Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – Детский сад «Ладошки» МО «Барышский район» Ульяновской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ ЦРР «Ладошки»
образовательной организации МО «Барышский район»
Протокол № ____ _______________ Н.В.Нигматулина
« » «августа» 2021г. «01» «сентября» 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
совместной деятельности педагога с детьми 2-5 лет
разработана в соответствии с ФГОС ДО,
с учетом примерной программы «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
срок реализации программы (2021-2022 учебный год)
Выполнил
музыкальный руководитель: Мурзакова А.В.
г.Барыш
2021г.
Структура рабочей программы
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Основные цели и задачи реализации образовательной программы.
Принципы и подходы к формированию программы.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.
Содержательный раздел.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 5 лет.
Формы взаимодействия с детьми.
Организационный раздел.
Организация образовательного процесса по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Музыка.
План взаимодействия с педагогическим коллективом.
План взаимодействия с родителями
Особенности организации предметно-пространственной среды.
Список литературы.
Комплексно-тематическое планирование.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей дошкольного возраста от 2 до 5 лет.
Основная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка – детский сад «Ладошки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а так же в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Устав МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Ладошки» Муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области утверждён приказом Управления образования «Барышский район» Ульяновской области от 15.01.2020г. №07
Основная образовательная программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Основные цели и задачи реализации образовательной программы:
Цель рабочей программы: формирование общей культуры детей и создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
воспитание интереса к музыкально – художественной деятельности, совершенствование навыков и умений в этом виде деятельности;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений самим с собой с другими детьми, взрослыми и миром;
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений;
стимулирование желания самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.
объединения обучения воспитания в целостный образовательный процесс на основе нравственно –патриотических и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Принципы и подходы к формированию программы
Основными принципами (ФГОС ДО п.1.4), положенными в основу Программы являются следующие:
Принцип интегративности – определяется взаимосвязью взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
Принцип деятельности – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях
Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
Принцип креативности - организация творческой деятельности.
Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Принцип интеграции образовательных областей –
социально – коммуникативное развитие;
познавательское развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип системности - представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выгосткого и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, и обеспечивать в целом:
сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
В программе учитываются следующие подходы реализации программы:
1) Личностно – ориентированный подход:
Личностно – ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальны интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт. Образовательная среда ориентирована на природообразность. Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект – субъектных отношений.
2) Деятельностный подход:
Деятельностный подход - субъективно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
3) Культурологический подход:
Культурологический подход предполагает отношение педагога, направленное не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка. Воспитательная функция образования заключается в том, что знания помогают ребенку самоопределиться как личности путем освоения культуры, духовных и нравственных ценностей.
Возрастные и индивидуальные способности детей
Возрастные и индивидуальные способности детей от 2 до 3 лет
Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику, птичке и т.д.).
В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом. Эти действия ребенок производит по подражанию после показа взрослого.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. У них совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно различать мелодии, петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов. Импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.
Возрастные и индивидуальные способности детей от 3 до 4 лет
В возрасте 3-4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволяют ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах.
Естественное для младшего дошкольника желание организовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном проговаривании – пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию метроритмического чувства малышей.
Дети 3-4 лет в процессе восприятия могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений, реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры – марш, плясовую, колыбельную.
Накапливается опыт музыкальной исполнительской деятельности. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных инструментах.
Дети группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет на конец учебного года владеют следующими навыками: узнают знакомые мелодии; вместе с воспитателем подпевают песни (не все дети, т.к. некоторые еще плохо говорят); двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движение с первыми звуками музыки; выполняют движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; различают и называют музыкальные инструменты: погремушка, бубен, треугольник.
Возрастные и индивидуальные способности детей от 4 до 5 лет
Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.
В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. Однако внимание, память ещё отличаются непроизвольностью. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.
Диапазон голоса у четырёхлеток также невелик – в основном от «ре» до «ля» («си») первой октавы. У большинства детей этого возраста всё ещё есть проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.
Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.
Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.
Музыкальность – комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.
Планируемые результаты освоения Программы
(2-3 года)
Художественно- эстетическое развитие | Обладает интересам к песням, стремится двигаться под музыку; Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения искусства и культуры; Вслушивается в музыку, различает контрастные особенности звучания; стремиться подпевать и петь песни; Владеет умением связывать движение с музыкой. |
Планируемые результаты освоения Программы
(3-4 года)
Художественно- эстетическое развитие | С интересом слушает и исполняет музыкальные произведения; Слушает музыкальное произведение до конца, понимает характер музыки, узнает и определяет, сколько частей в произведении; Умеет двигаться в соответствии с характером музыки и силой её звучания (громко, тихо); реагирует на начало звучания музыки и её окончание; Эмоционально откликается на характер песни, пляски; умеет подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах |
Планируемые результаты освоения Программы
(4-5 лет)
Художественно- эстетическое развитие | Владеет навыками культуры слушания музыки; Умеет петь протяжно, подвижно, согласованно, выразительно, четко произнося слова, предавая характер музыки; Ребенок умеет самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы; Имеет навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки (двигаться в паре по кругу, ставит ногу на пятку и на носок, ритмично хлопать в ладоши, выполнять перестроения); Способен к инсценировке песен и постановке небольших спектаклей (эмоциональное исполнение упражнений и сценок). |
2 Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
2.1 Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 5 лет.
Первая младшая группа от 2 до 3 лет
Виды муз. деятельности | Образовательные задачи |
Слушание | Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется и эмоционально реагировать на содержание. Развивать умение различать звуки по высоте |
Пение | Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению. |
Музыкально-ритмические движения | Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Формировать способность воспринимать и воспроизводить простейшие движения, показываемые взрослыми (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Передавать музыкальные образы. Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. |
Вторая младшая группа от 3 до 4 лет
Виды муз. деятельности | Образовательные задачи |
Слушание музыки | Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма); рассказывать, о чем поется в песне. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). |
Пение, распевание | Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково) |
Песенное творчество | Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. |
Музыкально-ритмические движения | Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притоптывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения (с предметами, игрушками, без них). Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.). Формировать навыки ориентировки в пространстве. |
Музыкально-игровое и танцевальное творчество | Развивать танцевально-игровое творчество. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных. |
Игра на музыкальных инструментах | Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами (дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном), а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на них. |
Средняя группа от 4 до 5 лет
Виды муз. деятельности | Образовательные задачи |
Слушание музыки | Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш). Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке. Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца). Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы) |
Пение, распевание | Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). |
Песенное творчество | Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»). формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст. |
Музыкально-ритмические движения | Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный). |
Музыкально-игровое и танцевальное творчество | Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.). Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли. |
Игра на музыкальных инструментах | Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. |
Формы взаимодействия с детьми.
