СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОДБ.11 География

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной дисциплины ОДБ.11 География»



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



Согласовано

Зам. директора по ООД

________ И.А.Михель

«___»__________2015 г.

Утверждено

приказом директора

№ ________ от «___»_________2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.11. ГЕОГРАФИЯ



ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


23.01.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)





Рассмотрено на заседании

Методической комиссии

Протокол от «___»________2015г.

№_____________









Яровое

2015





Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11. ГЕОГРАФИЯ составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего (полного) общего образования


Организация-составитель: КГБПОУ «ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Составители:

Ворфоломеева Г.Г.– преподаватель высшей квалификационной категории













































Содержание

Пояснительная записка

1.Паспорт программы учебной дисциплины

2.Структура и содержание учебной дисциплины

3.Условия реализации учебной дисциплины

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины















































Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11 География предназначена для изучения географии в КГБПОУ «Яровской политехнический техникум», реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), география в КГБПОУ «Яровской политехнический техникум» изучается как базовый предмет в объеме 70 часов.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Программа ориентирована на достижение следующих целей:


  • Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразия его объектов и процессов;

  • Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально- экономических процессов и явлений;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально- экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Приоритетными направлениями в преподавании предмета является выбор методик в новых условиях, определяющимися общими принципами:

  • переход к деятельностному и личностно - ориентированному образованию;

  • переход от освоения определенной суммы знаний – к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять и развивать;

  • вариативность образования;

  • приближение образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.


Рабочая программа содержит в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Данный курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, а также целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также развитие у учащихся познавательного интереса к другим странам и народам.

В процессе изучения географии особое значение уделяется компетенции «Уметь», в которую включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять. Формирование умений предусматривает также применение источников географической информации, географические характеристики регионов и стран мира; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных процессов и явлений, их территориальные взаимодействия. Компетенция «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлена практико- ориентированными умениями, необходимыми, например, для понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Формы и способы организации учебных занятий.

Целью результативного урока является создание учениками совместно с учителем образовательного продукта, т.е. результата.

Реализация рабочей программы по данной дисциплине основана на применении методов деятельностной технологии обучения.

Методы обучения, при которых обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Под такими методами понимается организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.

Главное в деятельностном методе – это сама деятельность, деятельность самих обучающихся. Попадая в проблемную ситуацию, обучающиеся сами ищут из нее выход. Функция преподавателя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Обучающийся должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.

Программа ориентирована на использование УМК к учебнику В.П. Максаковского «География», Ю.Н. Гладкого «Экономическая и социальная география мира» 10 и 11 классов, к практическим и проверочным работам по географии А.Э. Фромберга. Учебники написаны в соответствующими действующими программами для общеобразовательной школы. Материалы учебников изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их для самостоятельного изучения. В конце каждого параграфа содержатся вопросы и задания для самопроверки усвоенных знаний. А каждый раздел содержит блок добывания знаний и умений, блок самоконтроля и взаимного контроля, методические ключи к теме. Блок самоконтроля и взаимного контроля, представлен следующими компетенциями: «Как вы объясните?», «Знаете ли вы?», «Можете ли вы?».

Блок добывания знаний и умений дает возможность учащимся самостоятельно овладеть знаниями с помощью текста учебника, дополнительной информации, статистических данных, таблиц, картосхем. Разноуровневые задания позволяют вовлекать в работу всех учащихся, независимо от уровня их подготовленности. Блок «Методические ключи» способствует ускорению процесса повторения, так как отражает основополагающие компетенции: «Что нужно вспомнить» и «Что нужно усвоить».


Формы и способы организации промежуточной аттестации.

Форма – дифференцированный зачет.

Способ – тестирование.



































1.Паспорт программы учебной дисциплины

«География»


1.1.Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11. ГЕОГРАФИЯ является частью программы подготовки специалистов средне звена среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 МАШИНИСТ КРАНА (КРАНОВЩИК)


    1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл обязательной части циклов ППССЗ.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:


знать и понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально – экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально – экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.





































2.Структура и содержание учебной дисциплины.


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

35

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ


Наименование разделов и тем

Кол-во,

часов

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

3

4

Введение

Содержание учебного материала



1

Общие сведения о дисциплине. Цели и задачи дисциплины. Гуманистическое значение географии для формирования мировоззрения человека. Положение географии в системе наук. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Виды статистической информации. Способы и формы получения географической информации. Приемы работы с учебником, атласом, рекомендуемой литературой, справочными материалами и периодической печатью.

1

1

Раздел 1. Политическое устройство мира

12


Тема 1.1 Формирование политической карты мира.


Содержание учебного материала

3




2

Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, принципиальное различие между ними.

1

2

3

Практическая работа

Работа с атласом по определению внутриконтинентальных стран первых пяти стран по численности и площади.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Отработка умений работы с политической картой мира.

1

2

Тема 1.2. Типология стран мира.

Содержание учебного материала

2


4


Многоликость стран современного мира. Их типология, критерии.

1


2

Самостоятельная работа

Определение основополагающих признаков типологии.

1

2

Тема 1.3. Территория государства, государственный строй.

Содержание учебного материала

2


5

Государственная территория и гос. граница. Причины линейной конфигурации многих государственных границ. Международное право и запрещение нарушения границ другого государства.

1

2

6

Практическая работа

Составление классификационных таблиц, характеризующих государственное устройство стран мира

1

2

Тема 1.4 Международные организации.

Содержание учебного материала

2


7

Международные организации, функции, задачи. Построение международных отношений нового типа.


1

2

Самостоятельная работа обучающихся

На основе материалов периодической печати, радио и телепередач определить вопросы, обсуждающиеся в ООН.

1

2

Тема 1.5 Политическая география и геополитика.

Содержание учебного материала

3


8

Политическая карта мира после второй мировой войны. Современный этап международных отношений и политическая карта мира.

1

2

9

Практическая работа Анализ политико – географического положения страны.

1

2

10

Контрольная работа

Тестирование по разделу «Политическое устройство мира

1

3

Раздел 2. География мировых природных ресурсов.

14


Тема 2.1 Природные ресурсы и экономическое развитие. Ресурсообеспеченность.

Содержание учебного материала

3




11

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно- ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

1

2

12

Практическая работа

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

1

2

Самостоятельная работа

Определение стран с высокой, средней и низкой обеспеченностью природными ресурсами.

1

2

Тема 2.2 Минеральные ресурсы мира

Содержание учебного материала

3


13

Размещение полезных ископаемых. Классификация минеральных ресурсов. Проблема истощения минеральных ресурсов и пути её решения.

1

2

14

Практическая работа

Заполнение таблицы «Классификация минеральных ресурсов»

1

2

Самостоятельная работа

Анализ карты атласа «Минеральные ресурсы»

1

2

Тема 2.3 Земельные ресурсы

Содержание учебного материала

2

15

Структура земельного фонда мира. Сокращение и расширение площади обрабатываемых земель. Экологические последствия при нерациональном использовании земельных ресурсов.

1

2

Самостоятельная работа

Анализ карты атласа и статистических данных земельных ресурсов.

1

2

Тема 2.4 Водные ресурсы мира

Содержание учебного материала

1


16

Водные ресурсы мира. Соотношение ресурсов соленой и пресной воды. Пути преодоления дефицита пресной воды.

1

2

Тема 2.5 Лесные ресурсы мира.

Содержание учебного материала

2


17

Размещение и запасы лесных ресурсов на планете Земля. Северный и южный лесной пояс. Сокращение и деградация лесных ресурсов.

1

2

Самостоятельная работа

Анализ карты атласа и статистических данных лесных ресурсов.

1

2

Тема 2.6 Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов.

Содержание учебного материала

3


18

Роль Океана в обеспечении человечества ресурсами. Океан – огромная кладовая природных ресурсов: морская вода, минеральные ресурсы, энергетические ресурсы, биологические ресурсы.

Климатические и космические ресурсы, ветровая энергия, энергия земных недр, агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

1

2

Самостоятельная работа

Составить презентации по одному из видов природных ресурсов (по выбору обучающегося)

1

2

19

Контрольная работа

Тестирование по разделу «География мировых природных ресурсов»

1

3

Раздел 3. География населения мира.

13


Тема 3.1 Численность населения и его воспроизводство.

Содержание учебного материала

4


20,21

Демографический взрыв и теория демографического перехода. Два типа воспроизводства населения. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Естественное движение населения. Депопуляция.

2

2

22

Практическая работа

Построение графика роста численности населения регионов мира на основе данных статистических данных.

1

2

Самостоятельная работа

Анализ карт плотности населения, рождаемости, смертности и выделение регионов с более высокой плотностью населения, рождаемости и смертности с объяснением причин их возникновения.

1

2

Тема 3.2 Демографическая политика.

Содержание учебного материала

2


23

Демографическая политика. Зависимость направленности демографической политики от существующих в них демографических проблем.

1

2

Самостоятельная работа

Определение различий в направленности демографической политики в таких странах, как КНР, Индия, Франция.

1

2

Тема 3.3 Состав населения

Содержание учебного материала

3


24,25

Состав населения: расовый состав, соотношение мужчин и женщин, возрастной состав, этнолингвистический состав, религиозный состав.

2

2

Самостоятельная работа

Составить презентации по структуре населения (по выбору обучающегося).

1

2

Тема 3.4 Размещение и миграции населения.

Содержание учебного материала

2


26

Размещение и плотность населения: очень большие контрасты. Миграции населения: международные, трудовые, внутренние.

1

2

Самостоятельная работа

Оценка особенностей уровня жизни и качества населения в разных странах и регионах.

1

2

Тема 3.5 Урбанизация как всемирный процесс

Содержание учебного материала

2


27

Урбанизация как всемирный процесс, её особенности в развитых и развивающихся странах.

1

2

28

Контрольная работа

Тестирование по разделу «Население мира»

1

3

Раздел 4 НТР и отрасли мирового хозяйства

20


Тема 4.1 Научно – техническая революция

Содержание учебного материала

1



29

Понятие о научно – технической революции. Характерные черты и составные части НТР. Наука: рост наукоёмкости. Техника и технология: два пути развития. Производство: главные направления развития. Управление: на пути к высокой информационной культуре.

1

2

Тема 4.2 Мировое хозяйство и международное географическое разделение труда.

Содержание учебного материала

2


30

Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда. Отрасль международной специализации. Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки.

1

2

31

Практическая работа

Построение картодиаграммы «Центры мирового хозяйства»

1

2

Тема 4.3 Отраслевая и территориальная структура хозяйства.

Содержание учебного материала

3


32,33

Типы структуры: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги. Основные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран. Региональная политика: сглаживание диспропорций.

2

2

Самостоятельная работа

Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

1

2

Тема 4.4 Факторы размещения производительных сил.

Содержание учебного материала

2


34

Факторы размещения производительных сил: фактор территории, фактор экономико-географического положения, природно – ресурсный фактор, транспортный фактор, фактор трудовых ресурсов, фактор территориальной концентрации, фактор наукоёмкости, экологический фактор.

1

2

Самостоятельная работа

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

1

2

Тема 4.5 География промышленности.

Содержание учебного материала

4


35,36

Промышленность – ведущая отрасль материального производства. Топливно – энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. Горнодобывающая промышленность. Металлургическая промышленность. Машиностроение – сдвиги в отраслевой и территориальной структуре. Химическая промышленность. Легкая промышленность.

2

2

37

Практическая работа

Составление экономико – географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.

1

2

Самостоятельная работа

Составить презентацию по характеристике отрасли промышленности (по выбору обучающегося)

1

3

Тема 4.6 География сельского хозяйства и рыболовства.

Содержание учебного материала

3


38

Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о «зеленой революции». Растениеводство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Животноводство. Рыболовство.

1

2

39

Практическая работа

Определение стран – экспортеров сельскохозяйственной продукции (работа с таблицами).

1

2

Самостоятельная работа

Анализ карт атласа и картосхем отраслей сельского хозяйства.

1

2

Тема 4.7 География транспорта

Содержание учебного материала

2


40

Транспорт – отрасль материального производства. Географические различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы. Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Водный транспорт. Воздушный транспорт.

1

2

Самостоятельная работа

Анализ картографических и статистических данных и определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира, оценка степени его развития.

1

2

Тема 4.8 Международные экономические отношения

Содержание учебного материала

3


41

Основные формы международных экономических связей. Мировая торговля: оборот, структура, географическое распределение. Международные финансово – кредитные отношения: сдвиги в структуре и географии. Международный туризм.

1

2


Самостоятельная работа

На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы и карт атласа составьте таблицу «Главные страны – экспортеры промышленной и сельскохозяйственной продукции» (работа в тетради).

1

3

42

Контрольная работа

Тестирование по разделу «НТР и отрасли мирового хозяйства».

1

3

Раздел 5 Региональная характеристика мира.

34


Тема Зарубежная Европа

7


Тема 5.1 Общая характеристика Зарубежной Европы.

Содержание учебного материала

1


43

Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы.

1

3

Тема 5.2 Демографическая ситуация в Зарубежной Европе.

Содержание учебного материала

2


44

Демографическая ситуация в Зарубежной Европе: воспроизводство, национальный состав, урбанизация.

1

3

Самостоятельная работа

Германия – экономический лидер Зарубежной Европы. Презентация.

1

3

Тема 5.3 Хозяйственные различия между странами Зарубежной Европы.

Содержание учебного материала

4


45

Хозяйство стран Зарубежной Европы. Промышленность: главные отрасли. Сельское хозяйство: североевропейский тип, среднеевропейский и южноевропейский типы. Наука и финансы.

1

2

46

Практическая работа

Составление экономико – географической характеристики одной из стран Европы.

1

3

Самостоятельная работа

1.Построение картосхемы производственных связей двух – трех стран Зарубежной Европы.

2.Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

2

2

Тема Зарубежная Азия

9


Тема 5.4 Общая характеристика Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

2


47

Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы. Население: численность, воспроизводство, этнический и религиозный состав, размещение, урбанизация. Роль центров в мировом хозяйстве. Сельское хозяйство: районы различной специализации. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

1

2

48

Практическая работа

Обозначение на контурной карте границ стран Азии и субрегионов.

1

3

Тема 5.5 Китайская Народная республика

Содержание учебного материала

2


49

Территория, границы, положение. Население: численность, воспроизводство, этнический состав, расселение. Хозяйство: достижения и проблемы. Внутренние различия.

1

2

Самостоятельная работа

Презентация: экономико – географическая характеристика Китая.

1

3

Тема 5.6 Япония.

Содержание учебного материала

2


50

Территория, границы, положение. Население: особенности естественного движения, национального состава, размещения. Хозяйство Японии. Территориальная структура хозяйства. Транспорт.

1

2

Самостоятельная работа

Презентация. Экономико – географическая характеристика Японии.

1

3

Тема 5.7 Республика Индия.

Содержание учебного материала

2


51

Территория, границы, положение. Государственный строй. Население: особенности воспроизводства, этнического состава, размещения. Общая характеристика хозяйства: страна контрастов. Промышленность: основные черты отраслевой структуры и географии. Сельское хозяйство: природные условия, земледельческие зоны. Географический рисунок хозяйства и расселения Индии: центры и «коридоры» развития.

1

2


Самостоятельная работа

Презентация. Экономико – географическая характеристика Японии.

1

3

Тема 5.8 Австралия

Содержание учебного материала

1


52

Австралия – единственная страна в мире, занимающая целый континент. Общие сведения: государственное устройство, население, хозяйство, внутренние различия.

1

2

Тема Африка

7


Тема 5.9 Общая характеристика Африки.

Содержание учебного материала

2


53

Территория, границы, положение, внутренние различия, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: особенности воспроизводства, состава и размещения. Хозяйство: отраслевая и территориальная структура, место Африки в мире.

1

2

Самостоятельная работа

Составление комплексной географической характеристики стран на основе картографических данных.

1

3

Тема 5. 10 Субрегионы Африки.

Содержание учебного материала

3


54

Деление Африки на субрегионы.

1

2

55

Практическая работа

Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран.

1

3

Самостоятельная работа

Презентация. Подбор рекламно – информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки (на примере Кении или др. страны)

1

3

Тема 5.11 Южно – Африканская республика.

Содержание учебного материала

1


56

Общая характеристика ЮАР. ЮАР – страна с двойной экономикой.

1

2

Тема Северная Америка

4


Тема 5.12 США

Содержание учебного материала

2


57

Территория, границы, положение, государственный строй. Население: численность, воспроизводство, внешние миграции, национальный состав, размещение. Общая характеристика хозяйства. География промышленности: природно – ресурсные предпосылки, главные отрасли и районы. География сельского хозяйства. География транспорта.

1

2

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы «Экономические районы США»

1

2

Тема 5.13 Канада

Содержание учебного материала

2


58

Хозяйство Территория, границы, положение, государственное устройство. Население. Внутренние различия.

1

2

Самостоятельная работа

Презентация. Экономико – географическая характеристика Канады.

1

3

Тема Латинская Америка

7


Тема 5.14 Общая характеристика Латинской Америки.

Содержание учебного материала

3


59

Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: воспроизводство, этнический состав, размещение, урбанизация. Хозяйство региона.

1

2

60

Практическая работа

Сравнительная экономико – географическая характеристика двух – трех стран Латинской Америки.

1

3

Самостоятельная работа

Экономико – географическая характеристика одной из стран по выбору обучающихся. Презентация.

1

3

Тема 5.15 Бразилия

Содержание учебного материала

4


61

Бразилия – одна из ключевых стран развивающегося мира. Изменения в территориальной структуре хозяйства.

1

2

Самостоятельная работа

1.Работа со справочными статистическими таблицами и географическими картами, интернет данными: подбор показателей, характеризующих уровень экономического развития Бразилии.

2.Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Латинской Америки.



2

3


62

Контрольная работа

Тестирование по разделу «Региональная характеристика мира»

1

3

Раздел 6 Россия в современном мире.

5


Тема 6.1 Россия в современном мире.

Содержание учебного материала

5


63,64

Место России в современном мире. Природно – ресурсный потенциал. Население. Экономика России на мировом фоне.

2

2

65

Практическая работа

На основе картографических и статистических данных, природно – ресурсного потенциала и поисковых систем интернета определить место России в современном мире.

1

3

Самостоятельная работа

Работа со справочными статистическими таблицами и географическими картами, интернет данными: подбор показателей, характеризующих уровень экономического развития России.

Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами.

1



1

3

Раздел 7 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

6


Тема 7.1 Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь.

Содержание учебного материала

6


66,67

Понятие о глобальных проблемах. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблема. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Мирное освоение космоса. Взаимосвязь глобальных проблем.

2

2


68,69

Практическая работа

1.Описание одной из глобальных проблем человечества.2.Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

2

3

Самостоятельная работа

1.Подготовить информацию на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека».

2.Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни, географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.


2

3

70

Дифференцированный зачет

1

3

Всего часов

105


Самостоятельная работа обучающихся

35




3. Условия реализации учебной дисциплины.


3.1. Материально – техническое обеспечение:

Учебный кабинет «География».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места – 30

- рабочее место преподавателя

- компьютер с лицензионным программным обеспечением


3.2. Информационное обеспечение, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы


Обязательная литература:

  1. В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений; 15 издание, - М.: Просвещение, 2011. – 398с.

  2. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Экономическая и социальная география мира»: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений; - 11 издание. – М.: Просвещение, 2010. – 286с.

  3. А.Э. Фромберг «Практические и проверочные работы по географии»: 10 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2003.- 127с.



Интернет – ресурсы

  1. Электронный ресурс «География», «1 сентября»

Дополнительная литература


1. А.П.Кузнецов Экономическая и социальная география мира. Книга для учащихся из серии «За страницами учебника», 10кл., М.: Просвещение, 2000-191с., ил.


2. О.Н.Богданович, Ю.А.Дрозд Энциклопедический справочник «Страны мира» Смоленск, Русич, 2001-624с


3. Р.А.Знаменская Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. География. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.- 240с.


4.А.Тарасов География. Книга для учащихся и учителей. Веселый урок. Смоленск: Русич, 1999. – 256с.


5. Е.А.Окладникова Занимательное страноведение. География глазами этнографа. СПб. : Издательство РГПУ им. Герцена, 1999. – 135с.; ил.


6. Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В.Барабанова, С.Е.Дюкова

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по географии. М.: Интеллект-Центр. 2004-192с.


7. А.Э.Фромберг Практические и проверочные работы по географии. 10кл. : Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2003.- 127с. : ил.


8. В.И.Сиротин Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10кл. – М. : Дрофа, 2003. - 256 с.: ил.



4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, творческих работ, рефератов.



Результаты обучения

(основные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля, оценка результатов обучения

1

2

Знания (понимание):


Основные географические понятия и термины: экстенсивное и интенсивное освоение планеты, природные ресурсы, экономические ресурсы, хозяйственная оценка, рациональное и нерациональное использование ресурсов, лесистость, запасы древесины, марикультура, альтернативная энергетика, демографический взрыв, теория демографического перехода, два типа воспроизводства населения, демографическая политика, этнический состав, возрастно–половая пирамида, трудовые ресурсы, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, агломерации, мегалополисы, эмиграция, иммиграция, религия, православие, протестантизм, ислам, буддизм, периоды формирования карты, количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, типология стран, признаки типологии, развитые страны, развивающиеся страны, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, политическая география, геополитика, географическое разделение труда, международное разделение труда, мировое хозяйство, НТР, основные черты НТР, факторы размещения производительных сил, отрасли промышленности и сельского хозяйства, международные экономические связи, экспорт, импорт, специализация, экологические проблемы, традиционные и новые методы географических исследований;

Практические работы. внеаудиторная самостоятельная работа; географический диктант; работа с дополнительными источниками информации; тестовые задания;

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Практические работы; внеаудиторная самостоятельная работа; географический диктант; работа с дополнительными источниками информации; тестовые задания;

Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально – экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Анализ карт и картосхем; собеседование; внеаудиторная самостоятельная работа; выполнение индивидуальных заданий; практическая работа

Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Практическая работа; рефераты; доклады; анализ карт и картосхем.

Умения:


Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа; контрольная работа

Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Внеаудиторная самостоятельная работа; практическая работа; тестовые задания;

Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Практическая работа; самостоятельная работа; рефераты; сообщения;

Сопоставлять географические карты различной тематики.

Практическая работа

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

Внеаудиторная самостоятельная работа; практическая работа.

Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

Доклады; рефераты; сообщения; презентации; выполнение индивидуальных заданий.

Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Практическая работа; внеаудиторная самостоятельная работа; практическая работа.