Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности.
Личностные УУД:
• понимание значения и функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;
• интерес к музыке и музыкальной деятельности;
• привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями; осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя: опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования, в том числе во внеурочных формах работы;
• осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя: опыт сотворчества в процессе восприятия и музицирования, в том числе во внеурочных формах работы;
• расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов;
• составление домашней библиотеки, фонотеки, видеотеки и пр., мотивированное художественно-познавательной деятельностью, знанием музыки, сведений о музыке и музыкантах.
Познавательные УУД:
• поиск и использование в практической деятельности информации о музыке (жанры, стили, язык), композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах;
• познание разнообразных явлений окружающей действительности, мира человеческих отношений, музыкальной культуры, обычаев и традиций своего региона, России, мира в процессе эмоционально-осознанного восприятия жизненного содержания музыкальных сочинений (народной, религиозной, классической и современной музыки);
• участие в проектной деятельности и представление её результатов в учебных и внеурочных формах занятий (праздники, фестивали, конкурсы и др.);
• владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицирования;
• осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
• выполнение диагностических тестов, самостоятельных и контрольных работ;
• владение формами рефлексивной оценки восприятия и исполнения музыкальных произведений разных жанров, стилей, эпох; знаний о музыке и музыкантах, музицирования; своего участия в исследовательских проектах.
• понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке; соотнесение графической записи с музыкальным образом; моделирование чувственно воспринимаемого образа графическими, двигательно-пространственными способами (средствами).
Регулятивные УУД:
• умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной);
• планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки, создания композиций, а также при решении проектных задач и организации проектно-исследовательской деятельности;
• прогнозирование результатов музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, умение применять знания в новой учебной и жизненной ситуациях; развёрнутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям;
• понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
• проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, мобилизация сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности;
• совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
• формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности;
• развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия и музицирования, а также поиска и сбора информации о музыке и музыкантах;
• формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), её оценки и представления в творческих формах работы (включая исследовательскую деятельность);
• поиск способов разрешения конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, её исполнения, решения проектных задач.
Предметные результаты:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание предмета
Россия — Родина моя (5 ч)
Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Обра¬зы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват. Россия! Наша слава - русская держава. Кантата «Александр Невский". Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна.
Примерный музыкальный материал
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский: Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский,
слова А. Толстого: Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков. стихи А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.: Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
День, полный событий (4 ч)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокаль¬ной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский. С. Прокофьев. М. Мусоргский. Э. Григ).
. Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Обобщающий урок I четверти.
Примерный музыкальный материал
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слона А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова Л. Майкова: Болтунья. С. Прокофьев, слова Л. Барто; Золушка Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта". С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и му¬зыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийcкий сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений
программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Образы Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим. Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы 8 церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Радуйся. Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя. добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.
Примерный музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов: Тропарь иконе Владимирской Божией матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. Л. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома "Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Зем-ля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи Л. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого. Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал
Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского- Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни. Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
В музыкальном театре (6 ч)
Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представле¬ний учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах.
Примерный музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной: Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина. Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
В концертном зале (6 ч)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполните¬ли. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Обобщающий урок III четверти.
Примерный музыкальный материал
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3- я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика". К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок. Норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз - искусство
XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
. Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Проставим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.
Обобщающий урок IV четверти — заключительный урок-концерт
Примерный музыкальный материал
Мелодия. П. Чайковский: Утро из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Чудо-музыка. Д. Кабалевский, сло¬ва 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни
-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации,
-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;
-импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;
-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;
-находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели)
-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.
