СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музыка 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музыка 5 класс»



Пояснительная записка


Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса составлена на основе:

1.Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ

от 17 декабря 2010г. № 1897 с изменениями от 31.12.2015г. № 1577

3. Авторской программы под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ № 1

5. Положения МАОУ СОШ № 1 «О разработке педагогами учебных рабочих программ по предметам» от 04.05.2016 г.

С учётом:

1. Федерального перечня учебников от 31 марта 2014 г. № 253

2. Информационного письма ГУ ДПО «ИРО Забайкальский край» № 76 от 06.02.2019 «Об использовании учебников учебно-методических комплектов, не вошедших и исключенных из Федерального перечня учебников в образовательных организациях Забайкальского края»

Учебник: Музыка 5 класс Учебник для общеобразовательных учреждений/

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.


Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» 5 класс

Личностные результаты

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

-формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;

- знание основ здорового образа жизни;

- формирование способностей  творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.

            Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

  • оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;

  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

            Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;


Учащиеся получат возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

            Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

Учащиеся получат возможность:

  • участвовать в жизни класса, школы, района и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности

  • применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.

Предметные результаты:


Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

  • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приемы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

  • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

  • ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

  • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX–XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

  • применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углубленного понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощенных в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.




Содержание учебного предмета «Музыка», 5 класс


Курс музыки в 5 классе рассчитан на 34 ч. (1 час, 34 учебных недель).

Из них:

Учебных часов – 30 ч

Контрольные работы- 4 ч.

Проект -1

Раздел 1. Музыка и литература (16ч)

Что роднит музыку с литературой (1ч)

Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Вокальная музыка (3ч)

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой.

Вторая жизнь песни (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка.

Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)

Стилевое многообразие музыки XX столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)

Романтизм в западно-европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд.

Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)

Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль). Исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)

Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов

Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)

Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мир композитора(1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.


Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)


Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы.

Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства..

Звать через прошлое к настоящему. (2ч)

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).

Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)

Общее и особенное в русском и западно –европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации..

Волшебная палочка дирижера.(1ч)

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час)

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена.

Застывшая музыка. (1ч)

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи.

Полифония в музыке и живописи. (1ч)

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Полифония. Фуга.

Музыка на мольберте.(1ч.)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм.

Импрессионизм в музыке и живописи (1ч)

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов.

О подвигах, о доблести и славе... (1ч)

Стилевое многообразие музыки XX века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Музыкальный жанр – Реквием.

В каждой мимолетности вижу я миры… Мир композитора.(1ч)

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки».

С веком наравне. (1ч) Урок обобщение. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.



Календарно - тематическое планирование Музыка 5 класс



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечания

план

факт

I четверть



1.

Что роднит музыку с литературой.


1

07.09



2.

Вокальная музыка.


1

14.09



3.

Вокальная музыка.


1

21.09



4.

Вокальная музыка.


1

28.09



5.

Фольклор в музыке русских композиторов.


1

05.10



6.

Контрольная работа.

Фольклор в музыке русских композиторов.


1

12.10



7.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.


1



8.

Вторая жизнь песни.


1



II четверть


9.

Вторая жизнь песни.


1




10.

Всю жизнь мою несу родину в душе…


1



11.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.



1



12.

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.


1



13.

Контрольная работа.

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.


1



14.

Музыка в театре, кино, на телевидении.


1



15.

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.


1




III четверть


16.

Мир композитора.


1



17.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.


1




18.

Небесное и земное в звуках и красках.


1



19.

Звать через прошлое к настоящему.


1



20.

Звать через прошлое к настоящему.


1



21.

Музыкальная живопись и живописная музыка.


1




22.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.


1




23.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


1



24.

Контрольная работа.

Волшебная палочка дирижера.


1




25.

Образы борьбы и победы в искусстве.


1




26.

Образы борьбы и победы в искусстве.


1




IV четверть


27.

Застывшая музыка.


1




28.

Полифония в музыке и живописи.


1



29.

Музыка на мольберте.


1



30.

Импрессионизм в музыке и живописи.


1



31.

О подвигах, о доблести и славе...

В каждой мимолетности вижу я миры…


1




32.

Итоговая контрольная работа.


1




33.

Мир композитора.

1





34.

С веком наравне.


1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!