СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Музыка" 5-8 класс 2020-2021

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Музыка" 5-8 класс 2020-2021»

Департамент образования администрации Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Октябрьского района г. Екатеринбурга

Принята на заседании педагогического Утверждаю:

совета МАОУ СОШ № 15 Директора МАОУ СОШ №15

Протокол № от 29.08.2020 г ________________Ячменев А.Л

Приказ № 170/7 – ОД от 29.08.2020 г









Рабочая программа

по учебному предмету

«Музыка»

5 – 8 класс

2020 - 2021 учебный год








Автор-составитель:

Сосновских Ксения Владимировна,

учитель музыки





г. Екатеринбург, 2020

































































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

13) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

14) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

Метапредметные результаты:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

13) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:

владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;

14) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:

формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;

формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;

формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;

развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;

формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;

развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

Предметные результаты:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.

Выпускник научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;

  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;

  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей, и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;

  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).





  1. Содержание учебного предмета «Музыка»

5 КЛАСС.

Раздел 1. Музыка и литература

Что родним музыку и литературу. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Вся Россия просится в песню. Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора… Программная музыка «Что за прелесть эти сказки…». Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучит печаль и радость… Песнь моя летит с мольбою… Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Перезвоны». Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? Обобщающий урок по теме 1 четверти.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере. Гармонии задумчивый поэт. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной – чёрный гость… Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина «Садко». Поклон вам, гости именитые, гости заморские! Втор.ое путешествие в музыкальный театр. Балет. Балет-сказка «Щелкунчик». Музыка в театре, в кино, на телевидении. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. Обобщающий урок по разделу.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

Что родним музыку с изобразительным искусством. Небесное и земное в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье... В минуты музыки печальной… Есть сила благодатная в созвучье слов живых… Обобщающий урок по теме 2 четверти.

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край… Ледовое побоище. После побоища. Музыкальная жив.опись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья… Мои помыслы – краски, мои краски – напевы… И это всё – весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко… Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали… Неукротимым духом своим он побеждал зло. Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира. Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет… Застывшая музыка. Содружество муз в храме. Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса… Обобщающий урок по теме 3 четверти.

Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты… Вселенная представляется мне большой симфонией… Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе…Звуки и запахи реют в вечном воздухе. О подвигах, о доблести, о славе… О тех, кто уже не придёт никогда, - помните! Звучащие картины. В каждой мимолётности вижу я миры… Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете… Музыкальная живопись Мусоргского. Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне. Обобщающий урок по теме 4 четверти.

6 КЛАСС.

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слёзы, и любовь…». Вальс-фантазия. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Уноси моё сердце в звенящую даль... Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. И. Шаляпин. Картинная галерея. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Ф.Шуберта. Баллада «Лесной царь». Картинная галерея. Обобщающий урок по теме 1 четверти.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». Сюжеты и образы фресок. В. Гаврилин. «Перезвоны». Молитва. Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat Mater». «Реквием». Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится…». Песни Булата Окуджавы. Джаз - искусство XX века. Спиричуэл и блюз. Джаз – музыка лёгкая или серьёзная? Обобщающий урок по теме 2 четверти.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея. Инструментальный концерт. А. Вивальди «Времена года». «Итальянский концерт» И.С. Баха. Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина. «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина. «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь». Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Обобщающий урок по теме 3 четверти.

Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». Рок-опера А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика». Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино. Мир образов камерной и симфонической музыки. Исследовательский проект. Урок-концерт.

7 КЛАСС.

Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

Классика и современность. В музыкальном театре. Опера. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». В музыкальном театре. Балет. Балет Б. И. Тищенко «Ярославна». Героическая тема в русской музыке. Обобщающий урок-концерт.

Галерея героических образов. В музыкальном театре. Дж. Гершвин: «Мой народ – американцы…». Дж. Гершвин «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образ Хозе и Эскамильо. Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса». Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Обобщающий урок по теме 2 четверти.

«Гоголь-сюита». Из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю. Образы «Гоголь-сюиты».

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Религиозная музыка. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле А. Шнитке». Соната. Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В. –А. Моцарта. Симфоническая музыка. Симфония №103 «С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония №40 В. –А. Моцарт. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.

Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Симфония №5 П. И. Чайковского. Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича. Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Урок-концерт «Пусть музыка звучит».

8 КЛАСС.

Раздел 1. Что значит современность в музыке?

Урок введения в тему «Что значит современность в музыке?». Современность в музыке Л.В. Бетховена. Особенности формы «Сонаты № 14» Л. В. Бетховена. Современность в музыке И. Штрауса. Стиль композитора. Три музыкальных образа в III части «Симфонии № 4» П. И. Чайковского. Взаимопроникновение музыки композиторов разных эпох и национальностей. Современность в музыке Д. Шостаковича. Стиль композитора. Вокальная музыка Ф. Шуберта.

Обобщающий урок по теме «Что значит современность в музыке?»

Раздел 2. Что значит современность в музыке?

Урок введения в тему «Музыка серьёзная и лёгкая». Вальс. Классические образцы французской песенной эстрады. Лёгкая и серьёзная музыка в исполнении группы «Биттлз». Серьёзная музыка в исполнении ВИА «Песняры». Возникновение и развитие джаза. Обобщающий урок по теме «Музыка серьёзная и лёгкая».

Раздел 3. Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки

Урок введения в тему «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки». Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки в песенном жанре.

Сопоставление лёгкого и серьёзного в жанре оперетты. Симфоджаз – слияние 2-х стилей. Мюзикл – синтез разных видов искусства. Взаимодействие лёгко и серьёзной музыки в фольклоре. Музыка одного произведения рождает произведение нового жанра. Взаимодополнение лёгкой и серьёзной музыки в одном музыкальном образе. Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Обобщающий урок по теме «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки».

Раздел 4. Великие наши «современники»

Урок введения в тему «Великие наши «современники». Творчество Л. Бетховена.

Творческий портрет М. Мусоргского. Оперное творчество М. Мусоргского. Творческий портрет С. Прокофьева. Особенности творчества В. Гаврилина. Обобщающий урок по теме «Великие наши «современники». Обобщающий урок по теме «Что значит современность в музыке?». Обобщающий урок по теме «Музыка серьезная и легкая».


5 класс (35 часов)


урока

Раздел. Тема урока

Кол-во часов


Музыка и литература

15

1

Что роднит музыку с литературой?

1

2

Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Вся Россия просится в песню

1

3

Звучащие картины. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора…

1

Программная музыка «Что за прелесть эти сказки…»

1

Жанры инструментальной и вокальной музыки. Мелодией одной звучит печаль и радость… Песнь моя летит с мольбою…

1

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Перезвоны».

1

Звучащие картины. Скажи, откуда ты приходишь, красота? Обобщающий урок по теме 1 четверти.

1

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере

1

10 

Гармонии задумчивый поэт

1

11 

Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь… Был он весь окутан тайной – чёрный гость…

1

12 

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Опера-былина «Садко». Поклон вам, гости именитые, гости заморские!

1

13 

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Балет-сказка «Щелкунчик»

1

14 

Музыка в театре, в кино, на телевидении

1

15 

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Мир композитора. Обобщающий урок по разделу.

1


Музыка и изобразительное искусство

20

16

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

17

Небесное и земное в звуках и красках. Обобщающий урок по теме 2 четверти.

1

18 

Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. За отчий дом, за русский край…

1

19 

Ледовое побоище. После побоища

1

20

Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья…

1

21

Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности

1

22

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Весть святого торжества.

1

23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали…

1

24 

Волшебная палочка дирижера. Дирижёры мира

1

25

Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет…

1

26 

Застывшая музыка. Содружество муз в храме. Полифония в музыке и в живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса… Обобщающий урок по теме 3 четверти.

1

27

Музыка на мольберте. Композитор-художник. Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты…

1

28 

Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе…Звуки и запахи реют в вечном воздухе

1

29 

О подвигах, о доблести, о славе! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните! Звучащие картины

1

30

В каждой мимолетности я вижу миры… Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете…

1

31 

Музыкальная живопись Мусоргского.

1

32

Мир композитора.

1

33-34

С веком наравне!

2

35

Обобщающий урок по теме 4 четверти.

1



6 класс (35 часов)



урока

Раздел. Тема урока

Кол-во часов


Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17

1

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс

1

2

Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье»

1

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

1

«Уноси моё сердце в звенящую даль...»

1

Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. И. Шаляпин. Картинная галерея

1

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов

1

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

1

Старинной песни мир. Песни Ф.Шуберта. Баллада «Лесной царь». Картинная галерея. Обобщающий урок по теме 1 четверти.

1

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси

1

10 

Русская духовная музыка. Духовный концерт

1

11 

В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». Сюжеты и образы фресок

1

12 

В. Гаврилин. «Перезвоны». Молитва

1

13 

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

1

14 

Образы скорби и печали. «Stabat Mater». «Реквием». Фортуна правит миром. «Кармина Бурана»

1

15 

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится…». Песни Булата Окуджавы.

1

16 

Джаз - искусство XX века. Спиричуэл и блюз.

1

17

Джаз – музыка лёгкая или серьёзная? Обобщающий урок по теме 2 четверти.

1


Мир образов камерной и симфонической музыки

18

18

Вечные темы искусства в жизни. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена

1

19 

Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения

1

20 

Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея

1

21

Инструментальный концерт. А. Вивальди «Времена года». «Итальянский концерт» И.С. Баха

1

22 

Космический пейзаж. «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея

1

23

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс».

