
Рабочая программа учебной дисциплины оУДБ.16 География разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413); примерной программы общеобразовательной дисциплины « География», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
Организация-составитель: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯРОВСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Составители:
Ворфоломеева Г.Г. – преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
1.1. Область применения программы | |
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена | |
1.3. Общая характеристика учебной дисциплины | |
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины | |
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | |
3.2 Информационное обеспечение, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы | |
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины оУДБ.16 ГЕОГРАФИЯ предназначена для изучения в КГБПОУ «Яровской политехнический техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины оУДБ.16 ГЕОГРАФИЯ, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).
Содержание программы учебной дисциплины оУДБ.16 География направлено на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Реализация рабочей программы по данной дисциплине основана на применении методов деятельностной технологии обучения.
Программа учебной дисциплины оУДБ.16 Георафия определяет содержание учебного материала, последовательность его изучения, тематику практических занятий, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом специфики программ подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Программа изучения данной дисциплины предполагает итоговой контроль в форме дифференцированного зачёта.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины оУДБ.16 География является частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина География является учебным предметом обязательной предметной области из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В КГБПОУ «Яровской политехнический техникум», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина ОУДБ.16 География изучается в общеобразовательном цикле учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебном плане ППССЗ место учебной дисциплины ОУДБ.16 География — в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания естественно - научного профиля профессионального образования. Дисциплина изучается на базовом уровне.
1.3. Общая характеристика учебной дисциплины
Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом
устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.
Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа—население—хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.
Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебной дисциплины включены практические занятия. Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины ОУДБ.16 География завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины ОУДБ.16 География обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
− креативность мышления, инициативность и находчивость;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
− представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
− владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 108 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 36 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 36 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины оУДБ.16. География
Наименование разделов и тем | Кол-во, часов | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 3 | 4 |
Раздел 1 Введение | 2 | |
Тема 1.1 Источники географической информации. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Географическая карта - особый источник информации о действительности. Виды статистической информации. Способы и формы получения географической информации. Приемы работы с учебником, атласом, рекомендуемой литературой, справочными материалами и периодической печатью. | 1 | 2 |
| 2 | Практическая работа Географические карты различной тематики и их практическое использование. | 1 | 3 |
Раздел 2. Политическое устройство мира | 4 | |
Тема 2.1 Формирование политической карты мира. | Содержание учебного материала | 2 | |
3 | Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий. Количественные и качественные сдвиги на политической карте мира, принципиальное различие между ними. | 1 | 2 |
4 | Практическая работа Государственное устройство стран. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся Отработка умений работы с политической картой мира. | 1 | |
Тема 2.2. Типология стран мира. | Содержание учебного материала | 2 | |
5 | Многоликость стран современного мира. Их типология, критерии. | 1 | 2 |
6 | Практическая работа Анализ политико-географического положения страны | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Определение основополагающих признаков типологии. На основе материалов периодической печати, радио и телепередач определить вопросы, обсуждающиеся в ООН. Международные организации | 1 1 1 | |
Раздел 3. География мировых природных ресурсов. | 4 | |
Тема 3.1 Мировые природные ресурсы. | Содержание учебного материала | 3 | |
7 | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно- ресурсный потенциал разных территорий. Основные типы природопользования. | 1 | 2 |
8 9 | Практическая работа Ресурсообеспеченность стран и регионов мира минеральными ресурсами. Земельные ресурсы. Водные ресурсы мира. | 1 1 | 3 |
Самостоятельная работа Определение стран с высокой, средней и низкой обеспеченностью природными ресурсами. Анализ карты атласа «Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы. Составить презентации по одному из видов природных ресурсов (по выбору обучающегося) | 1 1 1 | |
Тема 3.2 Тестирование по разделу | Содержание учебного материала | 1 | |
10 | Практическая работа Тестирование по разделу «География мировых природных ресурсов» | 1 | 3 |
Раздел 4. География населения мира. | 6 | |
Тема 4.1 Численность населения и его воспроизводство. | Содержание учебного материала | 2 | |
11 | Демографический взрыв и теория демографического перехода. Два типа воспроизводства населения. Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Естественное движение населения. Депопуляция. Демографическая политика. | 1 | 2 |
12 | Практическая работа График роста численности населения регионов мира на основе статистических данных. |
1 | 3 |
Самостоятельная работа Анализ карт плотности населения, рождаемости, смертности и выделение регионов с более высокой плотностью населения, рождаемости и смертности с объяснением причин их возникновения. |
1 | |
Тема 4.2 Состав населения | Содержание учебного материала | 1 | |
13 | Практическая работа Состав населения: расовый состав, соотношение мужчин и женщин, возрастной состав, этнолингвистический состав, религиозный состав. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Составить презентации по структуре населения (по выбору обучающегося). | 1 | |
Тема 4.3 Размещение и миграции населения. | Содержание учебного материала | 1 | |
14 | Практическая работа Размещение и плотность населения: очень большие контрасты. Миграции населения: международные, трудовые, внутренние. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Оценка особенностей уровня жизни и качества населения в разных странах и регионах. |
1 | |
Тема 4.5 Урбанизация как всемирный процесс | Содержание учебного материала | 1 | |
15 | Урбанизация как всемирный процесс, её особенности в развитых и развивающихся странах. | 1 | 2 |
Тема 4.4 Тестирование по разделу | Содержание учебного материала | 1 | |
16 | Практическая работа Тестирование по разделу «Население мира» | 1 | 3 |
Раздел 5 Мировое хозяйство | 18 | |
Тема 5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства. | Содержание учебного материала | 2 | |
17 18 | Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 2 | 2 |
| | Самостоятельная работа: Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. | 1 | |
Тема 5.2 Сельское хозяйство и его экономические особенности. | Содержание учебного материала | 3 | |
19 | Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. | 1 | 2 |
20 21 | Практическая работа Определение стран – экспортеров сельскохозяйственной продукции (работа с таблицами). Растениеводство и животноводство мира. | 1 1 | 3 |
Тема 5.3 Горнодобывающая промышленность. | Содержание учебного материала | 1 | |
22 | Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны. | 2 | |
Тема 5.4 Электроэнергетика. | Содержание учебного материала | 1 | |
23 | Практическая работа Топливно – энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Построение картосхемы размещения основных районов энергетики. | 1 | |
Тема 5. 5. Черная и цветная металлургия. | Содержание учебного материала | 2 | |
24 | Практическая работа Черная и цветная металлургия – отрасли обрабатывающей промышленности; основной конструкционный материал; особенности развития черной и цветной металлургии. | 1 | 3 |
25 | Практическая работа Экономико – географическая характеристика отрасли (по выбору обучающегося) | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Составить презентацию по характеристике отрасли промышленности | 1 | |
Тема 5.6 Машиностроение. | Содержание учебного материала | 2 | |
26 | Машиностроение – сдвиги в отраслевой и территориальной структуре. | 1 | 2 |
27 | Практическая работа Составление экономико – географической характеристики отрасли. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Анализ карт атласа и картосхем отрасли . | 1 | |
Тема 5.7 Химическая промышленность. | Содержание учебного материала | 1 | |
28 | Практическая работа Химическая промышленность. Основные регионы химической промышленности. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Анализ карт химической отрасли: определение стран с высоким уровнем развития, крупнейшие центры отрасли, основные пути транспортировки химического сырья и продукции. |
1 | |
Тема 5.8 Лесная и деревообрабатывающая промышленность. | Содержание учебного материала | 1 | |
29 | Практическая работа География лесной и деревообрабатывающей промышленности. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы и карт атласа составьте таблицу «Главные страны – экспортеры лесной и деревообрабатывающей продукции» (работа в тетради). |
1 | |
| Содержание учебного материала | 1 | |
Тема 5.9 Легкая промышленность | 30 | Практическая работа Текстильная промышленность - ведущая отрасль легкой промышленности. Основные регионы отрасли. | 1 | 3 |
5.10 География транспорта. | Содержание учебного материала | 2 | |
31 | Транспорт – отрасль материального производства. Географические различия в мировой транспортной системе: две группы стран, регионы. Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Водный транспорт. Воздушный транспорт. | 1 | 2 |
32 | Практическая работа Особенности развития транспорта в стране (по выбору обучающегося) | 1 | |
5.11 Дифференциация стран по уровню развития услуг. | Содержание учебного материала | 1 | |
33 | Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Анализ статистических данных уровня развития услуг стран мира. | 1 | |
5.12 Тестирование по разделу | 34 | Практическая работа Тестирование по разделу «Мировое хозяйство» | 1 | 3 |
Раздел 6 Регионы мира. | 31 | |
Тема Зарубежная Европа | 6 | |
Тема 6.1 Общая характеристика Зарубежной Европы. | Содержание учебного материала | 1 | |
35 | Территория, границы, положение. Природные условия и ресурсы. Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства | 1 | 2 |
Тема 6.2 Демографическая ситуация в Зарубежной Европе. | Содержание учебного материала | 1 | |
36 | Практическая работа Демографическая ситуация в Зарубежной Европе: воспроизводство, национальный состав, урбанизация. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Германия – экономический лидер Зарубежной Европы. Презентация. | 1 | |
Тема 6.3 Хозяйственные различия между странами Зарубежной Европы. | Содержание учебного материала | 2 | |
37 | Хозяйство стран Зарубежной Европы. Промышленность: главные отрасли. Сельское хозяйство: североевропейский тип, среднеевропейский и южноевропейский типы. Наука и финансы. | 1 | 2 |
38 | Практическая работа Составление экономико – географической характеристики одной из стран Европы. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа 1.Построение картосхемы производственных связей двух – трех стран Зарубежной Европы. 2.Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. | 2 | |
Тема 6.4 Германия и Великобритания. | Содержание учебного материала | 1 | |
39 | Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | 2 |
Тема 6.5 Тестирование по Зарубежной Европе. | Содержание учебного материала | 1 | |
40 | Практическая работа Тестирование по Зарубежной Европе | 1 | 3 |
Тема Зарубежная Азия | 8 | |
Тема 6.6 Общая характеристика Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | 2 | |
41 | Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. | 1 | 2 |
42 | Практическая работа Обозначение на контурной карте границ стран Азии и субрегионов. | 1 | 3 |
Тема 6.7 Особенности политической системы Зарубежной Азии. | Содержание учебного материала | 1 | 2 |
43 | Особенности политической системы. | 1 |
Тема 6.8 Специализация отраслей Зарубежной Азии. | Содержание учебного материала | 1 | |
44 | Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. Анализ карт атласа и статистических данных | 1 | |
Тема 6.9 Китайская Народная республика | Содержание учебного материала | 1 | |
45 | Территория, границы, положение. Население: численность, воспроизводство, этнический состав, расселение. Хозяйство: достижения и проблемы. Внутренние различия. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Презентация: экономико – географическая характеристика Китая. | 2 | |
Тема 6.10 Япония. | Содержание учебного материала | 1 | |
46 | Территория, границы, положение. Население: особенности естественного движения, национального состава, размещения. Хозяйство Японии. Территориальная структура хозяйства. Транспорт. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Презентация. Экономико – географическая характеристика Японии. | 2 | |
Тема 6.11 Республика Индия. | Содержание учебного материала | 1 | |
47 | Практическая работа План: Территория, границы, положение. Государственный строй. Население: особенности воспроизводства, этнического состава, размещения. Общая характеристика хозяйства: страна контрастов. Промышленность: основные черты отраслевой структуры и географии. Сельское хозяйство: природные условия, земледельческие зоны. Географический рисунок хозяйства и расселения Индии: центры и «коридоры» развития. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Презентация. Экономико – географическая характеристика Индии. | 2 | |
Тема 6.12 Тестирование по Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | 1 | |
48 | Практическая работа Тестирование по Зарубежной Азии | 1 | 3 |
Тема Африка | 4 | |
Тема 6.13 Общая характеристика Африки. | Содержание учебного материала | 1 | |
49 | Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа Составление комплексной географической характеристики страны на основе картографических данных (по выбору обучающегося). | 1 | |
Тема 6.14 Территориальная структура хозяйства Африки. | Содержание учебного материала | 2 | |
50 | Характерные черты природноресурсного потенциала, населения и хозяйства. Деление Африки на субрегионы. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки | 1 | 2 |
51 | Практическая работа Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Презентация. Подбор рекламно – информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки (на примере Кении или др. страны) | 2 | |
Тема 6.15 Тестирование по странам Африки | Содержание учебного материала | 1 | |
52 | Практическая работа Тестирование по странам Африки. | 1 | 3 |
Тема Северная Америка | 5 | |
Тема 6.16 Общая характеристика Северной Америки . | Содержание учебного материала | 3 | |
53 | Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. | 1 | 2 |
54 | Практическая работа Экономико-географическая характеристика одной из стран. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в Северной Америке. | 1 | |
Тема 6.17 США | Содержание учебного материала | 2 | |
55 | США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | 1 | 2 |
56 | Практическая работа Главные промышленные и с/хозяйственные районы США | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Презентация. Экономико – географическая характеристика США. | 1 | |
Тема Латинская Америка | 6 | |
Тема 6.18 Общая характеристика Латинской Америки. | Содержание учебного материала | 3 | |
57 58 | Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно - ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 | 2 |
59 | Практическая работа Сравнительная экономико – географическая характеристика двух – трех стран Латинской Америки. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа Экономико – географическая характеристика одной из стран по выбору обучающихся. Презентация. | 1 | |
Тема 6.19 Бразилия | Содержание учебного материала | 1 | |
60 | Бразилия – одна из ключевых стран развивающегося мира. Изменения в территориальной структуре хозяйства. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа 1.Работа со справочными статистическими таблицами и географическими картами, интернет данными: подбор показателей, характеризующих уровень экономического развития Бразилии. 2.Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Латинской Америки. | 2 | |
Тема 6.20 Мексика | Содержание учебного материала | 1 | |
61 | Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 | 2 |
Тема 6.21 Тестирование по странам Латинской Америки | Содержание учебного материала | 1 | |
62 | Практическая работа Тестирование по странам Латинской Америки. | 1 | 3 |
Тема «География населения и хозяйства Австралии и Океании. | 2 | |
Тема 6.22 Австралия и Океания. | Содержание учебного материала | | |
63 64 | Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | 2 |
Раздел 7 Россия в современном мире. | 4 | |
Тема 7.1 Россия в современном мире. | Содержание учебного материала | 3 | |
65 66 | Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. | 2 | 2 |
67 | Практическая работа На основе картографических и статистических данных, природно – ресурсного потенциала и поисковых систем интернета определить место России в современном мире. | 1 | 3 |
Тема 7.2 Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. | Содержание учебного материала | 1 | |
68 | Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 1 | 2 |
Раздел 8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 3 | |
Тема 8.1 Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь. | Содержание учебного материала | 1 | |
69 | Понятие о глобальных проблемах. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблема. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Мирное освоение космоса. Взаимосвязь глобальных проблем. | 1 | 2 |
Тема 8.2 Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | Содержание учебного материала | 2 | |
70 | Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 1 | 2 |
71 | Практическая работа 1.Описание одной из глобальных проблем человечества. 2.Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | 1 | 3 |
Дифференцированный зачет. | 72 | Дифференцированный зачет | 1 | |
| Всего часов | 72 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 36 | |
Индивидуальные проекты: Новейшие изменения политической карты мира. Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. Международный туризм в различных странах и регионах мира. Современные международные миграции населения. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины ОУДБ.16 География реализуется в учебном кабинете, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса просматривают визуальную информацию по географии, создают презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины ОУДБ.16 География входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, тематических карт, атласов, портретов выдающихся путешественников и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины ОУДБ.16 География, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной, художественной и другой литературой по вопросам географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины ОУДБ.16 География студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы, тесты, материалы ЕГЭ и др.).
3.2 Информационное обеспечение, перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература для студентов:
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф образования. — М., 2015.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Литература для преподавателей:
А.П.Кузнецов Экономическая и социальная география мира. Книга для учащихся из серии «За страницами учебника», 10кл., М.: Просвещение, 2000-191с., ил.
О.Н.Богданович, Ю.А.Дрозд Энциклопедический справочник «Страны мира» Смоленск, Русич, 2001-624с
Р.А.Знаменская Все предметы школьной программы в схемах и таблицах. География. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.- 240с.
А.Тарасов География. Книга для учащихся и учителей. Веселый урок. Смоленск: Русич, 1999. – 256с.
Е.А.Окладникова Занимательное страноведение. География глазами этнографа. СПб. : Издательство РГПУ им. Герцена, 1999. – 135с.; ил.
Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В.Барабанова, С.Е.Дюкова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену по географии. М.: Интеллект-Центр. 2004-192с.
А.Э.Фромберг Практические и проверочные работы по географии. 10кл. : Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2003.- 127с. : ил.
В.И.Сиротин Сборник заданий и упражнений по географии. 6-10кл. – М. : Дрофа, 2003. - 256 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
http://festival.1September.ru
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. —М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. — М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ
И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) | Формы и методы контроля |
Введение. 1. Источники географической информации | Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии. | Внеаудиторная самостоятельная работа |
2. Политическое устройство мира | Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития | Устный опрос Заполнение таблицы Устный опрос Работа по образцу - заданию |
3. География мировых природных ресурсов | Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана | Практическая работа Устный опрос Устный ответ |
4. География населения мира | Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы | Текущий контроль знаний: Тестирование Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам, Домашняя работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
5. Мировое хозяйство Современные особенности развития мирового хозяйства | Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно- технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития | Устный опрос Творческое индивидуальное задание. Проверочные работы по темам, Домашняя работа; Внеаудиторная самостоятельная работа; |
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира | Устный опрос Практическая работа Самостоятельная работа |
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей | Устный опрос Практическая работа Самостоятельная работа |
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами | Устный опрос Практическая работа Самостоятельная работа Тестирование |
6. Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании | Текущий контроль знаний: Тестирование Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии | Текущий контроль знаний: Тестирование Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
География населения и хозяйства Африки | Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки | Текущий контроль знаний: Тестирование Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
География населения и хозяйства Северной Америки | Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США | Текущий контроль знаний: Тестирование Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
География населения и хозяйства Латинской Америки | Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике | Текущий контроль знаний: Тестирование Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы | Текущий контроль знаний: Тестирование Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа Внеаудиторная самостоятельная работа |
7. Россия в современном мире | Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России | Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа |
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения | Устный опрос Творческие индивидуальные задания Проверочные работы по темам Домашняя работа |
6