СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности» по направлению: социальное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена для занятий внеурочной деятельностью в 1-4 классах.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования курса внеурочной деятельности «Азбука безопасности» по направлению: социальное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области





РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

МБОУ «Кардымовская СШ»

Протокол № 1

от 31. 08.2017г.

Руководитель МО

О.И. Пономарева __________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

Н.В. Морковкина __________

30. 08.20 17г.

УТВЕРЖДЕНО

Педсоветом МБОУ «Кардымовская СШ»

Протокол № 1

от 30.08.2017г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

курса внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

по направлению: социальное

для 1- 4 класса А

Срок реализации 4 года










Составлено

учителем начальных классов 1 категории

Барановой Еленой Владимировной







2017г.

Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Азбука безопасности »,1 класс, составлена для учащихся 1 «А» класса на 2017-2018 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  3. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2017-2018 учебный год



На прохождение курса отводится – 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы)


Формы проведения итогового занятия:

1 класс: участие в фестивале внеурочной деятельности.

2-4 класс –участие конкурсе «Безопасное колесо»


Актуальность программы:

Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».



  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;

  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы

Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:

Первый год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

— объяснять свой путь от дома до школы;

— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять из многообразия объектов транспортное средство;

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

— различать цвет и форму запрещающих знаков;

— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

— различать сигналы светофора и объяснять их значение;

— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

Второй год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Третий год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Четвёртый год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— характеризовать слова «опасность», «опасный»;

— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,

— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— объяснять значение правил дорожного движения;

— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;

— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;

— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.

−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

способствуют:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.























2. Содержание программы

1 класс

Назвние

раздела

Тема

Краткое содержание

Формы и методы

Планируемые проекты


Введение.

Задачи курса.

Беседа

Инструктаж по ТБ

Дорожная

азбука

Дорога в школу и домой.

Рассказ о местоположении школы в населённом пункте. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.

Беседа

Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни»

Практическое занятие

Создание макета безопасного пути в школу

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

Наиболее опасные места для движения пешеходов. Повышение интенсивности движения транспорта

Презентация «На улицах посёлка», «В городе»

Настольнаяигра

Рисунок «Опасности на дорогах»

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине

Дорога. Обочина, тротуар, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правиладвиженияпозагороднойдороге.

Просмотр м/ф «Безопасное место», «Пограничная территория»

Модель из пластилина «Дорога. Тротуар. Обочина»

Светофор.

Пешеходный светофор и его сигналы.

Просмотр м/ф «Светофор», «Мигающие человечки»

Изготовление закладки для книги «Светофор»

Пешеходныйпереход.

Где и как надо переходить улицу

Просмотр м/ф «Зебра», «Переходы»

Практическоезанятие

Выучить стихотворение «Зебра»

Чтоозначаютдорожныезнаки.

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие

Просмотр м/ф «Дорога. Знаки», «Не детский знак»

Рисунок «Дорожные

знаки»

Праздник «Посвящение в пешеходы»

Повторение пройденного материала по ПДД

Викторина, конкурсы, подвижные игры

Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Безопасный путь в школу»



Практическоезанятие

«Я-пешеход»

Занятие на улице. Проверка знаний, умений, полученных при изучении раздела

Практическое занятие



Служба 01

Огонь – друг и враг человека

Выявление знаний по теме. Анализ конкретных ситуаций

Просмотр м/ф «Огонь-друг и враг человека»

Рисунок «Огонь – враг человека»

Спички не тронь, в спичках огонь!

Разборситуаций.

Беседа. Игра.

Просмотр м/ф «Опасные игрушки»

Рисунок «Такие опасные безопасные спички»

Причинывозникновенияпожара

Изучение материала на основе литературных произведений С.Я.Маршака и К.И.Чуковского

Беседа по стихотворениям

Просмотр м/ф «Чтобы не было беды»

Выучить отрывки из рассмотренных произведений

Противопожарныйрежим в школе

Пожарная сигнализация. Запасные выходы. Правила эвакуации

Беседа


Действия в случаепожара.

Вызов пожарной охраны по телефону. Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах

Беседа

Практическое занятие

Просмотр м/ф «Пожар в квартире»

Моделирование действий в случае пожара

Практическоезанятиепоэвакуации


Практическоезанятие


Конкурсрисунков «Осторожно, огонь!»


Защитарисунков «Осторожно, огонь!»


Игра «Пожарнаядружина»


Игра-соревнование


Опасные и чрезвычайныеситуации

Что вокруг нас может быть опасным?

Чего нужно опасаться в повседневной жизни.

Разбор конкретных ситуаций


Опасныеситуации в школе

Безопасное поведение в школе: кабинет, коридор, лестница, игровая площадка, спортзал, столовая

Беседа

Экскурсия по школе

Рассказ родителям об опасных местах в школе

Опасность у тебя дома

Что дома может быть опасным: химические, лекарственные средства; электроприборы; колющие и режущие предметы

Беседа

Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Острыепредметы»

Составить

список

опасных

предметов

Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу?

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Один дома»

Памятка

«Я дома один»

Как вести себя с домашними питомцами

Когда четвероноги едрузья опасны.

Анализ конкретных ситуаций


Отдыхаембезопасности

Опасности, подстерегающие нас на отдыхе

Просмотр и анализ м/ф «Безопасность на воде летом», «Место для купания», «Теплее, ещё теплее»

Нарисовать

знаки безопасности

Опасныерастения и грибы

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые растения.

Презентация «Опасные растения и грибы»

Работа с гербарием

Рисунок «Несъедобные

грибы»

Нетрогайнас

Хищники. Ядовитые животные. Животные-возбудители опасных заболеваний. Местаобитанияопасныхживотных

Презентация «Не трогай нас!»

Практическое занятие на школьной площадке


Составить рассказ по серии картинок

С кемдружатболезни

Ситуации, которые могут привести к болезням

Разбор

конкретных

ситуаций


Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях


Практическое

занятие


Итоговое занятие. Игра-викторина «Моя безопасность»


Подведение итогов изучения курса за год

Викторина, конкурсы, подвижные игры


2 класс


Название раздела

Тема

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов


Введение.

Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий

Беседа


Инструктаж по ТБ

Дорожная азбука

Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.

Повторение ПДД , изученных в 1 классе. История ПДД. Примеры ДТП с детьми, произошедшими в районе в течение года

Просмотр м/ф «История ПДД», «Кто быстрее», «Гонки с препятствиями», «Где кататься»

Практическое занятие

Памятка «Как вести себя на улице»

На наших улицах.

Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы. Знакомство с дорожными знаками.

Беседа

Практическое занятие

Рисунок «Улица полна опасностей»

Сигналы светофора и регулировщика.

Светофоры. Регулировщик движения. Положения и жесты регулировщика

Просмотр м/ф «Пляшущие человечки», «Гармония светофора», «Сигналы регулировщика»

Рисунок «Регулировщик на дороге»

Правила перехода улиц и дорог.

Чтение и анализ рассказа Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился»

Презентация «В добрый путь»

Практическое занятие


Обязанности пассажиров.

Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров

Беседа

Просмотр м/ф «В автобусе», «На остановке», «Самая страшная машина»

Подготовка к итоговому занятию

Викторина «Знатоки правил дорожного движения»

Подведение итогов изучения раздела

Викторина. Тест.

Конкурс рисунков


«Мы учимся соблюдать ПДД»

Подведение итогов

Занятие 1. Игра «Путешествие по стране машин и переходов»

Занятие 2. Игры и соревнования на школьной площадке


Служба 01

Огонь – друг и враг человека

Повторение ППБ, изученных в 1 классе

Беседа

Презентация «Огонь-друг и враг человека»

Рисунок «Огонь – друг человека»

Причины возникновения пожара

По каким причинам возникают пожары.

Просмотр м/ф «Игры с огнём», «Огонь ошибок не прощает»

Письмо другу «Почему возникают пожары»

Противопожарный режим в школе

Повторение изученного в 1 классе. Школьный план эвакуации.

Беседа

Изучение плана эвакуации


Практическое занятие по эвакуации


Практическое занятие


Действия в случае пожара дома.

Если в доме пожар. Анализ конкретной ситуации

Просмотр м/ф «Пожар в квартире»

Памятка «Уходя из дома, проверь…»

Первая помощь при ожогах.


Практическое занятие


Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг»


Практическое занятие

Защита конкурсных работ


Спортивная эстафета «Я – пожарный»


Практическое закрепление полученных знаний


Знатоки правил пожарной безопасности


Викторина. Тест.


Опасные и чрезвычайные ситуации

Что вокруг нас может быть опасным?

Опасности, которые нас подстерегают.

Решение ситуационных задач

Составить ситуационную задачу

Школьный травматизм.

Причины школьного травматизма. Где в школе можно получить травму

Беседа.

Экскурсия по травмоопасным местам в школе

Советы 1-клаасникам «Где в школе нужно быть осторожным»

Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях.

Отравления продуктами питания.

Беседа.

Практическое занятие

Памятка «Помоги себе сам»

Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.

Хронические неинфекционные заболевания, причины их возникновения. Правила ЗОЖ

Презентация «Здоровый образ жизни»

Разработать комплекс утренней зарядки

Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.

Возбудители инфекционных заболеваний. Как от них уберечься.

Просмотр м/ф «Уроки тётушки Совы. Микробы»

Коллаж

«Повседневная гигиена»

Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы.


Практическое занятие

Памятка «Первая помощь при ушибах, ссадинах и порезах»

Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения.


Практическое занятие

Памятка «Первая помощь при вывихах и растяжениях»

Безопасность в любую погоду.

Чем опасны морозы, жара, гроза, оттепель и гололёд

Просмотр м/ф «Опасные сосульки», «Как не мёрзнуть»

Памятка «Первая помощь при…»

Безопасность на воде.

Классификация водоёмов. Какую опасность представляют водоёмы в разное время года. Плавательные средства (гребная лодка, плот…). Спасательные средства. Помощь утопающим

М/ф «На тонком льду», «За бортом», «Место для купания», «Безопасность на воде»

Рисунок «Вода несёт опасность»

Игра «Опасные и безопасные ситуации»

Подведение итогов изучения курса за год

Решение ситуативных задач. Тест

Подготовка рисунков к итоговому занятию

Игра «Светофор здоровья»

Подведение итогов изучения курса за год

Конкурсы, подвижные игры, защита рисунков «Наша безопасность»




3 класс


Название раздела

Тема

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов


Введение.

Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий

Беседа


Инструктаж по ТБ

Дорожная азбука

Правила поведения на улице и дороге.

Соблюдение ПДД – залог безопасности на улице и важный элемент культуры поведения в общественных местах

Презентация «Что можно и что нельзя»

Прочитать рассказы А.Дорохова «Обочина», «Древнее правило»

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.

Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги.

Пересказ и анализ и прочитанных дома произведений А.Дорохова

Анализ произведений

Просмотр м/ф «Нетерпеливые водители»

Рисунок по теме занятия

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды

Элементы улиц и дорог. Особенности перехода улицы на нерегулируемом перекрёстке.

Презентация «Учим вместе ПДД»

Просмотр м/ф «Перекрёстки»

Практическое занятие

Макет перекрёстка

Новое о светофоре и дорожных знаках.

Повторение изученного в 1-2 классах материала. Транспортные и пешеходные светофоры. Места установки дорожных знаков

Презентация «Светофорик приглашает»

Нарисовать предупреждающий дорожный знак

Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.

Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Общие обязанности пассажиров. Правила обхода стоящего транспорта

Просмотр м/ф «На транспорте», «Малыш в авто»

Анализ конкретных ситуаций

Памятка «Как обходить стоящий транспорт»

На загородной дороге.

Особенности движения пешеходов на загородных дорогах

Просмотр м/ф «На загородной дороге»

Практическое занятие


Правила езды на велосипеде.

Возрастное ограничение для езды на велосипеде. Места для движения на велосипедах

Просмотр м/ф «Где кататься?», «Гонки с препятствиями», «Велосипед»

Фигурное вождение велосипеда на специально размеченной площадке

Игра «Дорожное лото»

Подведение итогов

Игра-обобщение по разделу


Практическое занятие «Я – пешеход»

Движение группы по намеченному маршруту. Наблюдение за дорожным движением. Разъяснение действий водителей транспорта и пешеходов.