Тематическое планирование по музыке 3 класс
№ п/п | Дата | Количество часов, отводимых на освоение темы | Количество часов, отводимых на освоение темы Тема урока |
По плану | Факти чески | |
| | | | Россия — Родина моя (5 ч) |
1.(1) | 06.09 | | 1 | Инструктаж по ТБ. «Мелодия – душа музыки». «Природа и музыка». «Звучащие картины». Лирические образы вокальной музыки. |
2.(2) | 13.09 | | 1 | «Виват, Россия!». «Наша слава – русская держава». Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки. |
3(4) | 20.09 | | 1 | «Кантата «Александр Невский». Форма-композиция, приёмы развития и особенности музыкального языка. |
4(3) | 27.09 | | 1 | «Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля. Стартовый контроль (тест по темам раздела) |
5(5) | 4.10 | | 1 | «Опера «Иван Сусанин». Форма-композиция, приёмы развития и особенности музыкального языка. |
| | | | День, полный событий (4 ч) |
6(1) | 11.10 | | 1 | «Утро». Образы природы в вокальной и инструментальной музыке. |
7(2) | 18.10 | | 1 | «Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек». Портрет в вокальной и инструментальной музыке. |
8(3) | 25.10 | | 1 | «В детской». «Игры и игрушки», «На прогулке». Жизненно-музыкальные впечатления ребёнка с утра до вечера. |
9(4) | 1.11 | | 1 | «Вечер». Образы природы в вокальной и инструментальной музыке. |
| | | | О России петь — что стремиться в храм (4 ч) |
10(1) | 15.11 | | 1 | «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся». Образы Богородицы, Девы Марии в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. |
11(2) | 22.11 | | 1 | «Древнейшая песнь материнства», «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Образы Богородицы, Девы Марии в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. |
12(3) | 29.11 | | 1 | «Вербное воскресенье». «Вербочки». Праздники Русской православной церкви. |
13(4) | 6.12 | | 1 | «Святые земли Русской». Княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения и молитвы в церковном богослужении. |
| | | | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч) |
14(1) | 13.12 | | 1 | «Настрою гусли на старинный лад…». «Певцы русской старины» .Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. |
15(2) | 20.12 | | 1 | «Былина о Садко и Морском царе». Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей. |
16(3) | 27.12 | | 1 | «Лель, мой Лель…». Певцы-гусляры. Образы певцов-музыкантов. Промежуточный контроль (тест) |
17(4) | 11.01 | | 1 | «Звучащие картины». «Прощание с Масленицей». Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. |
| | | | В музыкальном театре (6 ч) |
18(1) | 17.01 | | 1 | «Опера «Руслан и Людмила». «Увертюра». Особенности оперного спектакля. |
19(2) | 24.01 | | 1 | «Опера «Орфей и Эвридика». Особенности оперного спектакля. |
20(3) | 31.01 | | 1 | «Опера «Снегурочка». Особенности оперного спектакля. |
21(4) | 7.02 | | 1 | «Океан – море синее». Средства и формы музыкальной выразительности. |
22(5) | 14.02 | | 1 | «Балет «Спящая красавица». Особенности балетного спектакля. |
23(6) | 21.02 | | 1 | «В современных ритмах». Особенности музыкального языка, манеры исполнения. |
| | | | В концертном зале (6 ч) |
24(1) | 28.02 | | 1 | «Музыкальное состязание». Жанр инструментального концерта. |
25(2) | 7.03 | | 1 | «Музыкальные инструменты». «Звучащие картины». Выразительные возможности флейты и скрипки. |
26(3) | 14.03 | | 1 | «Сюита «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты, симфонии. |
27(4) | 4.04 | | 1 | «Героическая». «Мир Бетховена». Темы, сюжеты |
28(5) | 11.04 | | 1 | «Героическая». «Мир Бетховена». Образы музыки Бетховена. |
29(6) | 18.04 | | 1 | «Героическая». «Мир Бетховена». Вторая часть симфонии. Финал симфонии. |
| | | | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч) |
30(1) | 25.04 | | 1 | «Чудо-музыка». Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. |
31(2) | 2.05 | | 1 | «Острый ритм – джаза звуки». Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. |
32(3) | 9.05 | | 1 | . «Люблю я грусть твоих просторов». Образы природы в музыке Г. Свиридова. |
33(4) | 16.05 | | 1 | Итоговый контроль (тест по изученному материалу за год) |
34(5) | 23.05 | | 1 | Анализ контрольной работы «Мир Прокофьева». «Певцы родной природы». Музыкальные иллюстрации образов природы. |