СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Экономика по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дисциплины рассчитана на 432 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Экономика по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»

(ОБПОУ «КГТТС»)



УТВЕРЖДАЮ

Директор ОБПОУ «КГТТС»

_____________Е.Н.Брежнев

«___»____________2015 год






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.08пЭкономика

по профессии среднего профессионального образования

38.01.02 Продавец, контролер-кассир













Курск, 2015 г.

РАССМОТРЕНА


предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол №_ от «__»______2015 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________/ О.В.Широконосова /

подпись Ф.И.О.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 года №413, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика», автора А.И.Гомола, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») с учетом профиля профессионального образования



СОГЛАСОВАНА

______________________________

______________________________

наименование организации-работодателя

______________/____________________________/

подпись Ф.И.О. руководителя или уполномоченного лица





Заместитель директора по УПР _______________ Т.В.Пыжова


Заместитель директора по УИД _______________ Ж.В.Косинова


Зав. методическим кабинетом _______________ Е.В.Никитова



Организация-разработчик: ОБПОУ «КГТТС»


Разработчик: Конева Юлия Александровна – преподаватель




СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

7

Условия реализации учебной дисциплины

19

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

20










  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.08п ЭКОНОМИКА


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах ОПОП (ППКРС) по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир в соответствии с примерной программой с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.


1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих):

Предмет входит в группу по выбору из обязательных предметных областей предметов общеобразовательного цикла среднего общего образования.


1.3. Результаты освоения учебного предмета:

Содержание программы учебного предмета направлено на достижение следующих целей:

  1. сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  6. умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  7. способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

    • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

    • формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • метапредметных:

    • овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

    • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

  • предметных:

  • сформированность системы знаний об экономической сфере жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  • сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  • сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  • умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  • понимание места и роли России в современной мировой экономике: умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 432 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 288 час;

самостоятельной работы обучающегося 144 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

432

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

288

в том числе:


практические занятия

140

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

144

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

124

индивидуальный проект

20

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУП.08п Экономика


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экономика и экономическая наука


94


Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Содержание учебного материала

4

1

Понятие экономики. Предмет экономической науки.

1

Экономические потребности общества.

1

Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство.

1

Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

1

Практическое занятие №1

4

2

Анализ последовательности кругового движения продукта потребления.

2

Анализ ограниченности экономических ресурсов. Определение границ производственных возможностей.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

Роль и место знаний по экономике в жизни общества.

2

Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов.

2

Реализация принципа уравнительности в распределении благ.

2

Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

8

1

Факторы производства.

1

Предпринимательство как фактор производства.

1

Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности.

1

Структура прибыли. Планирование прибыли.

1

Рентабельность. Основные факторы, воздействующие на рентабельность.

1

Формирование показателей рентабельности.

1

Рента. Земельная рента.

1

Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.

1

Практическое занятие №2

18

2

Анализ прибыли или убытков.

2

Анализ прибыли методом уравнения.

2

Расчет критической точки объема продаж или порога рентабельности.

2

Исследование влияния структурных сдвигов на объем продаж и прибыль.

2

Расчет критической точки объема продаж методом маржинального дохода.

2

Расчет критического объема продаж графическим способом. Построение графика равновесия (безубыточности).

2

Расчет рентабельности предприятий и анализ показателей рентабельности.

2

Расчет рентабельности продукции.

2

Расчет арендной платы и цены земли. Расчет дифференциальной, монопольной и абсолютной ренты.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

Свободные и экономические блага общества.

2

Закон убывающей отдачи.

2

Разделение труда.

2

Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Содержание учебного материала

2

1

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость.

1

Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

1

Практическое занятие №3

6

2

Расчет цены выбора и альтернативной стоимости.

2

Построение кривой производственных возможностей.

2

Анализ кривой производственных возможностей.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Возникновение и эволюция развития денег

2

Тема 1.4.

Типы экономических систем

Содержание учебного материала

8

1

Традиционная экономика.

1

«Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен.

1

Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике.

1

Административно-командная экономика.

1

Условия функционирования командной экономики.

1

Смешанная экономика.

1

Модели смешанной экономики.

1

Участие государства в хозяйственной деятельности.

1

Практическое занятие №4

4

2

Составление схем рыночной, административно-командной и смешанной экономик.

2

Определение недостатков и преимуществ каждой экономической системы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Экономическая система России и ее функции.

2

Тема 1.5. Собственность и конкуренция

Содержание учебного материала

6

1

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.

