СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на 2017-2018 год по истории Отечества в 5-9 классах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по истории Отечества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на 2017-2018 год по истории Отечества в 5-9 классах»

ГОСУДАРСТЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»



УТВЕРЖДАЮ:

И.О. директора ГБОУ ЛНР

«Кировская средняя общеобразовательная

школа № 2 »

______________ Е.В. Свистухин

«___» _____________ 2017г.




Рабочая программа

по истории Отечества

основного общего образования

в 6-9 классах








Составитель рабочей программы:

Горленко С.А.




2017 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа «История Отечества» для 6-9 класса разработана и составлена на основе: авторских программ курса «История Отечества» для общеобразовательных учебных учреждений ЛНР в 6-11 классах за 2015(для 6-8 классов) и 2016 г(для 9го класса).


Рабочая программа по истории Отечества для 6-9 классов общеобразовательных учебных учреждений ЛНР представлена курсом «История Отечества». Программа отвечает современным методологическим подходам к трактовке и анализу исторических фактов; новым требованиям, предъявляемым к школьному историческому образованию, ориентированных на обеспечение его качества, повышение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения учащихся основной школы.

Данный курс содержит систематизированный исторический материал с древнейших времен до современности, устанавливающий хронологическую последовательную линейную структуру его изучения.

Содержание курса построено на основе синтеза историко-культурологического, культурно-антропологического и многофакторного подходов к освещению истории.

Учебный материал подается в контексте всемирной и европейской истории как их неотъемлемая часть, что определяет тесную взаимосвязь курса «Истории Отечества» и курса всеобщей истории, а также обеспечивает формирование у учащихся целостного представления о ходе исторических событий. Содержание курса демонстрирует тесную взаимосвязь всех сфер общественной жизни; интегрирует политическую, экономическую, социальную, духовную составляющие истории. Особый акцент делается на изучении истории «малой родины» Луганщины. При планировании учебного процесса учитель самостоятельно определяет последовательность подачи регионального и локального материала, опираясь на проблемно-хронологический подход, руководствуясь при этом исторической целесообразностью, логикой изложения учебного содержания, строящейся на соблюдении баланса между историей Отечества и локальной историей. Методология отбора содержательного компонента курса основывается на базовых общечеловеческих ценностях и ценностях отечественного общества – гуманизме, государственности, гражданственности, уважении к своему Отечеству, патриотизме, соблюдении прав и свобод человека, законности, духовности, самоопределении личности.

С психолого-дидактических позиций программа создана на основе объединения принципов личностно ориентированного, системно-деятельностного, компетентностного обучения.

Личностно ориентированный подход к обучению призван гуманизировать учебно-воспитательный процесс, сориентировать его на интересы, потребности и возможности ребенка; наполнить содержание исторического образования морально-духовными смыслами; сформировать у учащихся принципы справедливости, уважения и толерантности; содействовать самореализации школьника, превращению его в зрелую личность. Использование данного подхода на уроках истории Отечества позволит стимулировать самопознание ученика, развитие его индивидуальности.

Сущностью системно-деятельностного подхода является включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, их подготовка к деятельности, профессиональному будущему. Применение деятельностного подхода на уроках истории начинается с этапа целеполагания, планирования учебной деятельности, что позволяет проводить изучение исторического материала последовательно, всесторонне, системно. Учитель должен не просто освещать отдельные исторические сюжеты, а ставить перед учащимися конкретные задачи по изучению исторической событийности, ее интерпретаций и оценок, формированию и развитию учебных умений и навыков.

Применение компетентностного подхода нацелено на формирование у учащихся практикоориентированной способности действовать в различных ситуациях, самостоятельно разрешать проблемы во всех сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является личностный, что представляется возможным при условии развития у учащихся ключевой и предметной компетентностей. Изучение исторического материала в контексте компетентностного подхода способствует ускорению интериоризации опыта решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

Процесс изучения программного материала предусматривает соблюдение таких принципов организации учебного процесса как: гуманизация, доминирование диалогического взаимодействия между учителем и учениками, стимуляция активности и саморегуляции учеников, научность учебной информации, соблюдение принципов историзма, культуросоответствия, выработка у учащихся сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям.

Основной целью изучения курса «История Отечества» является формирование развитой личности, способной к самоидентификации, определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта «малой родины», своей страны и человечества в целом, осознающей себя субъектом исторического развития, гражданином-патриотом, владеющей способностью активно и творчески применять исторические знания в учебной и практической деятельности.

Приоритетная функция курса «История Отечества» состоит в создании оптимальных психолого-педагогических условий для приобретения учащимися личностных, предметных и метапредметных достижений.

Обозначенные цели изучения курса в основной школе обуславливают постановку следующих задач:

  • формирование у учащихся общечеловеческих и социальных ценностей;

  • развитие активной гражданской позиции, социальной, культурной самоидентификации;

  • овладение учащимися системными базовыми знаниями об основных этапах развития отечественной истории с древнейших времен до наших дней, а также о важнейших достижениях в социальной, экономической, общественно- политической, духовной сферах общества на разных этапах его исторического развития в контексте мировой истории;

  • формирование у учащихся патриотических качеств, любви к Родине, уважения к истории своего народа; религиозной толерантности, гуманизма; правопослушности и политической культуры;

  • развитие регионального самосознания путем формирования образа «малой родины», Отечества, воспитания у учащихся стремления преумножать ее исторические традиции;

  • развитие умений и навыков анализировать различные источники информации, систематизировать и классифицировать основные исторические понятия, выявлять причинно-следственные связи;

  • формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, а также в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, прогнозировать возможные последствия исторических событий и явлений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


При изучении материала курса «Истории средних веков» в 6 классе ученики должны:

- знать/понимать основные этапы и ключевые события средневековой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

- социальные, экономические и конфессиональные особенности развития средневекового общества, его менталитета, его культуры;

- выдающихся личностей;

- гендерные сюжеты, историю средневекового детства;

- историческую и географическую карты;

- средневековые визуальные и письменные источники; мировые музыкальные и библиотечные коллекции средневекового искусства;

- имена выдающихся исследователей Средневековья;

- крупнейшие города, культурные и религиозные центры;

- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых дат, факторов, терминов;

- анализировать исторические события на основе текста учебника;

- соотносить даты события с веком, общие исторические процессы и отдельные факторы; определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;

- выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп, цивилизаций;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- «читать» визуальное изображение, его символику, отвечать на вопросы по поводу произведения, сопоставлять визуальные и письменные источники с целью выявления новых сведений, дополнения, углубления, критической проверки;

- пользоваться справочной и научной литературой, словарями


В результате изучения истории в 7 классе ученик должен

знать/понимать

· основные этапы и ключевые события истории мира с XVI по XIX вв.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· изученные виды исторических источников;

уметь

· соотносить даты событий и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


В процессе изучения курса всеобщей истории в 8 классе учащиеся должны овладеть умениями:

• определять и объяснять понятия;

• выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

• рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

• раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

• анализировать исторические явления, процессы, факты;

• обобщать и систематизировать полученную информацию

• давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

• осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуа­тивные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

• определять личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществ­лять оценочные суждения;

• обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной ре­чью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулиро­вать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

• участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

• определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

• выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

• осуществлять самоконтроль и самооценку.


В процессе изучения курса всеобщей истории в 9 классе учащиеся должны овладеть умениями:

  Знать // понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие процессы  истории  мира 20-начала 21 века

  •  историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути стран, их роль в мировом сообществе.

  •  изученные виды исторических источников.

  Уметь:

  • соотносить общие факты и процессы, выявлять их существенные черты;

  •  называть характерные и существенные черты экономического, духовного и политического развития, положения разных слоёв населения, идеологии общественных движений;

  • выделять главную мысль, идею в учебнике, тексте, документе, устном рассказе;

  • давать научные объяснения сущностей фактов и связей между ними;

  • высказывать и аргументировать свою оценку событий и деятельности личностей;

  • определять цели своей работы, представлять результаты;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: навыками устной и письменной речи,

  • формулировать вопрос, выступать с сообщениями, писать рецензии;

  • участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.          

«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

  • понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;

  •  формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Предложенное в программе информационное наполнение (темы) представляет собой минимум учебной информации, подлежащей обязательному усвоению учащимися в соответствии с индивидуальным уровнем развития их познавательных возможностей.

Тематическую структуру курсов Истории Отечества 6-9 классов составляют: вводные уроки, темы содержательного изучения курса, уроки повторения и систематизации изученного материала, для чего выделено специальное учебное время. Учитель может самостоятельно планировать проведение таких занятий, соответственно избрав их форму. Запланировано резервное время, которое используется учителем по собственному усмотрению. Изучение курса истории Отечества завершается уроком итогового обобщения.

Место предмета в учебном плане

Учебный план общеобразовательных учреждений ЛНР отводит на обязательное изучения курса «История Отечества» отводится 272 часа, соответственно в 6–9 классах – по 34 часа в год(136 часов), из расчета 1 учебный час в неделю, в 10-11 классах – по 68 часов в год из расчета по 2 часа в неделю.

При этом в рабочей программе предусмотрен резерв учебного времени для реализации учителем авторских подходов к изучению программного материала, использования разнообразных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Последовательность изучения курсов программы
«История Отечества» в 6-9 классах

Класс

Название курса

Количество часов

6

История Отечества с древнейших времен до конца XV в. (до 1505 г.)

34


Введение (1 ч)



Тема 1. Древние народы и государства в истории Отечества (5 ч)



Тема 2. Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет государства восточных славян (8 ч)



Тема 3. Русь в середине XII – начале XIIIвв.: политическая раздробленность и удельные княжества (6 ч)



Тема 4. Борьба Руси против внешней агрессии в начале XIII – конце XIV веков(6 ч)



Тема 5. Усиление Москвы и формирование единого Русского государства в XV веке (8 ч)


7

История Отечества в XVI – XVII вв.
(1505-1689 гг.)

34


Введение (1 ч)



Тема 1. История Отечества в XVI – первой половине XVII вв. (6 ч)



Тема2. История Отечества в XVI – первой половине XVII в(9 ч)



Тема 3:История Отечества во второй половине XVII в (10 ч)



Тема 4. История Отечества во второй половине XVII в(9 ч)


8

История Отечества в конце XVII – XVIII вв. (1689-1801 гг.)

34


Тема 1. История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века(16 ч)



Тема 2. Российская империя во второй половине XVIII века(18 ч)


9

История Отечества в XIX – начале XX вв.(1801-1914 гг.)

34


Тема 1. Кризис феодально-крепостнических порядков (первая половина XIX в.) (8 ч)



Тема 2. Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ века(3 ч)



Тема 3. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Революция 1917 года в Российской империи. Гражданская война(5 ч)



Тема 4. УССР в 1920-е гг. (8 ч)



Тема 5. УССР в 1930-е гг. Советская модернизациям(10 ч)



Итого

136



6 класс

История Отечества с древнейших времен до конца XV века ( до 1505 г.)

(34 ч)

Введение (1 ч).

«История Отечества» – новый учебный курс. Его особенности и место среди других школьных предметов.

История Отечества – часть всемирной истории. Хронологические рамки курса. Исторические источники.

Тема 1. Древние народы и государства в истории Отечества (4 ч)

Наш край в древности. Появление первобытных людей на территории Европы, их миграции. Освоение территории края. Занятия и быт древнейшего населения. Зарождение религиозных верований. Бронзовый век на территории Луганского края. Создание древнейших курганов. Ранний железный век. Города- государства Северного Причерноморья. Кочевые племена в степном регионе: племена киммерийцев, скифов, сарматов. Древнейшие цивилизации. Киммерия. Великая и Малая Скифия. Сарматия.

Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Великое переселение народов. Славяне, их происхождение и разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Активное расселение славян в V–VII вв. Антский племенной союз. Быт, культура, верования восточных славян. Военно-политические союзы восточнославянских племен.

Соседи славян. Балты и финно-угры. Хазарский каганат. Тюркский каганат.

Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Тема 2. Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет государства восточных славян (7 ч)

Образование Древнерусского государства. Предпосылки создания государства. «Повесть временных лет» – основной источник изучения истории Руси. Происхождение названия «Русь». Основание Киева. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Норманнская и антинорманская теории происхождения государства у восточных славян.

Политика первых князей. Походы против Византии. Княжение Аскольда и Дира в Киеве. Первые князья династии Рюриковичей. Деятельность князя Олега. Правление Игоря.

Княжение Ольги и Святослава. Княгиня Ольга и ее реформы. Русь и Византия. Внешняя политика Святослава. Балканские войны.

Князь Владимир Святославович и крещение Руси. Начало правления князя Владимира. Внутренняя и внешняя политика Владимира Святославовича. Владимир Великий и принятие христианства на Руси. Значение введения христианства для развития культуры Руси.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Владимировича. «Русская Правда». Борьба с кочевниками.

