Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 1
г. Демидов Смоленской области
«Рассмотрено» на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 31.08.2020. | «Согласовано» зам. директора по УВР МБОУ СШ № 1 ------------------------------------------ Маслова Ю.В. 31.08.2020. | «Утверждаю» директор МБОУ СШ № 1 ---------------------------------- Казаков А.А. Приказ № 67- о/д от 01.09.2020. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Музыка
5-7 классы
Учитель музыки: Листарова Г.В.
(высшая категория)
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СШ № 1 г. Демидова;
Учебным планом МБОУ СШ № 1 г. Демидова на 2020/2021 учебный год.
На основе:
Авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской – М.: Просвещение, 2014.
Авторская программа используется с незначительными изменениями. Программа рассчитана на 102 часа из расчета 34 часа в каждом классе.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
формирование культуры и развитие компетентности в области использования ИКТ; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении и др.);
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса
Знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
стилистические особенности музыкального языка Н.А. Римского-Корсакова. П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, И.-С. Баха, В.А. Моцарта, Л. в. Бетховена, К. Дебюсси;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
размышлять о знакомом произведении. Высказывать суждения об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы;
Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса
Знать/понимать:
простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров оперы, балета;
особенности различных музыкальных форм (вариации, рондо, куплетная форма), приемы развития музыкальной речи;
Уметь:
выявлять жанровое начало музыки;
оценивать эмоциональный характер музыки с учетом терминов и образных определений, определять ее образное содержание;
определять характер и настроение музыки с учетом терминов: мажорный и минорный лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4; аккомпанемент;
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса
Знать/понимать:
основные жанры и стили музыкальных произведений;
основные формы музыки и приемы музыкального развития;
название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;
знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);
характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;
Уметь:
высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);
узнавать музыкальные произведения, изученные в 6 классе (не менее трех);
уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
Планируемые результаты: По окончании VІІ класса школьники научатся:
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки разных эпох;
применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Содержание программы
В 5 классе содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
В первом полугодии изучается раздел: «Музыка и литература», а во втором полугодии раздел: «Музыка и изобразительное искусство».
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов , запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально- симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое , обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формирует у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
В первом полугодии изучается раздел: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», а во втором полугодии раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки».
Содержательный стержень программы 7 класса «классика и современность». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в произведениях крупных жанров: опере, балете, мюзикле, рок - опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и других. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
В первом полугодии изучается раздел: «Особенности драматургии сценической музыки», а во втором полугодии раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроках музыки:
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
различного вида импровизации (ритмические, вокальные, пластические, и т. д.)
инсценирование - разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образов музыкального искусства;
размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений);
художественные импровизации (сочинения стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений);
самостоятельная индивидуальная и коллективная исследовательская проектная деятельность.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Музыка и литература | 16 |
2. | Музыка и изобразительное искусство | 18 |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения |
І четверть - 9 часов | | |
Музыка и литература | 16 | |
1 | Что роднит музыку с литературой | 1 | |
2 | Вокальная музыка | 1 | |
3 | «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…». «Звучащие картины» | 1 | |
4 | Песня – душа народа | 1 | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов | 1 | |
6 | Сказка в программной музыке русских композиторов | 1 | |
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | |
8 | Вторая жизнь песни | 1 | |
9 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | 1 | |
ІІ четверть – 7 часов | | |
10 | «Всю жизнь мою несу Родину в душе…» | 1 | |
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 | |
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | 1 | |
13 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | 1 | |
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении | 1 | |
