Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
с. Кочубеевское
Рабочая программа
объединения Робототехника
«LEGO BOOM»
на 2016-2017 учебный год.
Возраст детей: 10-14 лет
Количество часов: 2 часа в нед. 72 часа в год
Учитель:
Лутовинов А.И.
с. Кочубеевское
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ст. 9 «Образовательные программы» закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- п. 2 ст. 26 «Дополнительное образование» закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- п. 19 ст. 3 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233);
- п. 26 ст. 3 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233);
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 мая 2003 г. N 28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утвержденные на заседании Научно-методическою совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003).
Направленность дополнительной образовательной программы
По направленности программа относится к научно-технической. Программа ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся.
Новизна и актуальность
Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников и даже дошкольников. Развитие образовательной робототехники в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной системы образования. Образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, дает возможность учащимся создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.
В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним из которых является конструктор LEGO MINDSTORMS EV3. Работа с образовательными конструкторами LEGO MINDSTORMS EV3 позволяет учащимся в форме игры исследовать основы механики, физики и программирования. Разработка, сборка и построение алгоритма поведения модели позволяет учащимся самостоятельно освоить целый набор знаний из разных областей, в том числе робототехники, электроники, механики, программирования, что способствует повышению интереса к быстроразвивающейся науке робототехнике.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь школьнику постепенно, шаг за шагом раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире.
В процессе конструирования и программирования управляемых моделей учащиеся получат дополнительные знания в области физики, механики и информатики, что, в конечном итоге, изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных.
С другой стороны, основные принципы конструирования простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения более сложного теоретического материала на занятиях.
Возможность самостоятельной разработки и конструирования управляемых моделей для учащихся в современном мире является очень мощным стимулом к познанию нового и формированию стремления к самостоятельному созиданию, способствует развитию уверенности в своих силах и расширению горизонтов познания. Занятия по программе «Образовательная робототехника на базе конструктора LEGO MINDSTORMS EV3» позволяют заложить фундамент для подготовки будущих специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Педагогические принципы, на которых построено обучение:
- систематичность
Принцип систематичности реализуется через структуру программы, а также в логике построения каждого конкретного занятия. В программе подбор тем обеспечивает целостную систему знаний в области начальной робототехники, включающую в себя знания из областей основ механики, физики и программирования. Последовательность же расположения тем программы обуславливается логикой преемственного наращивания количества и качества знаний о принципах построения и программирования управляемых моделей на основе знаний об элементах и базовых конструкциях модели, этапах и способах сборки.
- гуманистическая направленность педагогического процесса
Программа разработана с учетом одного из приоритетных направлений развития в сфере информационных технологий и возрастающей потребности общества в высококвалифицированных специалистах инженерных специальностей, и реализует начальную профориентацию учащихся.
- связь педагогического процесса с жизнью и практикой
Обучение по программе базируется на принципе практического обучения: центральное место отводится разработке управляемых моделей на базе конструктора LEGO MINDSTORMS EV3 и подразумевает сначала обдумывание, а затем создание моделей.
- сознательность и активность учащихся в обучении
Принцип реализуется в программе через целенаправленное активное восприятие знаний в области конструирования и программирования, их самостоятельное осмысление, творческую переработку и применение.
- прочность закрепления знаний, умений и навыков
Качество обучения зависит от того, насколько прочно закрепляются знания. Закрепление умений и навыков по конструированию и программированию моделей достигается неоднократным целенаправленным повторением и тренировкой в ходе анализа конструкции моделей, составления технического паспорта, продумывания возможных модификаций исходных моделей и разработки собственных.
- наглядность обучения
Объяснение техники сборки робототехнических средств проводится на конкретных изделиях и программных продуктах: к каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
- принцип проблемности обучения
В ходе обучения перед учащимися ставятся задачи различной степени сложности, результатом решения которых является работающий механизм/управляемая модель, что способствует развитию у учащихся таких качеств как индивидуальность, инициативность, критичность, самостоятельность, а также ведет к повышению уровня интеллектуальной, мотивационной и других сфер.
- принцип воспитания личности
В процессе обучения учащиеся не только приобретает знания и нарабатывает навыки, но и развивают свои способности, умственные и моральные качества, такие как, умение работать в команде, умение подчинять личные интересы общей цели, настойчивость в достижении поставленной цели, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность и др.
- принцип индивидуального подхода в обучении
Принцип индивидуального подхода реализуется в возможности каждого учащегося работать в своем режиме за счет большой вариативности исходных заданий и уровня их сложности, при подборе которых педагог исходит из индивидуальных особенностей детей.
Цель программы создание условий для формирования у учащихся теоретических знаний и практических навыков в области начального технического конструирования и основ программирования, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка, формирование ранней профориентации.
Задачи программы
Обучающие:
формирование умения к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умения осуществлять целенаправленный поиск информации
изучение основ механики
изучение основ проектирования и конструирования в ходе построения моделей из деталей конструктора
изучение основ алгоритмизации и программирования в ходе разработки алгоритма поведения робота/модели
реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой
Развивающие:
формирование культуры мышления, развитие умения аргументированно и ясно строить устную и письменную речь в ходе составления технического паспорта модели
развитие умения применять методы моделирования и экспериментального исследования
развитие творческой инициативы и самостоятельности в поиске решения
развитие мелкой моторики
развитие логического мышления
Воспитательные:
развитие умения работать в команде, умения подчинять личные интересы общей цели
воспитание настойчивости в достижении поставленной цели, трудолюбия, ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности
Возраст участников и сроки реализации.
Дополнительная образовательная программа «Образовательная робототехника на базе конструктора LEGO MINDSTORMS» рассчитана на один год реализации и предназначена для освоения школьниками 10-14 лет.
Структура образовательного процесса
Образовательная программа рассчитана на один год обучения. В группы принимаются все желающие. Специального отбора не проводится. Программа состоит из трех основных разделов:
«Я конструирую»
«Я программирую»
«Я создаю»
Каждый раздел соответствует определенному этапу в развитии учащихся.
На первом этапе обучения необходимо:
познакомить учащихся с различными видами соединения деталей;
познакомить учащихся с принципами работы простейших механизмов и примерами их использования в простейших моделях;
выработать умение читать технологическую карту заданной модели;
выработать умение для готовой модели составлять технический паспорт, включающий в себя описание работы механизма;
взаимодействовать в команде;
познакомить учащихся с понятием программы и принципом программного управления моделью.
На этом уровне учащиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре.
На следующем этапе обучения полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.
На этом этапе обучения:
учащиеся сочетают в одной модели сразу несколько изученных простейших механизмов; исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели;
происходит закрепление навыков чтения и составления технического паспорта и технологической карты, включающие в себя описание работы механизма;
учащиеся знакомятся с основами алгоритмизации, изучают способы реализации основных алгоритмических конструкций в среде программирования LEGO.
На последнем этапе обучения упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов. При разработке проектов у школьников формируются следующие умения:
умение составлять технологическую карту своей модели;
умение продумать модель поведения робота, составить алгоритм и реализовать его в среде программирования LEGO;
умение анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;
умение искать перспективы развития и практического применения модели.
Вышеперечисленные этапы соответствуют концентрическому способу изложения материала, который предполагает периодическое возвращение учащихся к одному и тому же учебному материалу для все более детального и глубокого его освоения.
Модель образовательного процесса
Методы обучения
Учащиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Прежде чем излагать материал, перед учащимися необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый, или эвристический
метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.
обучаемые самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.
Формы и режим занятий
В данной программе используется групповая форма организации деятельности учащихся на занятии. Занятия проводятся 2 раза в неделю длительностью 1 академических часа.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания образовательной программы и возраста воспитанников: рассказ, беседа, дискуссия, учебная познавательная игра, мозговой штурм, и др.
Выполнение образовательной программы предполагает активное участие в олимпиадах, конкурсах, выставках ученического технического творчества.
Промежуточный контроль:
• Тестовый контроль. (Т)
• Фронтальная и индивидуальная беседа. (ФО)
• Участие в конкурсах и выставках различного уровня. (К)
Итоговый контроль:
• Сумма показателей за все время обучения.
• Выполнение комплексной работы по предложенной модели.
• Творческая работа по темам.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций:
1) знать: способы выражения и отстаивания своего мнения, правила ведения диалога;
2) уметь: работать в паре/группе, распределять обязанности в ходе проектирования и программирования модели;
3) владеть: навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками, навыками по совместной работе, коммуникации и презентации в ходе коллективной работы над проектом.
Метапредметные:
1) знать: этапы проектирования и разработки модели, источники получения информации, необходимой для решения поставленной задачи;
2) уметь: применять знания основ механики и алгоритмизации в творческой и проектной деятельности;
3) владеть: навыками проектирования и программирования собственных моделей/роботов с применением творческого подхода.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха:
1) знать: способы отладки и тестирования разработанной модели/робота;
2) уметь: анализировать модель, выявлять недостатки в ее конструкции и программе и устранять их;
3) владеть: навыками поиска и исправления ошибок в ходе разработки, составления технического паспорта, проектирования и программирования собственных моделей.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач:
1) знать: способы составления технического паспорта модели, способы записи алгоритма, способы разработки программы в среде программирования LEGO;
2) уметь: уметь читать технологическую карту модели, составлять технический паспорт модели, разрабатывать и записывать программу средствами среды программирования LEGO;
3) владеть: навыками начального технического моделирования, навыками использования таблиц для отображения и анализа данных, навыками построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач:
1) знать: способы описания модели, в том числе способ записи технического паспорта модели;
2) уметь: составлять технический паспорт модели, подготавливать творческие проекты и представлять их в том числе с использованием современных технических средств;
3) владеть: навыками использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для описания и представления разработанной модели.