Практическое занятие-экскурсия по населённому пункту


Служба 01

Огонь – друг и враг человека

Повторение ППБ, изученных в 1-2 классе

Беседа

Презентация «Огонь-друг и враг человека»


Причины возникновения пожара

Обзор ситуации с бытовыми пожарами в районе. Анализ конкретных ситуаций

Презентация «Причины возникновения пожара», «Пожарная безопасность»

Плакат «Причины возникновения пожаров»

Противопожарный режим в школе

Повторение изученного в 1-2 классах. Пожарные водоёмы

Беседа

План размещения пожарных водоёмов



Практическое занятие по эвакуации


Практическое занятие


Действия в случае пожара дома.

Пожарная безопасность в картинках.

Просмотр м/ф «Спасик и его команда. Электробезопасность», «Печка»


Плакат «Пожар дома. Мои действия»

Лесные пожары.

Причины возникновения лесных пожаров – типичные случаи. Типы лесных пожаров. Что делать, если вы попали в зону пожара?

Презентация «Лесные пожары»

Беседа

Тест

Составить кроссворд «Лесные пожары»

Игра «Волшебный телефон 01».

Вызов пожарной охраны по стационарному телефону и телефонам сотовой связи

Практическое занятие

Внести в дом. телефонную книгу номера вызова пожарной охраны

Конкурс плакатов «Пожарам – нет!»

Подведение итогов по изученному материалу

Создание и защита плакатов

Написать письмо первоклассникам от имени инспектора по ППБ

Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан»

Подведение итогов

Игра-соревнование


Опасные и чрезвычайные ситуации

Опасные ситуации в школе.

Повторение изученного в 1-2 классах материала. Шалости - причина детского школьного травматизма

Разбор конкретных ситуаций


Безопасное поведение дома.

Правила безопасного поведения дома

Просмотр м/ф «Лекарства», «Острые предметы», «Бытовые предметы», «Одни дома», «Незнакомцы», «Высота»

Придумать и разыграть сценку группой «Как правильно?»

Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом.

Бытовые травмы: поражение электрическим током, отравление газом. Причины поражения и правила оказания первой медицинской помощи

Практическое занятие


Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

Детское воровство, хулиганство.

Террористическая угроза. Если ты оказался в заложниках.


Игра «Нарисуй закон»


Практическое занятие «Звоним по телефону»

Повторение номеров служб экстренной помощи. Отработка навыка действия в экстремальных ситуациях.

Практическое занятие

Внести в домашнюю телефонную книгу номера служб экстренной помощи

Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе.

Виды травматизма и меры их предупреждения. Приёмы оказания первой медицинской помощи

Практическое занятие


Съедобные и несъедобные растения, грибы.

Сравнение съедобных и несъедобных растений и грибов по рисункам

Презентация «Съедобные и несъедобные растения, грибы в сравнении»

Составить правила сбора грибов и ягод

Правила поведения в лесу.

Как вести себя в лесу. Ориентирование в лесу по местным признакам. Если ты заблудился

Просмотр м/ф «В лесу»

Памятка «Как сориентироваться в лесу»

Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны»

Подведение итогов изучения курса за год

Игра-конкурс на открытой местности










4 класс

Название раздела

Тема

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов


Введение.

Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий


Беседа


Инструктаж по ТБ

Дорожная азбука

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам

Анализ окружающей обстановки в районе школы. Ближайшие остановки общественного транспорта. Наиболее опасные места. Разбор конкретных маршрутов движения учащихся

Беседа

Практическое занятие

Просмотр м/ф «Плохая погода»

Нарисовать безопасный маршрут в школу (библиотеку, магазин…)

Викторина по правилам дорожного движения

Проверка знаний ПДД, полученных учащимися в 1-3 классах


Викторина


Игра «Дорожное лото»

Повторение и коррекция знаний по ПДД

Игра

Составить вопросы для интервью с инспектором ГИБДД

ГИБДД

Встреча с инспектором ГИБДД. Разбор ДТП в районе, районном центре, посёлке


Интервью


Пути автомобильные.

Правостороннее движение автомобилей. Тормозной и остановочный пути автомобиля. Опасность перехода улицы (дороги) перед близко идущим транспортом


Игра «Безопасность на дорогах»

Просмотр м/ф «Азбука безопасности на дороге. Разные дороги»


Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом.

