


  1. Содержание учебного предмета

1 класс


Раздел: «Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.


Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.

Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

И Муза вечная со мной!

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.


Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

Хоровод муз.


Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.


Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.


Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.


Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».


Душа музыки - мелодия.


Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие ―шаги‖ в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- ―солдатики‖ маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Музыка осени.


Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.


Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.


Сочини мелодию.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения

мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора».

Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

«Азбука, азбука каждому нужна…».


Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.

Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.


Музыкальная азбука.


Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.


Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Обобщающий урок 1 четверти

Музыка и её роль в повседневной жизни человека.

Игра «угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.


Музыкальные инструменты.


Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.


Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». «Садко». Из русского былинного сказа.


Наблюдение народного творчества.


Знакомство с народным былинным сказом ―Садко‖. Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».


Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты.

Народная и профессиональная музыка.


Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.


Звучащие картины.


Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.


Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах ―звучит‖ народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.


Разыграй песню.


Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.


Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.

Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.


Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.


Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.

Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки

и о музыкальном жанре – балет.





Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы –

Новый год.

Знакомство со

сказкой

Т.Гофмана

и

музыкой

балета П.И.Чайковского

«Щелкунчик»,

который

ведет детей

в

мир чудес,

волшебства,

приятных

неожиданностей.







Раздел: «Музыка и ты»


Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.


Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.


«Россия- Родина моя»


Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие ―Родина - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.


«Художник, поэт, композитор»

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.


Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, ―услышанной сердцем‖, очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.


«Музыка утра»


Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.


Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

«Музыка вечера»


Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.


Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

«Музыкальные портреты»


Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.


Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.


Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.


Знакомство со сказкой и народной игрой ―Баба-Яга‖. Встреча с образами русского народного фольклора.


«Музы не молчали»


Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.


Мамин праздник.


Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.


Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и


произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Обобщающий урок 3 четверти.


Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.

«Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»

Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.


«Музыкальные инструменты»


Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.


Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.


Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку ―Чудесная лютня. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.


«Музыка в цирке»

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.


«Дом, который звучит»

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.


Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в


музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах ―встречаются‖ песенная, танцевальная и маршевая музыка.


«Опера-сказка»


Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки:

вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.


Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра.


  • операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

«Ничего на свете лучше нету».


Музыка для детей: мультфильмы.


Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.

Обобщающий урок. (Урок-концерт.)


Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год. Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.

2 класс

Раздел 1. «Россия — Родина моя»


Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. Музыкальный материал:

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 2. «День, полный событий»


Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал — фортепиано. Музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.


«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»


Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.


Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском.


«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.

«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.


Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»


Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Музыкальный материал:

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».

«Наигрыш». А. Шнитке.


Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».


«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Камаринская». П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные. Масленичные песенки. Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре»


Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.

Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании

музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский


музыкальный театр.

Музыкальный материал:

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.


«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале»


Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальный материал:

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.

«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык.

Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные


конкурсы.

Музыкальный материал:


«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах. «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.


«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.


«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.


Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский. «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.


«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.


«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.

«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.


  1. класс

Раздел 1. «Россия — Родина моя»


Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.


Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.


Раздел 2. «День, полный событий»


Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).


Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров


  • стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»


Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.


Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.


Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров


  • стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Раздел 5. «В музыкальном театре»


Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.


Сценическое воплощение учащимися отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.


Раздел 6. «В концертном зале»


Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалогасолиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.


Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров


  • стилей

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.


Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

  1. класс

Раздел 1. «Россия — Родина моя»


Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).


Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров


  • стилей. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».


Раздел 2. «День, полный событий»


Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»). Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).


Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров


  • стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»


Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.


Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»


Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.


Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Раздел 5. «В музыкальном театре»


Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основные средства музыкальной выразительности.


Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.


Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.


Раздел 6. «В концертном зале»


Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалогасолиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.


Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»


Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.


Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен). Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.


Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.












































III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


1 класс

Раздел

кол-во часов

1

Музыка вокруг нас

16

2

Музыка и ты

17

Итого

33


2, 3, 4 класс

Раздел

Кол-во часов

2класс

3класс

4класс

1

Россия – Родина моя

3

5

3

2

День, полный событий

6

4

6

3

О России петь – что стремиться в храм

5

4

4

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло

4

4

3

5

В музыкальном театре

5

6

6

6

В концертном зале

5

6

5

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

6

5

7

Итого

34

34

34


1 класс

№ п/п

№ у/р

Тема урока

Музыка вокруг нас (16 часов)

1

1

«И Муза вечная со мной!»

2

2

Хоровод муз

3

3

Повсюду музыка слышна

4

4

Душа музыки - мелодия

5

5

Музыка осени

6

6

Сочини мелодию

7

7

«Азбука, азбука каждому нужна...»

8

8

Музыкальная азбука

9

9

Музыкальные инструменты. Народные инструменты

10

10

«Садко». Из русского былинного сказа

11

11

Музыкальные инструменты

12

12

Звучащие картины

13

13

Разыграй песню

14

14

Пришло Рождество, начинается торжество

15

15

Родной обычай старины

16

16

Добрый праздник среди зимы

Музыка и ты (17 часов)

17

1

Край, в котором ты живешь

18

2

Поэт, художник, композитор

19

3

Музыка утра.

20

4

Музыка вечера.

21

5

Музыкальные портреты.

22

6

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка

23

7

У каждого свой музыкальный инструмент

24

8

Музы не молчали

25

9

Музыкальные инструменты

26

10

Мамин праздник

27

11

Музыкальные инструменты.

28

12

«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины

29

13

Музыка в цирке

30

14

Дом, кото­рый звучит

31

15

Опера-сказка

32

16

«Ничего на свете лучше нету...»

33

17

Афиша. Программа



2 класс


№ п/п

№ у/р

Тема урока.

Россия – Родина моя (3 часа)

1

1

Мелодия – душа музыки.

2

2

Здравствуй, Родина моя!

3

3

Гимн России – главная песня нашей страны

День, полный событий (6 часов)

4

1

Мир ребёнка в музыкальных интонациях и образах

5

2

Музыкальный инструмент фортепиано

6

3

Природа и музыка. Прогулка.

7

4

Танцы, танцы, танцы

8

5

Эти разные марши

9

6

«Расскажи сказку» Колыбельные

« О России петь – что стремиться в храм…» (5 часов)

10

1

Великий колокольный звон

11

2

Святые земли Русской

12

3

«Утренняя молитва», «В церкви»

13

4

« С Рождеством Христовым!»

14

5

Музыка на новогоднем празднике

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 часа)

15

1

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши.

16

2

Фольклор – народная мудрость

17

3

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

18

4

Обряды и праздники русского народа

В музыкальном театре (5 часов)

19

1

Сказка будет впереди.

20

2

Балет

21

3

Театр оперы и балета.

22

4

Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

23

5

В музыкальном зале.

В концертном зале (5 часов)

24

1

Симфоническая сказка.

25

2

В концертном зале.

26

3

«Звучит нестареющий Моцарт».

27

4

Мир музыки Моцарта.

28

5

Музыкальные впечатления.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов)

29

1

Волшебный цветик-семицветик.

30

2

Все в движении. Попутная песня.

31

3

Музыка учит людей понимать друг друга.

32

4

Два лада. Природа и музыка.

33

5

Печаль моя светла.

34

6

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?


3 класс


№ п/п

№ у/р

Тема урока.

Россия – Родина моя (5 часов)

1

1

1.Мелодия — душа музыки.

2

2

2.Природа и музыка. Звучащие картины.

3

3

3.Виват, Россия! Наша слава — русская держава.

4

4

4.Кантата «Александр Невский»

5

5

5.Опера «Иван Сусанин».

День, полный событий (4 часа)

6

1

1.Утро. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

7

2

2.Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

8

3

3.В детской. Игры и игрушки. На прогулке.

9

4

4.Вечер. «Вечерняя песня». Обобщающий урок 1 четверти.

« О России петь – что стремиться в храм…» (4 часа)

10

1

1.«Радуйся Мария!». « Богородице Дево, радуйся!».

11

2

2.Древнейшая песнь материнства.

12

3

3.Вербное Воскресенье. Вербочки.

13

4

4.Святые земли Русской.

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (4 часа)

14

1

1.Настрою гусли на старинный лад… Былина о Добрыне Никитиче.

15

2

2.Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.

16

3

3.Лель, мой Лель… Песни Баяна.

17

4

4.Звучащие картины.

В музыкальном театре (6 часов)

18

1

1.Опера «Руслан и Людмила». Увертюра « Руслан и Людмила».

19

2

2.Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты. К.-В. Глюк.

20

3

3.Опера «Снегурочка»,- фрагменты. Н. Римский-Корсаков.

21

4

4.«Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».

22

5

5.Балет «Спящая красавица». Фрагменты из балета П. Чайковского.

23

6

6.В современных ритмах.

В концертном зале (6 часов)

24

1

1.Музыкальное состязание.

25

2

2. Музыкальные фрагменты из опер, балетов, мюзиклов.

26

3

3.Музыкальные инструменты - флейта. Звучащие картины.

27

4

4.Сюита «Пер Гюнт». Пер Гюнт; Сюита № 1 -фрагменты;

28

5

5.«Героическая». Призыв к мужеству.

29

6

6.Мир Бетховена. Соната № 14 «Лунная».

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов)

30

1

1.Чудо музыка. «Мы дружим с музыкой».

31

2

2.Острый ритм – джаза звуки.

32

3

3.Люблю я грусть твоих просторов. Утро.

33

4

4.Мир Прокофьева. Певцы родной природы.

34

5

5.Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовёт».


4 класс


№ п/п

№ у/р

Тема урока.

Россия – Родина моя (3 часа)

1

1

Мелодия. Ты запой мне ту песню...

2

2

Как сложили песню. Звучащие картины.

3

3

Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь!

День, полный событий (6 часов)

4

1

Святые земли Русской. Илья Муромец.

5

2

Праздников праздник, торжество из торжеств.

6

3

Родной обычай старины.

7

4

Кирилл и Мефодий.

8

5

В краю великих вдохновений.

9

6

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

« О России петь – что стремиться в храм…» (4 часа)

10

1

Ярмарочное гулянье.

11

2

Святогорский монастырь. Обобщение.

12

3

Зимнее утро. Зимний вечер.

13

4

Приют, сияньем муз одетый.

« Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (3 часа)

14

1

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

15

2

Оркестр русских народных инструментов.

16

3

Народные праздники. «Троица».

В концертном зале (5 часов)

17

1

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

18

2

Счастье в сирени живет…

19

3

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение.

20

4

«Патетическая» соната.

21

5

Царит гармония оркестра.

В музыкальном театре (6 часов)

22

1

Опера «Иван Сусанин».

23

2

Опера «Иван Сусанин».

24

3

«Исходила младёшенька…»

25

4

Русский восток.

26

5

Балет «Петрушка» Обобщение.

27

6

Театр музыкальной комедии.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 часов)

28

1

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

29

2

Исповедь души. Революционный этюд.

30

3

Мастерство исполнителя.

31

4

Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание

32

5

Музыкальные инструменты- гитара.

33

6

Музыкальный сказочник

34

7

«Рассвет на Москве-реке»  Обобщение.