Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Кардымовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол № 1 от 31. 08.2017г. Руководитель МО О.И. Пономарева __________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Н.В. Морковкина __________ 30. 08.20 17г. | УТВЕРЖДЕНО Педсоветом МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол № 1 от 30.08.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
курса внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
по направлению: социальное
для 1- 4 класса А
Срок реализации 4 года
Составлено
учителем начальных классов 1 категории
Барановой Еленой Владимировной
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука безопасности »,1 класс, составлена для учащихся 1 «А» класса на 2017-2018 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2017-2018 учебный год
На прохождение курса отводится – 33 часа (1 класс), 34 часа (2-4 классы)
Формы проведения итогового занятия:
1 класс: участие в фестивале внеурочной деятельности.
2-4 класс –участие конкурсе «Безопасное колесо»
Актуальность программы:
Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, в крайнем случае, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного обучения, где закладывается фундамент отношений человека с окружающим миром и где, в силу возрастных психофизиологических особенностей – чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными обитателями и явлениями, техникой. Подтверждением этому служат печальные факты гибели и получения травм детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях, при общении с социально-опасными личностями. Эти обстоятельства говорят о необходимости усиления систематического и планомерного, а не эпизодически, от случая к случаю, обучения ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться. Важную роль в этом процессе может сыграть предлагаемая для внеурочной деятельности в начальной школе программа «Азбука безопасности».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:
Первый год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
— сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
— определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
— объяснять свой путь от дома до школы;
— определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять из многообразия объектов транспортное средство;
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
— различать цвет и форму запрещающих знаков;
— различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
— находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
— различать сигналы светофора и объяснять их значение;
— группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Второй год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— сравнивать предметы по их положению в пространстве;
— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Третий год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Четвёртый год обучения
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
— осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
2. Содержание программы
1 класс
Назвние раздела | Тема | Краткое содержание | Формы и методы | Планируемые проекты |
| Введение. | Задачи курса. | Беседа | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | Дорога в школу и домой. | Рассказ о местоположении школы в населённом пункте. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу. | Беседа Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни» Практическое занятие | Создание макета безопасного пути в школу |
Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | Наиболее опасные места для движения пешеходов. Повышение интенсивности движения транспорта | Презентация «На улицах посёлка», «В городе» Настольнаяигра | Рисунок «Опасности на дорогах» |
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | Дорога. Обочина, тротуар, пешеходная дорожка – места для движения пешеходов. Правиладвиженияпозагороднойдороге. | Просмотр м/ф «Безопасное место», «Пограничная территория» | Модель из пластилина «Дорога. Тротуар. Обочина» |
Светофор. | Пешеходный светофор и его сигналы. | Просмотр м/ф «Светофор», «Мигающие человечки» | Изготовление закладки для книги «Светофор» |
Пешеходныйпереход. | Где и как надо переходить улицу | Просмотр м/ф «Зебра», «Переходы» Практическоезанятие | Выучить стихотворение «Зебра» |
Чтоозначаютдорожныезнаки. | Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие | Просмотр м/ф «Дорога. Знаки», «Не детский знак» | Рисунок «Дорожные знаки» |
Праздник «Посвящение в пешеходы» | Повторение пройденного материала по ПДД | Викторина, конкурсы, подвижные игры Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Безопасный путь в школу» | |
