«Рассмотрено» Руководитель МО ______(Маренкова В.И.) Протокол №_1_от « »___08_____2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______(Лещенко Л.А.) «___»____________2018г. | «Утверждено» Директор ______(Мартыненко В.Т.) Приказ №ОД-109 от «_01__»_____09____2018г. |
Рабочая программа (неаудиторная занятость)
«Путь к успеху»
4 класс
Базовый уровень
Учителя начальных классов
ВКК
Фроловой Ольги Николаевны
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета гимназии
МБОУ Калачеевская гимназия №1
Протокол №_____1__от «__30__»__08__2018г
2018-2019 учебный год
Аннотация рабочей программы
Рабочая программа по курсу «Путь к успеху» разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа (внеурочная деятельность по курсу «Путь к успеху»). (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2010г.
Программа по логической математике для развивающего занятия "Путь к успеху" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю с 1 сентября).
Цель курса:
формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи курса:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Общая характеристика курса:
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия .Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми, возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Виды деятельности учащихся
-игровая
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
. сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
- использование сказки всегда обогащает занятие и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
- познавательная
-рассказ-беседа
-разгадывание кроссвордов,загадок,викторины.
Планируемые результаты освоения учащимися курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости,умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы.
Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 1 час
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 1час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 1час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 2часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 1час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-1час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11.Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 1час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 1час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18.Решение олимпиадных задач. – 1час
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20.Школьная олимпиада-1час
Решение заданий школьного уровня
21. Игра над ошибками- 1 час
Работа над ошибками, допущенными в работах
22.Математические горки. – 1 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
23.Наглядная алгебра. -1 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
24. Решение логических задач. – 1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
25. Игра «У кого какая цифра». – 1час
Закрепление знаний нумерации чисел.
26.Знакомьтесь: Архимед!- 1 час
Исторические сведения:- кто такой Архимед
- открытия Архимеда- вклад в науку
27. Задачи с многовариантными решениями. –1час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
28. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор- вклад в науку
29. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математическая викторина «Узнай меня». – 1 час
33. Математический КВН. -1час
34. Круглый стол «Подведем итоги». -1 час Систематизация знаний по изученным разделам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 |
2 | Как люди научились считать. | 1 |
3 | Интересные приемы устного счёта. | 1 |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 1 |
5 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 |
7-8 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | 2 |
9 | Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 |
10 | Решение ребусов и логических задач. | 1 |
11 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 |
12 | Загадки- смекалки. | 1 |
13 | Игра «Знай свой разряд». | 1 |
14 | Обратные задачи. | 1 |
15 | Практикум «Подумай и реши». | 1 |
16 | Задачи с изменением вопроса. | 1 |
17 | «Газета любознательных». | 1 |
18 | Решение нестандартных задач. | 1 |
19 | Решение олимпиадных задач. | 1 |
20 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 |
21 | Школьная олимпиада | 1 |
22 | Игра «Работа над ошибками» | 1 |
23 | Математические горки. | 1 |
24 | Наглядная алгебра. | 1 |
25 | Решение логических задач. | 1 |
26 | Игра «У кого какая цифра» | 1 |
27 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 |
28 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 |
29 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 |
30 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 |
31 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 |
32 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 |
33 | Математическая викторина»Узнай меня» | 1 |
34 | Математический КВН Круглый стол «Подведем итоги» | 1 |
Приложение.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
4 «г» класс учителя начальных классов ВКК Фроловой Ольги Николаевны.
№ п/п | Тема занятия | Формы проведения | Кол. часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Беседа | 1 | 07.09 |
2 | Как люди научились считать. | Исследование | 1 | 14.09 |
3 | Интересные приемы устного счёта. | Арифметический диктант | 1 | 21.09 |
4 | Решение занимательных задач в стихах. | Устный счет | 1 | 28.09 |
5 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | Работа в парах | 1 | 05.10 |
6 | Учимся отгадывать ребусы. | Викторина | 1 | 12.10 |
7-8 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | Коллективная работа | 2 | 19.10 26.10 |
9 | Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | Групповая работа | 1 | 09.11 |
10 | Решение ребусов и логических задач. | Практикум | 1 | 16.11 |
11 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Работа в парах | 1 | 23.11 |
12 | Загадки- смекалки. | Индивидуальная работа | 1 | 30.11 |
13 | Игра «Знай свой разряд». | Викторина | 1 | 07.12 |
14 | Обратные задачи. | | 1 | 14.12 |
15 | Практикум «Подумай и реши». | Практическая работа | 1 | 21.12 |
16 | Задачи с изменением вопроса. | Инсценирование | 1 | 28.12 |
17 | «Газета любознательных». | Диалог | 1 | 11.01 |
18 | Решение нестандартных задач. | Исследование | 1 | 18.01 |
19 | Решение олимпиадных задач. | Тестирование | 1 | 25.01 |
20 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | Индивидуальная работа | 1 | 01.02 |
21 | Школьная олимпиада | Конкурс | 1 | 08.02 |
22 | Игра «Работа над ошибками» | Тестирование | 1 | 15.02 |
23 | Математические горки. | Викторина | 1 | 22.02 |
24 | Наглядная алгебра. | Творческая работа | 1 | 15.03 |
25 | Решение логических задач. | Коллективная работа | 1 | 22.03 |
26 | Игра «У кого какая цифра» | Творческая работа | 1 | 05.04 |
27 | Знакомьтесь: Архимед! | Работа с энциклопедиями | 1 | 12.04 |
28 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах | 1 | 19.04 |
29 | Знакомьтесь: Пифагор! | Лекция | 1 | 26.04 |
30 | Задачи с многовариантными решениями. | Коллективная работа | 1 | 26.04 |
31 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | Групповая работа | 1 | 17.05 |
32 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах | 1 | 17.05 |
33 | Математическая викторина»Узнай меня» | Викторина | 1 | 24.05 |
34 | Математический КВН Круглый стол «Подведем итоги» | КВН | 1 | 24.05 |
Материально-техническое обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Математический набор «Карточки-считалочки» для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.-. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
- Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.-. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»
- Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.
- Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010
Учебно-методическое обеспечение
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.