СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования курса внеурочной деятельности «В мире интересного» по направлению: общеинтеллектуальное 1-4 класс Срок реализации: 4 года

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире интересного» составлена для учащихся1- 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования курса внеурочной деятельности «В мире интересного» по направлению: общеинтеллектуальное 1-4 класс Срок реализации: 4 года»

«Рассмотрена»

ШМО учителей начальных классов. Руководитель

________/_________________/

протокол №1

от августа 20 г.


«Принята»

педагогическим советом

Протокол №1

от_____ августа 20 г.

«Утверждена»

Директор

_____________/_____________/ Приказ № 1 от августа 20 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

курса внеурочной деятельности

«В мире интересного»

по направлению: общеинтеллектуальное

1-4 класс

Срок реализации: 4 года





Составители:


учитель начальных классов


Газиева Е.В.








«Согласована»

Заместитель директора


___________ / Баранова Е.В./

«___» августа 20 г









п. Кардымов


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире интересного» составлена для учащихся1- 4 класса на 20 – 20 учебный год на основании:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2021г.)

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 20-20 уч. г.

На изучение программы в 1 классе отводится 33 часа, в 2-4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю).

Форма итогового занятия: 1класс: экскурсия;

2 класс: утренник «Будем беречь нашу планету!»

3 класс: викторина «Знатоки природы» ;

4 класс: утреник «Смоленщина – мой край родной»

Направление программы внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Актуальность Одной из приоритетных целей воспитания младших школьников является – воспитание ценностного отношения к природе, истории и культуре родной страны и родного края.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Взаимосвязь с программой воспитания:

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций программы воспитания МБОУ «Кардымовская СШ». Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.

Это проявляется:

- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания;

- в возможности включения школьников в деятельность, организуемую образовательной организацией в рамках направлений программы воспитания;

- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчёркивается программой воспитания.

Цель программы способствовать формированию

- экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией,

- формированию у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством нашей страны, Смоленского края.

Основные задачи курса:

Обучающие:

-  расширить представления об окружающем мире;

-  сформировать представления о природных сообществах области;

 - познакомить с охраняемыми территориями России и своей области;

-  сформировать умения и навыки природоохранной деятельности;

- формировать знания о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города, области в истории развития России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.

Развивающие:

развить мотивацию к экологически грамотному поведению и здоровому образу жизни;

- развить мышление, наблюдательность, внимание, память;

- развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Воспитательные:

-  развивать интерес к изучению природы родного края, понимание активной роли человека в природе;

формировать уважительное отношение к чужому мнению;

- воспитать бережное отношение к окружающей среде;

- воспитать в каждом учащемся активную гражданскую позицию и любовь к Родине,

- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому  труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс "В мире интересного" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, разработан для детей 6-11 лет. Программа призвана расширить экологические, краеведческие представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе

          Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, истории своей страны и родного края.

        Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы).

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа)

2-й год обучения – «Чудеса окружающего мира» (34 часа)

3-й год обучения – «Живая и неживая природа. Труд людей»(34часа)

4-й год обучения - «Родной край» (34 часа).  с опорой на авторскую программу регионального курса для младших школьников С.А. Болотовой «Азбука Смоленского края».

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;

  • принцип наглядности;

  • принцип личностной ориентации;

  • принцип системности и целостности;

  • принцип экологического гуманизма;

  • принцип краеведческий;

  • принцип практической направленности.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- установление причинно-следственных связей.

Предметные результаты:

1 класс

Ученик научится:

- различать наиболее типичных представителей животного мира России, Смоленского края;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- неживое и живое в природе;

-основные группы животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение животных в жизни человека;

- основные виды животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • экологически сообразные правила поведения в природе.

- узнавать зверей и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;

  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой природы.

2 класс

Ученик научится:

- давать характеристику основных признаков различных растений, описывать растения.

- наблюдать удивительные превращения воды.