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета:
1) знать: основные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в ходе технического творчества и проектной деятельности;
2) уметь: готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением в ходе представления своей модели;
3) владеть: навыками работы с разными источниками информации, подготовки творческих проектов к выставкам.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям:
1) знать: элементы и базовые конструкции модели, этапы и способы построения и программирования модели;
2) уметь: составлять технический паспорт модели, осуществлять анализ и сравнение моделей, выявлять сходства и различия в конструкции и поведении разных моделей;
3) владеть: навыками установления причинно-следственных связей, анализа результатов и поиска новых решений в ходе тестирования работы модели.
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих:
1) знать: основные этапы и принципы совместной работы над проектом, способы распределения функций и ролей в совместной деятельности;
2) уметь: адаптироваться в коллективе и выполнять свою часть работы в общем ритме, налаживать конструктивный диалог с другими участниками группы, аргументированно убеждать в правильности предлагаемого решения, признавать свои ошибки и принимать чужую точку зрения в ходе групповой работы над совместным проектом;
3) владеть: навыками совместной проектной деятельности, навыками организация мозговых штурмов для поиска новых решений.
Предметные:
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности:
1) знать: основные элементы конструктора LEGO MINDSTORMS, технические особенности различных моделей, сооружений и механизмов; компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
2) уметь: использовать приобретенные знания для творческого решения несложных конструкторских задач в ходе коллективной работы над проектом на заданную тему;
3) владеть: навыками создания и программирования действующих моделей/роботов на основе конструктора LEGO MINDSTORMS, навыками модификации программы, демонстрации технических возможностей моделей/роботов.
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
1) знать: конструктивные особенности модели, технические способы описания конструкции модели, этапы разработки и конструирования модели;
2) уметь: выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом, составлять технический паспорт модели, логически правильно и технически грамотно описывать поведение своей модели, интерпретировать двухмерные и трёхмерные иллюстрации моделей, осуществлять измерения, в том числе измерять время в секундах с точностью до десятых долей, измерять расстояние, упорядочивать информацию в списке или таблице, модифицировать модель путем изменения конструкции или создания обратной связи при помощи датчиков;
3) владеть: навыками проведения физического эксперимента, навыками начального технического конструирования, навыками составления программ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Предусматриваются различные формы подведения итогов реализации образовательной программы: выставка, соревнование, внутригрупповой конкурс, презентация проектов обучающихся, участие в олимпиадах, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях.
Проект – это самостоятельная индивидуальная или групповая деятельность учащихся, рассматриваемая как промежуточная или итоговая работа по данному курсу, включающая в себя разработку технологической карты, составление технического паспорта, сборку и презентацию собственной модели на заданную тему.
Итоговые работы должны быть представлены на выставке технического творчества, что дает возможность учащимся оценить значимость своей деятельности, услышать и проанализировать отзывы со стороны сверстников и взрослых. Каждый проект осуществляется под руководством педагога, который оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по подготовке, выбору средств проектирования, обсуждает этапы его реализации. Роль педагога сводится к оказанию методической помощи, а каждый обучающийся учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять свои работы.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курс рассчитан на 72 часа (2 часа в неделю).
