СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Музыка" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музыка" 2 класс»

Общеобразовательное учреждение «Карповская школа»

Таврического района Омской области







Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №8 от28.08. 2019г

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И.Кормакова

«____» ________ 2019г


Утверждаю:

Директор школы

_________М.А.Абрамова

Приказ № __________2019 г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет: музыка

УМК: «Школа России»

Класс: 2 класс

Название материала: Сборник рабочих программ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина «Музыка». Пособие для учителей общеобразовательных организаций 1-4 классы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская Москва «Просвещение» 2014 г





Учитель начальных классов: Прудникова Ольга Райнгольдовна















2019-2020 учебный год


Введение

Данная рабочая программа по музыке для учащихся 2 классов составлена на основе авторской программы по предмету «Музыка» в рамках Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения; программы по музыке Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. -М.: Просвещение, 2014 г

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов,

обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт

эмоционально–образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные

при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально

творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях

общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание

неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного

многообразия мира.

Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования

музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию

учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое

отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и

духовно - нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной

самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и

профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование

целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств,

толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию

творческого мышления, продуктивного воображения рефлексии, что в целом

способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

Художественная эмпатия, эмоционально–эстетический отклик на музыку

обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать,

способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в

обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно

сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся

обусловливается характером организации их музыкально–учебной,

художественно–творческой деятельности и предопределяет решение основных

педагогических задач.

Количество часов, на которые рассчитана программа

Рабочая программа основного начального образования по музыке составлена в

соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных

учреждений общего образования в объеме 34 часа в год (1 час в неделю, 34

учебные недели).

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных

мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными

заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету

осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных

дневников», социальных сетей и других форм.

Формирование универсальных учебных действий.

1. Формирование личностных УУД. Предмет «Музыка» прежде всего,

способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание

музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее

значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы»

искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита

Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе

освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных

действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации

учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки,

самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом

самовыражении.

2. Формирование регулятивных УУД. Система заданий и вопросов по музыке,

ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и

самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие

регулятивных УУД.

3. Формирование познавательных УУД. В области развития общепознавательных

действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и

моделирования.

4.Формирование коммуникативных УУД. Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять

выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции

на основе творческого самовыражения

Планируемые результаты освоения программы.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт

эмоционально - ценностного отношения школьников к искусству; знания музыки

знания о музыке; опыт музыкально творческой деятельности, проявляющийся в

процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах и др.; знания и

способы деятельности выпускников начальной школы. Важным показателем

успешности достижения результатов является участие выпускников в различных

формах культурно - досуговой деятельности клacca, школы.Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на

примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) сo сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса

обучающиеся должны уметь:

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;

  • проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе семь разделов

Содержание программы, 2 класс, 34 ч

Россия — Родина моя (3ч)

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
      Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

День, полный событий (6ч)

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
      Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня; «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.
      Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
      Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш». А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»; «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.

В музыкальном театре (4ч)

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
      Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки). М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.

В концертном зале (3ч)

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
      Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с выставки», пьесы из Фортепианной сюиты.

М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)

Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
      Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; «Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,

импровизацию, коллективное музицирование:

  • насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

  • умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание;

  • умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

  • каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «5»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «3»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «2»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны -учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«5»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«4»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«3»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«2»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2.Кроссворды.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7.Ведение тетради по музыке








































Календарно - тематическое планирование по музыке во 2 классе.

Наименование разделов и тем урока.


Кол час


Дата


По плану

Фактическая


I

Россия- Родина моя 3 ч.


1

Мелодия. Здравствуй, Родина моя!

1




2

Моя Россия

1




3

Гимн России

1




II

День, полный событий 6 ч.


4

Музыкальные инструменты

1




5

Природа и музыка. Прогулка

1




6

Танцы, танцы, танцы…

1




7

Эти разные марши

1




8

Звучащие картины. Расскажи сказку Колыбельные. Мама.

1




9

Обобщение по теме: День, полный событий.

(Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся).

1




III


10

Великий колокольный звон. Звучащие картины

1




11

Святые земли Русской. Александр Невский

1




12

Святые земли Русской. Сергий Радонежский

1




13

Молитва

1




14

С Рождеством Христовым! Рождество Христово

1




IV


15

Русские народные инструменты

1




16

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

Выходили красны девицы.

Бояре, а мы к вам пришли

1




17

Музыка в народном стиле. Сочини песенку

1




18

Проводы зимы. Встреча весны

1




IV


19

Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр

1




20

Театр оперы и балета. Волшебная палочка

1




21

Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы

1




22

Какое чудное мгновенье!

1




23

Увертюра. Финал

1




VI


24

Симфоническая сказка «Петя и Волк»

1



25

Картины с выставки. Музыкальное впечатление

1



26

Звучит нестареющий Моцарт!

1



27

Симфония № 40

1



28

Увертюра.

Обобщающий урок

1



VII


29

Волшебный цветик-семицветик.

Музыкальные инструменты

1



30

Музыкальные инструменты. И всё это- Бах!

1



31

Всё в движении. Тройка. Попутная песня

1



32

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда

1



33

Природа и музыка. Весна. Осень.

Печаль моя светла. Первый

1



34

Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Заключительный урок- концерт

1