1

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

1

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.

1

Монополия. Монополистическая конкуренция.

1

Олигополия. Олигополистическая конкуренция.

1

Антимонопольная политика государства.

1

Практическое занятие №5

6

2

Анализ эффективности форм собственности.

2

Определение видов и форм конкуренции.

2

Расчет равновесия конкурентной фирмы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Современная структура собственности в России.

2

Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Содержание учебного материала

4

1

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.

1

Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен.

1

Товарный обмен.

1

Ступени и формы обмена.

1

Практическое занятие №6

4

2

Анализ разделения труда и специализации.

2

Определение способов обмена или перераспределения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Механизм перемещения продуктов от одних производителей к другим.

2

Раздел 2. Семейный бюджет


15


Тема 2.1. Основные статьи семейного бюджета

Содержание учебного материала

4

1

Источники доходов семьи.

1

Основные статьи расходов.

1

Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы.

1

Сбережения населения. Страхование.

1

Практическое занятие №7

6

2

Расчет доходов и расходов семьи. Составление семейного бюджета.

2

Анализ доходов и расходов семьи.

2

Расчет сбережений семьи.

2

Контрольная работа №1

1

3

Семейный бюджет

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Инфляция и ее последствия для семейного бюджета.

2

Безработица и ее экономическое влияние на семью.

2


Раздел 3. Товар и его стоимость


14


Тема 3.1.

Товар и его стоимость

Содержание учебного материала

4

1

Понятие стоимости товара.

1

Виды товаров.

1

Классификация товаров.

1

Соотношение полезности и стоимости товаров.

1

Практическое занятие №8

4

2

Анализ меновой стоимости.

2

Анализ штрихового кодирования товаров.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

Мнения ученых-экономистов XVII-XVIII веков по вопросу товара и его стоимости.

2

Теория трудовой стоимости товара.

2

Теория предельной полезности товара.

2

Раздел 4. Рыночная экономика


89


Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Содержание учебного материала

8

1

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе.

1

Закон спроса.

1

Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса.

1

Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.

1

Закон предложения.

1

Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.

1

Эластичность предложения.

1

Рыночные структуры.

1

Практическое занятие №9

14

2

Построение кривой спроса. Сдвиги и перемещения по кривой спроса.

2

Построение кривой предложения. Сдвиги и движение вдоль кривой предложения.

2

Анализ взаимодействия спроса и предложения. Определение рыночного равновесия.

2

Расчет эластичности спроса по цене и доходу.

2

Определение коэффициента эластичности спроса.

2

Расчет эластичности предложения по цене.

2

Определение точечной и дуговой эластичности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

10

3

Закон убывающей предельной полезности.

2

Суверенитет потребителя.

2

Формы ограничения свободы потребительского выбора.

2

Организация торговли при прямых связях с изготовителями товаров.

2

Организация торговли при появлении оптового посредника.

2

Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Содержание учебного материала

6

1

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия.

1

Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности.

1

Цели предпринимательской деятельности.

1

Структура целей организации, ее миссия.

1

Классификация предприятий.

1

Организационно-правовые формы предприятий.

1

Практическое занятие №10

2

2

Анализ организационно-правовых форм предприятий

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Предприятия и их роль в рыночной экономике.

2

Тема 4.3. Организация производства

Содержание учебного материала

10

1

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия.

1

Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.

1

Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.

1

Основные формы организации производства.

1

Основной капитал. Классификация элементов основного капитала.

1

Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства.

1

Оборотные средства.

1

Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы.

1

Нормирование труда. Характеристика производительности труда.

1

Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

1

Практическое занятие №11

8

2

Расчет износа и амортизации основного капитала.

2

Расчет использования и оборачиваемости оборотного капитала.

2

Анализ эффективности использования оборотного капитала.

2

Расчет производительности труда.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Капитал и инвестиции.

2

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

Содержание учебного материала

12

1

Издержки предприятия и себестоимость его продукции.

2

Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство.

2

Факторы, влияющие на себестоимость.

2

Предельные издержки производства.

2

Ценообразование.

2

Доход предприятия.

2

Практическое занятие №12

16

2

Построение кривой равных продуктов или линии равного выпуска.

2

Построение кривой равновесия производителя.

2

Определение производственной функции.

2

Построение кривой производственной функции.

2

Построение кривых технического прогресса.

2

Расчет издержек производства.

2

Расчет себестоимости продукции и цены товара.

2

Расчет дохода предприятия.

2

Контрольная работа №2

1

3

Основы рыночной экономики в Российской Федерации

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Экономическое содержание расходов организации.

2

Максимизация прибыли.

2

Раздел 5. Труд и заработная плата


37


Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Содержание учебного материала

4

1

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты.

1

Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

1

Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.

1

Поощрительные системы оплаты труда.

1

Практическое занятие №13

8

2

Начисление заработной платы при сдельной форме оплаты труда.

2

Начисление заработной платы при повременной форме оплаты труда.

2

Расчет оплаты ежегодных и дополнительных отпусков.

2

Расчет пособия по временной нетрудоспособности.

2

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

Основные способы купли-продажи рабочей силы.

2

Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.

2

Позиции работника и работодателя по заработной плате.

2

Социальные факторы формирования заработной платы.

2

Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости

Содержание учебного материала

4

1

Безработица. Фрикционная безработица.

1

Структурная безработица.

1

Циклическая безработица.

1

Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

1

Практическое занятие №14

4

2

Расчет уровня безработицы.

2

Анализ занятости населения.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Индекс стоимости жизни.

2

Тема 5.3. Наемный труд и профессиональные союзы

Содержание учебного материала

2

1

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов.

1

Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов.

1

Контрольная работа №3

1

3

Регулирование труда и заработной платы в Российской Федерации

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

2

Профсоюзы и трудовые конфликты.

2

Раздел 6. Деньги и банки


58


Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике

Содержание учебного материала

6

1

Деньги: сущность и функции.

1

Деньги как средство обращения.

1

Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления.

1

Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности.

1

Закон денежного обращения. Уравнение обмена.

1

Денежный запас. Роль денег в экономике.

1

Практическое занятие №15

4

2

Расчет денежной массы и скорости обращения денег.

2

Построение графика равновесия денежного рынка.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег.

2

Тема 6.2. Банковская система

Содержание учебного материала

4

1

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система Российской Федерации.

1

Правовое положение Центрального банка Российской Федерации. Основные функции и задачи Центрального банка Российской Федерации.

1

Понятие и функции коммерческих банков.

1

Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

1

Практическое занятие №16

4

2

Анализ кредитования физических лиц.

2

Определение величины платежа и процентов за пользование кредитом.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Причины появления и виды банков.

2

Принципы кредитования.

2

Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Содержание учебного материала

8

1

Ценные бумаги и их виды.

1

Акции. Номинальная стоимость курса акций.

1

Облигации.

1

Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок.

1

Фондовая биржа и ее функции.

1

Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала.

1

Переход управления к эффективному собственнику.

1

Биржевые спекуляции. Биржи в России.

1

Практическое занятие №17

6

2

Расчет цены акций и облигаций.

2

Расчет выплат по акциям.

2

Анализ влияния спекуляций на рыночный курс ценных бумаг.

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных.

2

Рынок акций.

2

Тема 6.4. Инфляции и ее социальные последствия

Содержание учебного материала

6

1

Инфляция. Измерение уровня инфляции.

1

Типы инфляции. Причины возникновения инфляции.

1

Инфляция спроса.

1

Инфляция предложения.

1

Социально-экономические последствия инфляции.

1

Государственная система антиинфляционных мер.

1

Практическое занятие №18

8

2

Измерение уровня инфляции.

2

Расчет динамики валового национального продукта.

2

Расчет индекса цен на потребительские товары.

2

Анализ методов борьбы с инфляцией.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

Потери и выгоды в результате инфляции в России.

2

Раздел 7. Государство и экономика


67


Тема 7.1. Роль государства в развитии экономики

Содержание учебного материала

4

1

Государство как рыночный субъект. Экономическая функция государства.

1

Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики.

1

Финансовое регулирование. Социальное регулирование.

1

Общественные блага и спрос на них.

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

Методы государственного регулирования рыночной экономики.

2

Перераспределение дохода и другие социальные функции государства.

2

Теневая экономика.

2

Тема 7.2. Налоги и налогообложение

Содержание учебного материала

4

1

Система налогообложения.

1

Принципы и методы построения налоговой системы.

1

Понятие и виды налогов. Элементы налога и способы его взимания.

1

Система и функции налоговых органов.

1

Практическое занятие №19

4

2

Анализ системы налогов Российской Федерации.

2

Расчет налогов

2

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

Возникновение налогообложения.

2

Принципы налогообложения.

2

Способы взимания налогов.

2

Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

2

Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Содержание учебного материала

6

1

Понятие государственного бюджета.

1

Основные статьи доходов государственного бюджета.

1

Структура бюджетных расходов.

1

Дефицит и профицит государственного бюджета.

1

Роль государства в кругообороте доходов и расходов.

1

Государственный долг и его структура.

1

Практическое занятие №20

2

2

Анализ государственного бюджета

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Федеральный закон «О государственном бюджете РФ» на текущий год.

2

Внебюджетные фонды.

2

Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Содержание учебного материала

8

1

Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав валового внутреннего продукта.

1

Методы расчета валового внутреннего продукта.

1

Метод потока расходов.

1

Метод потока доходов.

1

Метод добавленной стоимости.

1

Неравенство доходов и его изменение.

1

Номинальный и реальный валовой внутренний продукт.

1

Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

1

Практическое занятие №21

4

2

Расчет показателей экономического роста.

2

Анализ проблем экономического роста и перспективы его развития в российской экономике.

2

Самостоятельная работа обучающихся

8

3

Влияние налогов и субсидий на объем производства благ.

2

Структура использования валового внутреннего продукта.

2

Общественная функция благосостояния.

2

Отрицательные последствия экономического роста.

2

Тема 7.5. Основы денежно-кредитной политики государства

Содержание учебного материала

4

1

Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики.

1

Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке.

1

Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов.

1

Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

1

Контрольная работа №4

1

3

Налогообложение и государственный бюджет в Российской Федерации

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Сочетание механизма свободной конкуренции и системы государственного регулирования экономики.

2

Понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба».

2

Раздел 8. Международная экономика


38


Тема 8.1. Международная торговля – индикатор интеграции национальных экономик

Содержание учебного материала

6

1

Международная торговля и мировой рынок.

1

Международное разделение труда.

1

Элементы теории сравнительных преимуществ.

1

Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле.

1

Фритредерство. Таможенная пошлина.

1

Государственная политика в области международной торговли.

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

Особенности международной торговли.

2

Учет интересов экспортеров и импортеров.

2

Международные экономические организации.

2

Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют

Содержание учебного материала

4

1

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристика.

1

Спорт-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты.

1

Динамика валютного курса.

1

Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

1

Практическое занятие №22

4

2

Анализ валютного курса.

2

Расчет курса рубля к иностранным валютам.

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

3

Принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ.

2

Порядок регулирования валютных курсов.

2

Порядок регулирования работ международных валютных бирж.

2

Тема 8.3. Глобализация мировой экономики

Содержание учебного материала

2

1

Глобальные экономические проблемы.

1

Преимущества и негативные последствия глобализации мировой экономики.

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы национальных экономик.

2

Факторы, характеризующие производственные различия национальных экономик.

2

Тема 8.4. Особенности современной экономики России

Содержание учебного материала

2

1

Экономические реформы в России. Экономический рост.

1

Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

3

Принцип сравнительных преимуществ.

2

Приток иностранного капитала в российскую экономику.

2

Самостоятельная работа обучающихся над индивидуальным проектом

Тематика индивидуального проекта:

  1. Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли

  2. Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития

  3. Роль малого бизнеса в развитии экономики Российской Федерации

  4. Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики

  5. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования

  6. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие

  7. Экономические кризисы в истории России

  8. Центральный банк Российской Федерации и его роль

  9. Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века

  10. Проблемы вступления России в ВТО

  11. Россия на рынке технологий

  12. Финансовый кризис 1998 года в России

  13. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС

  14. Электронные рынки как феномен мировой экономики

  15. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России

  16. Внешний долг России и проблемы его урегулирования

  17. Мировой опыт свободных экономических зон

  18. Возникновение и эволюция денег на Руси

  19. Международные валютно-финансовые организации

  20. Теории глобализации

20

3

Всего:

432






3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, дидактический материал.

Технические средства обучения: персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением, система мультимедиа.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:

Основные источники:

  1. Гамола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Котерова Н.П. Основы экономической теории: учебник. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.




4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, в ходе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • личностных:

    • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

    • формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • метапредметных:

    • овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

    • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

  • предметных:

  • сформированность системы знаний об экономической сфере жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  • сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  • сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  • умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  • понимание места и роли России в современной мировой экономике: умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

  • анализ и оценка выполнения работ на практических занятиях;

  • оценка выполнения самостоятельной работы;

  • оценка выполнения тестового задания



Разработчик:

___________________ преподаватель Ю.А.Конева

(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)