Общественно-политическое устройство Древнерусского государства. Органы политической власти. Социальная структура общества. Древнерусский город. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли.

Русь во времена правления Ярославичей. Княжеские усобицы. Борьба с половцами. Правда Ярославичей. Любечский съезд князей 1097 г.

Русь во время правления Владимира Мономаха. Усиление великокняжеской власти. «Устав Владимира Всеволодовича». Правление Мстислава Владимировича. Международные связи Древней Руси.

Кочевые племена на территории Луганского края. Печенеги, торки, половцы.

Тюркское камнерезное искусство.

Духовная жизнь Древней Руси. Особенности развития древнерусской культуры. Устное народное творчество. Мифологические представления славянского населения Руси. Пантеон языческих богов. Религиозное влияние Византии. Церковная организация. Церковная и городская архитектура. Проблема создания письменности. Развитие литературы. Летописание. Образование. Изобразительное искусство. Музыка.

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII вв.: политическая раздробленность и удельные княжества (5 ч)

Удельные княжества в XII–XIII веках. Экономические и политические причины раздробленности древнерусского государства. Государственное управление в период раздробленности. Главные политические центры Руси. Крупнейшие земли и княжества. Эволюция общественного строя и права.

Княжества Северо-Восточной Руси. Политическое и социально- экономическое развитие Владимиро-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская республика.

Княжества Юго-Западной Руси. Политическое и социально-экономическое развитие Киевского, Черниговского, Переяславского, Галицкого, Волынского княжеств. Образование Галицко-Волынского государства. Внутренняя и внешняя политика Даниила Галицкого.

Культурное развитие Древней Руси XII–XIII веков. Особенности развития культуры XII–XIII вв. Развитие литературы и летописания. «Слово о полку Игореве» – исторический источник и литературный памятник древней Руси. Роль церкви в условиях распада Руси. Зодчество. Изобразительное искусство. Последствия раздробленности Руси.

Тема 4. Борьба Руси против внешней агрессии в начале XIII – конце XIV веков(5 ч)

Монгольские нашествия на Русь. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Битва на Калке 1223 г. Причины поражения русских дружин и половцев.

Русь под властью Золотой Орды. Походы Батыя. Борьба народов Руси с завоевателями. Образование монгольского государства. Золотая Орда и Русь. Ордынское владычество на Руси. Последствия монгольского нашествия.

Население Луганского края в период Золотой Орды. Монгольское вторжение на территорию края и включение половецких степей в состав Золотой Орды. Золотоордынцы в луганских степях. «Бродники». Русские поселки в Золотой Орде. Междоусобные войны в степи.

Борьба Руси с западными завоевателями. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Ливонский орден. Тевтонский орден. Князь Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище 1242 г.

Экспансия в древнерусские земли Польского и Венгерского королевств, Великого княжества Литовского. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Общественно-политическое устройство. Литовские князья. Кревская уния 1385 г. Борьба Польского и Венгерского королевств за русские земли.

Тема 5. Усиление Москвы и формирование единого Русского государства в XV веке (7 ч)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Начало объединения русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение на русских землях ведущей роли Москвы.

Укрепление Московского княжества. Куликовская битва. Дмитрий Донской и его политика по сплочению княжеств вокруг Москвы. Борьба Дмитрия с Золотой Ордой. Куликовская битва 1380 г. и ее последствия.

Московское княжество и его соседи в конце XIV–XV веков. Политика преемников Дмитрия Донского. Василий I. Междоусобные войны наследников Дмитрия Донского. Отношения между Московским и Литовским княжеством.

Распад Золотой Орды и Дикое поле. Образование Крымского ханства. Вхождение причерноморских, приазовских степей и Крыма в его состав. Переход Крымских ханов в вассальную зависимость от Османской империи. Начало татарских походов на украинские земли. «Дикое поле»: географическое положение и природно-климатические условия.

Завершение образования Русского о государства в конце XV века. Иван III. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Свержение ордынского ига. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество.

Русская культура и православная церковь второй половины XIII–XV веков. Устное народное творчество. Литература и летописание. Изобразительное искусство. Архитектура. Падение Константинополя и независимость Русской православной церкви.

Повторительно-обобщающие уроки (4 ч). Урок резерва (1 ч).


7 класс

История Отечества в XVI–XVII веках (1505-1689 гг.)

(34 ч)

Введение (1 ч). Ознакомление учащихся с задачами и структурой курса, с учебными пособиями, Интернет-ресурсами. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях. Период Новой истории: хронологические рамки и характерные черты. Украинские земли в составе других государств.


Тема 1. История Отечества в XVI – первой половине XVII века

(14 ч)

Российское государство в XVI веке. Предпосылки централизации власти и дальнейшее объединение древнерусских земель. Иван IV Грозный. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы. Опричнина. Внешняя политика.

Люблинская уния 1569 года и ее последствия. Создание Речи Посполитой. Общественно-политические и экономические изменения на территории украинских и белорусских земель после Люблинской унии. Формирование сословной системы организации общества. Распространение фольваркового землевладения.

Запорожская Сечь. Создание первой Сечи Д. И. Байдой-Вишневецким на о. Малая Хортица. Казачество: жизнь и быт, военное искусство казаков. Образование реестрового казачества. Народные восстания 1591–1596 гг.

Европейское религиозное движение и православные братства. Реформация. Контрреформация. Православные братства. Развитие полемической литературы. Брестский церковный собор 1596 г. и его влияние на церковную жизнь в украинских и белорусских землях.

Казачество в первой половине XVII века. Морские походы казаков. Участие казаков в Хотинской войне. Народные восстания 1620–1630-х гг.

Московское царство в первой половине XVII века. Прекращение династии Рюриковичей. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Смутное время, причины Смуты. Восстание И. Болотникова. Борьба против экспансии Речи Посполитой и Швеции. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Политический курс царя Михаила Федоровича. Смоленская война 1632–1634 гг.: причины и итоги.

Социальная структура общества и экономическая жизнь в XVI – первой половине XVII века. Основные сословия общества. Окончательное оформление крепостного права. Новые явления в экономике в первой половине XVII века. Ярмарки. Мануфактуры.

Особенности развития культуры в XVI – первой половине XVII века. Образование. Развитие литературы. Книжная миниатюра. Начало книгопечатания. И. Федоров. Изобразительное искусство. Музыка. Новые тенденции в развитии архитектуры.

Луганщина в XVI – первой половине XVII века. Татарские набеги в Дикое поле. Луганский край в оборонной системе южных границ Российского государства. Колонизация Дикого поля. Первые слободские поселения. Жизнь и быт слобожан.

Поселения казаков на территории Луганского края. Поселения донских казаков на территории края. Жизнь и быт донских казаков. Запорожцы на землях Луганщины. Совместные военные походы запорожских и донских казаков в XVII в.


Тема 2. История Отечества во второй половине XVII века (18 ч)

Освободительная война под руководством Б. Хмельницкого. Причины, движущие силы, основные этапы освободительной войны. Битвы под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами.

Военно-политические события 1649–1653 годов. Збаражско-Зборовская кампания. Зборовский договор 1649 г. Создание Гетманского государства. Белоцерковский мирный договор 1651 г. Внешняя политика Гетманщины.

Переяславская рада 1654 года. Вхождение Войска Запорожского в состав России. Украино-московский договор 1654 г. Русско-польская война 1654–1667 гг. Андрусовское перемирие 1667 г.

События 1660-1680-х годов в Гетманщине. Причины и сущность периода «руины». Гетманы Правобережной и Левобережной Украины: И. Выговский, Ю. Хмельницкий, П. Тетеря, И. Брюховецкий, П. Дорошенко, Д. Многогрешный, И. Самойлович. Чигиринские походы 1674–1678 гг. Вхождение Правобережной Украины в состав Речи Посполитой.

Русско-турецкие и русско-польские отношения во второй половине XVII века. Русско-турецкая война 1676–1681 гг. Бахчисарайский мирный договор 1681 г. Создание «Священной Лиги». Заключение «Вечного мира» между Россией и Речью Посполитой. Крымские походы, и их последствия.

Развитие культуры во второй половине XVII века. Культурные традиции Запорожской Сечи. Религиозные верования казаков. Кобзарство.

Образование. Славяно-греко-латинская академия. Светская литература. Научные знания. Русские первопроходцы. Живопись. Казацкое барокко в архитектуре. Церковная жизнь.

Урок резерва (1ч).


8 класс

История Отечества в конце XVII – XVIII веках (1689-1801 гг.) (34 ч)

Введение (1 ч).

Ознакомление учащихся с задачами и структурой курса, с учебными пособиями, Интернет-ресурсами. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях.

Период Новой истории: хронологические рамки и характерные черты. Украинские земли в составе Российской империи. Россия конца XVII – XVIII веке: от царства к империи.

Тема 1. История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века (15 ч)

Россия на рубеже веков. Начало царствования Петра I. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Азовские походы. Великое посольство.

Преобразования Петра I. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур. Великое посольство. Табель о рангах 1722 г. Подчинение церкви государству.

Внешняя политика Петра I. Азовские походы 1695, 1696 гг., их итоги. Северная война 1700–1721 гг.: причины, этапы, последствия. Образование Российской империи.

Политическое и экономическое положение Гетманщины в конце XVII – первой половине XVIII века. Участие гетмана И. Мазепы в Северной войне и украинско-шведский союз. Полтавская битва. Положение в Гетманщине после Полтавской битвы. Гетманство И. Скоропадского Наступление царизма на казачество. Создание Малороссийской коллегии. Гетманство П. Полуботка. Реформы гетмана Д. Апостола. «Правление гетманского правительства».

Административно-территориальное устройство Левобережной Гетманщины и Слободской Украины в конце XVII – первой половине XVIII века. Органы политической власти. Полково-сотенное устройство. Социально- экономическое развитие. Запорожская Сечь в составе Гетманщины. Войско Донское – военно-административная единица Азовской губернии.

Восстание под руководством Кондратия Булавина на Луганщине. Казацкие бунты. Причины и основные этапы восстания К. Булавина. Причины поражения и значение выступления казаков Дона. Поселение сербов на территории края. Славяносербия. Сербская колонизация Луганская края. И. Шевич. Р. Прерадович. Административно- территориальное деление колонизированных земель Образ жизни и хозяйственная деятельность поселенцев. Значение заселения территории Луганщины для развития Российской империи.

Развитие культуры в конце XVII – первой половине XVIII века. Исторические предпосылки развития культуры в конце XVII – первой половине XVIII века. Развитие образования и научных знаний. Киево-Могилянская академия, ее общеславянское значение. Феофан Прокопович. Е. Славинецкий.

Образование в Гетманщине и Слобожанщине. Развитие книгопечатания. Выдающиеся ученые и деятели Киево-Могилянской академии. Григорий Сковорода и его философское учение. Развитие устного народного творчества. Думы.

Казацкие летописи как исторический источник. Казацкие летописцы Самойло Величко, Григорий Грабянка, Самовидец.

Музыкальная культура и театральное искусство. Стихотворная сатира, историческая драма, интермедия, вертепная драма. Особенности развития архитектуры и изобразительного искусства. Развитие казацкого барокко.

Церковное развитие. Митрополит Дмитрий Туптало.

Тема 2. Российская империя во второй половине XVIII века (15 ч)

Просвещенный абсолютизм в Российской империи. Внутренняя политика Екатерины ІІ. Жалованная грамота дворянству. «Золотой век» русского дворянства. Расцвет крепостничества. Социальные движения и восстание Е. Пугачева.

Ликвидация Гетманщины. К. Разумовский. Ликвидация полково-сотенного устройства в Левобережной Украине и Слобожанщине. Ликвидация Запорожской Сечи.

Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века. Причины русско- турецких войн. Русско-турецкая война 1768–1774 гг. и Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. Русско-турецкая война 1787–1791 гг. и Ясский мирный договор 1791 г. Присоединение Крымского ханства, Приазовья, Причерноморья к России. Экономическое освоение южных земель Российской империи.

Политика Павла I. Внутренняя политика и ограничение дворянских привилегий. Внешнеполитическая деятельность.

Разделы Речи Посполитой и вхождение Правобережной Украины в состав Российской империи. Включение украинских земель в состав Российской империи. Административно-территориальное деление. Создание наместничеств и губерний. Политика российского царизма на украинских землях.

Административно-территориальное устройство нашего края в XVIII веке. Ликвидация Славяносербии и создание Слободско-Украинской губернии. Изменения административного устройства края в 1775–1800 гг. Ликвидация автономии слободских полков и включение их в состав Азовской губернии. Судьба Кальмиусской паланки Новой Сечи.

