СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Музыка 5-7 классы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" 5-7 классы составлена на основе авторской программы "Музыка. 5-7 классы" Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская - М.: Просвещение, 2018.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Музыка 5-7 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

г. Демидов Смоленской области

«Рассмотрено»

на педагогическом совете школы



Протокол № 1

от 31.08.2020.

«Согласовано»

зам. директора по УВР

МБОУ СШ № 1

------------------------------------------

Маслова Ю.В.

31.08.2020.

«Утверждаю»

директор МБОУ СШ № 1

----------------------------------

Казаков А.А.

Приказ № 67- о/д

от 01.09.2020.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Музыка

5-7 классы

Учитель музыки: Листарова Г.В.

(высшая категория)











2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;

  • Учебным планом МБОУ СШ № 1 г. Демидова на 2020/2021 учебный год.

На основе:

  • Примерной программы основного общего образования по предмету «Музыка»;

Авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской – М.: Просвещение, 2014.

Авторская программа используется с незначительными изменениями. Программа рассчитана на 102 часа из расчета 34 часа в каждом классе.

Результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

  • формирование культуры и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

  • сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении и др.);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Н.А. Римского-Корсакова. П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, И.-С. Баха, В.А. Моцарта, Л. в. Бетховена, К. Дебюсси;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • размышлять о знакомом произведении. Высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;

  • Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса

Знать/понимать:

  • простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров оперы, балета;

  • особенности различных музыкальных форм (вариации, рондо, куплетная форма), приемы развития музыкальной речи;

Уметь:

  • выявлять жанровое начало музыки;

  • оценивать эмоциональный характер музыки с учетом терминов и образных определений, определять ее образное содержание;

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и минорный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса

Знать/понимать:

  • основные жанры и стили музыкальных произведений;

  • основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

  • особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;

  • знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

  • характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;

Уметь:

  • высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

  • узнавать музыкальные произведения, изученные в 6 классе (не менее трех);

  • уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

  • ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);

  • проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

  • понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

Планируемые результаты: По окончании VІІ класса школьники научатся:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

  • разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки разных эпох;

  • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Содержание программы

В 5 классе содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В первом полугодии изучается раздел: «Музыка и литература», а во втором полугодии раздел: «Музыка и изобразительное искусство».

В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов , запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально- симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое , обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формирует у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

В первом полугодии изучается раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», а во втором полугодии раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Содержательный стержень программы 7 класса «классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в произведениях крупных жанров: опере, балете, мюзикле, рок - опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и других. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.

В первом полугодии изучается раздел: «Особенности драматургии сценической музыки», а во втором полугодии раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроках музыки:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;

  • пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

  • различного вида импровизации (ритмические, вокальные, пластические, и т. д.)

  • инсценирование - разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства;

  • размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений);

  • художественные импровизации (сочинения стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений);

  • самостоятельная индивидуальная и коллективная исследовательская проектная деятельность.

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Музыка и литература

16

2.

Музыка и изобразительное искусство

18


Итого:

34

Календарно – тематическое планирование

5 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

І четверть - 9 часов



Музыка и литература

16


1

Что роднит музыку с литературой

1


2

Вокальная музыка

1


3

«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…». «Звучащие картины»

1


4

Песня – душа народа

1


5

Фольклор в музыке русских композиторов

1


6

Сказка в программной музыке русских композиторов

1


7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1


8

Вторая жизнь песни

1


9

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1


ІІ четверть – 7 часов



10

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

1


11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1


12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1


13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1


14

Музыка в театре, кино, на телевидении

1


15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1


16

Мир композитора.

1


ІІІ четверть – 10 часов



Музыка и изобразительное искусство

18


17

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1


18

Небесное и земное в звуках и красках.

1


19

Звать через прошлое к настоящему

1


20

Музыкальная живопись и живописная музыка

1


21

«Фореллент-квинтет»

1


22

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1


23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1


24

Волшебная палочка дирижера

1


25

Образы борьбы и победы в искусстве

1


26

Образы борьбы и победы в искусстве

1


ІV четверть – 8 часов



27

Застывшая музыка

1


28

Полифония в музыке и живописи

1


29

Музыка на мольберте

1


30

Импрессионизм в музыке и живописи

1


31

О подвигах, о доблести, о славе…

1


32

Промежуточная аттестация: тест.

1


33

В каждой мимолетности вижу я миры…

1


34

Мир композитора. С веком наравне

1



Итого:

34






Тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16

2.

Мир образов камерной и симфонической музыки

18


Итого:

34

Календарно – тематическое планирование

6 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения

І четверть - 9 часов



Мир образов вокальной и инструментальной музыки

16


1

Удивительный мир музыкальных образов

1


2

Старинный русский романс

1


3

Портрет в музыке и живописи

1


4

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

1


5

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1


6

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

1


7

Образы песен зарубежных композиторов

1


8

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

1


9

Народное искусство Древней Руси

1


ІІ четверть – 7 часов



10

Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской»

1


11

«Перезвоны» Молитва

1


12

Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга.

1


13

Хорал

1


14

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

1


15

Авторская музыка: прошлое и настоящее

1


16

Джаз – искусство XX века

1


ІІІ четверть – 10 часов



Мир образов камерной и симфонической музыки

18


17

Вечные темы искусства и жизни

1


18

Образы камерной музыки

1


19

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж

1


20

Инструментальный концерт

1


21

«Космический пейзаж»

1


22

Образы симфонической музыки «Метель»

1


23

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина

1


24

Симфоническое развитие музыкальных образов

1


25

«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен

1


26

Программная увертюра

1


ІV четверть – 8 часов



27

Увертюра «Эгмонт»

1


28

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

1


29

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»

1


30

Мир музыкального театра. Мюзикл «Вестсайдская история»

1


31

Мир музыкального театра. Рок-опера «Орфей и Эвридика»

1


32

Промежуточная аттестация: тест.

1


33

Образы киномузыки

1


34

Обобщающий урок года

1



Итого:

34



Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Особенности драматургии сценической музыки

16

2.

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18


Итого:

34

Календарно – тематическое планирование

7 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата проведения


І четверть - 9 часов



Особенности драматургии сценической музыки

16


1

Классика и современность

1


2

В музыкальном театре. М.И. Глинка опера «Иван Сусанин»

1


3

Русская эпическая опера «Князь Игорь» А.П. Бородин

1


4

В музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»

1


5

Героическая тема в русской музыке

1


6

В музыкальном театре. Д. Гершвин «Порги и Бесс»

1


7

Ж. Бизе опера «Кармен»

1


8

Новое прочтение оперы Бизе. Балет «Кармен-сюита»

1


9

Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса»

1


ІІ четверть – 7 часов



10

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России.

1


11

Рок – опера «Иисус Христос – суперзвезда»

1


12

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» Д. Кабалевский

1


13

«Гоголь – сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

1


14

Музыканты – извечные маги

1


15

Вечные темы искусства

1


16

Обобщающий урок «Классика и современность»

1


ІІІ четверть – 10 часов



Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18


17

Музыкальная драматургия – развитие музыки

1


18

Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка

1


19

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

1


20

Циклические формы инструментальной музыки

1


21

Соната. Соната № 8 (Патетическая) Л.Бетховена

1


22

Соната № 2 С. Прокофьева

1


23

Соната № 11 А. Моцарта

1


24

Симфоническая музыка. Симфония №103 Й. Гайдн

1


25

Симфония № 40 В.-А. Моцарта

1


ІV четверть – 8 часов



26

С. Прокофьев Симфония №1(Классическая)

1


27

Ф. Шуберт «Симфония № 8» (Неоконченная)

1


28

В. Калинников «Симфония № 1»

1


29

П. Чайковский «Симфония № 5»

1


30

Д. Шостакович «Симфония № 7»(Ленинградская)

1


31

К. Дебюсси Симфоническая картина «Празднества»

1


32

Промежуточная аттестация: тест.



33

Инструментальный концерт

1


34

Музыка народов мира

1



Итого:

34