МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА № 65
ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
На заседании методического объединения учителей начальной школы Протокол от « » августа № ____ | Заместитель директора Козлицкая Л.М. ____________ «____» _____________ 2019 г. | Директор Сушков И.И. ____________ «____» ____________ 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыкальному искусству
(название учебного предмета)
Базовый уровень
1класс
на 2019-2020 учебный год
( 1 полугодие)
Составитель рабочей программы: Царук А.Н.
Донецк
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учителя по музыкальному искусству составлена на основе действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.19 г. № 1133;Примерной программы основного общего образования по учебному предмету ««Музыкальное искусство: 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций / сост. Минасян Н. Г., Данильченко С. А.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2018. – 31 с.» рассчитан на изучение в 1 классах общеобразовательных организаций объёмом 32 учебных часа (1 час в неделю). «Рекомендована МОН ДНР (приказ Минобрнауки ДНР от 15.08.2019 № 1133) в соответствии с Рабочим учебным планом МУНИЦИПАЛЬНОГООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Содержание программы обеспечивает художественно-образное познание мира, формирование эмоционально-ценностных отношений, накопление опыта творческой деятельности. В процессе освоения предметного содержания активно развивается эмоционально-чувственная сфера обучающихся, их мышление, интуиция, воображение и фантазия. Музыкальное искусство оказывает влияние на развитие всех видов личностной культуры. Высвобождая творческий потенциал личности, оно интенсивно воздействует на процессы формирования гражданской, художественной, нравственно-эстетической, психологической культуры учащихся. Являясь неотъемлемой частью общей коммуникативной системы искусства, музыкальное искусство выступает в качестве уникального средства коммуникации.
Актуальность программы в том, что она направлена на формирование музыкальной культуры учащихся, как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия музыки и искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Новизна данной программы заключается в том, что, не разрушая и не нарушая научно-психологическую музыкальную концепцию Д. Б. Кабалевского, вертикально-горизонтальный тематизм, обновлен музыкальный материал как для восприятия, так и для исполнения, приближено его содержание к современности, введены музыкальные произведения композиторов Донеччины. Программа 1 класса основана на принципе «погружения» ребенка в мир музыки; в программу 4 класса введена новая тема «Музыка в народных праздниках и обрядах народов мира» и «Музыка народов донецкого региона».
В содержании программы перед программой каждого класса определены смысловые тематические доминанты, представленные в поэтической или прозаической форме. Новизна программы и в том, что в ней представлен Гимн Донецкой Народной Республики, богатый региональный музыкальный материал.
Изучение музыкального искусства на ступени начального общего образования на базовом уровне направлено на достижение таких целей:
- формирование музыкальной культуры учащегося как части его общей духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности;
- формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни;
- приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности;
- раскрытие творческого потенциала личности школьника.
Программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи;
- воспитание любви к музыке;
- воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;
- развитие музыкального мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.
Сверхзадачей предмета является выявление тесной связи музыки и жизни (Кабалевский Д. Б.). Решению этой сверхзадачи подчинена логика развёртывания программного содержания.
Содержание учебного предмета «Музыкальное искусство» построено по линейно-концентрическому принципу, который гарантирует постоянное усложнение знаний и совершенствование умений (навыков) вне зависимости от избранной педагогом стратегии обучения.
Линейная составляющая представлена системой обобщённых ключевых и частных музыкальных знаний. Эта «стержневая основа» обеспечивает формирование у учащихся целостных представлений о музыке как о виде искусства, роли в жизни человека и общества.
В соответствии с возрастными особенностями учащихся, обобщённые ключевые знания усваиваются не вербальным путём, а являются следствием накопления опыта практической музыкальной деятельности.
Концентрическая составляющая содержания предмета – система ведущих музыкальных умений. Ведущие музыкальные умения и навыки обеспечивают полноту музыкальной коммуникации посредством целостного освоения способов музыкальной деятельности.
Система ведущих музыкальных умений позволяет постоянно повышать эффективность музыкальной коммуникации за счёт совершенствования навыков вокально-хорового и инструментального музицирования, слушания и сочинения музыки. Развитие коммуникативных способностей учащихся обеспечивается наличием в содержании кардинальной линии, целостно охватывающей позиции исполнителя, композитора, слушателя.
В основе программы лежит тематический принцип построения, структурированный в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия учащихся, в соответствии со следующими содержательными линиями:
- содержание, интонационный язык и формы музыки;
- функционирование музыки в жизни человека;
- отечественная (региональная) и мировая музыкальная культура.
Содержательная линия «Содержание, интонационный язык и формы музыки» представлена через освещение таких аспектов:
• Мир звуков. Возникновение музыки.
• Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов.
• Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания
произведения. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации.
- Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр. Аккомпанемент.
- Развитие музыки. Способы музыкального развития – повтор, контраст, варьирование.
- Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.
Содержательная линия «Функционирование музыки в жизни человека» представлена через освещение таких аспектов:
- Музыка – язык, не требующий перевода. Способы музыкальной коммуникации. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель.
- Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Домашнее музицирование.
- Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка.
- Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт.
Содержательная линия «Отечественная (региональная) и мировая музыкальная культура» представлена через освещение таких аспектов:
- Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира в фольклоре.
- Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности музыкального фольклора Донбасса. Традиции исполнения фольклорных произведений. Народные истоки в творчестве композиторов. Музыка народов, проживающих в Донецкой Народной Республике.
- Жанровое и содержательное разнообразие музыки Донбасса. Сегодняшний день музыки донецкого региона. Донецкие композиторы. Исполнители и исполнительские коллективы Донбасса.
- Выдающиеся композиторы и исполнители.
- Сходство и различие русской музыки с музыкой других народов. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.
Программа является составной частью системы художественно-эстетического образования. В Едином типовом учебном плане для всех типов общеобразовательных учреждений предусматривается обязательное изучение музыки в 1 – 4 классах в объеме 1 часа в неделю.
Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, запечатленному в музыке, происходит в процессе общения учащихся с музыкальными произведениями.
Программа ориентирована на постепенное накопление учащимися опыта музыкально-художественной деятельности и его последующее обобщение с помощью вводимых музыкальных понятий. Освоение же основных понятий и музыкальных терминов постоянно должно подкрепляться музыкальной деятельностью учащихся.
При реализации содержания программы основными видами практической музыкально-художественной деятельности на уроке являются:
1) слушание музыки: восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
2) выполнение проблемно-творческих заданий: инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, ритмо-декламация;
3) хоровое, сольное и ансамблевое пение: творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение
различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие;
4) применением информационно-коммуникационных технологий.
Предлагаемое в программе планирование, художественный репертуар являются ориентировочными. Они нацеливают учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков. При использовании репертуара следует руководствоваться принципом вариативности, позволяющим приблизить образовательный процесс к личности учителя и особенностям каждого класса.
С целью формирования гражданской культуры учащихся рекомендуется обращение к «Гимну ДНР»: в 1-3 классах – для слушания, в 4 классе – для исполнения.
При подборе музыкального материала для ознакомления учащихся с народными праздниками целесообразно учитывать региональные традиции.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод создания «композиций»;
- метод игры.
- системный подход;
Специфика современной ситуации обусловливает особое внимание к размыканию урочного пространства в культурное пространство общеобразовательного учреждения и ещё шире – в социокультурный контекст. В этом случае урок музыкального искусства органично вплетается в систему внеурочной, внешкольной деятельности, получая извне мощный импульс для собственного развития и одновременно обогащая культурную палитру школы и социума.
В процессе освоения курса рекомендуется использование следующих
педагогических технологий:
1. По организационным формам:
- индивидуальные;
- групповые.
2. По подходу к учащемуся:
- личностно-ориентированные;
- технологии сотрудничества, сотворчества;
- игровые технологии, творческое проектирование.
Основной формой организации образовательного процесса является урок, который трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии.
В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:
- уроки введения в тему;
- уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;
- уроки обобщения темы;
- уроки контроля усвоения темы.
