МБОУ «Туринская средняя школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
«Рекомендовано» МО учителей начальных классов Протокол № ___ от _________________2018г. Руководитель МО: ___________________ | «Утверждено» Заместитель директора по УВР: ______________ /Пивоварова Е.В./ ______________2018г. |
Рабочая программа
Музыка. 4а класс
Учитель: Владимирова Ольга Владимировна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - Музыка. Начальная школа, авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2010., ООП НОО МБОУ ТСШ.
Учебник:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2016г.
Место предмета в образовательном процессе
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год: 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духов-ными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Обучающийся научится:
понимать содержание музыки простейших жанров (песня, танец, марш), а так же более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;
понимать закономерности музыкального искусства и о музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
развивать умения и навыки хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыка музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
включать в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накапливать сведения из области музыкальной грамот знаний о музыке, музыкантах, исполнителях
Обучающийся получит возможность научиться:
демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Россия - Родина моя (4 часа)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность.
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия.
Аккомпанемент.
«Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции.
«Моя Россия» Г.Струве.
«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.
Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру.
«Патриотическая песня» .М.Глинка.
«Гимн России» А.Александров С.Михалков.
«Моя Россия» Г.Струве.
«Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.)
Раздел 2. О России петь – что стремиться в храм (7 часов)
Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Композитор как создатель музыки.
Колокольные звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре.
«Великий колокольный звон» М.Мусоргский
«Праздничный трезвон». Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты.
«Калинка» - р.н.п.
«Светит месяц» - вариации на тему русской народной песни
«Камаринская» - р.н.п. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения.
Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев:
«Песнь об Александре Невском»
«Вставайте, люди русские»
Народные песнопения о Сергии Радонежском Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского.
«Детский альбом» П.Чайковский:
«Утренняя молитва»
«В церкви»
Раздел 3. День, полный событий (5 часов)
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
«Детская музыка» С.Прокофьев
«Детский альбом» П.Чайковский
Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева.. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к жизни.
«Утро – вечер» С.Прокофьев.
«Прогулка» С.Прокофьев
«Прогулка» М.Мусорского
«Научи нас веселиться»
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 часов)
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества.
Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».
«Калинка» - р.н.п.
«Светит месяц» - вариации на тему рус. нар. песни.
«Камаринская» - р.н.п. Песня – игра:
«Бояре, а мы к вам пришли»;
«Выходили красны девицы» - р.н.п. – игра. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации.
Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей.
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами».
«Камаринская» - р.н.п.
П.Чайковский:
«Камаринская»
«Мужик на гармонике играет»
Раздел 5. В концертном зале (3 часа)
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев.) Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Раздел 6. В музыкальном театре. (4 часа)
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональ-ных сферах музыки и о многообразии музыкаль-ных жанров.
«Песня – спор» Г.Гладков
М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров.
Балет. Музыкальное развитие в балете.
«Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев. Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр.
Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки
«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,
хоровая, оркестровая.
Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка
Заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган).
Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
«Менуэт» И. - С.Бах.
«За рекою старый дом» И. -С.Бах.
«Токката» И.-С.Бах.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 часов)
Выразительность и изобразительность в музыке.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
«Тройка» Г.Свиридов
«Попутная песня» М.Глинка. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Д.Кабалевский:
«Кавалерийская»
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выражен ной в звуках
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
«Весна. Осень» Г.Свиридов
«Жаворонок» М.Глинка.
«Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром.
П.Чайковский.
Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока | Тема урока | Дата |
1 четверть (9 часов) Россия – Родина моя (4 часа) |
1 | 1 | Мелодия. Концерт для фортепиано с оркестром. | 05.09 | |
2 | 2 | «Ты запой мне ту песню…» Куплетная форма | 12.09 | |
3 | 3 | Как сложили песню. Звучащие картины. Александр Невский. | 19.09 | |
4 | 4 | Ты откуда русская, зародилась, музыка? Жанры народных песен | 26.09 | |
О России петь – что стремиться в храм (7 ч.) |
5 | 1 | Святые земли Русской. | 03.10 | |
6 | 2 | Илья Муромец. | 10.10 | |
7 | 3 | Кирилл и Мефодий. | 17.10 | |
8 | 4 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 24.10 | |
9 | 5 | Ангел Вопияше | 31.10 | |
2 четверть (7 часов) |
10 | 1 | Родной обычай старины. | 14.11 | |
11 | 2 | Светлый праздник | 21.11 | |
День, полный событий (5 часов) |
12 | 1 | « Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 28.11 | |
13 | 2 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 05.12 | |
14 | 3 | «Что за прелесть эти сказки». «Три чуда». Контрольный тест. | 12.12 | |
15 | 4 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 19.12 | |
16 | 5 | Романсы на стихи А.С. Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый». | 26.12 | |
3 четверть (9 часов) Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (5 часов) |
17 | 1 | Композитор – имя ему народ. | 16.01 | |
18 | 2 | Музыкальные инструменты России. | 23.01 | |
19 | 3 | Оркестр русских народных инструментов. | 30.01 | |
20 | 4 | Музыкант чародей. | 06.02 | |
21 | 5 | Народные праздники. «Троица» | 13.02 | |
В концертном зале (3 часа) |
22 | 1 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 20.02 | |
23 | 2 | М. П. Мусоргский «Старый замок», С.Рахманинов «Счастье в сирени живет». «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». | 27.02 | |
24 | 3 | Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра». | 06.03 | |
В музыкальном театре (4 часа) |
25 | 1 | М. Глинка опера «Иван Сусанин». | 13.03 | |
4 четверть ( 9 часов) |
26 | 1 | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. Русская народная песня «Исходила младёшенька» | 27.03 | |
27 | 2 | Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна. | 03.04 | |
28 | 3 | И.Ф. Стравинский балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. | 10.04 | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 часов) |
29 | 1 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 17.04 | |
30 | 2 | Мастерство исполнителя. | 24.04 | |
31 | 3 | В интонации спрятан человек. | 01.05 | |
32 | 4 | Музыкальные инструменты. Контрольная работа. | 08.05 | |
33 | 5 | Музыкальный сказочник. | 15.05 | |
34 | 6 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | 22.05 | |