1

24

Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина. «Весна и осень». «Романс». «Пастораль»

1

25 

Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина. «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».

1

26 

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

1

27 

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Обобщающий урок по теме 3 четверти.

1

28 

Увертюра-фантазия П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта».

1

29 

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»

1

30 

Мир музыкального театра. Мюзикл «Вестсайдская история»

1

31 

Мир музыкального театра. Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». Рок-опера А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика»

1

32 

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века

1

33 

Музыка в отечественном кино

1

34 

Исследовательский проект. Обобщающий урок

1

35 

Урок-концерт

1



7 класс (35 часов)



урока

Раздел. Тема урока

Кол-во часов


Особенности драматургии сценической музыки

17

1

Классика и современность.

1

2

В музыкальном театре. Опера.

1

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин».

1

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».

1

В музыкальном театре. Балет.

1

6

Балет Б. И. Тищенко «Ярославна».

1

Героическая тема в русской музыке.

1

8

Обобщающий урок-концерт.

1

Галерея героических образов.

1

10 

В музыкальном театре. Дж. Гершвин: «Мой народ – американцы…».

1

11

Дж. Гершвин «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера

1

12 

Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образ Хозе и Эскамильо.

1

13 

Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе

1

14 

Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора

1

15 

Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса».

1

16

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

1

17

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Обобщающий урок по теме 2 четверти.

1

18

«Гоголь-сюита». Из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю. Образы «Гоголь-сюиты».

1


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки


19

Музыкальная драматургия — развитие музыки

1

20

Два направления музыкальной культуры. Религиозная музыка

1

21 

Два направления музыкальной культуры. Светская музыка

1

22 

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

1

23

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле А. Шнитке»

1

24 

Соната. Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева

1

25 

Соната №11 В. –А. Моцарта

1

26 

Симфоническая музыка. Симфония №103 «С тремоло литавр» Й. Гайдна

1

27 

Симфония №40 В. –А. Моцарт. Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева

1

28

Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 «Неоконченная» Ф. Шуберта

1

29 

Симфония №1 В. Калинникова.

1

30

Симфония №5 П. И. Чайковского. Симфония №7 «Ленинградская» Д. Шостаковича

1

31 

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт

1

32 

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина

1

33

Музыка народов мира.

1

34

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.


35 

Урок-концерт «Пусть музыка звучит»

1



8 класс (35 часов)



урока

Раздел. Тема урока

Кол-во часов


Что значит современность в музыке?

9

1

Урок введения в тему «Что значит современность в музыке?»

1

Современность в музыке Л.В. Бетховена.

1

Особенности формы «Сонаты № 14» Л. В. Бетховена.

1

Современность в музыке И. Штрауса. Стиль композитора.

1

Три музыкальных образа в III части «Симфонии № 4» П. И. Чайковского.

1

Взаимопроникновение музыки композиторов разных эпох и национальностей.

1

Современность в музыке Д. Шостаковича. Стиль композитора.

1

Вокальная музыка Ф. Шуберта.

1

Обобщающий урок по теме «Что значит современность в музыке?»

1


Что значит современность в музыке?

7

10

Урок введения в тему «Музыка серьёзная и лёгкая»

1

11 

Вальс.

1

12 

Классические образцы французской песенной эстрады.

1

13 

Лёгкая и серьёзная музыка в исполнении группы «Биттлз».

1

14 

Серьёзная музыка в исполнении ВИА «Песняры».

1

15 

Возникновение и развитие джаза.

1

16 

Обобщающий урок по теме «Музыка серьёзная и лёгкая»

1


Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки.

10

17

Урок введения в тему «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки»

1

18 

Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки в песенном жанре.

1

19 

Сопоставление лёгкого и серьёзного в жанре оперетты.

1

20 

Симфоджаз – слияние 2-х стилей.

1

21 

Мюзикл – синтез разных видов искусства.

1

22 

Взаимодействие лёгко и серьёзной музыки в фольклоре.

1

23 

Музыка одного произведения рождает произведение нового жанра.

1

24 

Взаимодополнение лёгкой и серьёзной музыки в одном музыкальном образе.

1

25 

Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

1

26 

Обобщающий урок по теме «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки»

1


Великие наши «современники»

9

27

Урок введения в тему «Великие наши «современники»

1

28 

Творчество Л. Бетховена.

1

29 

Творческий портрет М. Мусоргского.

1

30 

Оперное творчество М. Мусоргского.

1

31 

Творческий портрет С. Прокофьева.

1

32 

Особенности творчества В. Гаврилина.

1

33 

Обобщающий урок по теме «Великие наши «современники»

1

34 

Обобщающий урок по теме «Что значит современность в музыке?»

1

35 

Обобщающий урок по теме «Музыка серьезная и легкая »

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!