15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | 1 | |
16 | Мир композитора. | 1 | |
ІІІ четверть – 10 часов | | |
Музыка и изобразительное искусство | 18 | |
17 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | |
18 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | |
19 | Звать через прошлое к настоящему | 1 | |
20 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | |
21 | «Фореллент-квинтет» | 1 | |
22 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | 1 | |
23 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | 1 | |
24 | Волшебная палочка дирижера | 1 | |
25 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | |
26 | Образы борьбы и победы в искусстве | 1 | |
ІV четверть – 8 часов | | |
27 | Застывшая музыка | 1 | |
28 | Полифония в музыке и живописи | 1 | |
29 | Музыка на мольберте | 1 | |
30 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 | |
31 | О подвигах, о доблести, о славе… | 1 | |
32 | Промежуточная аттестация: тест. | 1 | |
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… | 1 | |
34 | Мир композитора. С веком наравне | 1 | |
| Итого: | 34 | |
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 |
2. | Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения |
І четверть - 9 часов | | |
Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 16 | |
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | |
2 | Старинный русский романс | 1 | |
3 | Портрет в музыке и живописи | 1 | |
4 | «Уноси мое сердце в звенящую даль…» | 1 | |
5 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | |
6 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов | 1 | |
7 | Образы песен зарубежных композиторов | 1 | |
8 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | |
9 | Народное искусство Древней Руси | 1 | |
ІІ четверть – 7 часов | | |
10 | Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской» | 1 | |
11 | «Перезвоны» Молитва | 1 | |
12 | Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. | 1 | |
13 | Хорал | 1 | |
14 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | 1 | |
15 | Авторская музыка: прошлое и настоящее | 1 | |
16 | Джаз – искусство XX века | 1 | |
ІІІ четверть – 10 часов | | |
Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | |
17 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | |
18 | Образы камерной музыки | 1 | |
19 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж | 1 | |
20 | Инструментальный концерт | 1 | |
21 | «Космический пейзаж» | 1 | |
22 | Образы симфонической музыки «Метель» | 1 | |
23 | Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина | 1 | |
24 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | |
25 | «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен | 1 | |
26 | Программная увертюра | 1 | |
ІV четверть – 8 часов | | |
27 | Увертюра «Эгмонт» | 1 | |
28 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | 1 | |
29 | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта» | 1 | |
30 | Мир музыкального театра. Мюзикл «Вестсайдская история» | 1 | |
31 | Мир музыкального театра. Рок-опера «Орфей и Эвридика» | 1 | |
32 | Промежуточная аттестация: тест. | 1 | |
33 | Образы киномузыки | 1 | |
34 | Обобщающий урок года | 1 | |
| Итого: | 34 | |
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Особенности драматургии сценической музыки | 16 |
2. | Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 |
| Итого: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения |
|
І четверть - 9 часов | | |
Особенности драматургии сценической музыки | 16 | |
1 | Классика и современность | 1 | |
2 | В музыкальном театре. М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» | 1 | |
3 | Русская эпическая опера «Князь Игорь» А.П. Бородин | 1 | |
4 | В музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» | 1 | |
5 | Героическая тема в русской музыке | 1 | |
6 | В музыкальном театре. Д. Гершвин «Порги и Бесс» | 1 | |
7 | Ж. Бизе опера «Кармен» | 1 | |
8 | Новое прочтение оперы Бизе. Балет «Кармен-сюита» | 1 | |
9 | Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса» | 1 | |
ІІ четверть – 7 часов | | |
10 | Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. | 1 | |
11 | Рок – опера «Иисус Христос – суперзвезда» | 1 | |
12 | Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» Д. Кабалевский | 1 | |
13 | «Гоголь – сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | |
14 | Музыканты – извечные маги | 1 | |
15 | Вечные темы искусства | 1 | |
16 | Обобщающий урок «Классика и современность» | 1 | |
ІІІ четверть – 10 часов | | |
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | 18 | |
17 | Музыкальная драматургия – развитие музыки | 1 | |
18 | Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка | 1 | |
19 | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. | 1 | |
20 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | |
21 | Соната. Соната № 8 (Патетическая) Л.Бетховена | 1 | |
22 | Соната № 2 С. Прокофьева | 1 | |
23 | Соната № 11 А. Моцарта | 1 | |
24 | Симфоническая музыка. Симфония №103 Й. Гайдн | 1 | |
25 | Симфония № 40 В.-А. Моцарта | 1 | |
ІV четверть – 8 часов | | |
26 | С. Прокофьев Симфония №1(Классическая) | 1 | |
27 | Ф. Шуберт «Симфония № 8» (Неоконченная) | 1 | |
28 | В. Калинников «Симфония № 1» | 1 | |
29 | П. Чайковский «Симфония № 5» | 1 | |
30 | Д. Шостакович «Симфония № 7»(Ленинградская) | 1 | |
31 | К. Дебюсси Симфоническая картина «Празднества» | 1 | |
32 | Промежуточная аттестация: тест. | | |
33 | Инструментальный концерт | 1 | |
34 | Музыка народов мира | 1 | |
| Итого: | 34 | |