Следование принципу «обучение искусству в формах самого искусства», определяет приоритет организационных форм, присущих педагогике искусства. Совокупность таких форм включает нестандартные формы уроков: уроки-концерты, уроки-игры, уроки-мастерские, уроки-театрализации, уроки-клипы и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс |
Музыка и я – верные друзья (погружение в мир музыки) |
1 четверть | Музыка моего детства | 8 часов |
2 четверть | Мир музыкальных звуков, окружающий нас | 8 часов |
3четверть | В музыкальных звуках – наша жизнь | 8 часов |
4 четверть | Как рассказывает музыка | 10 часов |
Итого | | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
(32 часа, 1час в неделю)
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Музыкальный материал для восприятия | Музыкальный материал для исполнения | Кол-во | Дата план | Дата факт | |
| | Раздел I (8 часов) Музыка моего детства | | | | | |
1 | .1 | Повсюду музыка слышна. | Детские песни. Колыбельные (белорусская, французская). Муз. В. А. Моцарта, сл. Б. Флиса «Колыбельная». «Колыбельная». Исп. Кукутики. | Слова и музыка Гульнары Азаматовой. Песня «Первый раз в первый класс». | 1 | 05.09 | | |
2 | 2 | Музыка родного края. | С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Пятнашки», «Шествие кузнечиков» из цикла «Детская музыка», Ю. Весняк. «Песенка о Гиппопотаме». | Слова и музыка Гульнары Азаматовой. Песня «Первый раз в первый класс». | 1 | 12.09 | | |
3 | . 3 | Музыка в любимых сказках. | Сказки: «Варвара-краса, длинная коса»; «Красная Шапочка и Серый волк»; Сказка «Буратино»; «Бременские музыканты». | Виталий и Наталия Осошник, «Что такое Доброта». Исп. Детск. муз.группа «Барбарики». | 1 | 19.09 | | |
4 | 4 | Музыка в любимых мультфильмах. | Мультфильмы: «Крошка Енот» «Улыбка» Сл: М. Пляцковского, муз: В. Шаинского; «Шелковая Кисточка» «Песня о волшебном цветке». Сл. М. Пляцковского, «Умка» «Песня Медведицы» муз .Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. «Маша и Медведь». «Песенка про следы» Муз. В. Богатырёва, сл. В. Жук. | Виталий и Наталия Осошник, «Что такое Доброта». Исп. Детск. муз.группа «Барбарики». | 1 | 26.09 | | |
5 | 5 | Детские музыкальные конкурсы. | Музыкальные детские конкурсы: «Синяя птица». Алиса Голомысова. «Я пою»; Международный вокальный конкурс. Дарья Ким «Лучше всех», «Голос. Дети-3». Ярослава Дегтярева. | Муз.и сл. Зинаиды Роот. «Ах, какая осень». | 1 | 03.10 | | |
6 | .6 | Музыка осени. | П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года», М. Парцхаладзе. «Осенний дождик». | Муз.и сл. Зинаиды Роот. «Ах, какая осень». | 1 | 10.10 | | |
7 | 7 | Мир музыкальных инструментов. | Музыкальные инструменты: «Маша и медведь». (Мультфильм.Звучание оркестра). Маленький оркестр (мультипликация). | Муз. А. Ермолова, сл. В. Осеевой «Бедный ёжик». Исп. Алина Бостынец. | 1 | 17.10 | | |
8 | 8 | Обобщающий урок. | Музыкальная викторина. | Муз. А. Ермолова, сл. В. Осеевой «Бедный ёжик». Исп. Алина Бостынец. | 1 | 24.10 | | |
| | Раздел II (8 часов) Мир музыкальных звуков, окружающий нас | | |
9 | 1 | Какие звуки окружают нас. | Голоса домашних животных. «Голоса» природы, Эдвард Григ «Птичка». | Муз. Александра Ермолова, сл. В.Орлова «Светит солнышко». | 1 | 07.11 | | |
10 | .2 | Самые прекрасные звуки – музыкальные. | Владимир Ребиков. «Медведь», Софья Губайдуллина «Лесные музыканты». Цикл «Музыкальные игрушки». | Муз. Александра Ермолова, сл. В.Орлова «Светит солнышко». | 1 | 14.11 | | |
11 | 3 | Самые прекрасные звуки – музыкальные. | Самуил Майкапар. «Дождик», Р. Шуман «Смелый наездник», Д. Кабалевский. «Кавалерийская». | Слова и музыка Анны Петряшевой «Рыжий кот». | 1 | 21.11 | | |
12 | .4 | Когда музыка становится музыкой. | П. Чайковский «Мужик на гармонике играет». | Слова и музыка Анны Петряшевой «Рыжий кот». | 1 | 28.11 | | |
13 | 5 | Кто и как исполняет музыку. | Ю. Весняк «Сказочка». | Музыка Оксаны Макушиной, слова Геннадия Мовчана «Зимушка-зима». | 1 | 05.12 | | |
14 | 6 | Кто и как исполняет музыку. | С. Прокофьев. Сказка «Петя и волк». | Музыка Оксаны Макушиной, слова Геннадия Мовчана «Зимушка-зима». | 1 | 12.12 | | |
15 | 7. | Музыка зимних праздников. | Слова и музыка В. Осошник «Танго снежинок»,Муз. С. Суэтова,сл. О. Ермакова«Снежная королева»,Муз. А. Варламова, сл. Мирза Сабир «Малыши и лед». Исполняет: шоу-группа "Улыбка". | Веселая детская песенка «Ай, будет круто!» | 1 | 19.12 | | |
16 | 8 | Обобщающий урок. | Музыкальная викторина. | Веселая детская песенка «Ай, будет круто!» | 1 | 26.12 | | |
