ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»
Согласовано | УТВЕРЖДАЮ |
Председатель ПЦК | Зам. директора по УМР |
_________________ | ________А.В.Хакамова |
«____»_________2023г. | «____»_________2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА и ИКТ
(заочное обучение)
по специальности 40.02.04 Юриспруденция
Кожевниково 2023
Рабочая программа учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ общеобразовательного цикла разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС) и примерной программой по дисциплине «Информатика и ИКТ», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.04 Юриспруденция
Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» ( ОГБПОУ «КТАБ» )
Разработчики: Морозов Игорь Валерьевич, преподаватель информатики и ИКТ техникума
Рассмотрено на заседании ПЦК |
Протокол № _______ 2023 год |
Председатель ПЦК _______ |
© ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» | 14 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ | 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА и ИКТ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.04 Юриспруденция
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане:
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ). В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования.
1.3. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 82 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 8 |
в том числе: | |
практические работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 82 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Информационная деятельность человека | | 1 | |
Теоретические занятия | | |
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности Лицензионное программное обеспечение. Портал государственных услуг. | 1 | 2 |
2. Информация и информационные процессы | | 2 | | |
Теоретические занятия | | |
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Управление процессами. | 1 | 1,2 |
Практическое занятие №1 | | |
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Представление информации в различных системах счисления. Программный принцип работы компьютера. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. | 1 | 2 |
3. Средства информационных и коммуникационных технологий | | 1 | | | |
Практическое занятие №2 | | |
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. | 1 | 2 |
4.Технологии создания и преобразования информационных объектов | | 2 | | | |
Теоретические занятия | | |
Представление об организации баз данных и системах управления ими. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). Средства графического представления статистических данных (деловая графика). | 1 | 2 |
Практическое занятие №3 | | |
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций | 1 | 2 |
5.Телекоммуникационные технологии | | 2 | | | |
Теоретические занятия | | |
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности | 1 | 2 |
Практическое занятие №4 | | |
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Браузер. Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации. Поиск информации с использованием компьютера. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров | 1 | 2 |
| Внеаудиторная самостоятельная работа | 82 | |
| Темы сообщений и докладов, индивидуальных проектов с презентациями • Сортировка массива. • Создание структуры базы данных библиотеки. • Простейшая информационно-поисковая система. • Конструирование программ. • Профилактика ПК. • Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам. • Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. • Мой рабочий стол на компьютере • Администратор ПК, работа с программным обеспечением. • Ярмарка профессий. • Звуковая запись. • Музыкальная открытка. • Плакат-схема. • Эскиз и чертеж (САПР). • Резюме: ищу работу. • Защита информации. • Личное информационное пространство. | | 3 |
Всего: | 90 | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Информатика и ИКТ».
Техническое оборудование учебного кабинета:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением
локальная сеть с выходом в Интернет;
мультимедийный проектор
Рекомендуемая литература
Основные источники:
1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для сред. проф. образования / М. С. Цветкова, Л.С. Великович. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 352 с.
2. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для сред. проф. образования / М. С. Цветкова, И.Ю. Хлыбыстова. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 240 с.
Дополнительные источники:
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 10 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый уровень – СПб.: Питер, 2008.
Могилев А. В., Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов – М.: Издательский центр "Академия", 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1. Информационная картина мира – СПб.: Питер, 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
Макарова Н. В., Николайчук Г. С., Титова Ю. Ф., Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий – СПб.: Питер, 2009.
Интернет-ресурсы
http://fcior.edu.ru/– Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
http://bigor.bmstu.ru/– База и Генератор Образовательных ресурсов МГТУ им. Баумана.
http://ru.wikipedia.org/– Википедия – свободная энциклопедия
http://www.glossary.ru/– Глоссарий – служба тематических толковых словарей
http://mirbak.narod.ru/Multimed.htm - электронный учебник «Мультимедиа»
http://www.chebgym5.ru/inf/p27aa1.html - шпаргалки по информатике
http://osp.ru – Открытые системы: издания по информационным технологиям
http://school87.kubannet.ru/info - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям
http://www.computer-museum.ru – Виртуальный компьютерный музей
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
1.Информационная деятельность человека | -владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; -исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствие с поставленной задачей; -выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценивать предлагаемые пути их разрешения; -использовать ссылки и цитирование источников информации; - использовать на практике базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, - владеть нормами информационной этики и права, - соблюдать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ; |
2. Информация и информационные процессы |
2.1.Представление и обработка информации | -оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.); - знать о дискретной форме представления информации; -знать способы кодирования и декодирования информации; -иметь представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; - владеть компьютерными средствами представления и анализа данных; -отличать представление информации в различных системах счисления; -знать математические объекты информатики; -применять знания в логических формулах; |
2.2.Алгоритмизация и программирование | - владеть навыками алгоритмического мышления и понимать необходимость формального описания алгоритмов; - уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; - уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц; - реализовывать технологию решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод решения задачи, -разбивать процесс решения задачи на этапы. -определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; -определять, для решения какой задачи предназначен алгоритм (интерпретация блок-схем); Примеры задач: –алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; – алгоритмы решения задач методом перебора; – алгоритмы работы с элементами массива |
2.3.Компьютерные модели | -иметь представление о компьютерных моделях, уметь приводить примеры; -оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования; - выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель; -выделять среди свойств данного объекта существенные свойства с точки зрения целей моделирования; |
2.4.Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров | -оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; - анализировать и сопоставлять различные источники информации; |
3. Средства информационных и коммуникационных технологий |
3.1.Архитектура компьютеров | -анализировать компьютер с точки зрения единства аппаратных и программных средств; - анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации; - определять средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач; - анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов; -выделять и определять назначения элементов окна программы; |
3.2.Компьютерные сети | - иметь представление о типологии компьютерных сетей уметь приводить примеры; - определять программное и аппаратное обеспечении компьютерной сети; - знать о возможности разграничения прав доступа в сеть и применять это на практике; |
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | - владеть базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; -понимать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете применять их на практике; - реализовывать антивирусную защиту компьютера; |
4.Технологии создания и преобразования информационных объектов |
4.1.Понятие об информационных системах и Автоматизации информационных процессов. 4.2.Возможности динамических (электронных) таблиц.Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования). 4.3.Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. 4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. | -иметь представление о способах хранения и простейшей обработке данных; - уметь работать с библиотеками программ; -использовать компьютерные средства представления и анализа данных; - осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера; - пользоваться базами данных и справочными системами; - владеть основными сведениями о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; - анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. |
5.Телекоммуникационные технологии |
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. | -иметь представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий применять на практике; - знать способы подключения к сети Интернет и использовать их в своей работе; - определять ключевые слова, фразы для поиска информации; - уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации; - иметь представление о способах создания и сопровождения сайта, уметь приводить примеры; |
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях | -иметь представление о возможностях сетевого программного обеспечения, уметь приводить примеры; - планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом; |
5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности | -определять общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; |