СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа на основе авт. Неменский Б.М.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа на основе авт. Неменский Б.М.»


Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ № 5

от 01.06.2016 № 203












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Предмет: Изобразительное искусство


Класс: 1 д,е,ж,з,и


Количество часов (всего): 33 ч.


Учитель: Стругова Эльвира Наильевна


Учебный год: 2016 – 2017 учебный год




Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями от 31 декабря 2015г.), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №5, с учетом авторской программы«Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)

Рабочая программа конкретизирует распределение учебного материала по темам и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Учебник Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс (авторы: Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М.); Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс (авторы: Коротеева Е. И. / Под редакцией Неменского Б. М.)



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Личностные УУД

Метапредметные УУД

Предметные



Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД


1 класс

Ученик научится

(базовый уровень)

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других на- родов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;




формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при- знакам;;






использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.


Различать основные виды художественной деятельности (рисунок , живопись , скульптура, художественное конструирование и дизайн , декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности , используя различны е художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла ; создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства : композицию , форму , ритм , линию , цвет, объём , фактуру : различны е художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла.

Ученик получит возможность научиться

(повышенный уровень)

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;



Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях: высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

  1. Содержание учебного предмета

1 класс



№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них практическая часть

Краткое содержание раздела

1

Ты учишься изображать

9


Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.


2

Ты украшаешь

8


Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.


3

Ты строишь

11


Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.


4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5


Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.



Итого:

33





Содержание учебного предмета

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Региональная составляющая программы.

Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования (далее – региональный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г. в соответствии приказом.

Министерства образования Российской Федерации от № 1089

Региональный компонент является составной частью государственного стандарта общего образования.

Изучение направлено на достижение следующих целей:

освоение первоначальных знаний о народных ремёслах и промыслах коренных жителей ХМАО; формирование потребности и заинтересованности в их освоении.

воспитание чувства национальной гордости и любви к родному краю, уважительного отношения к традициям и




Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству.

1 класс- 33 часа


№ п/п

Тема урока

Количество часов


Дата

Тип урока

Содержание, основные понятия




класс

план

факт



1 четверть (9 часов)

1

Мир вокруг нас полон красок. Экскурсия


1



Урок-виртуальная экскурсия

Красота природы и красок

Любование осенним лесом.









2

Изображение всюду вокруг нас


1



Урок творческая мастерская

Красота родной природы

Нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать (радуга, солнце). (Бумага, краски)









3

Мастер Изображения учит видеть


1



Урок - сказка

Умение видеть и быть зрителем

Ветер в осеннем лесу









4

Осень – пора плодородия


1



Урок-путешествие

Пространственное расположение

Изображение овощей, создание книги загадок.









5

Осенний букет .


1



Урок-виртуальная экскурсия

Умение любоваться цветами

Роспись цветов-заготовок (гуашь, кисти, бумага









6

Изображать можно пятном

1



Урок-сказка

Любовь к животным и умение их рисовать

Превратить произвольно сделанное краской пятно в изображение зверушки (одноцветная краска, вода, фломастеры)









7

Изображать можно линией


1



Урок-творческая мастерская

Умение рисовать линией мир вокруг себя

Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе» (карандаш, бумага)









8

Разноцветные краски


1



Урок-сказка

Знакомство с красками и их многоцветием

Создание сказочного коврика (гуашь, кисть, бумага)









9

Изображать можно и то, что не видимо (настроение)

1








Урок-путешествие

Умение чувствовать настроение

Изобразить радость или грусть цветом (гуашь, кисти, бумага)









2 четверть (7 часов)

10

Мир полон украшений. Мы готовимся к зиме


1



УОНМ

Украшение варежки орнаментом.










11

Красоту надо уметь замечать.


1



УРУ иН

Рисование тушью по синему фону деревьев и украшение их белым снегом.










12

Узоры на крыльях


1



Комбиниро-ванный

Украшение крыльев бабочки графическими материалами.










13

Красивые рыбы



1



УОНМ

Украшение рыбки узорами чешуи (акварель, фломастер)Умение составлять узор самостоятельно.









14

Украшения птиц

1



УРУ иН

Умение видеть красоту разнообразных поверхностей.









15

Наши зимние забавы


1




Работа в холодной гамме

Рисование композиционной картины «зимние забавы».










16

Мастер. Украшения помогает сделать праздник

1



УОНМ

Знакомство с традициями Нового года разных стран. Рисование новогоднего подарка.









3 четверть (9 часов)

17

Постройки в нашей жизни


1




Придумать и нарисовать сказочный дом для себя (цветные мелки, бумага)










18


Дома бывают разными


1



УОНМ

Придумать дом и построить его с помощью печаток (печатки, гуашь, вода)










19

Дом снаружи и внутри. Дом – буква.


1



УРУ иН

Разные способы и приемы аппликации

Изображение дома в виде буквы алфавита (мелки, цветные карандаши, фломастеры)










20

Все имеет свое строение


1



УОНМ

Постройку можно увидеть в любом предмете . Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей в технике аппликация (цветная бумага, ножницы, клей)










21

Постройка предметов


1



УРУ иН

Изготовление подарка – сюрприза для папы









22

«Чудо – букет»


1



УОНМ

Изготовление букета в технике аппликация


Умение подбирать красивое сочетание цветов и их оттенков










23

Строим вещи


1



УРУ иН

Строить можно не только дома, но и вещи

Конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их (цветная бумага, ножницы, клей)










24

Город, в котором мы живем


1



Комбиниро-ванный

Создание города (коллаж) Создание панно «Мой город» (большой лист бумаги, гуашь, готовые аппликации построек)










25

Домики которые построила природа

1



Комбиниро-ванный

Рисование сказочных домиков в форме овощей и фруктов










4 четверть (8 часов)

26

Деревья проснулись


1



УОНМ

Из журнальной бумаги создать в технике аппликация веточку цветущего дерева










27

Деревья любуются своим отражением


1



УРУ иН

В технике монотипия изобразить деревья отражающиеся в воде










28

Разноцветные букашки


1



УРУ иН

Красота насекомых в природе

Конструирование и украшение жуков, птиц, бабочек (цветная бумага, ножницы, клей, нитки)










29

Весенние первоцветы


1



УРУ иН

Знакомство с первыми весенними цветами

Изображение весеннего пейзажа с первоцветами (краски, кисти, бумага)










30

Весна. Прилет птиц


1



УОНМ

Разнообразие птиц

Изображение птиц (краски, кисти, бумага)










31

Танец бабочек - красавиц


1



Комбиниро-ванный

Ознакомить с законом симметрии Изображение бабочек в технике монотипия










32

Урок любования, умения видеть, экскурсия


1




Любование окружающей природой

Экскурсия










33

Здравствуй, лето!

1



Комбиниро-ванный

Создание коллективного панно Создание панно «Здравствуй, лето!» (гуашь, кисти, бумага)