Раздел «Восприятие музыки»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей |
Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые | Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые |
Использование музыки: - на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; -на музыкальных занятиях; -во время умывания; -на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность); -во время прогулки (в теплое время); - в сюжетно-ролевых играх; -перед дневным сном; -при пробуждении; - на празднике и развлечениях. | Занятия Праздники Развлечения Музыка в повседневной жизни: -другие занятия; -театрализованная деятельность; -слушание музыкальных сказок; -рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты. Иры в «праздники», «Концерт». | Консультация для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Раздел «Пение»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей |
Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые | Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые |
Использование музыки: -на музыкальных занятиях; -во время умывания; -на других занятиях; -во время прогулки (в теплое время); - в сюжетно-ролевых играх; -в театрализованной деятельности; - на празднике и развлечениях. | Занятия Праздники Развлечения Музыка в повседневной жизни: -другие занятия; -театрализованная деятельность; -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду -подпевание и пение знакомых песенок, при рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества. Музыкально-дидактические игры. | Совместные праздники, развлечения Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Раздел «Музыкально-ритмические движения»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей |
Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые | Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые |
Использование: - на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; -на музыкальных занятиях; -на других занятиях; -во время прогулки; - в сюжетно-ролевых играх; - на празднике и развлечениях. | Занятия Праздники Развлечения Музыка в повседневной жизни: -другие занятия; -театрализованная деятельность; -игры, хороводы; Празднование дней рождения. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов разных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества(ленточки, платочки и т.д.)). Создание для детей игровых творческих ситуаций(сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии | Совместные праздники, развлечения Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Посещение детских музыкальных театров |
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей |
Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые | Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые |
Использование : -на музыкальных занятиях; -на других занятиях -во время прогулки; - в сюжетно-ролевых играх; - на празднике и развлечениях. | Занятия Праздники Развлечения Музыка в повседневной жизни: -другие занятия; -театрализованная деятельность; -игры с элементами аккомпанемента; -празднование дней рождения. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Игра на шумовых музыкальных инструментах. Экспериментирование со звуками. Музыкально-дидактические игры. | Совместные праздники, развлечения Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Раздел «Творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на дет.муз. инструментах)
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей |
Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые | Индивидуальные Групповые | Индивидуальные Групповые Подгрупповые |
Использование музыки: -на музыкальных занятиях; -на других занятиях; -во время прогулки; - в сюжетно-ролевых играх; - на празднике и развлечениях. | Занятия Праздники Развлечения Музыка в повседневной жизни: -другие занятия; -театрализованная деятельность; -игры с элементами аккомпанемента; -празднование дней рождения. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Игра на шумовых музыкальных инструментах. Экспериментирование со звуками. Музыкально-дидактические игры. | Совместные праздники, развлечения Театрализованная деятельность (концерты для родителей, совместные выступления детей и родителей) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательного процесса по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Музыка.
Образовательный процесс по реализации образовательной области «Музыка» строится на основе рабочей программы, которая разработана с учетом следующих положений:
-весь материал программы, ее репертуар и организация детской деятельности отвечают современным требованиям педагогической науки и практики;
-постепенно и последовательно проходит процесс формирования музыкальных интересов ребенка, его способностей;
-осуществляется преемственность музыкального развития ребенка на разных возрастных этапах с целью планомерной подготовки его к школе.
Музыкальный репертуар соответствует художественно-педагогическим требованиям:
-единства содержания и музыкальной формы;
-соответствия всем видам детской музыкальной деятельности;
-доступности восприятия и исполнения детьми.
Непосредственно образовательная деятельность (НОД) выступает как основная форма организации воспитания, обучения, развития детей, в которой участвуют все дети того или иного возраста. НОД проводится в соответствии с рабочей программой по всем видам музыкальной деятельности и включает в себя чередование следующих видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, восприятие музыки, игра на ДМИ, пение, пальчиковая гимнастика, пляски, игры.
Материал программы распределяется по видам деятельности: слушание, пение, пальчиковая гимнастика, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения и соответствует четырем возрастным группам: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группа.
Формы проведения занятий:
Традиционное
Комплексное
Интегрированное
Доминантное
Структура музыкального занятия:
(структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
музыкально – ритмические движения
развитие чувства ритма, музицирование,
пальчиковая гимнастика
слушание, импровизация
распевание, пение
пляски, хороводы, игры.
