Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ № 5 от 01.06.2016 № 203 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 1 д,е,ж,з,и
Количество часов (всего): 33 ч.
Учитель: Стругова Эльвира Наильевна
Учебный год: 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (с изменениями от 31 декабря 2015г.), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №5, с учетом авторской программы«Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)
Рабочая программа конкретизирует распределение учебного материала по темам и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Учебник Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс (авторы: Неменская Л. А. / Под редакцией Неменского Б. М.); Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс (авторы: Коротеева Е. И. / Под редакцией Неменского Б. М.)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные УУД
Метапредметные УУД
Предметные
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
1 класс
Ученик научится
(базовый уровень)
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других на- родов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при- знакам;;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.
Различать основные виды художественной деятельности (рисунок , живопись , скульптура, художественное конструирование и дизайн , декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности , используя различны е художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла ; создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства : композицию , форму , ритм , линию , цвет, объём , фактуру : различны е художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла.
Ученик получит возможность научиться
(повышенный уровень)
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях: высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Содержание учебного предмета
1 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Из них практическая часть | Краткое содержание раздела |
1 | Ты учишься изображать | 9 | | Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. |
2 | Ты украшаешь | 8 | | Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. |
3 | Ты строишь | 11 | | Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | | Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. |
| Итого: | 33 | | |
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Региональная составляющая программы.
Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования (далее – региональный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г. в соответствии приказом.
Министерства образования Российской Федерации от № 1089
Региональный компонент является составной частью государственного стандарта общего образования.
Изучение направлено на достижение следующих целей:
освоение первоначальных знаний о народных ремёслах и промыслах коренных жителей ХМАО; формирование потребности и заинтересованности в их освоении.
воспитание чувства национальной гордости и любви к родному краю, уважительного отношения к традициям и
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству.
1 класс- 33 часа
№ п/п | Тема урока | Количество часов | | Дата | Тип урока | Содержание, основные понятия |
| | | класс | план | факт | | |
1 четверть (9 часов) |
1 | Мир вокруг нас полон красок. Экскурсия | 1 | 1д | | | Урок-виртуальная экскурсия | Красота природы и красок Любование осенним лесом. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
2 | Изображение всюду вокруг нас | 1 | 1д | | | Урок творческая мастерская | Красота родной природы Нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать (радуга, солнце). (Бумага, краски) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
3 | Мастер Изображения учит видеть | 1 | 1д | | | Урок - сказка | Умение видеть и быть зрителем Ветер в осеннем лесу |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
4 | Осень – пора плодородия | 1 | 1д | | | Урок-путешествие | Пространственное расположение Изображение овощей, создание книги загадок. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
5 | Осенний букет . | 1 | 1д | | | Урок-виртуальная экскурсия | Умение любоваться цветами Роспись цветов-заготовок (гуашь, кисти, бумага |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
6 | Изображать можно пятном | 1 | 1д | | | Урок-сказка | Любовь к животным и умение их рисовать Превратить произвольно сделанное краской пятно в изображение зверушки (одноцветная краска, вода, фломастеры) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
7 | Изображать можно линией | 1 | 1д | | | Урок-творческая мастерская | Умение рисовать линией мир вокруг себя Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе» (карандаш, бумага) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
8 | Разноцветные краски | 1 | 1д | | | Урок-сказка | Знакомство с красками и их многоцветием Создание сказочного коврика (гуашь, кисть, бумага) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
