СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музыка 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по музыке 2 класс УМК "Начальная школа 21 века".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музыка 2 класс»

Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от _____________ № __________

___________________ Торбенко Г. А.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По учебному предмету музыка


Уровень общего образования (класс): начальное общее, 2


Количество часов: 33


Учитель: Балабина Людмила Николаевна


Программа разработана на основе


Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Музыка» В. О. Усачёва, Л. В. Школяр («Начальная школа XXI века»).

Программа: Музыка. Программа. 1-4 классы. / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр – М.: Вентана-Граф, 2014.


Учебник: Музыка: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр – М.: Вентана-Граф, 2013.







РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

- Примерных программ начального общего образования;

- Программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI века» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования серии «Стандарты второго поколения».

Срок реализации программы 2019- 2020 учебный год.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта начального общего образования по предметным областям «Искусство. Музыка».

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самооценки музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.

Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатленный в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.

Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у обучающихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его   форм и жанров художественных стилей и направлений.

Основные задачи уроков музыки:

- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца.

- Формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.

- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку

- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству.

- Овладение интонационно – образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства

- Воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.

- Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

- Овладение практическими умениями и навыками в учебно–творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическом движении и импровизации.

Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.

Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющего как можно раньше представить в сознании обучающихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.

В качестве видов музыкальной деятельности в неразрывном единстве представлена деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Объединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки, развертывания музыкально-художественной деятельности как целостного явления в единстве процесса и результата.

Первая ступень музыкального образования закладывает осно­вы музыкальной культуры обучающихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать разви­тию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоцио­нальной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской дея­тельности с образцами народного творчества, произведениями рус­ской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными вида­ми музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир му­зыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возмож­ность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмо­ционально-ценностного отношения младших школьников к произ­ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про­цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопережи­вать другому человеку, творческого самовыражения, художествен­ного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.

Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.


Описание ценностных ориентиров содержания курса «Музыка»

В основе учебников лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование и развитие определенных качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Музыка». Основными видами учебной деятельности школьников являются:

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.

Обогащение музыкально слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


Место учебного предмета в учебном плане


Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели. На изучение предмета музыки во 2 классе отводится 1 час в неделю. Распределение времени представлено в таблице.


Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2019-2020 учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

2

1 час в неделю – 34 часа в год

33 часа (вторник)

1 час

1 ч – по годовому календарному учебному графику МБОУ Большеремонтненской СШ


РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания

Личностные результаты.

  1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

  2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

  3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

  5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

  8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

  4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

  8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

  10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  13. Определение общей цели и путей ее достижения.

Предметные результаты.

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

  2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

  3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

  4. Использование музыкальных образов при создании театрализовано-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе обучающиеся способны:

- Проявлять устойчивый интерес к музыке;

- Проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;

- Приобретать навыки слушательской культуры;

Решать учебные и практические задачи:

- Определять жанровые признаки;

- Характеризовать интонации по эмоционально-образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные и др.;

- Называть запомнившиеся формы музыки;

- Определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям;

- Дирижировать  главные мотивы, мелодии;

- Делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на музыкальных инструментах, пением, танцевальным движением;

- Проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам.


Система оценки

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения обучающимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к обучающимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.

Учебная программа предполагает освоение обучающимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.


Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

«пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

«четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

«три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

«два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2. Кроссворды.

3. Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.

4. Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

6. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

7. Ведение тетради по музыке.


РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса

Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка».

Здесь можно выделить две содержа­тельные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

Всеобщее в жизни и в музыке.

От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя к воплощению в музыке сложности, богатства внутреннего мира.

Музыка — искусство интонируемого смысла.

Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).

«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа.

Одно из основных понятий музыки — «Тема» — единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема». «Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б. Кабалевский).

Развитие как становление художественной формы.

Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Как живет музыка?

1

03.09.


2.

Великие композиторы.

1

10.09.


3.

Сердце поэта.

1

17.09.


4.

Два полонеза.

1

24.09.


5.

Раскрытие в музыке внутреннего мира человека.

1

01.10.


6.

Песенность в музыке. Песня Сольвейг.

1

08.10.


7.

Изобразительность в музыке.

1

15.10.


8.

Музыка в сказках.

1

22.10.


9.

Что такое интонация.

1

05.11.


10.

Все растет, все изменяется.

1

12.11.


11.

Это Агния Барто и Сергей Прокофьев выдумали!

1

19.11.


12.

Музыка живая.

1

26.11.


13.

Звуки человеческой речи делаются музыкой.

1

03.12.


14.

Что говорит музыка?

1

10.12.


15.

Изобразительные интонации в музыке.

1

17.12.


16.

Урок-концерт.

1

24.12.


17.

Где родился, там и сгодился.

1

14.01.


18.

Интонация.

1

21.01.


19.

Что такое художественный образ.

1

28.01.


20.

Люд честной.

1

04.02.


21.

Свадьба в деревне.

1

11.02.


22.

Свадьба на сцене.

1

18.02.


23.

Житие Ивана.

1

25.02.


24.

Художественный образ в опере «Жизнь за царя».

1

03.03.


25.

Тема и развитие в опере «Руслан и Людмила».

1

10.03.


26.

Музыкальная викторина по теме художественный образ.

1

17.03.


27.

Единство и содержание в музыке.

1

07.04.


28.

«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа.

1

14.04.


29.

Развитие в музыке.

1

21.04.


30.

Думай музыкой.

1

28.04.


31.

В гостях у М.И. Глинки.

1

05.05.


32.

В гостях у П.И. Чайковского.

1

12.05.


33.

Форма вариаций и форма рондо.

1

19.05.






СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по УВР

Методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ __________ Шапошникова И.И.

от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 г. ___________ Скиданова Л. В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!