- проводить наблюдения за явлениями природы;

- проводить опыты с помощью учителя и членов семьи

- обсуждать полученную информацию

- наблюдать удивительные факты из жизни животных, небесных тел.

3 класс

4 класс

Ученик научится:

  • Определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;

  • Различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

  • Различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;

  • Различать охраняемые растения и животных Смоленского края;

  • Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • Подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно – краеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополнительных источников;

  • Проводить самостоятельные наблюдения в природе;

  • Оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.




Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности.

1 класс


«ВВЕДЕНИЕ». (1 час)

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология. Игра «Поле чудес»(1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

Раздел 1. «ЗВЕРИ» (19 часов)

Тема 2. Заяц - «Длинное ухо» (1 час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Лисица. «Лиса Патрикеевна» (1час)

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Тема 4.Серый хищник – волк (1час)

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Тема 5. Хозяин леса – медведь (1час)

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Тема 6. Любознательный зверёк – белка (1час)

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Тема 7. Куница - охотник на белок (1час)

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Тема 8. Лесной красавец – лось (1час)

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Тема 9. Сердитый недотрога - ёж (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Тема 10. Подземный житель – крот (1час)

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Тема 11. Всеядное животное — бар­сук (1час)

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Тема 12. Бобр-строитель (1час)

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Тема 13. Запасливый бурундук (1час)

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Тема 14. Кабан - дикий родственник домашней свиньи (1час)

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Тема 15. Мышка-норушка (1час)

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Тема 16. Рысь - родственник кошки (1час)

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси.» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Тема 17. Соболь - «дорогой» зверёк (1час)

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тема 18. Тигр - самая большая кош­ка на Земле (1час)

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Тема 19. Косуля - самый маленький европейский олень (1час)

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Тема 20. Обобщающий урок о диких животных (1час)

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

Раздел 2. . «ПЕРНАТЫЕ ЖИТЕЛИ»

Тема 21. Воробей - самая распро­странённая птица на Земле (1час)

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Тема 22. Ворона - «интеллектуаль­ная» птица (1час)

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Тема 23. Ворон - красивая, умная птица (1час)

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Тема 24. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого­ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»

Тема 25. «Лесной доктор» - дятел (1час)

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Тема 26. Соловей - «великий маэст­ро» (1час)

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Тема 27. Галка - городская птица (1час)

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Тема 28. Загадочная птица - кукуш­ка (1час)

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

Тема 29. «Пернатая кошка» - сова (1час)

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Тема 30. Любимая птица – снегирь (1час)

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь» .Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

Тема 31. «Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии (1час)

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Тема 32. Наш добрый сосед - скво­рец. (1час)

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари» .Чтение стихотворения «Скворец».

Тема 33. Обобщающее занятие. Экскурсия в зооэкзотариум. (1часа)


2 класс

1.Удивительный мир растений (14 ч)

Деревья и кустарники нашей местности. Травянистые растения. Загадки хвойных растений. Живые витамины. Выращивание на подоконнике лука. Цветник на окне. Наблюдения за комнатными растениями. Выполнение творческих работ.

Речевые умения: рассказ – описание, рассказ – рассуждения.

Рефлексивные действия: самоконтроль выполнения учебной задачи.

Коммуникативные умения: правила совместной деятельности

2.Секреты животного мира (8 ч)

Птицы нашего села. Птицы зимой. Зачем птицам клюв? Рыбы – дети воды. Аквариум и его обитатели. Жизнь насекомых. Звери – млекопитающие. Наблюдения за жизнью животных своей местности. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий обитания.

Речевые умения: рассказ – описание.

Креативные умения: выполнение роли в диалоге от имени животных.

Интеллектуальные умения: классификация, сравнение, анализ и обобщение информации.

Познавательные умения: наблюдения, выполнение привил игры дидактической игры.

3.Загадочная вода (7ч)

Вода – чудо природы. Сколько воды на Земле. Как падает дождевая капля? Что такое снег? Туман и изморозь. Роса и град. Выполнение творческого проекта. Проведение опытов. Изготовление книжки – малышки «Загадки воды».