Ж/д транспорт и его назначение. Правила поведения на ж/д транспорте. Опасность движения пешеходов вдоль ж/д полотна. Подход и подъезд к ж/д переезду. Оборудование ж/д переездов. Сигналы. Правила перехода и проезда через ж/д пути. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, запрещение игр вблизи ж/д путей

Просмотр м/ф

«Метро. Ж/д»

Презентация «Ж/д транспорт, его особенности»

Беседа

Анализ конкретных ситуаций

Коллективная работа «Паровозик: правила поведения на ж/д транспорте»

Конкурс дорожных наук «Своя игра»

Подведение итогов изучения раздела

Игра-конкурс

Публикация «Помни правила движения как таблицу умножения»

Игра «Безопасное колесо»

Обобщение изученного в 1-4 классах

Практическое занятие


Служба 01

Огонь – друг и враг человека

Повторение ППБ, изученных в 1-3 классе

Беседа

Презентация «Огонь злой и огонь добрый»


Причины возникновения пожара

Обзор ситуации с бытовыми пожарами в районе. Анализ конкретных ситуаций

Презентация «Причины возникновения пожара», «Пожарная безопасность»

Плакат «Причины возникновения пожаров»

Противопожарный режим в школе.

Повторение изученного в 1-3 классах. Противопожарное оборудование

Презентация «Противопожарное оборудование»

Практическое занятие


История Кировской пожарной охраны.

Кировская пожарная охрана: история возникновения, современная структура

Беседа



Экскурсия в пожарную часть.

Знакомство с пожарной частью. Труд пожарного.

Экскурсия

Мини-сочинение «Я б в пожарные пошёл…»

Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим.

Обобщение изученного в 1-3 классах. Практическое применение полученных знаний

Просмотр м/ф «Тушение электроприборов»

Тест


Что я расскажу младшему брату о пожаре? Викторина «01»

Коррекция знаний по ППБ

Викторина


Опасные и чрезвычайные ситуации

Опасные ситуации в школе

Повторение изученного в 1-3 классах материала

Разбор конкретных ситуаций


Вредные привычки, их влияние на здоровье

Вред курения, алкоголя на здоровье человека. Здоровый образ жизни

Видеофильм «Дело-табак»

Презентация «Детский алкоголизм»

«Письмо курящему сверстнику»

ЧС. Что это?

Какие ситуации называются чрезвычайными

Видеофильм «Чрезвычайные ситуации»


ЧС. Наводнения.

Чрезвычайные ситуации: наводнения

Видеофильм «Наводнения»

Памятка «Действия при наводнении»

ЧС. Землетрясения.

Чрезвычайные ситуации: землетрясения

Видеофильм «Землетрясения»

Памятка «Если землетрясение застало вас дома»

ЧС. Ураганы. Смерчи

Чрезвычайные ситуации: ураганы, смерчи. Что делать при стихийных бедствиях


Видеофильм «Ураганы. Смерчи»

Памятка «Как вести себя при урагане»

Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей.

Проведение практического занятия в стенах медпункта

Практическое занятие


Оказание первой медицинской помощи при солнечных, тепловых ударах, при сотрясении мозга

Проведение практического занятия в стенах медпункта

Практическое занятие


Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях

Проведение практического занятия в стенах медпункта

Практическое занятие


Правила ТБ для туриста

Техника безопасности при проведении туристического слёта



Готовимся к турслёту.

Как развести костёр. Ориентирование по компасу. Собираем рюкзак.

Практическое занятие

Памятка «Что взять с собой в поход» Составить план маршрута

Туристический слёт

Практическое применение полученных знаний

Турслёт



Календарно – тематическое планирование

1 класс


Название раздела

Номер урока

Тема



Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая


1.

Введение.



Дорожная азбука

2-3.

Дорога в школу и домой.



4.

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.



5.

Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине



6.

Светофор.



7.

Пешеходный переход.



8.

Что означают дорожные знаки.



9.

Игра «Знатоки правил дорожного движения»



10.

Практическое занятие «Я-пешеход»



Служба 01

11.

Огонь – друг и враг человека



12.

Спички не тронь, в спичках огонь!

13-14

Причины возникновения пожара



15.

Противопожарный режим в школе



16-17.

Действия в случае пожара.



18.

Практическое занятие по эвакуации



19.

Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!»



20.

Игра «Пожарная дружина»



Опасные и чрезвычайные ситуации

21.

