Ростовская область, Пролетарский (с) район, хутор Коврино
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ковриновская средняя общеобразовательная школа
Пролетарского района Ростовской области
Утверждаю
Приказ от 15.08.2022 № 94
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Музыке, курс Искусство_____________________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее, 3 класс_______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34
Учитель Челядина Ульяна Вячеславовна
2022-2023уч.год.
Раздел: «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА»
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, обеспечивающие реализацию программы:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
Федерального перечня учебников на 2022-2023 учебный год
Основной образовательной программы Школы;
Цели курса
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи курса:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика предмета «Музыка» в начальной школе
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Музыка» в 3 классе отводится 1 час в неделю при 34 недельной нагрузке. За год на изучение программного материала отводится 34 часа.
Раздел: «ПЛАНИРУЕМЫЕ РУЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
Достижения обучающимися планируемых результатов:
Личностными результатами изучения предмета «Музыка» являются следующие умения:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметными результатами изучения предмета «Музыка» являются следующие умения:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметными результатами изучения предмета «Музыка» являются следующие умения:
знание основных жанров народной и профессиональной музыки;
знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды xopa и оркестра;
умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
умение исполнять свою партию в xope с сопровождением и без сопровождения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
приобретение знаний и умений;
овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии жанров и форм. В основе программы – отечественное и зарубежное классическое наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество. Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию обучающихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми. В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Раздел: «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
1.Тематическое планирование:
№п/п | Название раздела, главы (темы) | Количество часов | Возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов. |
1 | «Россия – Родина моя» | 5 | http://school-collection.edu.ru/ |
2 | «День, полный событий» | 4 | https://resh.edu.ru |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 | https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 4 | https://resh.edu.ru |
5 | «В музыкальном театре» | 6 | http://school-collection.edu.ru/ |
6 | «В концертном зале » | 6 | http://school-collection.edu.ru/ |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | 5 | https://resh.edu.ru |
| ИТОГО: | 33 ч | |
1.1.Использование резерва учебного времени:
Прохождение программы осуществляется за счёт уплотнения тем уроков, выпавших на праздничные дни.
2.Основное содержание по темам
Раздел1.«Россия – Родина моя»(5часов)
Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души. Народная и профессиональная музыка.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Россия – Родина моя | воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; | вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. |
Раздел2.«День, полный событий»(4часа)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
2 | День, полный событий | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; уважительное отношение к культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Раздел3. «О России петь – что стремиться в храм»(4часа)
Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
3 | О России петь – что стремиться в храм | воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; уважительное отношение к культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Раздел4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4часа)
Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Певцы – гусляры. Народные традиции и обряды в музыке.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; уважительное отношение к культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Раздел5. «В музыкальном театре» (5часов)
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
5 | В музыкальном театре | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; уважительное отношение к культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Раздел6. «В концертном зале» (6часов)
Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
6 | В концертном зале | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; уважительное отношение к культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5часов)
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Музыка – источник вдохновения и радости.
№ | Раздел | УУД |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. | воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач; понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. | чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий; уважительное отношение к культуре других народов; эстетические потребности, ценности и чувства; развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
2.1.Перечень практических работ, предполагаемых музыкальную деятельность учащихся:
Модуль | № | Тема |