Речевые умения: рассказ – рассуждение.

Интеллектуальные действия: установление причинно – следственных связей в природе, анализ, обобщение.

Познавательные действия: наблюдения.

4.Тайны неба (5 ч )

Загадочные планеты. Почему Солнце светит и греет. Секреты красавицы Луны. Чем планеты отличаются от звёзд. Выполнение творческого проекта. Будем беречь нашу планету.


3 класс

«Живая и неживая природа. Труд людей.» - 34 часа

«ВВЕДЕНИЕ» (2 час)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов)

Тема 8 – 9. Неживая природа ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Тема 13. Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 15 – 16. Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!»

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное ря­дом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц края

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24. Растения рядом (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных эколо­гических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­плексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки куль­турных растений. Изготовление лу­нок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. По­белка стволов Дежурство и на­блюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и раз­витие высаженных растений». Изго­товление колышков и этикеток.


4 класс

Мир природы

Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области.

Почвы смоленской области.

Урок творчества. Выпуск стенгазеты «Берегите почву!»

Полезные ископаемые.

Водоёмы Смоленщины. Сохраним водоёмы для потомков. Природа края в опасности.

Природа в опасности.

Мир истории

Герб главного города нашего региона.

Урок творчества. Описываем герб Смоленской области .

Флаг Смоленской области.

Урок творчества. Описываем флаг Смоленской области .

Изготовление макета крепостной стены.

Окончание работы по изготовлению макета крепостной стены.

Урок творчества. Рассказываем о башнях крепостной стены.

Война с Польшей 1609-1611 гг.

Отечественная война 1812 года.

Война с Германией 1941-1945 гг.

Урок-экскурсия в музей. Тема: «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Наши земляки. Н.М. Пржевальский.

Наши земляки. Ю.А. Гагарин.

Наши земляки. М. В. Исаковский, Н.И. Рыленков, А.Т. Твардовский.

Наши земляки. П.С. Нахимов.

Экскурсия в музей адмирала П.С. Нахимова

Обобщающее занятие. Знаменитые люди Смоленщины.

Мир культуры

Старинные народные праздники на Смоленщине.

Игры и хороводы.

Урок праздник с играми и хороводами.

Письменность.

Урок творчества. Изготовление рукописной книги.

Интерактивная экскурсия. Храмы и монастыри Смоленщины.

Урок творчества. Изготовление модели церкви или колокольни.

Окончание работы по изготовлению модели церкви или колокольни.

Заочная экскурсия в собор Г. Смоленска.


- Участие обучающихся в школьном , муниципальном конкурсах, всероссийских олимпиадах по окружающему миру.

- Участие обучающихся во Всероссийском конкурсе «ЧИП» и др. конкурсах.

-Активное участие в предметной неделе в начальной школе.


Календарно - тематическое планирование

1 класс

№ занятия

Тема занятия

Форма про-

ведения

Дата проведения занятия планируемая

Дата проведения занятия фактическая


1. Введение (1 час)



1

Вводное занятие: «Что такое Экология.» Игра «Поле чудес»

Игра «Поле чудес»

04.09



2. ЗВЕРИ ( 19 часов)



2

Заяц - «Длинное ухо»

Экологическая игра

11.09


3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

Экологическая игра

18.09


4

Серый хищник - волк

Заочное путешествие, беседа.

25.09


5

Хозяин леса - медведь

Заочное путешествие, беседа.

02.10


6

Любознательный зверёк -белка

Заочное путешествие, беседа.

09.10


7

Куница - охотник на белок

Заочное путешествие, беседа.

16.10


8

Лесной красавец - лось

Заочное путешествие, беседа.

23.10


9

Сердитый недотрога- ёж

Заочное путешествие, беседа.

------

06.11


10

Подземный житель - крот

Заочное путешествие, беседа.

13.11


11

Всеядное животное — бар­сук

Заочное путешествие, беседа.

20.11


12

Бобр-строитель

Заочное путешествие, беседа.

27.11


13

Запасливый бурундук

Заочное путешествие, беседа.

04.12


14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

Заочное путешествие, беседа.

11.12


15

Мышка-норушка

Заочное путешествие, беседа.

18.12


16

Рысь - родственник кошки

Заочное путешествие, беседа.

25.12

15.01

17

Соболь - «дорогой» зверёк

Заочное путешествие, беседа.

-----

15.01

18

Тигр - самая большая кош­ка на Земле

Заочное путешествие, беседа.

22.01


19

Косуля - самый маленький европейский олень

Заочное путешествие, беседа.

29.01


20

Обобщающие занятие о диких животных

Конкурс

05.02



3. Пернатые жители (13 часов)



21

Воробей - самая распро­странённая птица на Земле

Экскурсия

12.02


22

Ворона - «интеллектуаль­ная» птица

Тематическое занятие

19.02


23

Ворон - красивая, умная птица

Экскурсия

26.02


24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

Экологическая игра

05.03


25

«Лесной доктор» - дятел

Экологическая игра

12.03


26

Соловей - «великий маэст­ро»

Тематическое занятие

19.03


27

Галка - городская птица

Тематическое занятие

-------

02.04


28

Загадочная птица - кукуш­ка

Тематическое занятие

09.04


29

«Пернатая кошка» - сова

Тематическое занятие

16.04


30

Любимая птица - снегирь

Тематическое занятие

23.04


31

«Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии

Экскурсия

30.04


32

Наш добрый сосед - скво­рец

Природоохрая акция

07.05


33

Обобщающее занятие. Посещение зооэкзотариума.

Экскурсия.

14.05

21.05



Итого:

33ч.


2 класс

Тема занятия

Форма проведения

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел. Удивительный мир растений (14ч)

1

2

3

Деревья и кустарники, травы.

Тематическое занятие, экскурсия.



4

5

6

Травянистые растения: лекарственные ,дикие формы.

Тематическое занятие, экскурсия.


7

Загадки хвойных растений

Клуб знатоков


8

9

Живые витамины

Беседа


10

11

Цветник на окне

Практическая работа


12

13

14

Коллективный проект «Давайте познакомимся с растениями»

Проект


Раздел. Загадочная вода (8ч)

15

Вода – чудо природы

Тематическое занятие


16

Сколько воды на Земле.

Тематическое занятие


17

Как падает дождевая капля?

Тематическое занятие


18

Что такое снег.

Тематическое занятие


19

Туман и изморозь.Иней.

Тематическое занятие


20

Роса и град.

Тематическое занятие


21

22

Изготовление книжки-малышки "Загадки воды"

Практическая работа

Раздел. Секреты животного мира (7ч)

23

Птицы нашего региона.

Викторина



24

Птицы зимой

Природоохранная акция


25

Зачем птицам клюв

Клуб знатоков


26

Рыбы – дети воды

Тематическое занятие


27

Аквариум и его обитатели

Беседа, творческая работа


28

Звери - млекопитающие

Викторина


29

Жизнь насекомых


Тематическое занятие


Раздел. Тайны неба ( 5 ч)

30

Загадочные планеты.


Тематическое занятие


31

Почему Солнце светит и греет.


Тематическое занятие


32

Секреты Луны.


Тематическое занятие


33

Планеты Солнечной системы.


Тематическое занятие


34

«Будем беречь нашу планету»

Утреник



3 класс

п/п


Тема занятия

Форма проведения

Дата проведения

по плану

по факту


Введение (2час)




1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

Беседа



2.

Мир вокруг.

Беседа




1. Человек и природа (5 часов)




3

Экология и мы.

Тематическое занятие



4

Осенние работы в поле

Тематическое занятие



5

Практическое занятие «Школьный двор»

Практическое занятие



6

Место человека в мире природы. Юные экологи, кто такие.

Беседа



7

Осень в лесу

Экскурсия в парк




2. Неживое в природе (12часов)




8 –

9

Неживая природа

Игра



10

Солнце – источник тепла и света

Тематическое занятие



11

Вода, её признаки и свойства

Тематическое занятие



12

Берегите воду!