Основание Луганска. Предпосылки образования города над Луганью. Строительство Луганского литейного завода и возникновение города вокруг него. К. Гаскойн – основатель литейного завода. Внешний облик Луганска. Уклад жизни горожан.

Развитие культуры во второй половине XVIII века. Деятельность российской Академии наук. И.И. Шувалов. М.В. Ломоносов. Развитие естественных наук в украинских землях. Первая медицинская школа в Елизаветграде. Развитие медицины и борьба с эпидемиями. Е. Мухин и Д. Самойлович.

Развитие гуманитарных наук и литературы. Иван Котляревский и его произведения. Устное народное творчество: песни, думы, легенды.

Развитие живописи. Г. Левицкий, Л. Тарасович, В. Боровиковский.

Театральное и музыкальное искусство. Романсы. Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Ведель. Церковная музыка.

Архитектура. Степан Ковнир. Иван Григорович-Барский.

Повторительно-обобщающие уроки (3 ч). Урок резерва (1ч).

9 класс

История Отечества в ХІХ – начале ХХ века (1801-1914 гг.) (34 ч)



Введение (1 ч).

Ознакомление учащихся с задачами и структурой курса, с учебными пособиями, дополнительными источниками информации, Интернет-ресурсами. Формы и методы организации учебной деятельности на занятиях. Принципы и критерии оценивания учебных достижений учащихся.

Разделение украинских земель между Российской и Австрийской империями. Украинские земли в составе Российской империи. Развитие общества в условиях кризиса аграрно-ремесленной цивилизации и утверждения индустриального общества. Кризис империи в начале ХХ века. Отечественное общество начала ХХ века.

Тема 1. Кризис феодально-крепостнических порядков (первая половина XIX века) (10 ч)

Российская империя в начале XIX века. Территория и население. Экономическое и политическое развитие империи. Внутренняя политика Александра I (1801–1825 гг.): попытка либеральных реформ (указ о вольных хлебопашцах, ослабление цензуры, проект Конституции). Основные цели и направления внешней политики России в начале XIX века.

Украинские земли в составе Российской империи. Административно- территориальное устройство. Численность, социальная структура и этнический состав населения. Повседневная жизнь крестьян и мещан.

Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века. Крепостнический характер экономики, увеличение оброка и барщины. Военные поселения. Зарождение буржуазных отношений. Начало промышленного переворота. Формирование фабрично-заводской промышленности. Развитие внутренней торговли.

Луганщина в конце XVIII – первой половине ХIХ века. Административно- территориальное устройство края. Военные поселения. Экономика края. Города и население Луганщины.

Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Донбассе. Первые угледобывающие предприятия. Освоение месторождений железной руды. Жизнь и быт местного населения

Отечественная война 1812 года. Причины, основные события Отечественной войны. Бородинское сражение. Результаты и значение войны. Заграничный поход русской армии. Россия и образование Священного Союза.

Луганский край и Отечественная война 1812 года. Жители Луганщины – герои войны 1812 года. Вклад казаков в победу российской армии над Наполеоном. Луганчане в составе Мариупольского гусарского полка.

Декабристское движение. Общественная оппозиция царизму. Тайные антиправительственные организации в армии: цели, планы, средства борьбы с царизмом. Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Восстание Черниговского полка в Украине. Судьба декабристов.

Реформы Николая I. Внутренняя политика Николая I (1825–1855 гг.).

Укрепление абсолютной монархии.

Общественные движения первой половины ХIХ века. «Теория официальной народности». Кружки 1820-1830-х гг. Польское восстание 1830–1831 гг. Общественное движение 1840-х гг. Западники и славянофилы. Петрашевцы. Кирилло-Мефодиевское братство. Влияние «весны народов» 1848–1849 гг. на оппозиционное движение в Российской империи.

Крымская война. Крымская (Восточная) война (1853–1856 гг.): причины, участники, основные события. Оборона Севастополя. Героизм русских воинов. Парижский мирный договор. Причины поражения России.

Тема 2. Эпоха утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX века) (10 ч)

Предпосылки государственных преобразований второй половины XIX века. Массовые крестьянские восстания против крепостничества. Вступление на престол Александра II (1855–1881 гг.). Подготовка реформ.

Крестьянские восстания на Луганщине в дореформенный период. Крестьянские восстания 1820–1850-х гг. на территории Луганского края. Выступление крестьян села Красный Кут в 1853 г. И. Нежальский. Результаты и последствия крестьянских восстаний.

Отмена крепостного права в Российской империи. Крестьянская реформа 19 февраля 1861 г. и ее условия: выкуп, временнообязанный статус крестьян, земельные отрезки.

Буржуазные реформы 1860–1870-х годов. Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы: земские собрания и городские думы. Судебная реформа (1864 г.). Военная реформа (1874 г.): всеобщая воинская повинность. Реформа образования. Реформа цензуры. Значение реформ.

Проведение реформ в украинских губерниях. Особенности проведения крестьянской и других реформ в украинских землях. Влияние реформ 1860–1870- х гг. на социально-экономическое развитие и политическое положение украинских губерний.

Промышленность, торговля и транспорт в пореформенный период развития Российской империи. Завершение промышленного переворота в 1890-е гг. Новые отрасли промышленности. Развитие торговли и транспортной системы. Новые промышленные районы. Промышленный подъем на рубеже XIX–XX вв. и формирование монополий.

Сельское хозяйство во второй половине ХIХ века. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Пережитки крепостничества: отработки и издольщина.

Расслоение крестьянства. Появление сельскохозяйственного пролетариата. Аграрный кризис 1870–1880-х гг. Переселенческое движение.

Луганщина во второй половине ХIХ века. Развитие сельского хозяйства после реформы 1861 г., основные изменения. Развитие предпринимательства в крае. Города и новые промышленные центры. Железнодорожное строительство в регионе.

Общественные движения 1860–1870-х годов. Возникновение народничества.

«Хождение в народ». Общество «Земля и воля». Революционно-террористическое крыло народничества. «Народная воля». Громадовское движение в украинских губерниях.

Внешняя политика Российской империи во второй половине ХIХ века. Расширение территориальных владений России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. «Союз трех императоров».

Александр III и его контрреформы. Правительственный кризис на рубеже 1870–1880-х гг. Контрреформы Александра. Усиление полицейского контроля. Ужесточение национальной политики и рост антиимперских настроений на окраинных землях.

Крестьянство Российской империи в конце ХIХ века. Вовлечение помещиков и крестьян в рыночные отношения. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Пережитки крепостничества. Специализация районов сельскохозяйственного производства. Расширение вольнонаемного труда.

Рабочее движение и распространение марксизма в Российской империи. Рост численности пролетариата. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие организации. Марксистские кружки. В. И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Тема 3. Культура народов Российской империи XIX века (4 ч)

Русская наука и образование. Достижения в сфере математики, физики, астрономии. Развитие географии. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена– М.П. Лазарева. Развитие биологии и медицины. Историческая наука и языкознание. Н. Карамзин, В. Соловьев, В. Ключевский и их вклад в развитие исторической науки. Философская мысль. Развитие образования: учебные заведения Российской империи до и после реформ 1860–1870-х гг.

«Золотой век» русской литературы и искусства. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Русская литература. Значение творчества А.С. Пушкина. Вклад в национальную и мировую культуру Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого, художников-передвижников. Архитектура и скульптура. Русская живопись. Театр и музыка.

Украинская культура ХIХ века. Украинское национально-культурное возрождение. Формирование украинского литературного языка в конце XVIII – начале XIX вв. «Энеида» И. Котляревского. «История Русов» и литературное возрождение. Развитие историко-этнографической науки. Творчество Т. Шевченко. Открытие высших учебных заведений. Харьковский университет как образовательный и научный центр. Валуевский циркуляр 1763 г. и Эмский указ 1876 г., их влияние на развитие украинской культуры. Философская мысль в украинских землях во второй половине XIX века: П. Юркевич, С. Гогоцкий, О. Потебня. Образовательный процесс в послереформенный период. Музыкальное искусство. Н. Лысенко. Украинский профессиональный театр. Изобразительное искусство. Архитектура.

Культурное развитие Луганского края в ХIХ веке. Предпосылки развития науки и образования на Луганщине в ХIХ веке. Основные направления научных исследований: металлургия, горнозаводское дело. Е. Ковалевский. А. Мевиус. Л. Лутугин. Штейгерская школа в Лисичанске. Роль земств в развитии образования и библиотечного дела. Выдающиеся педагоги Луганщины: С. Рыжков, Х. Алчевская, Б. Гринченко. Классические гимназии и реальные училища в крае. Развитие литературы. Н. Чернявский – писатель, педагог, общественный деятель. Зарождение театрального и циркового искусств. Архитектурные памятники Луганщины ХIХ века: усадьба К. Мсциховского, дом Н. Стефановича, усадьба Ф. Булацеля и другие. Церковная архитектура.

Выдающиеся деятели родного края ХIХ века. В. Даль. И. Бутков. А. Алчевский. А. Пастухов. В. Гаршин. Н. Холодилин. Г. Гартман. В. Шафрановский. Я. Бутков. С. Ильенко.

Тема 4. Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ вв. (5 ч)

Общественно-политическое развитие Российской империи в конце ХIХ– начале ХХ века. Территория и административное устройство. Формирование общероссийских и украинских партий.

Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ века. Политика модернизации «сверху». Концентрация производства. Монополизация. Влияние мирового экономического кризиса 1900–1903 гг. на экономику Российской империи. Трудовая миграция. Изменения в социальной сфере.

Развитие Луганского края в конце ХIХ – начале ХХ века. Промышленный бум конца ХIХ начала ХХ вв. в регионе. Развитие угольной промышленности. Развитие черной металлургии. Луганщина – центр развития машиностроения. Химическая промышленность. Развитие акционерных обществ. Участие жителей края в представительских организациях и союзах. Кредитные организации. Создание кооперативов.

Революция 1905–1907 годов в Российской империи. Причины, движущие силы революции. Русско-японская война 1904–1905 гг., ее влияние на общество. Массовые выступления рабочих. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Возникновение Советов рабочих депутатов. Восстание матросов на броненосце

«Потемкин», восстание моряков в Севастополе под руководством П. Шмидта. Восстание в Киеве под руководством Б. Жадановского. «Манифест 17 октября 1905 г.». Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. I и II Государственная дума. Избирательный закон 1907 г.

Луганщина в годы российской революции 1905–1907 годов. Луганский комитет РСДРП в годы революции. Забастовки рабочих. Крестьянские выступления. Формирование Советов народных депутатов. Я. Моргенштейн. А. Пархоменко. Н. Волошин. К. Ворошилов. Д. Паранич. В. Радаков.

Период реакции и столыпинская аграрная реформа 1906–1911 годов. Политический курс П. Столыпина. III и IV Государственная Дума. Цель, содержание, результаты аграрной реформы. Ликвидация общины. Развитие кооперации. Переселенческая политика. Особенности проведения реформы на украинских землях.

Повторительно-обобщающие уроки (3 ч). Урок резерва (1 ч)

Требования к результатам освоения программы

Результатами изучения курса «История Отечества» в 6–9 классах является следующее:

  1. Личностные результаты:

− идентификация каждым из учащихся себя как личности, члена семьи, гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

− постижение гуманистических норм, демократических ценностей современного общества, признание прав и свобод личности и человека как общественной ценности;

− осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, развитие способности вырабатывать и демонстрировать ответственное поведение в обществе;

− сформированность политкорректности, этнической и религиозной толерантности, общего понимания культурного многообразия мира и уважения к культурам мира.

  1. Метапредметные результаты

− умение организовать и сознательно регулировать свою учебную, общественную и иную деятельность;

− умение получать, постигать и преобразовывать информацию (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы, систематизировать знания, классифицировать понятия и т. д.), использовать разнообразные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

− сформированная способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и т.д.);

− готовность быть представителем команды, работать в коллективе, постигать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

− владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  1. Предметные результаты:

− овладение знаниями об исторической судьбе отдельных личностей, этносов и этнических групп, проживавших и проживающих ныне на территории Отечества как необходимой основы для миропонимания и познания специфики существования современного общества;

− сформированная способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для выявления сущности и значения событий, явлений прошлого и современности;

− развитое умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность (умение работать с историческим атласом и картой, документальными и вещественными источниками, фотоснимками, видеоматериалами, графическими изображениями, данными статистики и т.д.);

− расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и исторической деятельности личностей и народов в истории своего Отечества и человечества в целом;

− готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников «малой родины», своей страны и мира.


Требования к уровню подготовки учащихся

Программа курса «История Отечества» предусматривает овладение учащимися базовыми предметными знаниями, формирование и развитие у учащихся предметных и метапредметных умений и навыков, достижение учащимися личностных результатов развития.


Классификация умений и навыков как результатов учебных достижений учащихся

Знания, умения и навыки

Характеристика сформированных умений и навыков учащийся

Знание хронологии; работа с хронологией

Сформированность умений и навыков:

− соотносить хронологические показатели (год с веком, столетие с тысячелетием);

− указывать хронологические рамки и периоды основных процессов, даты важнейших событий отечественной истории;

− устанавливать последовательность и синхронность исторических событий отечественной истории;

− выделять существенные признаки и особенности исторических периодов отечественной истории;

− соотносить события отечественной и всемирной истории;

− использовать периодизацию как способ познания исторического процесса;

− пользоваться линией времени;

− составлять хронологические таблицы.

Знание исторических фактов;

работа с фактами

Сформированность умений и навыков:

− характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

− группировать и классифицировать факты по различным признакам;

− строить критическую оценку факта, опираясь на собственную систему ценностей

Работа с историческими источниками

Сформированность умений и навыков:

− читать историческую карту с опорой на легенду;

− выполнять задания на контурной карте;

− проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

− сравнивать данные различных источников, выявлять их сходство и различия;

− самостоятельно интерпретировать содержание исторических источников;

− критически анализировать и оценивать исторические источники.

Описание (реконструкция)

Сформированность умений и навыков:

− строить рассказ (устный или письменный) об исторических событиях и их участниках;

− характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические периоды;

− на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение

Сформированность умений и навыков:

− распознавать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

− соотносить единичные исторические факты и общие явления;

− называть характерные, существенные признаки исторических событий, явлений и процессов;

− раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

− анализировать, синтезировать усвоенную информацию;

− давать сравнительную и обобщающую характеристику явлений и процессов;

− излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;

− оценивать исторические события, делать критические выводы.

Работа с версиями, оценками

Сформированность умений и навыков:

− оценивать события и деятельность исторических личностей в историческом процессе;

− определять роль личности в истории, выявлять мотивы деятельности исторических деятелей;

− выявлять тенденциозную информацию и объяснять ее необъективность;

− определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории, давать им оценку, формулировать эмоционально-ценностную оценку исторических событий и деятельности исторических личностей

Применение знаний и умений в общении и социальной среде

Сформированность умений и навыков:

− применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; − использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

− способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

− участвовать в дискуссиях, аргументируя и отстаивая в них собственную позицию.


6 класс (34ч)

История Отечества с древнейших времен до конца XV века ( до 1505 г.)

Календарно- тематическое планирование на 2017-2018 уч.г.



п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Приме-чание

по плану

по факту


1.

1

Введение. (1ч)

История Отечества – часть всемирной истории.






Тема 1. Древние народы и государства в истории Отечества (5 ч)


2.

1

Наш край в древности.




3.

2

Образование первых государств.




4.

3

Восточная Европа в середине I тыс. н. э.




5.

4

Соседи славян.




6.

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древние народы и государства в истории Отечества».






Тема 2. Русь в IX– первой половине XII века: становление и расцвет

государства восточных славян (10 ч)

7

1

Образование Древнерусского государства.




8

2

Политика первых князей.

Княжение Ольги и Святослава.




9

3

Князь Владимир Святославович и крещение Руси.




10

4

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.




11

5

Общественно-политическое устройство Древнерусского государства.




12

6

Русь во времена правления Ярославичей.

Владимир Мономах.




13

7

Кочевые племена на территории Луганского края.




14

8

Духовная жизнь Древней Руси.




15

9

Повседневная жизнь населения




16

10

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в ІХ–ХІ веках»






Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII вв.: политическая

раздробленность и удельные княжества (5 ч)


17

1

Удельные княжества в XII–XIII веках.




18

2

Княжества Северо-Восточной Руси.




19

3

Княжества Юго-Западной Руси.




20

4

Культурное развитие Древней Руси XII–XIII веков.




21

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII вв.»






Тема 4. Борьба Руси против внешней агрессии в начале XIII – конце XIV веков(6 ч)


22

1

Монгольские нашествия на Русь.




23

2

Русь под властью Золотой Орды.




24

3

Население Луганского края в период Золотой Орды.




25

4

Борьба Руси с западными завоевателями.




26

5

Экспансия в древнерусские земли Польского и Венгерского королевств, Великого княжества Литовского.




27

6

Повторительно-обобщающий урок «Борьба Руси против внешней агрессии в начале XIII – конце XIV вв.»






Тема 5. Усиление Москвы и формирование единого Русского государства в XV веке (7 ч)


28

1

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.




29

2

Укрепление Московского княжества. Куликовская битва.




30

3

Московское княжество и его соседи в конце XIV–XV веков.




31

4

Распад Золотой Орды и Дикое поле.




32

5

Завершение образования Русского о государства в конце XV века.




33

6

Русская культура и православная церковь второй половины XIII–XV веков.




34

7

Повторительно-обобщающий урок «Формирование единого Русского государства в XV веке»





Календарно-тематическое планирование

по истории Отечества на 2017-2018 учебный год

7 класс (34 часа)


№ п/п

№ урока в теме


Тема урока

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

1

1

Введение






Тема 1. История Отечества в XVI – первой половине XVII вв. (14 часов)




2

1

Российское государство в XVI в.




3

2

Люблинская уния 1569 г. и ее последствия




4

3

Запорожская Сечь.




5

4

Европейское религиозное движение и православные братства




6

5

Повторительно-обобщающий.

Тема История Отечества в XVI в




7

6

Казачество в первой половине История Отечества в XVII в




8

7

Московское царство в первой половине XVII в




9

8

Социальная структура общества и экономическая жизнь в XVI – первой половине XVII в




10

9

Особенности развития культуры




11

10

Книгопечатание. ИЗО. Музыка.




12

11

Луганщина в XVI – первой половине XVII в




13

12

Поселения казаков на территории Луганского края




14

13

Запорожцы на землях Луганщины




15

14

Повторительно-обобщающий урок. Тема. История Отечества в XVI – первой половине XVII в






Тема. История Отечества во второй половине XVII в (19 часов)




16

1

Освободительная война под руководством Б.Хмельницкого




17

2

Битвы под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами




18

3

Военно-политические события 1649-1653 гг.




19

4

Создание гетьманского государства




20

5

Переяславская Рада 1654 г.




21

6

Русско-польская война 1654-57 гг.




