Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:
1.Федерального закона № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373 с изменениями от 31.12.2015г. № 1576.
3. Авторской программы Критская, Е. Д.Музыка. 3 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2012.
4.Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 1.
5.Положения МАОУ СОШ №1 « О разработке педагогами учебных рабочих программ по предметам», утвержденного на педагогическом совете (протокол № 4 от 04. 05. 2016г).
С учетом:
1.Федерального перечня учебников от 31 марта 2014 г. № 253
2.Информационного письма № 162 от 09.03.2016 «Об использовании учебников учебно-методических комплексов, не вошедших и исключенных из Федерального перечня учебников в образовательных организациях Забайкальского края»1.Федерального перечня учебников (Приказ Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 год)
Учебник: Критская, Е. Д. Музыка. 3 класс : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2013.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Формирование основ национальных ценностей российского общества.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. умения избегать конфликтов.
Развитие эстетических чувств, доброжелательности, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиски средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты
Ученик 3 класса научится:
-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
-передавать в музыкально-художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;
-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;
-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;
-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;
-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Ученик 3 класса получит возможность овладеть:
-представлениями о композиторском (М.И.Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С Бах, В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др.) исполнительском творчестве;
-музыкальнымипонятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.
Ученик 3 класса научится:
-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4, 3\4, 4\4. 3\8, 6\8)
-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;
-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
-различать язык музыки разных стран мира.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Курс музыки в 3 классе рассчитан на 35 часов. 1 час в неделю
Раздел 1. «Россия — Родина моя» - 5 ч.
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел 2. «День, полный событий» - 4 ч.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» - 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел 5. «В музыкальном театре» - 6 ч.
Музыкальные темы — характеристики глазных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр «легкой» музыки: особенности содержания, музыкального языка, исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» - 6 ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Многообразие тем, сюжетов и образов музыки Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» - 6 ч.
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник вдохновения и радости.
Календарно-тематический план 3 класс.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания |
план | факт |
I четверть |
1 | Россия –Родина моя Мелодия – душа музыки. | 1 | 08.09 | | |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 | 15.09 | | |
3 | Виват, Россия! Наша слава-русская держава | 1 | 22.09 | | |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 | 29.09 | | |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 | 06.10 | | |
6 | День полный событий Утро. | 1 | 13.10 | | |
7 | Портрет в музыке В каждой интонации спрятан человек | 1 | 20.10 | | |
II четверть |
8 | «В детской». Игры и игрушки | 1 | 03.11 | | |
9 | На прогулке. Вечер | 1 | 10.11 | | |
10 | О России петь — что стремиться в храм Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | 17.11 | | |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! | 1 | 24.11 | | |
12 | Вербное Воскресение.Вербочки. | 1 | 01.12 | | |
13 | Святые земли Русской | 1 | 08.12 | | |
14 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Настрою гусли на старинный лад… | 1 | 15.12 | | |
15 | Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. | 1 | 22.12 | | |
16 | «Лель, мой Лель…»Звучащие картины. | 1 | | | |
III четверть |
17 | Прощание с Масленицей | 1 | | | |
18 | В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила». | 1 | | | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 1 | | | |
20 | Опера «Снегурочка». | 1 | | | |
21 | «Океан – море синее». | 1 | | | |
22 | Балет «Спящая красавица». | 1 | | | |
23 | В современных ритмах | 1 | | | |
24 | В концертном зале Музыкальное состязание | 1 | | | |
25 | Музыкальные инструменты | 1 | | | |
26 | Звучащие картины. Музыкальные инструменты. | 1 | | | |
IV четверть |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | | | |
28 | «Героическая». | 1 | | | |
29 | Мир Бетховена. | 1 | | | |
30 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… Чудо музыка. Острый ритм-джаза звуки | 1 | | | |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 | | | |
32 | Певцы родной природы. | 1 | | | |
33 | Прославим радость на земле | 1 | | | |
34 | Радость к солнцу нас зовет | 1 | | | |
35 | Обобщающий урок | 1 | | | |