СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по внеурочной деятельности «Юные краеведы» 1 «Б» класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Юные краеведы»

1 «Б» класс

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по внеурочной деятельности «Юные краеведы» 1 «Б» класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

_____________________________________________________________________________


РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1

от «27» августа 2020г.

Руководитель ШМО

_______/Н.Н. Цуранова/



ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «29» августа 2020г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «31» августа № 273

РАССМОТРЕНА

на заседании методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2020г.

Председатель МС

_________/Е.Н. Веремьева/


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/И.К. Костиди/

«28» августа 2020г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Юные краеведы»

1 «Б» класс





Миренкова Татьяна Анатольевна















с. Пригорское,

2020/2021 учебный год



Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст.9, ст. 14, ст.32);

- приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373»;

- методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11.06.2002г. № 30-51-433/16);

- письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002г. № 13-51-28/1 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

- приложением к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;

- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;

- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год;

- «Примерными программами внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программой С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.


Рабочая программа по курсу «Юные краеведы» в 1 классе рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год).


Направление: духовно-нравственное.



I. Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса «Юные краеведы» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

• способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

• освоение основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты:

Ученик научится:

Регулятивные универсальные учебные действия:

• принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

• овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

Познавательные универсальные учебные действия:

• формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;

• формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью

• формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы.

Ученик получит возможность для формирования:

  • любви к людям и природе;

  • ответственного отношения к окружающей среде;

  • доброжелательности к живым существам;

  • стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

  • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

  • стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.



II. Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1: Введение (2 ч.)

Что изучает краеведение. Кто такие краеведы. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Тема 2: Моя Родина (5 ч.)

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Символика края.

Тема 3: Я и моя семья. (3 ч.)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…».

Тема 4: Моя улица. (1 ч.)

Урок-экскурсия по улицам родного города (села). Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Рассказ «Прогулка по улицам моего села».

Тема 5: Наша школа (1 ч.)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Тема 6: Природа нашего края. (21 ч.)

Растительный мир родного края. Хвойные и лиственные деревья. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга).

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц.

Законы об охране природы. Заповедники, охраняемые территории.

Экологические проблемы региона и своего края.

Тема 7: Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1 ч.)

Тема 8: Промежуточная аттестация (1 ч.)


Формы и виды деятельности

Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Юные краеведы» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации внеурочной деятельности могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, игры, викторины и др.

Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно- коммуникационная технология, технология

личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные

методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих

единый учебно-методический комплект.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая;

- фронтальная;

- экскурсия.


Оценка планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля:

- участие в конкурсах, викторинах, турнирах, выпуск тематических газет;

- промежуточная аттестация (тест).



III. Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

Введение.

2

2


2

Моя Родина.

6

3

3

3

Я и моя семья.

3

1

2

4

Моя улица.

1


1

5

Наша школа.

1


1

6

Природа нашего края.

19

8

11

7

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

1


1

8

Промежуточная аттестация.

1


1

Итого:

33

13

20





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

_____________________________________________________________________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/И.К. Костиди/

«28» августа 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «31» августа 2020г. № 273












Календарно-тематическое планирование

к рабочей программе

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Юные краеведы»

1 «Б» класс

 

 









Миренкова Татьяна Анатольевна

















2020/2021 учебный год

Календарно - тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Юные краеведы»

в 1 «Б» классе


Общее количество часов на курс по учебному плану: 33.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 33.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ ч.; II четверть ____ ч.;

I II четверть ____ ч.; IV четверть ____ ч.

п/п

Темы занятий

Дата проведения

план.

факт.

1. Введение (2 ч.)

1

Краеведение - наука о родном крае.



2

Природа – наш второй дом.



2. Мой край на карте Родины (6 ч.)

3

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.



4

Символ России – берёза.



5

Знакомство с символикой родного края.



6

Город (село), в котором живем.



7

Город (село), в котором живем. Экскурсия в музей.



8

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.



3. Я и моя семья (3 ч.)

9

Профессии моих родителей.



10

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»



11

Моя семья.



4. Моя улица (1 ч.)

12

Экскурсия по улицам города (села).



5. Наша школа (1 ч.)

13

Знакомство с историей, традициями своей школы. Экскурсия по школе.



6. Природа нашего края (19 ч.)

14

Растительный мир родного края. Хвойные и лиственные деревья.



15

Экскурсия «Хвойные и лиственные деревья».



16

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.



17

Лекарственные растения нашего края.



18

Викторина «Что это за листья?»



19

Правила поведения в лесу, в парковой зоне.



20

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».



21

Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга.



22

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».



23

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.



24

Птицы родного края.



25

Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах.



26

Изготовление кормушек для птиц.



27

Охрана и подкормка птиц.



28

Животный мир родного края.



29

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?



30

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.



31

Викторина «В мире животных».



7. Что мы узнали за год? Подведение итогов (1 ч.)

32

Что мы узнали за год? Подведение итогов.



8. Промежуточная аттестация (1 ч.)

33

Промежуточная аттестация. Тест.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы


Методические материалы для учителя:

1. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2001

2. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1 - Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

3. Карта Смоленской области.

Учебные материалы для обучающихся:

  1. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1 - Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.

Технические средства обучения и оборудование:

  • Проектор

  • Ноутбук учителя


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!