9 | Изображать можно и то, что не видимо (настроение) | 1 | 1д | | | Урок-путешествие | Умение чувствовать настроение Изобразить радость или грусть цветом (гуашь, кисти, бумага) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
2 четверть (7 часов) |
10 | Мир полон украшений. Мы готовимся к зиме | 1 | 1д | | | УОНМ | Украшение варежки орнаментом. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
11 | Красоту надо уметь замечать. | 1 | 1д | | | УРУ иН | Рисование тушью по синему фону деревьев и украшение их белым снегом. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
12 | Узоры на крыльях | 1 | 1д | | | Комбиниро-ванный | Украшение крыльев бабочки графическими материалами. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
13 | Красивые рыбы | 1 | 1д | | | УОНМ | Украшение рыбки узорами чешуи (акварель, фломастер)Умение составлять узор самостоятельно. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
14 | Украшения птиц | 1 | 1д | | | УРУ иН | Умение видеть красоту разнообразных поверхностей. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
15 | Наши зимние забавы | 1 | 1д | | | | Работа в холодной гамме Рисование композиционной картины «зимние забавы». |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
16 | Мастер. Украшения помогает сделать праздник | 1 | 1д | | | УОНМ | Знакомство с традициями Нового года разных стран. Рисование новогоднего подарка. |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
3 четверть (9 часов) |
17 | Постройки в нашей жизни | 1 | 1д | | | | Придумать и нарисовать сказочный дом для себя (цветные мелки, бумага) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
18 | Дома бывают разными | 1 | 1д | | | УОНМ | Придумать дом и построить его с помощью печаток (печатки, гуашь, вода) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
19 | Дом снаружи и внутри. Дом – буква. | 1 | 1д | | | УРУ иН | Разные способы и приемы аппликации Изображение дома в виде буквы алфавита (мелки, цветные карандаши, фломастеры) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
20 | Все имеет свое строение | 1 | 1д | | | УОНМ | Постройку можно увидеть в любом предмете . Создание из простых геометрических форм изображения разных зверей в технике аппликация (цветная бумага, ножницы, клей) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
21 | Постройка предметов | 1 | 1д | | | УРУ иН | Изготовление подарка – сюрприза для папы |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
22 | «Чудо – букет» | 1 | 1д | | | УОНМ | Изготовление букета в технике аппликация Умение подбирать красивое сочетание цветов и их оттенков |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
23 | Строим вещи | 1 | 1д | | | УРУ иН | Строить можно не только дома, но и вещи Конструирование из бумаги упаковок или сумок, украшение их (цветная бумага, ножницы, клей) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
24 | Город, в котором мы живем | 1 | 1д | | | Комбиниро-ванный | Создание города (коллаж) Создание панно «Мой город» (большой лист бумаги, гуашь, готовые аппликации построек) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
25 | Домики которые построила природа | 1 | 1д | | | Комбиниро-ванный | Рисование сказочных домиков в форме овощей и фруктов |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
4 четверть (8 часов) |
26 | Деревья проснулись | 1 | 1д | | | УОНМ | Из журнальной бумаги создать в технике аппликация веточку цветущего дерева |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
27 | Деревья любуются своим отражением | 1 | 1д | | | УРУ иН | В технике монотипия изобразить деревья отражающиеся в воде |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
28 | Разноцветные букашки | 1 | 1д | | | УРУ иН | Красота насекомых в природе Конструирование и украшение жуков, птиц, бабочек (цветная бумага, ножницы, клей, нитки) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
29 | Весенние первоцветы | 1 | 1д | | | УРУ иН | Знакомство с первыми весенними цветами Изображение весеннего пейзажа с первоцветами (краски, кисти, бумага) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
30 | Весна. Прилет птиц | 1 | 1д | | | УОНМ | Разнообразие птиц Изображение птиц (краски, кисти, бумага) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
31 | Танец бабочек - красавиц | 1 | 1д | | | Комбиниро-ванный | Ознакомить с законом симметрии Изображение бабочек в технике монотипия |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
32 | Урок любования, умения видеть, экскурсия | 1 | 1д | | | | Любование окружающей природой Экскурсия |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |
33 | Здравствуй, лето! | 1 | 1д | | | Комбиниро-ванный | Создание коллективного панно Создание панно «Здравствуй, лето!» (гуашь, кисти, бумага) |
1е | | |
1ж | | |
1з | | |
1и | | |