СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа - нетрадиционные техники рисования "Акварелька" с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение программы - развитие изобразительных способностей детей с ораниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа - нетрадиционные техники рисования "Акварелька" с детьми ОВЗ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5







Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол № ___

от «___» ______ 20 г.


Утверждаю.

Директор ГБОУ АО «СКОШ № 5» ___________ (Н. Ф. Байкова).

«______» __________20 г.






Программа

Нетрадиционные техники рисования «Акварелька»







Составитель: Меньшикова А.А.

Воспитатель ГПД










2021-2022 учебный год



Содержание:

 

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Методы и приёмы нетрадиционного рисования.

4. Ожидаемые результаты.

5. Направления деятельности.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

7. Календарно-тематическое планирование.

8. Список литературы.

 

































1. Пояснительная записка



«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
М. Шклярова

 

В системе коррекционно-образовательной работы с детьми ОВЗ, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание.

Назначение программы - развитие изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования - помочь детям с ОВЗ развить познавательную активность, любознательность; сформировать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира; освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, художественные, двигательные умения; развить детскую самостоятельность и пробудить стремление к творчеству.

В процессе художественного творчества у ребенка развиваются: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее.

Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно сделать вывод о том, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют навыками изобразительной деятельности. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Иногда, не зная технических приемов, дети сами пытаются найти их. Чаще это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает изображаемый предмет, не позволяет видеть появляющиеся линии, происходящие в работе изменения. В результате форма предмета искажается, вызывая огорчение маленького художника. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное. В программах по изобразительному искусству предусматриваются традиционные художественные техники.

Актуальность программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Таким образом, данная проблема: использование нетрадиционных художественных техник с детьми с ограниченными возможностями, как средство развития технических умений и навыков, чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.



2. Цели и задачи

Цель: помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ через занятия по ознакомлению с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.

Задачи:

- Развитие у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия.

- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

- Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

- Помочь детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

- Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

- Развивать творчество, фантазию.

- Активизировать детей при выборе тематики.

- Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

- Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.



3. Формы проведения

Занятия длительностью 40 мин. с использованием техник нетрадиционного рисования - 1раза в неделю.

Объект программы: Данная образовательная программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет и предполагает 1 год реализации. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану, с учетом возрастных особенностей и диагноза детей.



4. Методы и приемы, используемые на занятиях по нетрадиционному рисованию

Наблюдение - цель изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности.

Мониторинг - организация постоянного отслеживания информации с целью оценки и анализа состояния процесса, ситуации в фокусе их изменения с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Беседа - диалогические формы. Проводится с целью обсуждения каких-либо фактов, явлений природы, общественной жизни с опорой на опыт детей.

Игра - игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности, развития двигательной активности пальцев рук.

Показ, пояснение - проводится с целью научить правильным приемам, способам действия с предметом, материалом.

Положительное подкрепление (поощрение)- метод коррекции, цель которого - формирование определенных творческих способностей ребенка. Положительное подкрепление (поощрение) выражает одобрение действий, дает им положительную оценку.

Принципы работы с детьми:

- доступность отбираемого материала;

- постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;

- индивидуальный подход к детям;

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.



5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер;

Мультимедийный проектор;

Цифровые образовательные ресурсы;

Интернет-ресурсы;

Компьютерные презентации к урокам;

Наглядный материал.

 

6. Программой предусмотрены следующие направления деятельности:

«Бумажная пластика» и «Обрывная аппликация». Данное направление работы помогает расширить представления детей о различных материалах, используемых в пластике. Бумага - хороший пластичный материал, работа с которым формирует у детей устойчивый интерес к творчеству. Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Основными средствами выразительности здесь, как и в других видах изобразительной деятельности являются форма, цвет, композиция.

«Пластилино-пластика» - создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

«Тесто-пластика» - знакомство детей с особым видом декоративно-прикладного искусства - пластикой из соленого теста. Доступность материалов и инструментов, легкость в обработке материала позволяют заняться изготовлением художественных изделий каждому ребенку. К тому же, соленое тесто несет в себе массу положительной энергии.

«Ватная палочка» и «Вата» - создание изображения способом аппликации. Используемым материалом являются ватные листы и диски, рисование ватными палочками.

«Радужная акварель» - знакомит детей с разнообразными нетрадиционными техниками рисования: раздувание краски, монотипия, шаблонография и другие, которые помогут педагогу всесторонне развить личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и свое собственное "Я" через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

Рисование свечой.

«Граттаж».

Рисование манной крупой и солью.

Рисование ладошками.

Аппликация из крученых салфеток.

Рисование картофельными штампами.

Рисование по трафарету с помощью валики или поролоновой губки.

Аппликация из пуговиц и многие другие.



7. Формы подведения итогов реализации программы

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Участие в конкурсах






Календарно-тематическое планирование



Тема занятия

Кол-во часов

Дата


1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок.

1

17.09


2

Осеннее дерево

«Берёза»

Техника - тычок жесткой кистью.

1

24.09


3

«Осенние листья»

Природное явление: листопад.

Техника - тычок жесткой кистью.

1

01.10


4

«Рукавички для детей» трафарет.

Техника – рисование ватными палочками.

1

08.10


5

«Гроздь рябины»

Техника - рисование ватными палочками

1

15.10


6

«Облака-сивогривые лошадки»

Техника - оттиск пробкой.

1

22.10


7

Нарисуй воздушные шарики и укрась их.

Техника - оттиск пробкой, рисование.

1

29.10


8

«Платье для праздника» трафарет.

Техника - рисование ватными палочками

1

19.11


9

«Моя любимая игрушка»

Техника - оттиск пробкой, рисование.

1

26.11


10

«Рыбка»

Рисование пальчиками.

1

03.12


11

«Морское дно»

Рисование пальчиками.

1

10.12


12

«Снежинка»

Плоскостная лепка из жгутов.

1

17.12


13

«Ёлочка пушистая, нарядная»

Оттиск поролоном.

1

24.12


14

«Елочные игрушки»

Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой

1

14.01


15

«Красивые снежинки»

Свеча + акварель.

1

21.01


16

«Снеговик»

Аппликация из мятой бумаги.

1

28.01


17

«Цыплята»

Мятая бумага бумаги

1

04.02


18

«Кораблики в море»

Чёрный маркер и акварель.

1

11.02


19

«Солдатик»

Рваная аппликация.

1

18.02

20

«Морозные узоры»

Свеча + акварель.

1

25.02


21

«Цветочек» для мамы.

Оттиск печатками из картофеля (цветочек).

1

04.03


22

«Звездное небо»

Техника – набрызг.

1

11.03


23

«Транспорт»

Рисование по трафарету.

1

18.03


24

«Божья коровка»

Рисование пальчиками.

1

01.04


25

«Фрукты в вазе»

Рисование пластилином.

1

08.04


26

«Весеннее дерево»

Выдувание из трубочки.

1

15.04


27

«Украсить свитер»

Тычок жесткой кистью.

1

22.04


28

«Чайный сервис»

Тычок жесткой кистью.

1

29.04


29

«Бабочки»

Рисование акварелью - монотипия.

1

06.05


30

«Лесные животные»

Скатывание бумаги.

1

13.05


31

«Мои любимые животные»

Тычок жёсткой полусухой кистью.

1

20.05


32

«Бабочка лета»

Коллаж из бросового материала.

1

27.05


 



















Список литературы

Рузанова Ю.В. "Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности".

Рябко Н.Б. "Занятия по изобразительной деятельности. Бумажная пластика".

Давыдова Г.Н. "Бумагопластика. Цветочные мотивы".

Давыдова Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования".

Давыдова Г.Н. "Пластилинография для малышей".

Пищикова Н.Г. "Работа с бумагой в нетрадиционной технике" (1,2).

Скребцова Т.О., Данильченко Л.А. "Соленое тесто. Идеи для интерьера".

Казакова Р.Г. "Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".

Волкова В.А. Программа "Веселая акварель".

Григорьева Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности-М, 2000.

Иванов Е. Я учусь рисовать. М., 1994.

Волков И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 1993.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М., 1988.

Опубликовано 03.02.16 в 14:33