№ занятия | Тема занятия | Общее кол-во часов | в том числе |
теория | практика |
I РАЗДЕЛ. «Я КОНСТРУИРУЮ» |
1 | Введение. Модуль EV3 | 2 | 1 | 1 |
2 | Большой мотор, средний мотор | 2 | 1 | 1 |
3 | Инфракрасный датчик, удаленный инфракрасный датчик. | 2 | 1 | 1 |
4 | Датчик касания. | 2 | 1 | 1 |
5 | Датчик цвета | 2 | 1 | 1 |
6 | Основные сменные компоненты | 6 | 2 | 4 |
7 | Подключение Модуля EV3 к компьютеру | 4 | 1 | 3 |
8 | Беспроводное управление Модулем EV3 | 4 | 1 | 3 |
II РАЗДЕЛ. «Я ПРОГРАММИРУЮ» |
1 | Алгоритм. | 2 | 1 | 1 |
2 | Блок "Действия". | 2 | 1 | 1 |
3 | Блок "Операторы". | 2 | 1 | 1 |
4 | Блок "Датчиков". | 2 | 1 | 1 |
5 | Блок "Операции с данными". | 2 | 1 | 1 |
III РАЗДЕЛ. «Я СОЗДАЮ» |
1 | Конструирование «TRACK3R» | 2 | 1 | 1 |
2 | Конструирование «SPIK3R» | 4 | | 4 |
3 | Конструирование «R3PTAR» | 4 | | 4 |
4 | Конструирование «EV3RSTORMS». | 6 | | 6 |
5 | Конструирование «GRIPP3R». | 4 | | 4 |
6 | Творческая работа «Свой полигон». | 2 | | 2 |
7 | Творческая работа «Битва Роботов». | 6 | | 6 |
8 | Маркировка: разработка модели «Машина с моторами». | 2 | 1 | 1 |
9 | Разработка модели «Тяжелый танк». | 2 | | 2 |
10 | Разработка модели «Охотник». | 2 | | 2 |
11 | Творческая работа «Наши защитники». | 2 | | 2 |
12 | Конкурс конструкторских идей. | 2 | | 2 |
| ВСЕГО: | 72 | 16 | 56 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I РАЗДЕЛ. «Я конструирую»
В ходе изучения тема раздела «Я конструирую» учащиеся приобретают необходимые знания, умения, навыки по основам конструирования, развивают навыки общения и взаимодействия в малой группе/паре:
Тема 1. Введение. Модуль EV3.
Знакомство с конструктором LEGO, правилами организации рабочего места. Техника безопасности. Знакомство со средой программирования, с основными этапами разработки модели. Знакомство с основными функциями и параметров работы модуля, заполнение таблицы. Выработка навыка изменение изображений и подсоединения к LEGO-коммутатору. Разработка простейшей модели с использованием модуля – модель «MOZG». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели.
Тема 2. Большой мотор, средний мотор.
Знакомство с большим мотором и средним мотором. Изучение видов соединения мотора и других деталей. Знакомство и исследование элементов модели колесо, гусеница, их сравнение, заполнение таблицы. Разработка модели «Испытатель» (без использования датчика расстояния). Заполнение технического паспорта модели.
Тема 3. Инфракрасный датчик, удаленный инфракрасный датчик.
Знакомство с инфракрасным датчиком и с удаленным инфракрасным датчиком. Сравнение их назначения. Разработка модели «Рычащий лев». Заполнение технического паспорта модели.
Тема 4. Датчик касания.
Знакомство с датчиком касания. Изучение датчика касания, исследование вариантов использования датчика касания, для его применения в работе. Прогнозирование результатов различных испытаний. Разработка модели «Голодный аллигатор». Заполнение технического паспорта модели.
Тема 5. Датчик цвета.
Знакомство с датчиком цвета. Исследование датчика цвета, выявление возможностей. Прогнозирование результатов различных испытаний. Сравнение элементов инфракрасный датчик, датчик касания, датчик цвета.
Тема 6. Основные сменные компоненты.
Знакомство с основными компонентами, выявление особенностей определенного механизма. Прогнозирование результатов различных испытаний. Способы применения сменных компонентов в разных моделях: разработка моделей «Универсальный». Закрепление умения использования сменных компонентов в ходе разработки моделей собственных моделей. Заполнение технических паспортов моделей.
Тема 7. Подключение Модуля EV3 к компьютеру.
Знакомство с работой модуля EV3. Изучение показаний датчиков, исследование чувствительности инфракрасного датчика, датчика цвета. Модификация уже собранных моделей с использованием датчиков расстояния, изменение поведения модели. Разработка моделей «Голодный аллигатор» и «Умная вертушка» с использованием датчика расстояния, сравнение моделей. Соревнование роботов. Дополнение технических паспортов моделей.
Тема 8. Беспроводное управление Модулем EV3. Исследование работы удаленного инфракрасного датчика с модулем EV3. Исследование основных возможности парной работы. Разработка моделей с использованием беспроводным управлением. Заполнение технических паспортов моделей.
II РАЗДЕЛ. «Я программирую»
В ходе изучения тем раздела «Я программирую» полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются, повышается сложность конструируемых моделей за счет сочетания нескольких видов механизмов и усложняется поведение модели. Основное внимание уделяется разработке и модификации основного алгоритма управления моделью.
Тема 1. Алгоритм.
Знакомство с понятием алгоритма, изучение основных свойств алгоритма. Знакомство с понятием исполнителя. Изучение блок-схемы как способа записи алгоритма. Знакомство с понятием линейного алгоритма, с понятием команды, анализ составленных ранее алгоритмов поведения моделей, их сравнение.
Тема 2. Блок "Действие".
Знакомство с понятием действие. Варианты организации действий в среде программирования LEGO. Изображение команд в программе и на схеме. Сравнение работы различных под-блоков для каждого устройства. Разработка модели «Защитник», разработка и модификация алгоритмов управляющих поведением модели. Заполнение технического паспорта модели.
Тема 3. Блок "Операторы".
Знакомство с блоком «Операторы», обсуждение возможных вариантов применения. Разработка программы «Плейлист». Модификация модели «Защитник».
Тема 4. Блок "Датчик".
Знакомство с блоком «Датчик». Изучение датчиков различного типа (датчик цвета, датчик касания, инфракрасный датчик) обсуждение возможных вариантов применения определенного датчика, для конкретного события.
Тема 5. Блок "Операции с данными".
Знакомство с блоком «Операции с данными», исследование допустимых вариантов применения переменной, константы, массива, логических операций, округления сравнения, интервала, текста, случайного значения при выполнении алгоритма. Прогнозирование результатов различных испытаний, обсуждение возможных вариантов применения этих блоков. Разработка модели «Кодовый замок». Заполнение технического паспорта модели.
III РАЗДЕЛ. «Я создаю»
В ходе изучения тем раздела «Я создаю» упор делается на развитие технического творчества учащихся посредством проектирования и создания учащимися собственных моделей, участия в выставках творческих проектов.
Тема 1. Конструирование «TRACK3R».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели.
Тема 2. Конструирование «SPIK3R»
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Сравнение моделей.
Тема 3. Конструирование «R3PTAR»
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Сравнение моделей.
Тема 4. Конструирование «EV3RSTORMS».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Сравнение моделей.
Тема 5. Конструирование «GRIPP3R».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели. Сравнение моделей.
Тема 6. Творческая работа «Свой полигон».
Создание собственного полигона для испытания роботов по их назначению
Тема 7. Творческая работа «Битва Роботов».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта созданной модели. Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели).
Организация турнира – соревнования в сборке моделей, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Ликующие болельщики». Подведение итогов.
Тема 8. Маркировка: разработка модели «Машина с моторами».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Машина с моторами».
Тема 9. Разработка модели «Тяжелый танк».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Тяжелый танк», сравнение управляющих алгоритмов.
Тема 10. Разработка модели «Охотник».
Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Охотник»
Тема 11. Творческая работа «Наши помощники».
Составление собственной модели, составление технологической карты и технического паспорта модели. Разработка одного или нескольких вариантов управляющего алгоритма. Демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.
Тема 12. Конкурс конструкторских идей.
Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Для достижения прогнозируемых в программе образовательных результатов необходимы следующие ресурсные компоненты:
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
инструкции по сборке (в электронном виде)
книга для учителя (в электронном виде)
экранные видео лекции, видео ролики;
информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;
По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.
Дидактическое обеспечение
Дидактическое обеспечение программы представлено конспектами занятий и презентациями к ним.
Материально-техническое обеспечение программы
Компьютерный класс.
Набор конструкторов:
конструктор LEGO® MINDSTORMS EV3 (LEGO MINDSTORMS EV3 модели 31313) - 10 шт.;
Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS EV3 Home Edition, комплект пособий по сборке моделей.
Техника безопасности
Обучающиеся в первый день занятий проходят инструктаж по правилам техники безопасности и расписываются в журнале. Педагог на каждом занятии напоминает обучаемым об основных правилах соблюдения техники безопасности.
Список литературы
5.1. Для педагога
CONSTRUCTOPEDIA NXT Kit 9797, Beta Version 2.1, 2008, Center for Engineering Educational Outreach, Tufts University, http://www.legoengineering.com/library/doc_download/150-nxt-constructopedia-beta-21.html.
Engineering with LEGO Bricks and ROBOLAB. Third edition. Eric Wang. College House Enterprises, LLC, 2007.
http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/
http://www.legoengineering.com/
Lego Mindstorms NXT. The Mayan adventure. James Floyd Kelly. Apress, 2006.
LEGO Technic Tora no Maki, ISOGAWA Yoshihito, Version 1.00 Isogawa Studio, Inc., 2007, http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/toranomaki/en/.
The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn Boogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J. Perdue. San Francisco: No Starch Press, 2007.
Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
ПервоРобот LEGO® WeDo™ Книга для учителя [Электронный ресурс]
Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
5.2. Для детей и родителей
Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.
Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г. «Основы робототехники на базе конструктора Lego Mindstorms NXT».
Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.