| Раздел III (8 часов) В музыкальных звуках – наша жизнь | | | | |
17 | 1 | Музыка выражает настроения и чувства. | П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», Ю. Весняк «Нежность». | Муз. Юрия Верижникова «Снежный вальс». | 1 | 16.01 | | |
18 | 2 | Музыка выражает состояние души. | Л. ван Бетховен. «Ярость по поводу потерянного гроша», Роберт Шуман «Полное удовольствие». Цикл «Детские сцены». П. Чайковский «Утренняя молитва» («Детский альбом»). | Муз. Юрия Верижникова «Снежный вальс». | 1 | 23.01 | | |
19 | 3 | Изобразительность в музыке. Музыка передает движение. | П. Чайковский «Игра в лошадки». («Детский альбом»), Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (Опера «Сказка о царе Салтане»), Р.Шуман. «Игра в прядки». Цикл «Детские сцены», Р. Шуман. «Смелый наездник», Софья Губайдуллина. «Дятел», «Снежные сани с бубенцами», «Птичка-синичка» из цикла «Музыкальные игрушки». | Муз. Г. Струве сл. Н. Соловьева «Нотный бал». | 1 | 30.01 | | |
20 | 4 | Музыка рисует картины природы. | П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома», Р.Шуман. «Май, милый май» из цикла «Альбом для юношества», В. Ребиков «Осенние листья», Юрий Весняк «Апрельская полька» | Муз. Г. Струве сл. Н. Соловьева «Нотный бал». | 1 | 06.02 | | |
21 | 5 | Музыка о труде. | П. Чайковский «Жатва» из цикла «Времена года», Роберт Шуман «Весёлый крестьянин». | Муз. Е. Четверикова, сл. А. Старикова «Мама и Родина». | 1 | 13.02 | | |
22 | 6 | Шутка в музыке. | .Ю. Весняк Скерцо «Шуточка» Бетховен. Скерцо из сонаты для скрипки с ф-но №5, Д. Кабалевский «Три подружки». | Муз. Е. Четверикова, сл. А. Старикова «Мама и Родина». | 1 | 27.02 | | |
23 | 7 | Музыкальные портреты зверей и птиц. | Сен-Санс «Лебедь», «Золотые рыбки», «Слон» из цикла «Карнавал животных». | Александр Ермолов. Песня "Апрель" исп. Даша Коныжева. | 1 | 05.03 | | |
24 | 8 | Музыка весны. Обобщающий урок. | Музыка весны для детей. | Александр Ермолов. Песня "Апрель" исп. Даша Коныжева. | 1 | 12.03 | | |
| Раздел IV (10 часов) Как рассказывает музыка | | | | |
25 | 1 | Вводный урок. Как рассказывает музыка. | Вокально-танцевальная музыка. | Детская народная песня «Во поле береза стояла». | 1 | 19.03 | | |
26 | 2 | Вокальная музыка – народная. | Детские народные песни: «Во поле береза стояла», «Ах вы сени, мои сени», «Калинка». | Детская народная песня «Во поле береза стояла». | 1 | 02.04 | | |
27 | 3 | Вокальная музыка – композиторская. | Слова и музыка Анны Петряшевой «Рыжий кот». Веселая детская песенка «Ай, будет круто!». Детский хор «Великан до - ре – ми» Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева «Нотный бал». | Музыка Ксении Чуриной «Лесная песенка». | 1 | 09.04 | | |
28 | 4 | Народная вокальная музыка – источник вдохновения для композиторов. | «Ах, вы сени, мои сени» – русская народная песня, обработка для хора Таисии Мироновой. | Музыка Ксении Чуриной «Лесная песенка». | 1 | 16.04 | | |
29 | 5 | Инструментальная музыка – народная. | Русский народный танец «Кадриль». | «Ах, вы сени, мои сени» – русская народная песня. | 1 | 23.04 | | |
30 | 6 | Инструментальная музыка – композиторская | С. Прокофьев. Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам" | «Ах, вы сени, мои сени» – русская народная песня. | 1 | 30.04 | | |
31 | 7 | Народная инструментальная музыка – источник вдохновения для композиторов. | Обр. А. Шалаева "Волжские припевки" (дуэт баянистов) «Валенки». | Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром». | 1 | 07.05 | | |
32 | 8 | Народная инструментальная музыка – источник вдохновения для композиторов. | Обр. А. Шалаева "Волжские припевки" (дуэт баянистов) «Валенки». | Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром». | 1 | 14.05 | | |
33 | 9 | Обобщение изученного материала. | Викторины. Тесты. Игры. | Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг». | 1 | 21.05 | | |
34 | 10 | Урок-концерт. | Викторины | Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг» . | 1 | 28.05 | | |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые образовательные результаты учащихся начального общего образования
Предполагается, что после усвоения учебной программы «Музыкальное искусство» у школьников будут сформированы следующие универсальные учебные действия по соответствующим содержательным линиям:
«Содержание, интонационный язык и формы музыки»
1. Учащиеся будут иметь представление о:
- сущности интонации – выразительности слова, музыки, движения;
- структурном и содержательном «зерне» музыкального произведения;
- выразительности и изобразительности музыки.
2. Учащиеся будут знать:
- средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр);
- способы развития музыки: повтор, контраст, варьирование;
- музыкальные формы: одночастные, двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации;
3. Учащиеся будут уметь:
- определять и характеризовать содержание музыки;
- использовать средства музыкальной выразительности в различных видах музыкальной деятельности;
- следить за развитием музыки;
- определять форму музыкальных произведений.
4. Учащиеся будут готовы применять полученные знания и умения:
- в процессе слушания, исполнения музыкальных произведений;
- при размышлениях о музыке, высказывании своего отношения к ней.
«Функционирование музыки в жизни человека»
1. Учащиеся будут иметь представления о:
- способах музыкальной коммуникации;
- видах музыкальной деятельности: слушании, исполнении, сочинении;
- сферах бытования музыкального искусства;
- музыкальных жанрах.
2. Учащиеся будут уметь:
- воспринимать музыкальные произведения, постигая заложенное в них содержание;
- выразительно исполнять музыкальные произведения;
- импровизировать;
3. Учащиеся будут готовы применять полученные знания и умения:
- в учебной и досуговой музыкальной деятельности;
- при посещении концертов, спектаклей и иных музыкальных мероприятий.
«Отечественная (региональная) и мировая музыкальная культура»
1. Учащиеся будут иметь представление о:
- музыке народов, проживающих в Донецкой Народной Республике;
- российском фольклоре, его характерных особенностях;
- связи народного и композиторского творчества;
- разнообразии музыкальных языков, общих и характерных чертах в музыке разных народов.
2. Учащиеся будут знать:
- выдающихся композиторов и исполнителей;
- наиболее ярких представителей мировой и национальных музыкальных культур.
3. Учащиеся будут уметь:
- сравнивать содержание и средства музыкальной выразительности в музыке разных народов мира.
4. Учащиеся будут готовы применять полученные знания и умения:
- при восприятии музыкальных произведений, анализе их языка, раскрытии художественного содержания;
- в процессе размышлений о музыке, высказывания своего отношения к ней;
- при решении творческих задач.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности в форме тестов, прослушивания вокальных данных учащихся.
Текущий контроль в форме исполнения и восприятия музыкального материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, семестр после прохождения тем четвертей в форме анализа произведений искусств, презентаций или теста.
Заключительный контроль. Методы диагностики: конкурс песен, викторина, ребусы, кроссворды, тест, защита проектов, концертная деятельность.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений при оценке выполнения практических заданий.
- Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
- Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
- Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 класс
- Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.
- Различать характерные признаки разнообразия звукового мира природы и человека.
- Характеризовать образно-эмоциональную сферу музыки родного края, любимых сказок, мультфильмов, фильмов, музыкальных конкурсов.
- Слушать и исполнять, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки, песни композиторов.
- Подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым песням.
- Различать на слух природные, механические, шумовые звуки.
- Анализировать выразительные средства музыкальных произведений.
- Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.
- Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках.
- Формировать терминологический личный музыкальный словарь.
- Распознавать в музыкальном содержании характеры, мысли и чувства человека.
- Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально откликаться на них.
- Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
- Сочинять мелодии, ориентируясь на названия пьес и иллюстрации.
- Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.
