Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от «27» августа 2020г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «29» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» августа № 273 |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 от «28» августа 2020г. Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/ |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «28» августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Юные краеведы»
1 «Б» класс
Миренкова Татьяна Анатольевна
с. Пригорское,
2020/2021 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 1 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ст.9, ст. 14, ст.32);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «Об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373»;
- методическими рекомендациями по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11.06.2002г. № 30-51-433/16);
- письмом Министерства образования РФ от 2.04.2002г. № 13-51-28/1 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;
- приложением к письму Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ;
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год;
- «Примерными программами внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программой С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
Рабочая программа по курсу «Юные краеведы» в 1 классе рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2020/2021 учебный год).
Направление: духовно-нравственное.
I. Планируемые результаты изучения курса
Изучение курса «Юные краеведы» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
• способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
• освоение основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
• овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
Познавательные универсальные учебные действия:
• формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;
• формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью
• формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы.
Ученик получит возможность для формирования:
-
любви к людям и природе;
-
ответственного отношения к окружающей среде;
-
доброжелательности к живым существам;
-
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
-
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1: Введение (2 ч.)
Что изучает краеведение. Кто такие краеведы. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Моя Родина (5 ч.)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Символика края.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч.)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…».
Тема 4: Моя улица. (1 ч.)
Урок-экскурсия по улицам родного города (села). Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Рассказ «Прогулка по улицам моего села».
Тема 5: Наша школа (1 ч.)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч.)
Растительный мир родного края. Хвойные и лиственные деревья. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга).
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц.
Законы об охране природы. Заповедники, охраняемые территории.
Экологические проблемы региона и своего края.
Тема 7: Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1 ч.)
Тема 8: Промежуточная аттестация (1 ч.)
Формы и виды деятельности
Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «Юные краеведы» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации внеурочной деятельности могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно- коммуникационная технология, технология
личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные
методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих
единый учебно-методический комплект.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая;
- фронтальная;
- экскурсия.
Оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются нестандартные виды контроля:
- участие в конкурсах, викторинах, турнирах, выпуск тематических газет;
- промежуточная аттестация (тест).
III. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
1 | Введение. | 2 | 2 | |
2 | Моя Родина. | 6 | 3 | 3 |
3 | Я и моя семья. | 3 | 1 | 2 |
4 | Моя улица. | 1 | | 1 |
5 | Наша школа. | 1 | | 1 |
6 | Природа нашего края. | 19 | 8 | 11 |
7 | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | 1 | | 1 |
8 | Промежуточная аттестация. | 1 | | 1 |
Итого: | 33 | 13 | 20 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К. Костиди/ «28» августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» августа 2020г. № 273 |
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Юные краеведы»
1 «Б» класс
Миренкова Татьяна Анатольевна
2020/2021 учебный год
Календарно - тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Юные краеведы»
в 1 «Б» классе
Общее количество часов на курс по учебному плану: 33.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 33.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ ч.; II четверть ____ ч.;
I II четверть ____ ч.; IV четверть ____ ч.
№ п/п | Темы занятий | Дата проведения |
план. | факт. |
1. Введение (2 ч.) |
1 | Краеведение - наука о родном крае. | | |
2 | Природа – наш второй дом. | | |
2. Мой край на карте Родины (6 ч.) |
3 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | | |
4 | Символ России – берёза. | | |
5 | Знакомство с символикой родного края. | | |
6 | Город (село), в котором живем. | | |
7 | Город (село), в котором живем. Экскурсия в музей. | | |
8 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | | |
3. Я и моя семья (3 ч.) |
9 | Профессии моих родителей. | | |
10 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | | |
11 | Моя семья. | | |
4. Моя улица (1 ч.) |
12 | Экскурсия по улицам города (села). | | |
5. Наша школа (1 ч.) |
13 | Знакомство с историей, традициями своей школы. Экскурсия по школе. | | |
6. Природа нашего края (19 ч.) |
14 | Растительный мир родного края. Хвойные и лиственные деревья. | | |
15 | Экскурсия «Хвойные и лиственные деревья». | | |
16 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | | |
17 | Лекарственные растения нашего края. | | |
18 | Викторина «Что это за листья?» | | |
19 | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | | |
20 | Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | | |
21 | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | | |
22 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | | |
23 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | | |
24 | Птицы родного края. | | |
25 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах. | | |
26 | Изготовление кормушек для птиц. | | |
27 | Охрана и подкормка птиц. | | |
28 | Животный мир родного края. | | |
29 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | | |
30 | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | | |
31 | Викторина «В мире животных». | | |
7. Что мы узнали за год? Подведение итогов (1 ч.) |
32 | Что мы узнали за год? Подведение итогов. | | |
8. Промежуточная аттестация (1 ч.) |
33 | Промежуточная аттестация. Тест. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
Методические материалы для учителя:
1. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края». – Смоленск: СОИУУ, 2001
2. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1 - Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.
3. Карта Смоленской области.
Учебные материалы для обучающихся:
-
Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1 - Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000.
Технические средства обучения и оборудование: