Пояснительная записка
Рабочая программа надпредметного модуля «Введение в школьную жизнь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом авторской программы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман.
Программа является пропедевтической.
Курс ведётся в 1 четверти, рассчитан на 27 часов.
Модуль «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Этот модуль носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё и не школьник. По форме, по манере общения «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Используются дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т.п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений: на выработку умений договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Цель: психологическая адаптация детей к обучению в школе.
Задачи:
- знакомство с основными школьными правилами;
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучение элементарным приёмам обратной связи;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- организация классного коллектива;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности;
- формировать интерес к интерактивным технологиям
Планируемые результаты:
Личностные:
Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Освоение правил взаимодействия со сверстниками.
Метапредметные:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Предметные:
ученик научится:
- правилам работы в группе;
- соблюдать основные школьные правила;
– правилам индивидуальной, парной и коллективной работы;
– использовать элементарные приемы обратной связи;
ученик получит возможность научиться:
-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
-выражать свои мысли в соответствии с возрастом;
-быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
2. Содержание программы
- Основные задачи реализации содержания:
Создание фундамента для формирования общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств.
Основными разделами данного курса являются:
«Как учить себя с помощью взрослого»;
«Сотрудничество со сверстниками»;
«Отношение ребенка с самим собой».
Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. Правило поднятой руки, приветствие учителя, режим дня школьника. Знакомство со знаками «Звонок», «Мы готовы», «Хор», «Я», «Мы», «+», «-», «?». Самооценка. Школьные правила вежливости. Взаимооценка. Групповые задания, взаимодействие в группах. Экскурсия по школе. Безопасная дорога в школу и домой. Содержательная оценка.
3. Тематическое планирование
№ | Тема | Кол – во часов | Виды деятельности обучающихся |
1. | Знакомство. Поговорим о наших именах. Введение знака «Поднятая рука» | 1ч | Игры на внимание. Разучивание правила «Поднятая рука». Составление рассказа о себе. |
2. | Выбор приветствия. Приветствие учителя | 1ч | Изучение правил «Готов к уроку», «Начало урока». |
3. | Ты – ученик. Режим дня школьника. Знак «Звонок» | 1ч | Разучивание правил поведения в школе. Упражнения на развитие воображения. |
4. | Знакомство в группах. Умение договариваться. Введение знака «Мы готовы» | 1ч | Игра «Зеркало». Знакомство с правилами работы в паре. Выполнение упражнений в паре. |
5. | Формы устного ответа | 1ч | Игра «Будь внимательным». Обучение ответу по цепочке. |
6. | Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я» | 1ч | Обучение хоровому и индивидуальному ответу. Игра «Я люблю», «Я не люблю». |
7. | Оценка. Критерии. Введение линейки оценок. Самооценка | 1ч | Введение карточек «Светофоров». Игра «Внимательный водитель». |
8. | Школьные правила вежливости | 1ч | Игры на внимание. Разучивание правил приветствия в школе. Игра «Вежливые слова». |
9. | Введение знака «Мы». Парная форма работы. Взаимооценка | 1ч | Игра «Зеркало». Знакомство с правилами работы в паре. Инсценирование стихотворения В.Орлова «Кто кого?» |
10. | Реакция на реплику. Введение знаков «+, -» | 1ч | Игра «Да-Нет». Упражнения в применении знаков +,- |
11. | Введение знаков внимания | 1ч | Игры на внимание. Упражнения на развитие мелкой моторики. |
12. | Отработка введённых ранее знаков «Я», «МЫ», «ХОР», «+», «-» | 1ч | Упражнения в хоровых и индивидуальных ответах. Инсценирование сказки «Теремок». |
13. | Столкновение мнений детей: «Как надо и как не надо спорить» | 1ч | Составление диалога. Упражнение в различии понятий «Ссора» и « Спор». Игры. |
14. | Введение знака «?» (вопрос), его применение | 1ч | Составление вопросов на заданную тему. Игра «Задай вопрос однокласснику». |
15. | Групповые задания. Взаимодействия в группах | 1ч | Разучивание правил взаимодействия в группе. Игры: «Вот так!», «Снежный ком», «Выбери пару по сигналу». |
16. | Экскурсия по школе | 1ч | Беседа о школе. Знакомство со школой. Рисование на тему «Моя школа». |
17. | Адресованность, понятность сообщения | 1ч | Игры: «Повтори-отличись», «Сломанный телефон». Ответы на вопросы. |
18. | Безопасная дорога в школу и домой | 1ч | Беседа о правилах дорожного движения. |
19. | Отработка знаков, введенных ранее. Ловушка | 1ч | Повторение школьных знаков. Разрешение проблемной ситуации». Игра « Хлопки». |
20. | Умение выражать свои мысли и чувства | 1ч | Упражнения на развитие речи. Игра «Угадай-ка». Рисование по инструкции. |
21. | Школьные принадлежности | 1ч | Разгадывание загадок. Игры «Найди лишний предмет», «Волшебные превращения» |
22. | Адресованность действия при групповом взаимодействии | 1ч | Упражнение в умении договариваться. Игра «Жесты». |
23. | Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности | 1ч | Упражнения на развитие памяти, внимания и воображения. Разыгрывание проблемных ситуаций. |
24. | О профессиях и трудолюбии | 1ч | Разгадывание загадок. Составление рассказов о профессиях родителей. Игра в конструктор ЛЕГО « Мы строители» |
25. | Отработка знаков, введенных ранее | 1ч | Выполнение заданий по образцу. Взаимопроверка и оценка работ. Игра « Не собьюсь». |
26. | Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных работ | 1ч | Знакомство с оценочной линейкой. Упражнения в оценивании своей и чужой работы. |
27. | Понятие содержательной оценки. Отработка знаков, введённых ранее | 1ч | Игра «Школьники- дошкольники». Работа в парах, в группах. |
| Итого | 27 ч | |
4. Формы и виды контроля
- входной контроль
- текущий контроль – наблюдение, устный опрос, рисунок, самоконтроль, творческая работа
- итоговый контроль в конце изучения курса в форме игры
5. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
1. Пособие для учителей первых классов «Первые дни ребёнка в школе» С.И. Гин, И.Е. Прокопенко Издательство «Вита» Москва
2. Демонстрационный материал ( предметные картинки, плакаты)
3. Дидактические пособия фирмы «Спектра»: «Палитра», «Кораблики», конструктор «ЛЕГО», альбом для рисования
6. Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство "Просвещение"
2. Программа К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь».
3. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"
6. Разработка занятий по программе К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь».