Рабочая программа
непосредственно образовательной деятельности «Лепка» для детей первой младшей группы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Пояснительная записка
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей первой младшей группы составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования программы МБДОУ «Родничок»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Комплексно – тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа/авт. – сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2013.
Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов./ Под редакцией С.Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
Программа рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности (НОД) 36раз в год (1 раз в неделю), длительность проведения НОД – 8 минут, по подгруппам.
Цель данной программы:
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластилином. Учить аккуратно, пользоваться материалами.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- Опытным путем и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы.
- Видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы.
- Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и обеих рук.
- Создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр, шар круговыми движениями ладоней и слегка видоизменять их - преобразовывать в иные формы.
- Пользоваться стекой для украшения вылепленных форм.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества - это способствует развитию интеллектуальных способностей детей, памяти, вниманию, умению соизмерять и сравнивать, воображать, развивать мелкую моторику. Во время работы организуются эксперименты с различным бросовым материалом - это способствует развитию любознательности и активности ребенка.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется со следующими образовательными областями: «Речевое развитие»- включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»; «Физическое развитие»- развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.
Принцип интеграции реализуется через организацию различных форм образовательного процесса:
1. Совместная деятельность педагога с детьми: используются информационно-рецептивные методы. Занимательные показы свободная художественная деятельность с участием воспитателя, Индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, наблюдение)
2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, лепка по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
3. Взаимодействие с семьей:
Выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественный досуг с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, консультативные встречи, открытые занятия.
Особенности организации образовательного процесса.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, даёт возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объемных художественных формах. И педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Необходимо ребенка научить чувствовать и видеть прекрасное. Красота есть везде, ее надо только открыть детям, научить ее увидеть, донести ее до их сердец. Красота рождает доброту.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
«Речевое развитие» | развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности. |
«Социально-коммуникативное развитие» | формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. |
«Познавательное развитие» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства: музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество». |
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой обучения является непосредственно образовательная деятельность, в процессе которой широко используются дидактические игры и упражнения, игровые ситуации, демонстрационный и раздаточный материалы. Знания, умения и навыки, полученные детьми на НОД, закрепляются в процессе повседневной жизни – во время прогулок, самостоятельной деятельности.
Содержание рабочей программы:
№ | Тема НОД | Содержание НОД |
1 | «Пряники для мишки». | Знакомить с пластилином и его свойствами; знакомить с правилами работы с этим материалом. Учить выполнять задания (повторять движения, проговаривать вместе с воспитателем), скатывать кусочек пластилина в шарик, слегка расплющивать его. |
2 | «Пирожок для котика». | Учить отщипывать кусочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Вызывать интерес к лепке. Упражнять в выполнении заданий воспитателя. |
3 | «Угостим мышку горошком». | Познакомить с зеленым цветом. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать готовые изделия на дощечку. |
4 | «Крошки для утят». | Продолжать знакомить с пластилином. Продолжать учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать готовые изделия на дощечку. Знакомить с желтым цветом. |
5 | «Бублики для кота». | Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук. Учить детей соединять концы палочек, образуя кольца. Развивать мелкую моторику рук. Учить различать желтый цвет. |
6 | «Угощение для собачки». | Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук. Класть пластилин и вылепленные предметы на доску. Прививать интерес к лепке. Знакомить с белым цветом. |
7 | «Заборчик для козлят». | Продолжить знакомство с материалом. Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук. Прививать интерес к лепке. Учить работать коллективно. |
8 | «Травка для коровушки». | Продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, различать зеленый цвет, класть пластилин и вылепленные предметы на доску. |
9 | «Пирожки для зверят». | Продолжать учить совершенствовать приемы работы с пластилином. Закреплять умение формовать из пластилина округлые комочки. |
10 | «Веточки для козы». | Продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, закреплять знания о форме разных предметов, учить аккуратно складывать пластилин и вылепленные предметы на доску. |
11 | «Морковка для зайчика». | Вызывать у детей интерес к действиям с пластилином. Совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук. Закреплять знания о форме разных предметов. Учить различать красный цвет. Воспитывать умение радоваться своим работам. |
12 | «Зернышки для мышонка». | Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, скатывать их между ладонями круговыми движениями. Прививать интерес к изобразительной деятельности. Учить различать желтый цвет. |
13 | «Скатывание одного шара для снеговика». | Закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями (шарики). Учить аккуратно складывать вылепленные предметы на доску. Воспитывать умение радоваться своим работам. |
14 | «Ягоды для птичек». | Учить различать и называть красный цвет. Закреплять знание о форме предметов. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, скатывать их между ладонями круговыми движениями. |
15 | «Разноцветные шары». | Закреплять умение лепить предметы круглой формы приемом раскатывания пластилина круговыми движениями. Учить различать желтый, красный, синий цвета. Прививать интерес к изобразительной деятельности. |
16 | «Палочки для крыши теремка». | Закреплять умение работать с пластилином. Совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук. Учить любоваться готовым изделием. |
17 | «Дудочки для ребят». | Закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями рук. Учить работать аккуратно. |
18 | «Снеговик» (скатывание большого и маленького шаров). | Совершенствовать умение скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми движениями, учить различать белый цвет. Поощрять добавление дополнительных деталей к изделию. |
19 | «Яблочки». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки: различать зеленый, красный, желтый цвета, любоваться готовым изделием. |
20 | «Морковка для зайчика». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки: различать красный цвет, любоваться готовым изделием. |
21 | «Миски для медведей». | Упражнять в скатывании шаров круговыми движениями рук, в сплющивании их в ладонях, учить пальцами делать углубление. Развивать интерес к лепке. |
22 | «Блюдце». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, аккуратно класть готовое изделие на доску. |
23 | «Пряники для зайчика». | Продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина, вызывать желание лепить. |
24 | «Печенье для щенка». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, аккуратно класть готовое изделие на доску, определять предметы круглой формы. |
25 | «Ягоды для снегиря». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, аккуратно класть готовое изделие на доску, определять предметы круглой формы, любоваться готовым изделием. |
26 | «Кузовок». | Продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина: учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями рук, делать пальцами углубление, любоваться готовым изделием. |
27 | «Лучики для солнышка». | Закреплять умение раскатывать палочки из пластилина прямыми движениями рук, аккуратно класть готовое изделие на доску, различать и называть желтый цвет. |
28 | «Пирожки для бабушки». | Закреплять умения формировать из пластилина округлые комочки, прививать интерес к изобразительной деятельности. |
29 | «Весенняя травка». | Продолжать учить отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, скатывать из них палочки, аккуратно укладывать их на дощечке, различать зеленый цвет, развивать умение работать коллективно. |
30 | «Сыр для мышки». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, аккуратно класть готовое изделие на доску. |
31 | «Разноцветные колеса». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, закреплять знания цветов. |
32 | «Яйцо». | Продолжать учить скатывать из комка пластилина шарик, аккуратно складывать изделия на доске. |
33 | «Лесенка». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями. Работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску. |
34 | «Огуречик». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки, учить различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием. |
35 | «Сосиски для киски». | Совершенствовать умение понимать вопросы, раскатывать пластилин между ладонями, любоваться готовым изделием. |
36 | Диагностика. | Проверить полученные знания и умения. |
Тематический план
№ п/п | Тема НОД | Количество НОД | в том числе: практическая деятельность |
1. | «Пряники для мишки». | 1 | 1 |
2. | «Пирожок для котика». | 1 | 1 |
3. | «Угостим мышку горошком». | 1 | 1 |
4. | «Крошки для утят». | 1 | 1 |
5. | «Бублики для кота». | 1 | 1 |
6. | «Угощение для собачки». | 1 | 1 |
7. | «Заборчик для козлят». | 1 | 1 |
8. | «Травка для коровушки». | 1 | 1 |
9. | «Пирожки для зверят». | 1 | 1 |
10. | «Веточки для козы». | 1 | 1 |
11. | «Морковка для зайчика». | 1 | 1 |
12. | «Зернышки для мышонка». | 1 | 1 |
13. | «Скатывание одного шара для снеговика». | 1 | 1 |
14. | «Ягоды для птичек». | 1 | 1 |
15. | «Разноцветные шары». | 1 | 1 |
16. | «Палочки для крыши теремка». | 1 | 1 |
17. | «Дудочки для ребят». | 1 | 1 |
18. | «Снеговик» (скатывание большого и маленького шаров). | 1 | 1 |
19. | «Яблочки». | 1 | 1 |
20. | «Морковка для зайчика». | 1 | 1 |
21. | «Миски для медведей». | 1 | 1 |
22. | «Блюдце». | 1 | 1 |
23. | «Пряники для зайчика». | 1 | 1 |
24. | «Печенье для щенка». | 1 | 1 |
25. | «Ягоды для снегиря». | 1 | 1 |
26. | «Кузовок». | 1 | 1 |
27. | «Лучики для солнышка». | 1 | 1 |
28. | «Пирожки для бабушки». | 1 | 1 |
29. | «Весенняя травка». | 1 | 1 |
30. | «Сыр для мышки». | 1 | 1 |
31. | «Разноцветные колеса». | 1 | 1 |
32. | «Яйцо». | 1 | 1 |
33. | «Лесенка». | 1 | 1 |
34. | «Огуречик». | 1 | 1 |
35. | «Сосиски для киски». | 1 | 1 |
36. | Диагностика. | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 36 |
Требования к уровню подготовки детей первой младшей группы
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раз в год в форме НОД. К концу года дети должны знать:
- что из пластилина можно лепить, что он мягкий.
Уметь:
- лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.);
- сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление;
- соединять две вылепленные формы в один предмет.
Способы проверки обученности воспитанников
Педагогическая оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) с целью дальнейшего планирования работы.
Критерии педагогической диагностики
Показатели – умение раскатывать пластилин «колбаской», лепить предмет из 2-х округлых форм, палочкой наносить мелкие детали (глаза, нос, рот). Украшать платье куклы, развивать замысел.
0 баллов – умеет раскатывать предмет круговыми движениями.
1 балл – умеет раскатывать круговыми движениями, лепить предмет из 2-х округлых частей.
2 балла – умеет раскатывать, лепит предмет из 2-х частей, наносит мелкие детали, украшает платье куклы, развивает замысел.
Показатели достижений ребенка в лепке в первой младшей группе
Группа «__________________________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г.
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | лепка |
Общее число баллов |
Лепка несложных предметов | Раскатывание | Скатывание | Соединение предметов | Украшение мелкими деталями |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
8 | | | | | | | |
9 | | | | | | | |
10 | | | | | | | |
11 | | | | | | | |
12 | | | | | | | |
13 | | | | | | | |
14 | | | | | | | |
| ИТОГО | | | | | | |
0 баллов | | | | | | |
1 балл | | | | | | |
2 балла | | | | | | |
Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. роспись
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструменты и материалы, применяемые на НОД по лепке с детьми 2-3 лет.
Учебно-наглядные пособия:
- плакаты;
- игрушки;
- муляжи.
Оборудование:
- пластилин;
- дощечки;
- тканевые салфетки для рук.
Литература:
Для педагогов
Методическая литература
1. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов./ Под редакцией С.Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2. Комплексно – тематическое планирование по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа/авт. – сост. В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2013.
Художественная литература
Русские народные сказки «Козлятки и волк», «Теремок», «Маша и медведь».
Стихотворения: А.Барто «Зайка», А. Введенского «Мышка», О. Высотской «Холодно», Б. Заходера «Кискино горе», С. Капутикяна «Все спят», Н. Пикулевой «Надувала кошка шар», А. Плещеева «Сельская песенка», Н Саксонской «Где мой пальчик», Н. Сынгаевского «Помощница», В. Хорола «Зайчик».
Рассказ Г. Балла «Желтячок», Б. Житкова «Храбрый утенок».
Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», Л. Н. Толстого «Три медведя», К. Чуковского «Путаница».
Русские народные песенки «Как у нашего кота…», «Баю – бай, баю - бай…», «Уж как я мою коровушку люблю…», «Заяц Егорка...», «Наша Маша маленька…», «Чики, чики, чикалочки…», «Ай, ду – ду…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»
Русские народные потешки «Идет коза рогатая...», «Из – за леса, из – за гор…», «Огуречик, огуречик…»
Русская народная закличка «Снегирек».
Немецкая песенка «Солнышко – ведрышко».
Электронные средства обучения, интернет ресурсы
Мультфильмы, видеофильмы.
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей первой младшей группы.
№ | Пл. дата | Факт. | Тема, форма проведения | Содержание НОД | Материал | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь |
1 | | | «Пряники для няни». | Знакомить с пластилином и его свойствами; знакомить с правилами работы с этим материалом. Учить выполнять задания (повторять движения, проговаривать вместе с воспитателем), скатывать кусочек пластилина в шарик, слегка расплющивать его. | Мишка, образец изделия, яркая тарелка, пластилин желтого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения А. Барто «Мишка». Игра «Мишка косолапый». Экспериментирование с пластилином. |
2 | | | «Пирожок для котика». | Учить отщипывать кусочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Вызывать интерес к лепке. Упражнять в выполнении заданий воспитателя. | Котик, образец изделия, яркая тарелка, пластилин желтого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной песенки «Пошел котик на Торжок…» Физкультминутка «Котик». Экспериментирование с пластилином. |
3 | | | «Угостим мышку горошком». | Познакомить с зеленым цветом. Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать готовые изделия на дощечку. | Мышка, зеленый горошек, пластилин зеленого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Показ настольного театра «Репка». Физкультминутка «Мы сидели тихо-тихо…» Экспериментирование с пластилином в свободной деятельности. |
4 | | | «Крошки для утят». | Продолжать знакомить с пластилином. Продолжать учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать готовые изделия на дощечку. Знакомить с желтым цветом. | Утенок, пластилин желтого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение рассказа Б. Житкова «Храбрый утенок», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Уточка и утята». |
Октябрь |
5 | | | «Бублики для кота». | Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук. Учить детей соединять концы палочек, образуя кольца. Развивать мелкую моторику рук. Учить различать желтый цвет. | Котик, бублик, пластилин желтого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной песенки «Как у нашего кота…», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Котик». |
6 | | | «Угощение для собачки». | Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук. Класть пластилин и вылепленные предметы на доску. Прививать интерес к лепке. Знакомить с белым цветом. | Собачка косточка, пластилин белого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной потешки «Баю-бай, баю-бай…», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Мы сидели тихо-тихо…» |
7 | | | «Заборчик для козлят». | Продолжить знакомство с материалом. Учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук. Прививать интерес к лепке. Учить работать коллективно. | Волк, коза, козленок; образец изделия. Лист картона, пластилин коричневого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк» в обработке К. Ушинского, рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Мы по лесу шли…» |
8 | | | «Травка для коровушки». | Продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, различать зеленый цвет, класть пластилин и вылепленные предметы на доску. | Корова, круги из цветной бумаги, пластилин зеленого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной песенки «Уж как я мою коровушку люблю…», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Мы по лесу шли…» |
Ноябрь |
9 | | | «Пирожки для зверят». | Продолжать учить совершенствовать приемы работы с пластилином. Закреплять умение формовать из пластилина округлые комочки. | Собачка, кот, мишка, кукла, образец изделия. Пластилин желтого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения С. Капутикян «Все спят». Физкультминутка «Пчелки». |
10 | | | «Веточки для козы». | Продолжать учить раскатывать палочки между ладонями прямыми движениями рук, закреплять знания о форме разных предметов, учить аккуратно складывать пластилин и вылепленные предметы на доску. | Коза, козленок, веточки, пластилин коричневого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной потешки «Идет коза рогатая», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Часики наши…» |
11 | | | «Морковка для зайчика». | Вызывать у детей интерес к действиям с пластилином. Совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук. Закреплять знания о форме разных предметов. Учить различать красный цвет. Воспитывать умение радоваться своим работам. | Заяц, морковка, пластилин красного цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение и заучивание русской народной песенки «Заяц Егорка…» Физкультминутка «Ну-ка, зайка, поскачи…» |
12 | | | «Зернышки для мышонка». | Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, скатывать их между ладонями круговыми движениями. Прививать интерес к изобразительной деятельности. Учить различать желтый цвет. | Мышка, пластилин желтого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Мы топаем ногами…» |
Декабрь |
13 | | | «Скатывание одного шара для снеговика». | Закреплять умение скатывать пластилин круговыми движениями (шарики). Учить аккуратно складывать вылепленные предметы на доску. Воспитывать умение радоваться своим работам. | Сюжетная картинка «Снеговик», пластилин белого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной песенки «Наша Маша маленька…», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Мы топаем ногами…» |
14 | | | «Ягоды для птичек». | Учить различать и называть красный цвет. Закреплять знание о форме предметов. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, скатывать их между ладонями круговыми движениями. | Птичка, картинка с изображением ягод, пластилин красного цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной песенки «Чики, чики, чикалочки…», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Едем в телеге» (по двое). |
15 | | | «Разноцветные шары». | Закреплять умение лепить предметы круглой формы приемом раскатывания пластилина круговыми движениями. Учить различать желтый, красный, синий цвета. Прививать интерес к изобразительной деятельности. | Разноцветные шарики желтого, красного, синего цвета, образцы изделия. Пластилин желтого, красного, синего цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения Н. Пикулевой «Надувала кошка шар…» Физкультминутка «Елочка». |
16 | | | «Палочки для крыши теремка». | Закреплять умение работать с пластилином. Совершенствовать умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук. Учить любоваться готовым изделием. | Иллюстрация к сказке, пластилин коричневого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной сказки «Теремок» в обработке М. Булатова, рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Кто в теремочке живет?» |
Январь |
17 | | | «Дудочки для ребят». | Закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями рук. Учить работать аккуратно. | Дудочка, пластилин желтого цвета, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду…», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Где же наши ручки?» |
18 | | | «Снеговик» (скатывание большого и маленького шаров). | Совершенствовать умение скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми движениями, учить различать белый цвет. Поощрять добавление дополнительных деталей к изделию. | Пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения Н.Саксонской «Где мой пальчик?». Физкультминутка «Зимние забавы». |
19 | | | «Яблочки». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки: различать зеленый, красный, желтый цвета, любоваться готовым изделием. | Кукла, яблоки разного цвета, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения Н.Сынгаевского «Помощница», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Собираем яблоки». |
20 | | | «Морковка для зайчика». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки: различать красный цвет, любоваться готовым изделием. | Зайчик, морковка, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения В.Хорола «Зайчик». Физкультминутка «Зайка серенький сидит». |
Февраль |
21 | | | «Миски для медведей». | Упражнять в скатывании шаров круговыми движениями рук, в сплющивании их в ладонях, учить пальцами делать углубление. Развивать интерес к лепке. | Миски разных цветов, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Зарядка для рук». |
22 | | | «Блюдце». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, аккуратно класть готовое изделие на доску. | Блюдца разного цвета, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения О. Высотской «Холодно». Физкультминутка «Мыли мылом ушки…» |
23 | | | «Пряники для зайчика». | Продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина, вызывать желание лепить. | Зайка, образец изделия, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения А. Барто «Зайка», рассматривание иллюстрации. Физкультминутка «Зайка». |
24 | | | «Печенье для щенка». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, аккуратно класть готовое изделие на доску, определять предметы круглой формы. | Собачка, образец изделия, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Мы гуляем». |
Март |
25 | | | «Ягоды для снегиря». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, аккуратно класть готовое изделие на доску, определять предметы круглой формы, любоваться готовым изделием. | Изображения ягод, имеющих круглую форму и снегиря; пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение немецкой песенки «Снегирек»(перевод В.Викторова), рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Птички». |
26 | | | «Кузовок». | Продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина: учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями рук, делать пальцами углубление, любоваться готовым изделием. | Лиса, корзинка, грибы, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной песенки «Бежала лесочком лиса с кузовочком…» Физкультминутка «Собираем грибы». |
27 | | | «Лучики для солнышка». | Закреплять умение раскатывать палочки из пластилина прямыми движениями рук, аккуратно класть готовое изделие на доску, различать и называть желтый цвет. | Солнышко, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной заклички «Солнышко – ведрышко». Физкультминутка «Пробуждение солнышка». |
28 | | | «Пирожки для бабушки». | Закреплять умения формировать из пластилина округлые комочки, прививать интерес к изобразительной деятельности. | Кукла, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Театрализация сказки «Маша и медведь» (в обработке М.Булатова). Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик, где ты был?». |
Апрель |
29 | | | «Весенняя травка». | Продолжать учить отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, скатывать из них палочки, аккуратно укладывать их на дощечке, различать зеленый цвет, развивать умение работать коллективно. | Сюжетная картинка, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения А. Плещеева «Сельская песенка». Рассматривание картинки «Весна». Физкультминутка «Ветерок». |
30 | | | «Сыр для мышки». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, аккуратно класть готовое изделие на доску. | Мышка, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения А. Введенского «Мышка», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Скачет лягушонок». |
31 | | | «Разноцветные колеса». | Закреплять умение скатывать шары из пластилина круговыми движениями рук, расплющивать заготовку, закреплять знания цветов. | Картинка телеги, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной потешки «Из – за леса, из – за гор…» Физкультминутка «Зарядка для ребят». |
32 | | | «Яйцо». | Продолжать учить скатывать из комка пластилина шарик, аккуратно складывать изделия на доске. | Яйцо, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Догонялки». |
Май |
33 | | | «Лесенка». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями. Работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску. | Пожарный автомобиль, образец изделия, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения К. Чуковского «Путаница», рассматривание иллюстраций. Физкультминутка «Я расту». |
34 | | | «Огуречик». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки, учить различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием. | Огурец, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение русской народной потешки «Огуречик, огуречик…». Физкультминутка «Топотушки». |
35 | | | «Сосиски для киски». | Совершенствовать умение понимать вопросы, раскатывать пластилин между ладонями, любоваться готовым изделием. | Кошка, рисунок с изображением сосиски, пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | Чтение стихотворения Б.Заходера «Кискино горе». |
36 | | | Диагностика. | Проверить полученные знания и умения. | Пластилин, доски для лепки, салфетки тканевые. | |