Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
_____________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 «28» августа 2021г. Руководитель ШМО _______/Н.Н. Цуранова/ | ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № 1 « 31» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2021г. № 300 | |
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № 1 «30» августа 2021г. Председатель МС _________/А.Ю.Бурлаева/ | | | | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ 30.08.2021г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
поВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
курса «Юные эколята»
3 класс
Учитель: Чуркина С.П..
с. Пригорское
2021/2022 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- письмом Минобрнауки России от 14.12.2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- письмо Минобрнауки России «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» № 09-1672 от 18.08.2017;
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 -20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пригорской средней школы Смоленского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 02.12.2015г. № 1822;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ.
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год.
- календарный учебный график МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год.
- авторской программой начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: С.А. Болотова. Азбука Смоленского края. – Смоленск: Ассоциация XXвек, 2006.
Программа по курсу «Юные эколята» в 3 классе рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2021/2022 учебный год).
Программа реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятиеиосвоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств для представления информации.
Коммуникативные:
- Активное использование речевых средств при решении коммуникативных и познавательных задач.
Познавательные:
- Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
I. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Изучение курса «Юные эколята» по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- потребность быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- трудолюбие, как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- любовь к своей Родине – своему родному дому, двору, улице, городу, селу;
- миролюбие — умение не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремление узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- вежливость и опрятность, скромность и приветливость.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- умения сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремления устанавливать хорошие отношения с другими людьми; умения прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- уверенности в себе, открытости и общительности, умения не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; умения ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации с помощью учителя;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
• овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
Познавательные универсальные учебные действия:
• формирование умения строить речевые высказывания в устной форме;
• формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью
• формирование умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы.
•
Ученик получит возможность для формирования:
любви к людям и природе;
ответственного отношения к окружающей среде;
доброжелательности к живым существам;
стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Предметные результаты:
- Понимание роли Смоленской области в истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни.
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Освоение доступных способов изучения природы и общества.
- Развитие навыков устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Оценка планируемых результатов
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по окружающему миру.
- участие обучающихся во Всероссийской викторине «Политоринг» и др. дистанционных конкурсах;
-активное участие в «Неделе окружающего мира» в начальной школе;
- промежуточная аттестация(тест).
II. Содержание курса внеурочной деятельности.
Раздел 1. Мир природы (11 ч.)
Игра-путешествие «Смоленская область – часть большой страны» (1 ч.)
Разнообразие растительного мира нашего края (практическое занятие)(1 ч.)
Разнообразие животного мира нашей области: насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие (практические занятия) (4 ч.)
Что такое зоопарк? Экскурсия в зоопарк . (2 ч.)
Красная книга Смоленской области. Охрана природы в нашем крае (2 ч.)
Раздел 2. Мир истории (10 ч.)
Викторина «Из варяг в греки».Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян (1 ч.)
Города Смоленщины. Понятие о городе. Древние города Смоленщины: Смоленск, Рославль, Дорогобуж, Ельня, Вязьма, Рудня, Велиж, Поречье (Демидов).
Географическое положение и история древних городов нашего края (практическое занятие). (1 ч.)
Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.(практическое занятие)(1 ч.)
Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости. Ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь. Экскурсия по крепости. (3 часа)
Военное прошлое. Сущность понятий «город-воин», «город-ключ». Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 годов. Главное значение Смоленского сражения. Военные события 1812 года. Сражение за Смоленск. Его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины. Война с фашизмом 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Улица 25 сентября (4 ч.)
Раздел 3. Мир культуры (13 ч.)
Наши земляки.Викторина «Наши земляки» (1 ч.).
Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки, композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов; первооткрыватель Центральной Азии - Михаил Пржевальский, актер Юрий Никулин (2 практических занятия по выбору обучающихся) (8 ч.).
Обзорная экскурсия по Смоленску (2 ч.).
4. Промежуточная аттестация. Тест. (1ч.)