Практическоезанятие «Я-пешеход» | Занятие на улице. Проверка знаний, умений, полученных при изучении раздела | Практическое занятие | |
Служба 01 | Огонь – друг и враг человека | Выявление знаний по теме. Анализ конкретных ситуаций | Просмотр м/ф «Огонь-друг и враг человека» | Рисунок «Огонь – враг человека» |
Спички не тронь, в спичках огонь! | Разборситуаций. | Беседа. Игра. Просмотр м/ф «Опасные игрушки» | Рисунок «Такие опасные безопасные спички» |
Причинывозникновенияпожара | Изучение материала на основе литературных произведений С.Я.Маршака и К.И.Чуковского | Беседа по стихотворениям Просмотр м/ф «Чтобы не было беды» | Выучить отрывки из рассмотренных произведений |
Противопожарныйрежим в школе | Пожарная сигнализация. Запасные выходы. Правила эвакуации | Беседа | |
Действия в случаепожара. | Вызов пожарной охраны по телефону. Правила поведения при пожаре. Оказание первой помощи при ожогах | Беседа Практическое занятие Просмотр м/ф «Пожар в квартире» | Моделирование действий в случае пожара |
Практическоезанятиепоэвакуации | | Практическоезанятие | |
Конкурсрисунков «Осторожно, огонь!» | | Защитарисунков «Осторожно, огонь!» | |
Игра «Пожарнаядружина» | | Игра-соревнование | |
Опасные и чрезвычайныеситуации | Что вокруг нас может быть опасным? | Чего нужно опасаться в повседневной жизни. | Разбор конкретных ситуаций | |
Опасныеситуации в школе | Безопасное поведение в школе: кабинет, коридор, лестница, игровая площадка, спортзал, столовая | Беседа Экскурсия по школе | Рассказ родителям об опасных местах в школе |
Опасность у тебя дома | Что дома может быть опасным: химические, лекарственные средства; электроприборы; колющие и режущие предметы | Беседа Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Острыепредметы» | Составить список опасных предметов |
Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? | Как вести себя с незнакомыми людьми. | Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Один дома» | Памятка «Я дома один» |
Как вести себя с домашними питомцами | Когда четвероноги едрузья опасны. | Анализ конкретных ситуаций | |
Отдыхаембезопасности | Опасности, подстерегающие нас на отдыхе | Просмотр и анализ м/ф «Безопасность на воде летом», «Место для купания», «Теплее, ещё теплее» | Нарисовать знаки безопасности |
Опасныерастения и грибы | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые растения. | Презентация «Опасные растения и грибы» Работа с гербарием | Рисунок «Несъедобные грибы» |
Нетрогайнас | Хищники. Ядовитые животные. Животные-возбудители опасных заболеваний. Местаобитанияопасныхживотных | Презентация «Не трогай нас!» Практическое занятие на школьной площадке | Составить рассказ по серии картинок |
С кемдружатболезни | Ситуации, которые могут привести к болезням | Разбор конкретных ситуаций | |
Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | | Практическое занятие | |
Итоговое занятие. Игра-викторина «Моя безопасность» | Подведение итогов изучения курса за год | Викторина, конкурсы, подвижные игры | |
2 класс
Название раздела | Тема | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
| Введение. | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий | Беседа | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | Повторение ПДД , изученных в 1 классе. История ПДД. Примеры ДТП с детьми, произошедшими в районе в течение года | Просмотр м/ф «История ПДД», «Кто быстрее», «Гонки с препятствиями», «Где кататься» Практическое занятие | Памятка «Как вести себя на улице» |
На наших улицах. | Наиболее опасные места для движения пешеходов в районе школы. Знакомство с дорожными знаками. | Беседа Практическое занятие | Рисунок «Улица полна опасностей» |
Сигналы светофора и регулировщика. | Светофоры. Регулировщик движения. Положения и жесты регулировщика | Просмотр м/ф «Пляшущие человечки», «Гармония светофора», «Сигналы регулировщика» | Рисунок «Регулировщик на дороге» |
Правила перехода улиц и дорог. | Чтение и анализ рассказа Н.А.Извекова «Как Буратино ходить учился» | Презентация «В добрый путь» Практическое занятие | |
Обязанности пассажиров. | Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | Беседа Просмотр м/ф «В автобусе», «На остановке», «Самая страшная машина» | Подготовка к итоговому занятию |
Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | Подведение итогов изучения раздела | Викторина. Тест. | Конкурс рисунков |
| «Мы учимся соблюдать ПДД» | Подведение итогов | Занятие 1. Игра «Путешествие по стране машин и переходов» Занятие 2. Игры и соревнования на школьной площадке | |
Служба 01 | Огонь – друг и враг человека | Повторение ППБ, изученных в 1 классе | Беседа Презентация «Огонь-друг и враг человека» | Рисунок «Огонь – друг человека» |
Причины возникновения пожара | По каким причинам возникают пожары. | Просмотр м/ф «Игры с огнём», «Огонь ошибок не прощает» | Письмо другу «Почему возникают пожары» |
Противопожарный режим в школе | Повторение изученного в 1 классе. Школьный план эвакуации. | Беседа Изучение плана эвакуации | |
Практическое занятие по эвакуации | | Практическое занятие | |
Действия в случае пожара дома. | Если в доме пожар. Анализ конкретной ситуации | Просмотр м/ф «Пожар в квартире» | Памятка «Уходя из дома, проверь…» |
Первая помощь при ожогах. | | Практическое занятие | |
Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | | Практическое занятие Защита конкурсных работ | |
Спортивная эстафета «Я – пожарный» | | Практическое закрепление полученных знаний | |
Знатоки правил пожарной безопасности | | Викторина. Тест. | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | Что вокруг нас может быть опасным? | Опасности, которые нас подстерегают. | Решение ситуационных задач | Составить ситуационную задачу |
Школьный травматизм. | Причины школьного травматизма. Где в школе можно получить травму | Беседа. Экскурсия по травмоопасным местам в школе | Советы 1-клаасникам «Где в школе нужно быть осторожным» |
Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | Отравления продуктами питания. | Беседа. Практическое занятие | Памятка «Помоги себе сам» |
Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | Хронические неинфекционные заболевания, причины их возникновения. Правила ЗОЖ | Презентация «Здоровый образ жизни» | Разработать комплекс утренней зарядки |
Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | Возбудители инфекционных заболеваний. Как от них уберечься. | Просмотр м/ф «Уроки тётушки Совы. Микробы» | Коллаж «Повседневная гигиена» |
Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при ушибах, ссадинах и порезах» |
Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | | Практическое занятие | Памятка «Первая помощь при вывихах и растяжениях» |
Безопасность в любую погоду. | Чем опасны морозы, жара, гроза, оттепель и гололёд | Просмотр м/ф «Опасные сосульки», «Как не мёрзнуть» | Памятка «Первая помощь при…» |
Безопасность на воде. | Классификация водоёмов. Какую опасность представляют водоёмы в разное время года. Плавательные средства (гребная лодка, плот…). Спасательные средства. Помощь утопающим | М/ф «На тонком льду», «За бортом», «Место для купания», «Безопасность на воде» | Рисунок «Вода несёт опасность» |
Игра «Опасные и безопасные ситуации» | Подведение итогов изучения курса за год | Решение ситуативных задач. Тест | Подготовка рисунков к итоговому занятию |
Игра «Светофор здоровья» | Подведение итогов изучения курса за год | Конкурсы, подвижные игры, защита рисунков «Наша безопасность» | |
3 класс
Название раздела | Тема | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
| Введение. | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий | Беседа | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | Правила поведения на улице и дороге. | Соблюдение ПДД – залог безопасности на улице и важный элемент культуры поведения в общественных местах | Презентация «Что можно и что нельзя» | Прочитать рассказы А.Дорохова «Обочина», «Древнее правило» |
Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Пересказ и анализ и прочитанных дома произведений А.Дорохова | Анализ произведений Просмотр м/ф «Нетерпеливые водители» | Рисунок по теме занятия |
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды | Элементы улиц и дорог. Особенности перехода улицы на нерегулируемом перекрёстке. | Презентация «Учим вместе ПДД» Просмотр м/ф «Перекрёстки» Практическое занятие | Макет перекрёстка |
Новое о светофоре и дорожных знаках. | Повторение изученного в 1-2 классах материала. Транспортные и пешеходные светофоры. Места установки дорожных знаков | Презентация «Светофорик приглашает» | Нарисовать предупреждающий дорожный знак |
Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, такси. Общие обязанности пассажиров. Правила обхода стоящего транспорта | Просмотр м/ф «На транспорте», «Малыш в авто» Анализ конкретных ситуаций | Памятка «Как обходить стоящий транспорт» |
На загородной дороге. | Особенности движения пешеходов на загородных дорогах | Просмотр м/ф «На загородной дороге» Практическое занятие | |
Правила езды на велосипеде. | Возрастное ограничение для езды на велосипеде. Места для движения на велосипедах | Просмотр м/ф «Где кататься?», «Гонки с препятствиями», «Велосипед» | Фигурное вождение велосипеда на специально размеченной площадке |
Игра «Дорожное лото» | Подведение итогов | Игра-обобщение по разделу | |
Практическое занятие «Я – пешеход» | Движение группы по намеченному маршруту. Наблюдение за дорожным движением. Разъяснение действий водителей транспорта и пешеходов. | Практическое занятие-экскурсия по населённому пункту | |
Служба 01 | Огонь – друг и враг человека | Повторение ППБ, изученных в 1-2 классе | Беседа Презентация «Огонь-друг и враг человека» | |
Причины возникновения пожара | Обзор ситуации с бытовыми пожарами в районе. Анализ конкретных ситуаций | Презентация «Причины возникновения пожара», «Пожарная безопасность» | Плакат «Причины возникновения пожаров» |
Противопожарный режим в школе | Повторение изученного в 1-2 классах. Пожарные водоёмы | Беседа План размещения пожарных водоёмов | |
Практическое занятие по эвакуации | | Практическое занятие | |
Действия в случае пожара дома. | Пожарная безопасность в картинках. | Просмотр м/ф «Спасик и его команда. Электробезопасность», «Печка» | Плакат «Пожар дома. Мои действия» |
Лесные пожары. | Причины возникновения лесных пожаров – типичные случаи. Типы лесных пожаров. Что делать, если вы попали в зону пожара? | Презентация «Лесные пожары» Беседа | Тест Составить кроссворд «Лесные пожары» |
Игра «Волшебный телефон 01». | Вызов пожарной охраны по стационарному телефону и телефонам сотовой связи | Практическое занятие | Внести в дом. телефонную книгу номера вызова пожарной охраны |
Конкурс плакатов «Пожарам – нет!» | Подведение итогов по изученному материалу | Создание и защита плакатов | Написать письмо первоклассникам от имени инспектора по ППБ |
Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан» | Подведение итогов | Игра-соревнование | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | Опасные ситуации в школе. | Повторение изученного в 1-2 классах материала. Шалости - причина детского школьного травматизма | Разбор конкретных ситуаций | |
Безопасное поведение дома. | Правила безопасного поведения дома | Просмотр м/ф «Лекарства», «Острые предметы», «Бытовые предметы», «Одни дома», «Незнакомцы», «Высота» | Придумать и разыграть сценку группой «Как правильно?» |
Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. | Бытовые травмы: поражение электрическим током, отравление газом. Причины поражения и правила оказания первой медицинской помощи | Практическое занятие | |
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | Детское воровство, хулиганство. Террористическая угроза. Если ты оказался в заложниках. | Игра «Нарисуй закон» | |
Практическое занятие «Звоним по телефону» | Повторение номеров служб экстренной помощи. Отработка навыка действия в экстремальных ситуациях. | Практическое занятие | Внести в домашнюю телефонную книгу номера служб экстренной помощи |
Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе. | Виды травматизма и меры их предупреждения. Приёмы оказания первой медицинской помощи | Практическое занятие | |
Съедобные и несъедобные растения, грибы. | Сравнение съедобных и несъедобных растений и грибов по рисункам | Презентация «Съедобные и несъедобные растения, грибы в сравнении» | Составить правила сбора грибов и ягод |
Правила поведения в лесу. | Как вести себя в лесу. Ориентирование в лесу по местным признакам. Если ты заблудился | Просмотр м/ф «В лесу» | Памятка «Как сориентироваться в лесу» |
Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны» | Подведение итогов изучения курса за год | Игра-конкурс на открытой местности | |
4 класс
Название раздела | Тема | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
| Введение. | Знакомство с целью и задачами курса и правилами поведения при проведении практических занятий | Беседа | Инструктаж по ТБ |
Дорожная азбука | Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам | Анализ окружающей обстановки в районе школы. Ближайшие остановки общественного транспорта. Наиболее опасные места. Разбор конкретных маршрутов движения учащихся | Беседа Практическое занятие Просмотр м/ф «Плохая погода» | Нарисовать безопасный маршрут в школу (библиотеку, магазин…) |
Викторина по правилам дорожного движения | Проверка знаний ПДД, полученных учащимися в 1-3 классах | Викторина | |
Игра «Дорожное лото» | Повторение и коррекция знаний по ПДД | Игра | Составить вопросы для интервью с инспектором ГИБДД |
ГИБДД | Встреча с инспектором ГИБДД. Разбор ДТП в районе, районном центре, посёлке | Интервью | |
Пути автомобильные. | Правостороннее движение автомобилей. Тормозной и остановочный пути автомобиля. Опасность перехода улицы (дороги) перед близко идущим транспортом | Игра «Безопасность на дорогах» Просмотр м/ф «Азбука безопасности на дороге. Разные дороги» | |
Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом. | Ж/д транспорт и его назначение. Правила поведения на ж/д транспорте. Опасность движения пешеходов вдоль ж/д полотна. Подход и подъезд к ж/д переезду. Оборудование ж/д переездов. Сигналы. Правила перехода и проезда через ж/д пути. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, запрещение игр вблизи ж/д путей | Просмотр м/ф «Метро. Ж/д» Презентация «Ж/д транспорт, его особенности» Беседа Анализ конкретных ситуаций | Коллективная работа «Паровозик: правила поведения на ж/д транспорте» |
Конкурс дорожных наук «Своя игра» | Подведение итогов изучения раздела | Игра-конкурс | Публикация «Помни правила движения как таблицу умножения» |
Игра «Безопасное колесо» | Обобщение изученного в 1-4 классах | Практическое занятие | |
Служба 01 | Огонь – друг и враг человека | Повторение ППБ, изученных в 1-3 классе | Беседа Презентация «Огонь злой и огонь добрый» | |
Причины возникновения пожара | Обзор ситуации с бытовыми пожарами в районе. Анализ конкретных ситуаций | Презентация «Причины возникновения пожара», «Пожарная безопасность» | Плакат «Причины возникновения пожаров» |
Противопожарный режим в школе. | Повторение изученного в 1-3 классах. Противопожарное оборудование | Презентация «Противопожарное оборудование» Практическое занятие | |
История Кировской пожарной охраны. | Кировская пожарная охрана: история возникновения, современная структура | Беседа | |
Экскурсия в пожарную часть. | Знакомство с пожарной частью. Труд пожарного. | Экскурсия | Мини-сочинение «Я б в пожарные пошёл…» |
Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим. | Обобщение изученного в 1-3 классах. Практическое применение полученных знаний | Просмотр м/ф «Тушение электроприборов» Тест | |
Что я расскажу младшему брату о пожаре? Викторина «01» | Коррекция знаний по ППБ | Викторина | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | Опасные ситуации в школе | Повторение изученного в 1-3 классах материала | Разбор конкретных ситуаций | |
Вредные привычки, их влияние на здоровье | Вред курения, алкоголя на здоровье человека. Здоровый образ жизни | Видеофильм «Дело-табак» Презентация «Детский алкоголизм» | «Письмо курящему сверстнику» |
ЧС. Что это? | Какие ситуации называются чрезвычайными | Видеофильм «Чрезвычайные ситуации» | |
ЧС. Наводнения. | Чрезвычайные ситуации: наводнения | Видеофильм «Наводнения» | Памятка «Действия при наводнении» |
ЧС. Землетрясения. | Чрезвычайные ситуации: землетрясения | Видеофильм «Землетрясения» | Памятка «Если землетрясение застало вас дома» |
ЧС. Ураганы. Смерчи | Чрезвычайные ситуации: ураганы, смерчи. Что делать при стихийных бедствиях | Видеофильм «Ураганы. Смерчи» | Памятка «Как вести себя при урагане» |
Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей. | Проведение практического занятия в стенах медпункта | Практическое занятие | |
Оказание первой медицинской помощи при солнечных, тепловых ударах, при сотрясении мозга | Проведение практического занятия в стенах медпункта | Практическое занятие | |
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | Проведение практического занятия в стенах медпункта | Практическое занятие | |
Правила ТБ для туриста | Техника безопасности при проведении туристического слёта | | |
Готовимся к турслёту. | Как развести костёр. Ориентирование по компасу. Собираем рюкзак. | Практическое занятие | Памятка «Что взять с собой в поход» Составить план маршрута |
Туристический слёт | Практическое применение полученных знаний | Турслёт | |
Календарно – тематическое планирование
1 класс
Название раздела | Номер урока | Тема | | |
Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
| 1. | Введение. | | |
Дорожная азбука | 2-3. | Дорога в школу и домой. | | |
4. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах. | | |
5. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | | |
6. | Светофор. | | |
7. | Пешеходный переход. | | |
8. | Что означают дорожные знаки. | | |
9. | Игра «Знатоки правил дорожного движения» | | |
10. | Практическое занятие «Я-пешеход» | | |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | | |
12. | Спички не тронь, в спичках огонь! |
13-14 | Причины возникновения пожара | | |
15. | Противопожарный режим в школе | | |
16-17. | Действия в случае пожара. | | |
18. | Практическое занятие по эвакуации | | |
19. | Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» | | |
20. | Игра «Пожарная дружина» | | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | | |
22. | Опасные ситуации в школе | | |
23. | Опасность у тебя дома | | |
24. | Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? |
25. | Как вести себя с домашними питомцами | | |
26. | Отдыхаем без опасности | | |
27-28. | Опасные растения и грибы | | |
29. | Не трогай нас | | |
30. | С кем дружат болезни | | |
31- 32 | Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | | |
33. | Итоговое занятие. Игра-викторина «Моя безопасность» | | |
Корректировка:
1.2. Второй год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
| 1. | Введение. | | |
Дорожная азбука | 2-3. | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм. | | |
4. | На наших улицах. | | |
5. | Сигналы светофора. | | |
6. | Правила перехода улиц и дорог. | | |
7. | Обязанности пассажиров. | | |
8. | Викторина «Знатоки правил дорожного движения» | | |
9-10. | «Мы учимся соблюдать ПДД» | | |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | | |
12-13. | Причины возникновения пожара | | |
14. | Противопожарный режим в школе | | |
15. | Практическое занятие по эвакуации | | |
16. | Действия в случае пожара дома. | | |
17. | Первая помощь при ожогах. | | |
18. | Конкурс рисунков «Огонь-друг. Огонь-враг» | | |
19. | Спортивная эстафета «Я – пожарный» | | |
20. | Знатоки правил пожарной безопасности | | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Что вокруг нас может быть опасным? | | |
22. | Школьный травматизм. | | |
23. | Пищевые отравления. Первая медицинская помощь при отравлениях. | | |
24. | Хронические неинфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | | |
25. | Инфекционные заболевания, их причина, связь с образом жизни. | | |
26. | Можно ли уберечься от травм? В глаз, ухо, нос попало инородное тело. Ушибы, ссадины, порезы. | | |
27. | Можно ли уберечься от травм? Вывихи, растяжения. | | |
28. | Безопасность в любую погоду. | | |
29-31 | Безопасность на воде. | | |
32. | Игра «Опасные и безопасные ситуации» | | |
33. | Игра «Светофор здоровья» | | |
34. | Игра «Безопасное колесо» | | |
Корректировка
1.3. Третий год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
| 1. | Введение. | | |
Дорожная азбука | 2. | Правила поведения на улице и дороге. | | |
3. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. | | |
4. | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды | | |
5. | Новое о светофоре и дорожных знаках. | | |
6. | Мы – пассажиры. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. | | |
7. | На загородной дороге. | | |
8. | Правила езды на велосипеде. | | |
9. | Игра «Дорожное лото» | | |
10. | Практическое занятие «Я – пешеход» | | |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | | |
12-13. | Причины возникновения пожара | | |
14. | Противопожарный режим в школе | | |
15. | Практическое занятие по эвакуации | | |
16. | Действия в случае пожара дома. | | |
17. | Лесные пожары. | | |
18. | Игра «Волшебный телефон 01». | | |
19. | Конкурс плакатов «Пожарам – нет!» | | |
20. | Игра «Пожарным можешь ты не быть, но ППБ знать обязан» | | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе. | | |
22-23. | Безопасное поведение дома. | | |
24. | Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током, отравлении газом. | | |
25-27. | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | | |
28. | Практическое занятие «Звоним по телефону» | | |
29. | Оказание первой медицинской помощи при вывихе, переломе. | | |
30. | Съедобные и несъедобные растения, грибы. | | |
31. | Правила поведения в лесу. | | |
32-33. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | | |
34. | Игра-конкурс «Настоящие Робинзоны» | | |
Корректировка
1.4. Четвёртый год обучения
Название раздела | Номер занятия | Тема | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая |
| 1. | Введение. | | |
Дорожная азбука | 2. | Безопасность пешеходов при движении по улицам и дорогам | | |
3. | Викторина по правилам дорожного движения | | |
4. | Игра «Дорожное лото» | | |
5. | ГИБДД. | | |
6. | Пути автомобильные. | | |
7-8. | Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании ж/д транспортом. | | |
9. | Конкурс дорожных наук «Своя игра» | | |
10. | Игра «Безопасное колесо» | | |
Служба 01 | 11. | Огонь – друг и враг человека | | |
12-13. | Причины возникновения пожара | | |
14-15. | Противопожарный режим в школе. Противопожарное оборудование. | | |
16. | История Кировской пожарной охраны. | | |
17. | Экскурсия в пожарную часть. | | |
18-19. | Действия в случае пожара. Первая помощь пострадавшим. | | |
20. | Что я расскажу младшему брату о пожаре? Викторина «01» | | |
Опасные и чрезвычайные ситуации | 21. | Опасные ситуации в школе | | |
22-23. | Вредные привычки, их влияние на здоровье | | |
24. | ЧС. Что это? | | |
25. | ЧС. Наводнения. | | |
26. | ЧС. Землетрясения. | | |
27. | ЧС. Ураганы. | | |
28. | Оказание первой медицинской помощи при ударе молнией, при укусах насекомых и змей. | | |
29. | Оказание первой медицинской помощи при солнечных, тепловых ударах, при сотрясении мозга. | | |
30. | Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях | | |
31. | Правила ТБ для туриста | | |
32. | Подготовка к конкурсу «Безопасное колесо» | | |
33-34. | Игры, викторины. | | |
Корректировка