- Участвовать в коллективной инсценировке обрядовых народных песен: хороводов, закличек, народных игр через пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
1. Алексеева, Л. Л. Театр песни. Искусство bel canto / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 493 c.
2. Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.
3. Глебов И. Русская поэзия в русской музыке: — Москва, 2012 г.- 145 с.
4. Голубев, А.Н. Александр Цфасман. Корифей советского джаза / Анатолий Николаевич Голубев. – М. : Музыка, 2006. – 104 с. : ил.
5. Гонтаренко, Н.Б. Уроки сольного пения : вокальная практика / Надежда Борисовна Гонтаренко. – 2-е изд-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 192 с. : ил. – (Любимые мелодии).
6. Ивановский, Юрий. Речевой хор / Юрий Ивановский. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2010. - 337 c.
7. Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы / Н.Н. Кондратюк. - М.: Сфера, 2016. - 270 c.
8. Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл.,./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год.
9. Музыка. 1-4 классы. Необычные уроки. - М.: Учитель, 2014. - 124 c.
10. Мухин, И.Г. Песни-переделки для КВНов, капустников, вечеринок / Игорь Георгиевич Мухин. – 3-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 253 с. – (Жизнь удалась).
11. Пиаф, Э. Жизнь, рассказанная ею самой / Эдит Пиаф ; пер. с фр. Н. Павлищева. – М. : Яуза-пресс, 2012. – 288 с. : ил. – (Уникальная автобиография женщины-эпохи).
12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
13. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 – 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов – издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.
14. Рокитянская, Т. А. Песня на все случаи жизни / Т.А. Рокитянская. - М.: Фонд Исмаила Ахметова, 2013. - 528 c.
15. Руднева, Стефанида Музыкальное движение / Стефанида Руднева , Эмма Фиш. - М.: Гуманитарная Академия, 2011. - 320 c.
16. Сергеева Г. П., Критская Е. Д.: «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс». – Москва: “Просвещение”, 2015 год.
17. Смолина, Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания / Е.А. Смолина. - М.: Академия развития, 2016. - 128 c.
18. Сорокотягин, Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д. Сорокотягин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 221 c.
19. Хороводы, музыкальные игры. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2016. - 940 c.
20. Цой, В.Р. Звезда по имени Солнце : стихи, песни, воспоминания / Виктор Робертович Цой ; сост. А. Корин. – М. : Эксмо, 2008. – 415 с. : ил.
21. Федор Шаляпин = Theodore Chaliapine : альбом путешествий / сост. В. Пронин. – М. : Поколения, 2013. – 140 с. : ил.
22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
23. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
24. Юрова, Т.В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре / Тамара Васильевна Юрова. – М. : Музыка, 2010. – 144 с.
Электронные ресурсы
1. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов
2. http://www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей».
3. http://window.edu.ru– электронные образовательные ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Термины и определения
1. Музыкальная культура личности – потребность и способность входить в общение с музыкальной культурой общества. Она включает сформированные ценностные отношения к музыкальному искусству, культуру музыкального восприятия, культуру музыкального мышления, культуру музыкальной деятельности.
2. Ключевые музыкальные знания – ориентировочная основа музыкального восприятия, мышления и различных видов музыкальной деятельности; целостные представления о музыке как виде искусства, рожденного жизнью и ее роли в жизни человека и общества.
3. Ведущие музыкальные умения – это обобщенные умения, позволяющие творчески оперировать ключевыми музыкальными знаниями. Система ведущих музыкальных умений охватывает музыкальное искусство в целостности его основных составляющих – восприятия и творения. В состав ведущих музыкальных умений входят умения восприятия, интерпретации и оценки музыкальных произведений, а также умения создавать и воссоздавать музыкальный образ. Ведущие музыкальные умения формируются комплексно во всех видах музыкальной деятельности на протяжении всего периода обучения.
4. Вокально-хоровая деятельность – одна из разновидностей музыкальной исполнительской деятельности. Она представляет собой вторичную относительно самостоятельную деятельность, осуществляемую на основе уже созданного автором текста хорового произведения. Её творческая сторона, обусловленная многозначностью музыкального образа, проявляется в форме художественной интерпретации и материализации композиторского замысла в живом звучании хора. Характерной особенностью вокально-хоровой деятельности является коллективный характер исполнения музыкального произведения.
Ключевые слова: музыкальная культура личности, музыкальное мышление, музыкальные способности, музыкальное восприятие, вокально-хоровая деятельность, инструментальное музицирование.