Что вокруг нас может быть опасным?



22.

Опасные ситуации в школе



23.

Опасность у тебя дома



24.

Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу?

25.

Как вести себя с домашними питомцами



26.

Отдыхаем без опасности



27-28.

Опасные растения и грибы



29.

Не трогай нас



30.

С кем дружат болезни



31- 32

Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях



33.

Итоговое занятие. Игра-викторина «Моя безопасность»




Корректировка:









1.2. Второй год обучения

Название раздела

Номер занятия

Тема

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая


1.

Введение.



Дорожная азбука

2-3.

Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.



4.

На наших улицах.



5.

Сигналы светофора.



6.

Правила перехода улиц и дорог.



7.

Обязанности пассажиров.



8.

Викторина «Знатоки правил дорожного движения»



9-10.

«Мы учимся соблюдать ПДД»



Служба 01

11.

Огонь – друг и враг человека



12-13.

Причины возникновения пожара



14.

Противопожарный режим в школе



15.

Практическое занятие по эвакуации



16.

Действия в случае пожара дома.



17.

Первая помощь при ожогах.



18.

Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг»



19.

Спортивная эстафета «Я – пожарный»



20.

Знатоки правил пожарной безопасности



Опасные и чрезвычайные ситуации

21.

Что вокруг нас может быть опасным?



22.

Школьный травматизм.



23.

Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях.



24.

Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.



25.

Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни.



26.

Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы.



27.

Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения.



28.

Безопасность в любую погоду.



29-31

Безопасность на воде.



32.

Игра «Опасные и безопасные ситуации»



33.

Игра «Светофор здоровья»



34.

Игра «Безопасное колесо»



Корректировка







1.3. Третий год обучения

Название раздела

Номер занятия

Тема

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая


1.

Введение.



Дорожная азбука

2.

Правила поведения на улице и дороге.



3.

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.



4.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды



5.

Новое о светофоре и дорожных знаках.



6.

Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.



7.

На загородной дороге.



8.

Правила езды на велосипеде.



9.

Игра «Дорожное лото»



10.

Практическое занятие «Я – пешеход»



Служба 01

11.

Огонь – друг и враг человека



12-13.

Причины возникновения пожара



14.

Противопожарный режим в школе



15.

Практическое занятие по эвакуации



16.

Действия в случае пожара дома.



17.

Лесные пожары.



18.

Игра «Волшебный телефон 01».



19.

Конкурс плакатов «Пожарам – нет!»



20.

Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан»



Опасные и чрезвычайные ситуации

21.

Опасные ситуации в школе.



22-23.

Безопасное поведение дома.



24.

Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом.



25-27.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера



28.

Практическое занятие «Звоним по телефону»



29.

Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе.



30.

Съедобные и несъедобные растения, грибы.



31.

Правила поведения в лесу.



32-33.

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»



34.

Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны»



Корректировка









1.4. Четвёртый год обучения

Название раздела

Номер занятия

Тема

Дата проведения урока планируемая

Дата проведения урока фактическая


1.

Введение.



Дорожная азбука

2.

Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам



3.

Викторина по правилам дорожного движения



4.

Игра «Дорожное лото»



5.

ГИБДД.



6.

Пути автомобильные.



7-8.

Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом.



9.

Конкурс дорожных наук «Своя игра»



10.

Игра «Безопасное колесо»



Служба 01

11.

Огонь – друг и враг человека



12-13.

Причины возникновения пожара



14-15.

Противопожарный режим в школе. Противопожарное оборудование.



16.

История Кировской пожарной охраны.



17.

Экскурсия в пожарную часть.



18-19.

Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим.



20.

Что я расскажу младшему брату о пожаре? Викторина «01»



Опасные и чрезвычайные ситуации

21.

Опасные ситуации в школе



22-23.

Вредные привычки, их влияние на здоровье



24.

ЧС. Что это?



25.

ЧС. Наводнения.



26.

ЧС. Землетрясения.



27.

ЧС. Ураганы.



28.

Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей.



29.

Оказание первой медицинской помощи при солнечных, тепловых ударах, при сотрясении мозга.



30.

Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях



31.

Правила ТБ для туриста



32.

Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо»



33-34.

Игры, викторины.



Корректировка