Регламентация образовательной деятельности
Форма музыкальной деятельности | 1 Младшая группа | 2 Младшая группа | Средняя группа |
| Продолжительность | В неделю | В год | Продолжительность | В неделю | В год | Продолжительность | В неделю | В год |
ООД | 15 | 2 | 72 | 15 | 2 | 72 | 20 | 2 | 72 |
Праздники, развлечения | 25-30 | | 18 | 25-30 | | 18 | 30 | | 18 |
Расписание непосредственной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР «Детский сад – Ладошки» в 2020-2021 учебном году.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Музыка»
Группа | День недели | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Топотушки | 9.00 – 9.15 | | | | 9.00 – 9.15 |
Горошинки | 9.20 – 9.35 | | | | 9.20 – 9.35 |
Почемучки | 9.40 – 9.55 | | 9.00 – 9.15 | | |
Кнопочки | | 9.00 – 9.15 | | 9.25 – 9.45 | |
Непоседы | | 9.50 – 10.10 | | 9.50 – 10.10 | |
Звездочки | | 9.25 – 9.45 | | 9.00 – 9.20 | |
Карамельки | | | 9.20 – 9.40 | | 9.40 – 10.00 |
3.2 План работы музыкального руководителя по взаимодействию с педагогическим коллективом на 2021-2022 уч.год.
сентябрь | 1. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям. 2. Пополнение групповых аудиотек танцевальной музыкой, музыкой для слушания. |
октябрь | 1. Подготовка и проведение осеннего праздника. 2. Консультация «Развитие речи средствами музыки» 3. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям. 4. Познакомить воспитателей с итогами диагностики. |
ноябрь | 1. Проведение утренников и развлечений. 2. Планирование и подготовка к новогоднему празднику. |
декабрь | 1. Анкетирование воспитателей. 2. Подготовка и проведение новогоднего праздника. |
январь | 1. Проведение утренников и развлечений. 2. Планирование и подготовка к утренникам и развлечениям. 3. Оформление музыкальных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей |
февраль | 1. Подготовка и проведение праздника, посвященному дню защитника Отечества. 2. Планирование и подготовка к празднику, посвященному 8 марта. 3. Планирование и подготовка к празднику «Масленица» |
март | 1. Подготовка и проведение праздника, посвященному 8 марта. 2. Планирование и подготовка к весеннему празднику. 3. Консультация «Здоровьесберегающие технологии музыкального воспитания» |
апрель | Подготовка и проведение праздника весны. Практикум по разучиванию подвижных музыкальных игр Подготовка к утреннику «День Победы» |
май | 1. Подготовка и проведение утренника «День Победы» 2. Анкетирование воспитателей. 3. Планирование и подготовка к празднику «День защиты детей». |
3.3 План работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями на 2021-2022 уч.год
сентябрь | 1. Индивидуальные консультации по музыкальному воспитанию. 2. Консультация «Форма одежды, обувь на занятиях и праздниках» |
октябрь | 1. Привлечение родителей к подготовке «Праздника Осени». 2. Создание папок-передвижек. |
ноябрь | 1. Привлечение родителей к подготовке праздников 2. Совместное проведение праздника «День матери» 3. Тематическая выставка «От природы музыкален каждый» |
декабрь | Привлечение родителей к подготовке новогоднего праздника, костюмов и атрибутов Консультация: «Правила поведения родителей на празднике». 3. Оформление наглядно-педагогической пропаганды |
январь | 1. Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания в ДОО 2. Создание фонотеки |
февраль | 1. Привлечение родителей к подготовке праздника посвященному дню защитника Отечества. 2. Привлечение родителей к подготовке праздника, посвященному Масленице. |
март | 1. Совместное проведение праздника, посвященного Международному женскому Дню 2.Консультация «Разучивание стихов, ролей, песен дома» 3. Размещение на сайте детского сада альбома «Утренники». |
апрель | 1. Выступление на собрании. 3. Тематическая выставка. 4. Привлечение родителей к подготовке весеннего праздника. |
май | Информационный стенд. Ознакомление родителей с результатами мониторинга. Выступление детей «Чему мы научились на музыкальных занятиях». |
3.4 Особенности организации предметно-пространственной среды.
Важнейшим условием реализации рабочей программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно составлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными.
Развивающие зоны | Цель | Наименование оборудования и материалов |
Зона восприятия музыки и пения | Обучать анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности. Развивать восприятие музыки различного характера. Развивать певческие умения. Воспитывать слушательскую культуру, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки. Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов. | Фортепиано Портреты композиторов Репродукции картин или иллюстрации Наборы детских шумовых и музыкальных инструментов Мультимедийное оборудование Мольберт Микрофон |
Зона игры на музыкальных инструментах | Обучать игре на различных музыкальных инструментах. Развивать мелкую моторику при обучении приемам игры на инструментах. Воспитывать интерес к музицированию, желание импровизировать. | Набор детских шумовых инструментов Маракасы Погремушки Молоточки Бубен Набор детских духовых инструментов Дудочки Флейта Колокольчики Бубенцы Набор орф-инструментов Треугольники Металлофоны Ксилофоны Деревянные ложки Свистульки Аккордеон Гусли Гитара Балалайки |
Зона танца и музыкально-ритмических движений | Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности. Развивать координированность движений. Осваивать элементы танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов. Воспитывать желание двигаться под музыку, импровизировать движения. | Цветы Платочки Снежинки Листочки Погремушки Султанчики Флажки Стеклянный шар Цветной шар Рули |
Зона дидактических игр | Осваивать в доступной игровой форме представления о музыке и ее выразительных возможностях, пробудить к ней интерес. Научить различать настроения, чувства, переданные музыкой, развивать общие музыкальные способности. | Карточки Диски с записями |
Зона подвижных игр | Развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать двигательную активность. Формировать внимание и выдержку. Формировать умение менять движение со сменой музыки. Повышать интерес к подвижным играм. Воспитывать дружеское отношение друг к другу. | Мягкие игрушки Маски Рули |
Зона театральной деятельности | Формировать творческое мировосприятие жизни, художественную зоркость, развивать воображение, эмоциональную сферу, игровые умения. Стимулировать двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. Приобщать к миру игры и театра, развивать потребность в активном самовыражении, в творчестве. | Куклы бибабо Пальчиковый театр Ширма настольная Ширма большая Фланелеграф Мягкие игрушки |
Зона интеграции с образовательными областями | «Физическое развитие» Развивать физические качества в процессе музыкально-ритмической деятельности, используя музыкальные произведения как сопровождение в зарядке и на физкультурных занятиях. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать представления о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация. «Социально-коммуникативное развитие» Развивать свободное общение совзрослыми и детьми в области музыки; развивать все компоненты устной речи в театрализованной деятельности. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. «Познавательное развитие» Расширять кругозор детей в области музыки; сенсорное развитие, формировать целостную картину мира в сфере музыкального искусства, творчества. Формировать представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развивать игровую деятельность. «Художественно-эстетическое развитие» Развивать детское творчество, приобщать к различным видам искусства, использовать художественные произведения для обогащения области «Музыка», закреплять результаты восприятия музыки. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Использовать музыкальные произведения с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений. | Мячи Скакалки Обручи Флажки Диски с музыкой Альбомы Карандаши Краски Куклы в национальных костюмах Неваляшки |
Рабочая зона музыкального руководителя | Планирование и организация профессиональной деятельности музыкального руководителя. | Стол Стул Компьютер Экстренный ящик Музыкальный центр |
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 336 с..
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981 -240ст..
3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду ; М Просвещение, 1983.
225 стр.
4. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., Просвещение, 1986. -144 стр.
5.БекинаС.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С.И. Бекина и др. – М., Просвещение, 1981 -158стр.
6. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5 -6 лет; 6 – 7 лет авт. – сост. С.И. Бекина и др. Москва 1986г -143стр.
7. Картушина М.Ю. Развлечения для самых маленьких М. ТС Сфера, 2008г.- 96с.
8. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.
9. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.- 120с.
10. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Санкт – Петербург 2000г.
11. Антипова А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду» Москва «Сфера» 2003г.-128с.
12. Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд. «Композитор» Санкт – Петербург 2007г.-74с.