Музыка в жизни человека. | 1 2 3 4 | Утренник «Золотая осень». Праздник ко дню Учителя. День Матери. Новогодний Утренник |
Основные закономерности музыкального искусства | 5 6 | Утренник «8 Марта». Утренник «День Защитника Отечества» |
Музыкальная картина мира. | 7 8 | Праздник «День Победы» *Годовая контрольная работа «Сочиняем музыкальную сказку» |
2.2. Количество часов, контрольных работ, практических работ по четвертям, за год:
Четверть | Всего часов по предмету | Количество к/р | Количество п/р |
1 четверть | 8 | 0 | 0 |
2 четверть /1 полугодие | 8 | 0 | 0 |
3 четверть | 10 | 0 | 0 |
4 четверть / 2 полугодие | 8 | 1 | 0 |
Год | 34 | 1 | 0 |
Раздел: «КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
№ п/п | Название раздела программы, тема урока | Кол. часов | Домашнее задание | Дата |
Россия – Родина моя. 5ч |
1 | Мелодия - душа музыки | 1 | С. 3-6 читать | 1.09 |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 | С. 7-9 читать | 8.09 |
3 | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». | 1 | С. 10-12 читать | 15.09 |
4 | Кантата «Александр Невский». Гимн России. | 1 | С. 13-14 читать | 22.09 |
5 | Опера «Иван Сусанин». Муз. Инструмент- фортепиано. | 1 | С. 18-22 читать | 29.09 |
День, полный событий. 4ч |
6 | Утро Природа и музыка. Прогулка. | 1 | С. 24-25 читать | 6.10 |
7 | Портрет в музыке. (Танцы, танцы.) | 1 | С. 26-29 читать | 13.10 |
8 | В детской! Игры и игрушки. На прогулке. | 1 | С. 30-35 читать | 20.10 |
9 | Вечер. Обобщающий урок. | 1 | С. 36-37 читать | 2чет. 3.11 |
О России петь – что стремиться в храм. 4ч |
10 | Радуйся, Мария! «Богородице Деве, радуйся!» | 1 | С. 41-43 читать | 10.11 |
11 | Древнейшая песнь материнства | 1 | С. 44-45 читать | 17.11 |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. | 1 | С. 46-49 читать | 24.11 |
13 | Святыеземли Русской (княгиня Ольга и князь Владимир).Обобщающий урок. | 1 | С. 50-51читать | 1.12 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 4ч |
14 | «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. | 1 | С. 56-57 читать | 8.12 |
15 | Певцы русской старины (Баян. Садко). | 1 | С. 58-59 читать | 15.12 |
16 | Певцы русской старины (Лель). | 1 | С. 60-61 читать | 22.12 |
17 | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Обобщающий урок. | 1 | С. 62-67 читать | 3чет. 12.01 |
В музыкальном театре. 6ч |
18 | Опера «Руслан и Людмила» | 1 | С. 70-75 читать | 19.01 |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | С. 76-77 читать | 26.01 |
20 | Опера «Снегурочка». | 1 | С. 78-81 читать | 2.02 |
21 | Океан – море синее. | 1 | С. 82-85 читать | 9.02 |
22 | Балет «Спящая красавица». | 1 | С. 86-89 читать | 16.02 |
23 | В современных ритмах. Обобщающий урок. | 1 | С. 90-93 читать | 2.03 |
В концертном зале. 7ч |
24 | Музыкальное состязание. | 1 | С. 94-95 читать | 9.03 |
25 | Музыкальные инструменты (флейта). | 1 | С. 96-97 читать | 16.03 |
26 | Звучащие картины. | 1 | С.97-98читать | 23.03 |
27 | Музыкальные инструменты (скрипка) | 1 | С. 99-101 читать | 4чет. 6.04 |
28 | Сюита «Пер Гюнт» (обобщение) | 1 | С. 102-105 читать | 13.04 |
29 | «Героическая». Призыв к мужеству. 2 часть симфонии. | 1 | С. 106-111 читать | 20.04 |
30 | Мир Бетховена. Обобщающий урок. | 1 | С. 112-115 читать | 27.04 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…4ч |
31 | «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звук | 1 | С. 116-119 читать | 4.05 |
32 | Мир Прокофьева | 1 | С. 120-121 читать | 11.05 |
33 | Певцы родной природы. Прославим радость на земле | 1 | С. 122-123 читать | 18.05 |
34 | *Годовая контрольная работа «Сочиняем музыкальную сказку» | 1 | повторение | 25.05 |
| Итого | 34ч | | |
1.Виды и формы контроля реализации программы «Окружающий мир, курс Обществознание и естествознание»:
Для контроля и оценки усвоения учебного материала по предмету используются
индивидуальная и фронтальная устные проверки. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают текущий, тематический и итоговый виды контроля.
- текущая аттестация (работа в группах, составление сообщений, тестирование, работа по индивидуальным карточкам);
- аттестация по итогам обучения за четверть (музыкальные состязания, проекты, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, конкурсах, проектная деятельность и т.д.).
Раздел: «УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ»
1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Обязательные учебные материалы для ученика:
Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
- Методические материалы для учителя:
Примерная рабочая программа начального общего образования. Музыка (для 3 классов образовательных организация) – М.: Министерство Просвещения Р.Ф. ФГБНУ Институт стратегииразвития образования РАО, 2021г.
Хрестоматии с нотным материалом.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Атлас музыкальных инстументов .
-Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
Российская электронная школа: https://resh.edu.ru
Дистанционное образование для школьников «Учи.ру» https://uchi.ru/
Библиотека МЭШ https://uchebnik.mos.ru/403-access-denied?referrer
ООО «Инфоурок» https://infourok.ru/
Российское движение школьников https://рдш.рф/
Образовательные тренажеры для учеников «Умная ворона» https://umnayavorona.ru/
2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Учебное оборудование
ТСО:
-компьютер
-экран
- колонки
-магнитная доска
-сборники песен и хоров
-книги о музыке и музыкантах.
-таблицы:
«Ноты»
«Признаки характера звучания»
«Средства музыкальной выразительности»
Оборудование для проведения практических работ
-цветные фломастеры
-цветные мелки