22

7

Причины и сущность периода «руины»




23

8

Гетьманы Дорошенко, Многогрешный, Самойлович




24

9

Чигиринские походы




25

10

Повторительно-обобщающий урок. Тема. История Отечества во второй половине XVII в




26

11

Русско-турецкие и русско-польские отношения




27

12

«Вечный мир». Крымские походы




28

13

Развитие культуры во второй половине XVII в




29

14

Религиозные верования




30

15

Образование. Литература. Научные знания




31

16

Живопись. Архитектура.




32

17

Церковная жизнь




33

18

Повторительно-обобщающий урок. Тема. История Отечества во второй половине XVII в




34

19

Итоговое повторение и оценивание





8 класс (34 часа)

История Отечества в конце XVII – XVIII веках (1689-1801 гг.)

Календарно- тематическое планирование



п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Приме-чание

по плану

по факту


1

1

Введение (1ч)






Тема 1. История Отечества в конце XVII – первой половине XVIII века (16 ч)


1

1

Россия на рубеже веков. Начало царствования Петра I.




2

2

Северная война 1700–1721 гг.




3

3

Преобразования Петра I.




4

4

Экономическая политика Петра I.




5

5

Церковная реформа.




6

6

Гетманщина в конце XVII – первой половине XVIII в.




7

7

Гетманство Ивана Мазепы.




8

8

Положение в Гетманщине после Полтавской битвы.




9

9

Борьба казацкой старшины Гетманщины за восстановление государственных прав.




10

10

Повторительно-обобщающий урок «Россия на рубеже веков».




11

11

Административно-территориальное устройство Левобережной Гетманщины и Слободской Украины в конце XVII – первой половине XVIII века.




12

12

Восстание под руководством Кондратия Булавина на Луганщине.




13

13

Поселение сербов на территории края.




14

14

Развитие культуры в конце XVII – первой половине XVIII века: образование, наука, литература, музыка.




15

15

Развитие культуры в конце XVII – первой половине XVIII века: архитектура, живопись, церковная жизнь.




16

16

Повторительно-обобщающий урок «Левобережная Гетманщина и Слободская Украина в конце XVII – первой половине XVIII века».






Тема 2. Российская империя во второй половине XVIII века (18 ч)


17

1

Внутренняя политика Екатерины ІІ.




18

2

Социальная структура российского общества второй половины XVIII века.




19

3

Социальные движения и восстание Е. Пугачева.




20

4

Ликвидация Гетманщины.




21

5

Ликвидация Запорожской Сечи.




22

6

Русско-турецкие войны во второй половине XVIII века.




23

7

Экономическое освоение южных земель Российской империи.




24

8

Повторительно-обобщающий урок «Россия во время правления Екатерины ІІ»




25

9

Внутренняя политика Павла I.




26

10

Внешнеполитическая деятельность Павла I.




27

11

Разделы Речи Посполитой и вхождение Правобережной Украины в состав Российской империи.




28

12

Административно-территориальное устройство нашего края в XVIII веке.




29

13

Основание Луганска.




30

14

Развитие культуры во второй половине XVIII века. Развитие гуманитарных наук и литературы.




31

15

Развитие культуры во второй половине XVIII века.

Русская архитектура.




32

16

Развитие культуры во второй половине XVIII века.

Живопись, скульптура, музыка, театр




33

17

Повторительно-обобщающий урок «Российская империя во второй половине XVIII века».




34

18

Урок резерва (1ч)





9 класс (34 часов)

История Отечества в ХХ веке (1900-1939 гг.)

Календарно- тематическое планирование

п/п

урока

в теме



Тема урока

Дата проведения

Приме-чание

по плану

по факту




Тема 1. Кризис феодально-крепостнических порядков (первая половина XIX в.) 8 ч


1

1

Введение.

Российская империя в начале XIX века.




2

2

Украинские земли в составе Российской империи.




3

3

Социально-экономическое развитие Российской империи в первой половине XIX века.




4

4

Луганщина в конце XVIII – первой половине ХIХ века.

Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Донбассе.




5

5

Отечественнаявойна 1812 года.

Луганский край и Отечественнаявойна 1812 года.




6

6

Декабристское движение.




7

7

Реформы Николая I.




8

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Кризис феодально-крепостнических порядков».






Тема 2. Российская империя в конце ХIХ – начале ХХ века – 3 ч


9

1

Общественно-политическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Социально-экономическое развитие Российской империи в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Развитие Луганского края в конце ХIХ – начале ХХ вв.







10

2

Революция 1905–1907 гг. в Российской империи.

Луганщина в годы российской революции 1905–1907 гг.




11

3

Период реакции и столыпинская аграрная реформа 1906–1911 гг.






Тема 3. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Революция 1917 года в Российской империи. Гражданская война – 5 ч

12

1

Первая мировая война 1914–1918 гг.

Луганщина в годы Первой мировой войны.




13

2

Российская революция 1917 г.

Национальные движения в Российской империи.




14

3

Установление большевистской власти в Петрограде в октябре 1917 г.

Луганский край в годы революционных событий.




15

4

Донецко-Криворожская советская республика.




16

5

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первая мировая война 1914–1918 гг. Революция 1917 года в Российской империи. Гражданская война».






Тема 4. УССР в 1920-е гг. – 8 ч

17


Гражданская война и военная интервенция.

Луганский край в годы гражданской войны.




18


Политика советского правительства в 1919 году.




19

1

Процесс образование СССР и вхождение в него советских социалистических республик.




20

2

Социально-экономическое развитие УССР в период новой экономической политики.




21

3

Политическое развитие УССР в 1920-е годы.




22

4

Международное положение и внешняя политика УССР в 1920-е годы.




23

5

Духовная жизнь советского общества в 1920-е годы.




24

6

Повторительно-обобщающий урок по теме

«УССР в 1920-е гг.».






Тема 5. УССР в 1930-е гг. Советская модернизация – 10 ч

25

1

Социалистическая индустриализация.




26

2

Коллективизация сельского хозяйства в УССР.




27

3

Луганщина в годы советской модернизации.




28

4

Луганщина – родина стахановского движения.




29

5

Политическое развитие в 1930-е годы.




30

6

Советская культура в 1930-е годы.




31

7

Культурное развитие Луганщины первой половины XX в.




32

8

Внешняя политика СССР в 1930-е годы и украинские земли.




33

9

Повторительно-обобщающий урок по теме

«УССР в 1930-е годы. Советская модернизация».




34

10

Урок резерва (1ч.) Анализ изученного материала.





































Рассмотрено на МО

Учителей ____________________________

Дата: _________________________

Протокол № _____ от __________________________



Согласовано:

Зам. директора по УВР ___________________________________

Подпись: __________________________

Дата: ______________________________

44