Урок-презентация «Край родной навек любимый» (1 ч.)
Формы работы: Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня. В практике работы используются следующие формы: работа в парах, группах; участие в олимпиаде; практические и теоретические; знакомство с научно-популярной и художественной литературой; самостоятельная работа; конкурсы знатоков; работа со стенгазетой; игры-состязания; творческие работы.
Основные виды деятельности учащихся:
оформление газет;
знакомство с научно-популярной литературой;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по окружающему миру.
- участие обучающихся во Всероссийской викторине «Политоринг» и др. дистанционных конкурсах;
-активное участие в «Неделе окружающего мира» в начальной школе;
- промежуточная аттестация(тест).
III. Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Часов в разделе | Количество часов |
Количество часов с учетом РПВ | теория | практика |
1. | Мир природы | 11 | | 6 | 5 |
2. | Мир истории | 10 | | 9 | 1 |
3. | Мир культуры | 12 | 0,5 | 10 | 2 |
4. | Промежуточная аттестация. Тест. | 1 | | 1 | |
ИТОГО: | 0,5 | 26 | 8 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ 30.08.2021г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от 31.08.2021г. № 300 |
Календарно – тематическое планирование
к рабочей программе
начального общего образования
по внеурочной деятельности
курса «Юные эколята»
3 класса «Б»
Учитель: Чуркина С.П.
с. Пригорское
2021/2022 учебный год
Календарно - тематическое планирование
курса «Юные эколята» в 3 классе
Общее количество часов на курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу 1 раз в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть __ часов; II четверть __ часов;
III четверть __ часов; IV четверть __ часов.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
по плану | по факту |
Мир природы (11 ч.) |
1. | Игра-путешествие «Смоленская область – часть большой страны». | | |
2. | Практическое занятие. Разнообразие растительного мира нашего края. | | |
3. | Практическое занятие. Разнообразие животного мира нашей области. Насекомые. | | |
4. | Практическое занятие. Разнообразие животного мира нашей области. Рыбы. | | |
5. | Практическое занятие. Разнообразие животного мира нашей области. Птицы. | | |
6. | Практическое занятие. Разнообразие животного мира нашей области. Млекопитающие. | | |
7. | Что такое зоопарк? | | |
8. | Экскурсия в зоопарк. | | |
9. | Красная книга Смоленской области. | | |
10. | Проект «Красная книга Смоленской области» | | |
11. | Охрана природы в нашем крае. | | |
Мир истории (10 ч.) |
12. | Викторина «Из варяг в греки». | | |
13. | Города Смоленщины. | | |
14. | Практическое занятие. Урок творчества «Герб и флаг области». | | |
15. | Экскурсия «Смоленская крепостная стена». | | |
16. | Экскурсия «Смоленская крепостная стена». | | |
17. | Экскурсия «Смоленская крепостная стена». | | |
18. | Военное прошлое Смоленщины. Война с монголо-татарами под Смоленском. | | |
19. | Военное прошлое Смоленщины. Война с Польшей 1609 – 1611гг. | | |
20. | Военное прошлое Смоленщины. Отечественная война 1812 г. | | |
21. | Военное прошлое Смоленщины. Великая отечественная война. | | |
Мир культуры (13 ч.) |
22. | Викторина «Наши земляки». | | |
23. | М.И. Глинка. | | |
24. | А.Т. Твардовский. | | |
25. | М.В. Исаковский. | | |
26. | Н.И. Рыленков. | | |
27. | Н.М. Пржевальский. | | |
28. | П.С. Нахимов. | | |
29. | Ю.А. Гагарин. * Выставка экологических плакатов ( ко Всемирному дню Земли) | | |
30. | Ю.В. Никулин. | | |
31. | Обзорная экскурсия по Смоленску. | | |
32. | Обзорная экскурсия по Смоленску. | | |
33. | Промежуточная аттестация. Тест. | | |
34. | Урок-презентация «Край родной навек любимый». | | |