СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа музыкальному искусству для 1 класса по программе ДНР 2019 - 2020 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учителя составлена в соответствии с ГОС НОО

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа музыкальному искусству для 1 класса по программе ДНР 2019 - 2020 уч. год»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА № 65

ГОРОДА ДОНЕЦКА»



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании методического

объединения учителей

начальной школы

Протокол

от « » августа № ____

Заместитель директора

Козлицкая Л.М. ____________




«____» _____________ 2019 г.

Директор

Сушков И.И. ____________




«____» ____________ 2019 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыкальному искусству

(название учебного предмета)


Базовый уровень


1класс



на 2019-2020 учебный год


( 1 полугодие)







Составитель рабочей программы: Царук А.Н.







Донецк


2019 год







Пояснительная записка

Рабочая программа учителя по музыкальному искусству составлена на основе действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.19 г. № 1133;Примерной программы основного общего образования по учебному предмету ««Музыкальное искусство: 1-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций / сост. Минасян Н. Г., Данильченко С. А.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2018. – 31 с.» рассчитан на изучение в 1 классах общеобразовательных организаций объёмом 32 учебных часа (1 час в неделю). «Рекомендована МОН ДНР (приказ Минобрнауки ДНР от 15.08.2019 № 1133) в соответствии с Рабочим учебным планом МУНИЦИПАЛЬНОГООБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


Содержание программы обеспечивает художественно-образное познание мира, формирование эмоционально-ценностных отношений, накопление опыта творческой деятельности. В процессе освоения предметного содержания активно развивается эмоционально-чувственная сфера обучающихся, их мышление, интуиция, воображение и фантазия. Музыкальное искусство оказывает влияние на развитие всех видов личностной культуры. Высвобождая творческий потенциал личности, оно интенсивно воздействует на процессы формирования гражданской, художественной, нравственно-эстетической, психологической культуры учащихся. Являясь неотъемлемой частью общей коммуникативной системы искусства, музыкальное искусство выступает в качестве уникального средства коммуникации.

Актуальность программы в том, что она направлена на формирование музыкальной культуры учащихся, как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия музыки и искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Новизна данной программы заключается в том, что, не разрушая и не нарушая научно-психологическую музыкальную концепцию Д. Б. Кабалевского, вертикально-горизонтальный тематизм, обновлен музыкальный материал как для восприятия, так и для исполнения, приближено его содержание к современности, введены музыкальные произведения композиторов Донеччины. Программа 1 класса основана на принципе «погружения» ребенка в мир музыки; в программу 4 класса введена новая тема «Музыка в народных праздниках и обрядах народов мира» и «Музыка народов донецкого региона».

В содержании программы перед программой каждого класса определены смысловые тематические доминанты, представленные в поэтической или прозаической форме. Новизна программы и в том, что в ней представлен Гимн Донецкой Народной Республики, богатый региональный музыкальный материал.

Изучение музыкального искусства на ступени начального общего образования на базовом уровне направлено на достижение таких целей:

- формирование музыкальной культуры учащегося как части его общей духовной культуры;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности;

- формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни;

- приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности;

- раскрытие творческого потенциала личности школьника.

Программа способствует решению следующих задач:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать интеллектуальный потенциал;

- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать культуру мышления и речи;

- воспитание любви к музыке;

- воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

- развитие музыкального мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся.

Сверхзадачей предмета является выявление тесной связи музыки и жизни (Кабалевский Д. Б.). Решению этой сверхзадачи подчинена логика развёртывания программного содержания.

Содержание учебного предмета «Музыкальное искусство» построено по линейно-концентрическому принципу, который гарантирует постоянное усложнение знаний и совершенствование умений (навыков) вне зависимости от избранной педагогом стратегии обучения.

Линейная составляющая представлена системой обобщённых ключевых и частных музыкальных знаний. Эта «стержневая основа» обеспечивает формирование у учащихся целостных представлений о музыке как о виде искусства, роли в жизни человека и общества.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся, обобщённые ключевые знания усваиваются не вербальным путём, а являются следствием накопления опыта практической музыкальной деятельности.

Концентрическая составляющая содержания предмета – система ведущих музыкальных умений. Ведущие музыкальные умения и навыки обеспечивают полноту музыкальной коммуникации посредством целостного освоения способов музыкальной деятельности.

Система ведущих музыкальных умений позволяет постоянно повышать эффективность музыкальной коммуникации за счёт совершенствования навыков вокально-хорового и инструментального музицирования, слушания и сочинения музыки. Развитие коммуникативных способностей учащихся обеспечивается наличием в содержании кардинальной линии, целостно охватывающей позиции исполнителя, композитора, слушателя.

В основе программы лежит тематический принцип построения, структурированный в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия учащихся, в соответствии со следующими содержательными линиями:

- содержание, интонационный язык и формы музыки;

- функционирование музыки в жизни человека;

- отечественная (региональная) и мировая музыкальная культура.

Содержательная линия «Содержание, интонационный язык и формы музыки» представлена через освещение таких аспектов:

• Мир звуков. Возникновение музыки.

• Музыка – искусство, выражающее чувства людей, отражающее картины окружающего мира посредством звуковых образов.

• Интонация как структурный элемент и средоточие образного содержания

произведения. Интонации разговорной и музыкальной речи. Зерно-интонация. Выразительные и изобразительные интонации.

- Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр. Аккомпанемент.

- Развитие музыки. Способы музыкального развития – повтор, контраст, варьирование.

- Формы музыки: одночастная, двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

Содержательная линия «Функционирование музыки в жизни человека» представлена через освещение таких аспектов:

- Музыка – язык, не требующий перевода. Способы музыкальной коммуникации. Виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение, слушание. Композитор. Исполнитель, Слушатель.

- Основные сферы бытования музыкального искусства. Народные праздники. Концерты, спектакли. Фестивали музыкального искусства. Домашнее музицирование.

- Музыка народная и композиторская. Музыка светская и духовная. Классическая музыка. Современная музыка.

- Первичные музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Вторичные музыкальные жанры. Опера, балет, симфония, концерт.

Содержательная линия «Отечественная (региональная) и мировая музыкальная культура» представлена через освещение таких аспектов:

- Отражение жизни народа, его истории, внутреннего мира в фольклоре.

- Фольклорные обряды. Жанры фольклорного искусства. Региональные особенности музыкального фольклора Донбасса. Традиции исполнения фольклорных произведений. Народные истоки в творчестве композиторов. Музыка народов, проживающих в Донецкой Народной Республике.

- Жанровое и содержательное разнообразие музыки Донбасса. Сегодняшний день музыки донецкого региона. Донецкие композиторы. Исполнители и исполнительские коллективы Донбасса.

- Выдающиеся композиторы и исполнители.

- Сходство и различие русской музыки с музыкой других народов. Музыкальные культуры народов Европы, Америки, Азии, Африки. Композиторы и исполнители, представляющие национальные музыкальные культуры.

Программа является составной частью системы художественно-эстетического образования. В Едином типовом учебном плане для всех типов общеобразовательных учреждений предусматривается обязательное изучение музыки в 1 – 4 классах в объеме 1 часа в неделю.

Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, запечатленному в музыке, происходит в процессе общения учащихся с музыкальными произведениями.

Программа ориентирована на постепенное накопление учащимися опыта музыкально-художественной деятельности и его последующее обобщение с помощью вводимых музыкальных понятий. Освоение же основных понятий и музыкальных терминов постоянно должно подкрепляться музыкальной деятельностью учащихся.

При реализации содержания программы основными видами практической музыкально-художественной деятельности на уроке являются:

1) слушание музыки: восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

2) выполнение проблемно-творческих заданий: инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности, ритмо-декламация;

3) хоровое, сольное и ансамблевое пение: творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение

различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие;

4) применением информационно-коммуникационных технологий.

Предлагаемое в программе планирование, художественный репертуар являются ориентировочными. Они нацеливают учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков. При использовании репертуара следует руководствоваться принципом вариативности, позволяющим приблизить образовательный процесс к личности учителя и особенностям каждого класса.

С целью формирования гражданской культуры учащихся рекомендуется обращение к «Гимну ДНР»: в 1-3 классах – для слушания, в 4 классе – для исполнения.

При подборе музыкального материала для ознакомления учащихся с народными праздниками целесообразно учитывать региональные традиции.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод создания «композиций»;

- метод игры.

- системный подход;

Специфика современной ситуации обусловливает особое внимание к размыканию урочного пространства в культурное пространство общеобразовательного учреждения и ещё шире – в социокультурный контекст. В этом случае урок музыкального искусства органично вплетается в систему внеурочной, внешкольной деятельности, получая извне мощный импульс для собственного развития и одновременно обогащая культурную палитру школы и социума.

В процессе освоения курса рекомендуется использование следующих

педагогических технологий:

1. По организационным формам:

- индивидуальные;

- групповые.

2. По подходу к учащемуся:

- личностно-ориентированные;

- технологии сотрудничества, сотворчества;

- игровые технологии, творческое проектирование.

Основной формой организации образовательного процесса является урок, который трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии.

В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

- уроки введения в тему;

- уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;

- уроки обобщения темы;

- уроки контроля усвоения темы.

Следование принципу «обучение искусству в формах самого искусства», определяет приоритет организационных форм, присущих педагогике искусства. Совокупность таких форм включает нестандартные формы уроков: уроки-концерты, уроки-игры, уроки-мастерские, уроки-театрализации, уроки-клипы и т.д.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 класс

Музыка и я – верные друзья (погружение в мир музыки)

1 четверть

Музыка моего детства

8 часов

2 четверть

Мир музыкальных звуков, окружающий нас

8 часов

3четверть

В музыкальных звуках – наша жизнь

8 часов

4 четверть

Как рассказывает музыка

10 часов

Итого


34 часа











































Календарно-тематическое планирование

(32 часа, 1час в неделю)


урока

урока в теме

Тема урока

Музыкальный материал для восприятия

Музыкальный материал для исполнения

Кол-во

Дата

план

Дата

факт




Раздел I (8 часов)

Музыка моего детства






1

.1

Повсюду музыка слышна.

Детские песни. Колыбельные (белорусская, французская). Муз. В. А. Моцарта, сл. Б. Флиса «Колыбельная». «Колыбельная». Исп. Кукутики.

Слова и музыка Гульнары Азаматовой. Песня «Первый раз в первый класс».

1

05.09




2


2

Музыка родного края.

С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Пятнашки», «Шествие кузнечиков» из цикла «Детская музыка», Ю. Весняк. «Песенка о Гиппопотаме».

Слова и музыка Гульнары Азаматовой. Песня «Первый раз в первый класс».

1

12.09




3

.

3

Музыка в любимых сказках.

Сказки: «Варвара-краса, длинная коса»; «Красная Шапочка и Серый волк»; Сказка «Буратино»; «Бременские музыканты».

Виталий и Наталия Осошник, «Что такое Доброта». Исп. Детск. муз.группа «Барбарики».

1

19.09



4

4

Музыка в любимых мультфильмах.

Мультфильмы: «Крошка Енот» «Улыбка» Сл: М. Пляцковского, муз: В. Шаинского; «Шелковая Кисточка» «Песня о волшебном цветке». Сл. М. Пляцковского, «Умка» «Песня Медведицы» муз .Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. «Маша и Медведь». «Песенка про следы» Муз. В. Богатырёва, сл. В. Жук.

Виталий и Наталия Осошник, «Что такое Доброта». Исп. Детск. муз.группа «Барбарики».

1

26.09



5

5

Детские музыкальные конкурсы.

Музыкальные детские конкурсы: «Синяя птица». Алиса Голомысова. «Я пою»; Международный вокальный конкурс. Дарья Ким «Лучше всех», «Голос. Дети-3». Ярослава Дегтярева.

Муз.и сл. Зинаиды Роот. «Ах, какая осень».

1

03.10



6

.6

Музыка осени.

П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года», М. Парцхаладзе. «Осенний дождик».

Муз.и сл. Зинаиды Роот. «Ах, какая осень».

1

10.10



7

7

Мир музыкальных инструментов.





Музыкальные инструменты: «Маша и медведь». (Мультфильм.Звучание оркестра). Маленький оркестр (мультипликация).

Муз. А. Ермолова, сл. В. Осеевой «Бедный ёжик». Исп. Алина Бостынец.

1

17.10



8

8

Обобщающий урок.


Музыкальная викторина.

Муз. А. Ермолова, сл. В. Осеевой «Бедный ёжик». Исп. Алина Бостынец.

1

24.10





Раздел II (8 часов)

Мир музыкальных звуков, окружающий нас



9

1

Какие звуки окружают нас.

Голоса домашних животных. «Голоса» природы, Эдвард Григ «Птичка».

Муз. Александра Ермолова, сл. В.Орлова «Светит солнышко».

1

07.11



10

.2

Самые прекрасные звуки – музыкальные.

Владимир Ребиков. «Медведь», Софья Губайдуллина «Лесные музыканты». Цикл «Музыкальные игрушки».

Муз. Александра Ермолова, сл. В.Орлова «Светит солнышко».

1

14.11



11

3

Самые прекрасные звуки – музыкальные.

Самуил Майкапар. «Дождик», Р. Шуман «Смелый наездник», Д. Кабалевский. «Кавалерийская».

Слова и музыка Анны Петряшевой «Рыжий кот».

1

21.11



12

.4

Когда музыка становится музыкой.

П. Чайковский «Мужик на гармонике играет».

Слова и музыка Анны Петряшевой «Рыжий кот».

1

28.11



13

5

Кто и как исполняет музыку.

Ю. Весняк «Сказочка».

Музыка Оксаны Макушиной, слова Геннадия Мовчана «Зимушка-зима».

1

05.12



14

6

Кто и как исполняет музыку.

С. Прокофьев. Сказка «Петя и волк».

Музыка Оксаны Макушиной, слова Геннадия Мовчана «Зимушка-зима».

1

12.12



15

7.

Музыка зимних праздников.

Слова и музыка В. Осошник «Танго снежинок»,Муз. С. Суэтова,сл. О. Ермакова«Снежная королева»,Муз. А. Варламова, сл. Мирза Сабир  «Малыши и лед». Исполняет: шоу-группа "Улыбка".

Веселая детская песенка «Ай, будет круто!»

1

19.12



16

8

Обобщающий урок.

Музыкальная викторина.

Веселая детская песенка «Ай, будет круто!»

1

26.12





Раздел III (8 часов)

В музыкальных звуках – наша жизнь





17

1

Музыка выражает настроения и чувства.

П. Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», Ю. Весняк «Нежность».

Муз. Юрия Верижникова «Снежный вальс».

1

16.01



18

2

Музыка выражает состояние души.

Л. ван Бетховен. «Ярость по поводу потерянного гроша», Роберт Шуман «Полное удовольствие». Цикл «Детские сцены». П. Чайковский «Утренняя молитва» («Детский альбом»).

Муз. Юрия Верижникова «Снежный вальс».

1

23.01



19

3

Изобразительность в музыке. Музыка передает движение.

П. Чайковский «Игра в лошадки». («Детский альбом»), Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (Опера «Сказка о царе Салтане»), Р.Шуман. «Игра в прядки». Цикл «Детские сцены», Р. Шуман. «Смелый наездник», Софья Губайдуллина. «Дятел», «Снежные сани с бубенцами», «Птичка-синичка» из цикла «Музыкальные игрушки».

Муз. Г. Струве сл. Н. Соловьева «Нотный бал».

1

30.01



20

4

Музыка рисует картины природы.

П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома», Р.Шуман. «Май, милый май» из цикла «Альбом для юношества», В. Ребиков «Осенние листья», Юрий Весняк «Апрельская полька»

Муз. Г. Струве сл. Н. Соловьева «Нотный бал».

1

06.02



21

5

Музыка о труде.

П. Чайковский «Жатва» из цикла «Времена года», Роберт Шуман «Весёлый крестьянин».

Муз. Е. Четверикова, сл. А. Старикова «Мама и Родина».

1

13.02



22

6

Шутка в музыке.

.Ю. Весняк Скерцо «Шуточка» Бетховен. Скерцо из сонаты для скрипки с ф-но №5, Д. Кабалевский «Три подружки».

Муз. Е. Четверикова, сл. А. Старикова «Мама и Родина».

1

27.02



23

7

Музыкальные портреты зверей и птиц.

Сен-Санс «Лебедь», «Золотые рыбки», «Слон» из цикла «Карнавал животных».

Александр Ермолов. Песня "Апрель" исп. Даша Коныжева.

1

05.03



24

8

Музыка весны. Обобщающий урок.

Музыка весны для детей.

Александр Ермолов. Песня "Апрель" исп. Даша Коныжева.

1

12.03




Раздел IV (10 часов)

Как рассказывает музыка






25

1

Вводный урок. Как рассказывает музыка.

Вокально-танцевальная музыка.



Детская народная песня «Во поле береза стояла».

1

19.03



26

2

Вокальная музыка – народная.

Детские народные песни: «Во поле береза стояла», «Ах вы сени, мои сени», «Калинка».

Детская народная песня «Во поле береза стояла».

1

02.04



27

3

Вокальная музыка – композиторская.

Слова и музыка Анны Петряшевой «Рыжий кот». Веселая детская песенка «Ай, будет круто!». Детский хор «Великан до - ре – ми»

Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьева «Нотный бал».

Музыка Ксении Чуриной «Лесная песенка».

1

09.04



28

4

Народная вокальная музыка – источник вдохновения для композиторов.

«Ах, вы сени, мои сени» – русская народная песня, обработка для хора Таисии Мироновой.

Музыка Ксении Чуриной «Лесная песенка».

1

16.04



29

5

Инструментальная музыка – народная.

Русский народный танец «Кадриль».

«Ах, вы сени, мои сени» – русская народная песня.

1

23.04



30

6

Инструментальная музыка – композиторская

С. Прокофьев. Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам"

«Ах, вы сени, мои сени» – русская народная песня.

1

30.04



31

7

Народная инструментальная музыка – источник вдохновения для композиторов.

Обр. А. Шалаева "Волжские припевки" (дуэт баянистов) «Валенки».

Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром».

1

07.05



32

8

Народная инструментальная музыка – источник вдохновения для композиторов.

Обр. А. Шалаева "Волжские припевки" (дуэт баянистов) «Валенки».

Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром».

1

14.05



33

9

Обобщение изученного материала.

Викторины. Тесты. Игры.

Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг».

1

21.05



34

10

Урок-концерт.

Викторины

Муз. В. Шаинского, сл. М.Пляцковского «Мир похож на цветной луг» .

1

28.05





РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Планируемые образовательные результаты учащихся начального общего образования

Предполагается, что после усвоения учебной программы «Музыкальное искусство» у школьников будут сформированы следующие универсальные учебные действия по соответствующим содержательным линиям:

«Содержание, интонационный язык и формы музыки»

1. Учащиеся будут иметь представление о:

- сущности интонации – выразительности слова, музыки, движения;

- структурном и содержательном «зерне» музыкального произведения;

- выразительности и изобразительности музыки.

2. Учащиеся будут знать:

- средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, лад, темп, сила звука, тембр, регистр);

- способы развития музыки: повтор, контраст, варьирование;

- музыкальные формы: одночастные, двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации;

3. Учащиеся будут уметь:

- определять и характеризовать содержание музыки;

- использовать средства музыкальной выразительности в различных видах музыкальной деятельности;

- следить за развитием музыки;

- определять форму музыкальных произведений.

4. Учащиеся будут готовы применять полученные знания и умения:

- в процессе слушания, исполнения музыкальных произведений;

- при размышлениях о музыке, высказывании своего отношения к ней.

«Функционирование музыки в жизни человека»

1. Учащиеся будут иметь представления о:

- способах музыкальной коммуникации;

- видах музыкальной деятельности: слушании, исполнении, сочинении;

- сферах бытования музыкального искусства;

- музыкальных жанрах.

2. Учащиеся будут уметь:

- воспринимать музыкальные произведения, постигая заложенное в них содержание;

- выразительно исполнять музыкальные произведения;

- импровизировать;

3. Учащиеся будут готовы применять полученные знания и умения:

- в учебной и досуговой музыкальной деятельности;

- при посещении концертов, спектаклей и иных музыкальных мероприятий.

«Отечественная (региональная) и мировая музыкальная культура»

1. Учащиеся будут иметь представление о:

- музыке народов, проживающих в Донецкой Народной Республике;

- российском фольклоре, его характерных особенностях;

- связи народного и композиторского творчества;

- разнообразии музыкальных языков, общих и характерных чертах в музыке разных народов.

2. Учащиеся будут знать:

- выдающихся композиторов и исполнителей;

- наиболее ярких представителей мировой и национальных музыкальных культур.

3. Учащиеся будут уметь:

- сравнивать содержание и средства музыкальной выразительности в музыке разных народов мира.

4. Учащиеся будут готовы применять полученные знания и умения:

- при восприятии музыкальных произведений, анализе их языка, раскрытии художественного содержания;

- в процессе размышлений о музыке, высказывания своего отношения к ней;

- при решении творческих задач.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности в форме тестов, прослушивания вокальных данных учащихся.

Текущий контроль в форме исполнения и восприятия музыкального материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, семестр после прохождения тем четвертей в форме анализа произведений искусств, презентаций или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики: конкурс песен, викторина, ребусы, кроссворды, тест, защита проектов, концертная деятельность.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

- Активность участия.

- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

- Самостоятельность.

- Оригинальность суждений при оценке выполнения практических заданий.

- Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

- Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

- Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.



. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1 класс

- Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.

- Различать характерные признаки разнообразия звукового мира природы и человека.

- Характеризовать образно-эмоциональную сферу музыки родного края, любимых сказок, мультфильмов, фильмов, музыкальных конкурсов.

- Слушать и исполнять, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки, песни композиторов.

- Подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым песням.

- Различать на слух природные, механические, шумовые звуки.

- Анализировать выразительные средства музыкальных произведений.

- Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.

- Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках.

- Формировать терминологический личный музыкальный словарь.

- Распознавать в музыкальном содержании характеры, мысли и чувства человека.

- Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально откликаться на них.

- Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.

- Сочинять мелодии, ориентируясь на названия пьес и иллюстрации.

- Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.

- Участвовать в коллективной инсценировке обрядовых народных песен: хороводов, закличек, народных игр через пение, движение, игру на детских музыкальных инструментах.



СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1. Алексеева, Л. Л. Театр песни. Искусство bel canto / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 493 c.

2. Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.

3. Глебов И. Русская поэзия в русской музыке: — Москва, 2012 г.- 145 с.

4. Голубев, А.Н. Александр Цфасман. Корифей советского джаза / Анатолий Николаевич Голубев. – М. : Музыка, 2006. – 104 с. : ил.

5. Гонтаренко, Н.Б. Уроки сольного пения : вокальная практика / Надежда Борисовна Гонтаренко. – 2-е изд-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2015. – 192 с. : ил. – (Любимые мелодии).

6. Ивановский, Юрий. Речевой хор / Юрий Ивановский. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2010. - 337 c.

7. Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы / Н.Н. Кондратюк. - М.: Сфера, 2016. - 270 c.

8. Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл.,./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год.

9. Музыка. 1-4 классы. Необычные уроки. - М.: Учитель, 2014. - 124 c.

10. Мухин, И.Г. Песни-переделки для КВНов, капустников, вечеринок / Игорь Георгиевич Мухин. – 3-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 253 с. – (Жизнь удалась).

11. Пиаф, Э. Жизнь, рассказанная ею самой / Эдит Пиаф ; пер. с фр. Н. Павлищева. – М. : Яуза-пресс, 2012. – 288 с. : ил. – (Уникальная автобиография женщины-эпохи).

12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.

13. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 – 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов – издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.

14. Рокитянская, Т. А. Песня на все случаи жизни / Т.А. Рокитянская. - М.: Фонд Исмаила Ахметова, 2013. - 528 c.

15. Руднева, Стефанида Музыкальное движение / Стефанида Руднева , Эмма Фиш. - М.: Гуманитарная Академия, 2011. - 320 c.

16. Сергеева Г. П., Критская Е. Д.: «Музыка. 5 класс», «Музыка. 6 класс», «Музыка. 7 класс». – Москва: “Просвещение”, 2015 год.

17. Смолина, Е. А. Современный урок музыки. Творческие приемы и задания / Е.А. Смолина. - М.: Академия развития, 2016. - 128 c.

18. Сорокотягин, Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д. Сорокотягин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 221 c.

19. Хороводы, музыкальные игры. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2016. - 940 c.

20. Цой, В.Р. Звезда по имени Солнце : стихи, песни, воспоминания / Виктор Робертович Цой ; сост. А. Корин. – М. : Эксмо, 2008. – 415 с. : ил.

21. Федор Шаляпин = Theodore Chaliapine : альбом путешествий / сост. В. Пронин. – М. : Поколения, 2013. – 140 с. : ил.

22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

23. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.

24. Юрова, Т.В. Фортепианные произведения современных отечественных композиторов в педагогическом репертуаре / Тамара Васильевна Юрова. – М. : Музыка, 2010. – 144 с.

Электронные ресурсы

1. http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов

2. http://www.it-n.ru – «Сеть творческих учителей».

3. http://window.edu.ru– электронные образовательные ресурсы.





ПРИЛОЖЕНИЕ

Термины и определения



1. Музыкальная культура личности – потребность и способность входить в общение с музыкальной культурой общества. Она включает сформированные ценностные отношения к музыкальному искусству, культуру музыкального восприятия, культуру музыкального мышления, культуру музыкальной деятельности.

2. Ключевые музыкальные знания – ориентировочная основа музыкального восприятия, мышления и различных видов музыкальной деятельности; целостные представления о музыке как виде искусства, рожденного жизнью и ее роли в жизни человека и общества.

3. Ведущие музыкальные умения – это обобщенные умения, позволяющие творчески оперировать ключевыми музыкальными знаниями. Система ведущих музыкальных умений охватывает музыкальное искусство в целостности его основных составляющих – восприятия и творения. В состав ведущих музыкальных умений входят умения восприятия, интерпретации и оценки музыкальных произведений, а также умения создавать и воссоздавать музыкальный образ. Ведущие музыкальные умения формируются комплексно во всех видах музыкальной деятельности на протяжении всего периода обучения.

4. Вокально-хоровая деятельность – одна из разновидностей музыкальной исполнительской деятельности. Она представляет собой вторичную относительно самостоятельную деятельность, осуществляемую на основе уже созданного автором текста хорового произведения. Её творческая сторона, обусловленная многозначностью музыкального образа, проявляется в форме художественной интерпретации и материализации композиторского замысла в живом звучании хора. Характерной особенностью вокально-хоровой деятельности является коллективный характер исполнения музыкального произведения.

Ключевые слова: музыкальная культура личности, музыкальное мышление, музыкальные способности, музыкальное восприятие, вокально-хоровая деятельность, инструментальное музицирование.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!