Акция



13

Почва – святыня наша.

Акция



14

Состав и свойства почвы

Тематическое занятие



15 – 16

Погода. Климат.

Тематическое занятие



17

Предсказание погоды по народным приметам

Конкурс знатоков



18

Почему нельзя..?

Беседа



19

Диалоги о неживой природе

Беседа




3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)




20

Практикум «Хлебные крошки»

Практикум



21

Кто улетает, а кто остаётся

Викторина



22

Экологические связи неживой и живой природы

Клуб знатоков



23

Вода и жизнь

Тематическое занятие



24

Растения рядом

Тематическое занятие



25

Комнатные растения

Тематическое занятие



26

Размножение комнатных растений

Тематическое занятие



27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

Тематическое занятие



28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

Практическое занятие




4. Царство грибов (3часа)




29

Съедобные грибы

Викторина



30

Несъедобные грибы

Викторина



31

Микроскопические грибы

Тематическое занятие




5.Сельскохозяйственный труд весной 3 ч




32

Сельскохозяйственные машины и орудия

Заочная экскурсия



33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке. Рыхление почвы. Высадка рассады цветочных культур.

Практическая работа



34

Итоговое занятие. Викторина «Знатоки природы»

Викторина




Итого:

34 часа




4 класс

занятия

Тема занятия


Дата проведения планируемая

Дата проведения фактическая

Мир природы

1.

Природные особенности: географическое положение, площадь, рельеф и климат Смоленской области.

Практическая работа с картой



2.

Почвы смоленской области.

Тематическое занятие



3.

Рисование плаката «Берегите почву!»

Урок творчества.



4.

Полезные ископаемые.

Тематическое занятие



5.

Водоёмы Смоленщины.

Проект



6.

Смоленское Поозерье. Сохраним водоёмы для потомков.

Тематическое занятие



7.

Природа края в опасности.

Тематическое занятие



8.

Природа поселка в опасности.

Тематическое занятие




Мир истории

9.

Герб нашего города.

Тематическое занятие



10.

Описываем герб Смоленской области .




11

Флаг Смоленской области.

Тематическое занятие



12

Описываем флаг Смоленской области .

Урок творчества.



13

Изготовление макета крепостной стены.

Урок творчества.



14

Окончание работы по изготовлению макета крепостной стены.

Практическая работа



15

Рассказываем о башнях крепостной стены.

Урок творчества.



16

Война с Польшей 1609-1611 гг.

Тематическое занятие



17

Отечественная война 1812 года.

Тематическое занятие



18

Война с Германией 1941-1945 гг.

Экскурсия к памятнику ВОВ



19

Тема: «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Урок-экскурсия в школьный музей.



20

Наши земляки. Н.М. Пржевальский.

Тематическое занятие



21

Наши земляки. Ю.А. Гагарин.

Тематическое занятие



22

Наши земляки. М. В. Исаковский, Н.И. Рыленков, А.Т. Твардовский.

Тематическое занятие



23

Наши земляки. П.С. Нахимов.

Тематическое занятие



24

Экскурсия в музей адмирала П.С. Нахимова

Экскурсия



25

Обобщающее занятие. Знаменитые люди Смоленщины.

Викторина



Мир культуры

26

Старинные народные праздники на Смоленщине.

Клуб знатоков



27

Игры и хороводы.

Игра



28

Игры и хороводы.

Урок праздник



29

Письменность.

Клуб знатоков



30

Урок творчества. Изготовление рукописной книги.

Творческая мастерская



31

Храмы и монастыри Смоленщины. Заочная экскурсия в собор г. Смоленска.

Интерактивная экскурсия.



32

Урок творчества. Изготовление модели церкви или колокольни.

Творческая мастерская



33

Окончание работы по изготовлению модели церкви или колокольни.

Творческая мастерская


34

Обобщающее занятие «Смоленщина – мой край родной»

Утреник



Итого







35