Структура рабочей программы:
Титульный лист.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык».
Содержание учебного предмета «Немецкий язык».
Тематическое планирование.
Приложение №1.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык»
Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетенции;
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
Достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
А. В коммуникативной сфере (то есть владение вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудировании
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации;
чтении
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (выборочного превода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменной речи
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними):
применение правил написания изученных слов;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского языков.
Социокультурная компетенция
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру;
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, как основе культуры мышления;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках и т. д.;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах.
Г. В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на втором иностранном языке и средствами изучаемого второго иностранного языка;
развитие чувства прекрасного при знакомстве с образцами живописи, музыки, литературы стран изучаемых иностранных языков.
Д. В трудовой сфере:
Е. В физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание учебного предмета «Немецкий язык»
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
социокультурная осведомленность и умения межкультурного общения;
общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомленностью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык».
Предметное содержание речи
межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода.
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
Страна/страны изучаемого второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями. Объем диалога от 3 реплик (5-7 классы) до 4-5 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5 – 2 минуты (9 класс).
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.
Объем монологического высказывания от 7-10 фраз (5-7 классы) до 10-12 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога 1-1,5 минуты. (9 класс).
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста – до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов – до 1,5 минуты.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов – до 1,5 минуты.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое / поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объем текстов для чтения – 600-700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объем текста для чтения – 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объем текста для чтения – около 350 слов.
Письменная речь
Умение:
- делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая адрес);
- заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
- писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нем; выражать благодарность и т. д.). Объем личного письма – 100-140 слов, включая адрес.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объеме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основные способы словообразования:
Аффиксация:
Существительных с суффиксами –ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe); -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
Прилагательных с суффиксами –ig (wichtig); -lich (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
Существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
Существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
Глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
Словосложение:
Существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
Прилагательное + прилагательное (dukelblau, hellblond);
Прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
Глагол + существительное (die Schwimmhalle);
Конверсия (переход одной части речи в другую):
Образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge);
Образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen);
Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Нераспространенные и распространенные предложения:
Безличные предложения (Es ist warm. Es istSommer.);
Предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin? (Ich hänge das Bild an die Wand.);
Предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv c zu;
Побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lessen!;
Все типы вопросительных предложений;
Предложения с неопределенно-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
Предложения с инфинитивной группой um … zu(Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lessen.);
Сложносочиненные предложения с союзами den, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, den er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen.);
Сложноподчиненные предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist.);
Сложноподчиненные предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
Сложноподчиненные предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem);
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen);
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели (с союзом damit);
Распознавание структуры предложения по формальным признакам: по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов: um … zu + Infinitiv, statt … zu + Infinitiv, ohne … zu + Infinitiv;
Слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
Сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);
Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben);
Временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum);
Местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
Возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
Распознавание и употребление в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;
Местоимения: личные, притяжательные, неопределенные (jemand, niemand);
Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времен;
Количественные числительные и порядковые числительные.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
Знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
Сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
Употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространенными образцами фольклора;
Представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
Умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику);
Умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
Использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
Прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
Догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
Использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются умения:
Работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
Работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
Самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
Находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
Семантизировать слова на основе языковой догадки;
Осуществлять словообразовательный анализ слов;
Выборочно использовать перевод;
Пользоваться двуязычным и толковым словарями.
Формы организации учебной деятельности:
Урок
Проектная работа
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Исследовательская работа
По количеству обучающихся используются следующие формы:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Коллективная
Виды организации учебной деятельности:
Объяснительно-иллюстративный
Проектная технология.
Игровые технологии.
Коммуникативное обучение.
Здоровьесберегающие технологии.
ИКТ-технологии.
Технология развития критического мышления.
Тематическое планирование
1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1) ФГОС ООО;
2) ООП ООО МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» 5-9 классы (ФГОС ООО);
3) авторской программы по учебному предмету «Немецкий язык» Аверина М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р. «Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы». – Москва, Просвещение, 2012.
2. УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык»/«Горизонты». Авторы: Аверин М. М., Джин Ф., Рорман Л.- Москва, Просвещение, 2017.
Класс | Наименование темы, раздела | Количество часов | Из них (количество часов) |
Лабораторные / практические работы | Экскурсии | Контрольные работы | Иные виды работ (проектная) |
5 | Знакомство | 9 | - | - | 1 | - |
Мой класс | 9 | - | - | 1 | - |
Животные | 10 | - | - | 1 | - |
Мой день в школе | 10 | - | - | 1 | - |
Хобби | 10 | - | - | 1 | - |
Моя семья | 10 | - | - | 1 | 1 |
Сколько это стоит? | 10 | - | - | 1 | - |
Итого | 68 | - | - | 7 | 1 |
6 | Мой дом. | 10 | - | - | 1 | - |
Это вкусно. | 10 | - | - | 1 | - |
Моё свободное время. | 10 | - | - | 1 | - |
Смотрится отлично. | 9 | - | - | 1 | - |
Вечеринки. | 9 | - | - | 1 | - |
Мой город. | 10 | - | - | 1 | - |
Каникулы. | 10 | - | - | 1 | 1 |
Итого | 68 | - | - | 7 | 1 |
7 | Как прошло лето? | 9 | - | - | 1 | - |
Планы на будущее. | 10 | - | - | 1 | - |
Дружба. | 10 | - | - | 1 | 1 |
Изображение и звук. | 10 | - | - | 1 | - |
Взаимоотношения. | 10 | - | - | 1 | - |
Это мне нравится. | 9 | - | - | 1 | - |
Подробнее о себе. | 10 | - | - | 1 | - |
Итого | 68 | - | - | 7 | 1 |
8 | Фитнес и спорт. | 10 | - | - | 1 | - |
Школьный обмен. | 9 | - | - | 1 | - |
Наши праздники. | 10 | - | - | 1 | - |
Воздух Берлина. | 9 | - | - | 1 | - |
Мы и окружающий мир. | 10 | - | - | 1 | 1 |
Путешествие по Рейну. | 10 | - | - | 1 | - |
Прощальная вечеринка. | 10 | - | - | 1 | - |
Итого | 68 | - | - | 7 | 1 |
9 | Будущая профессия. | 6 | - | - | 1 | - |
Где мы живём? | 6 | - | - | 1 | - |
Будущее. | 6 | - | - | 1 | - |
Еда. | 6 | - | - | 1 | - |
Выздоравливай! | 6 | - | - | 1 | - |
Политика и я. | 7 | - | - | 1 | 1 |
Планета Земля. | 6 | - | - | 1 | - |
Красота. | 6 | - | - | 1 | - |
Получай удовольствие! | 6 | - | - | 1 | - |
Техника. | 6 | - | - | 1 | - |
Стена – граница – зелёный пояс. | 7 | - | - | 1 | - |
Итого | 68 | - | - | 11 | 1 |
| Всего | 340 | - | - | 39 | 5 |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе «Немецкий язык» 5-9 классы (ФГОС ООО).