Курск, 2018 г.
Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в соответствии с примерной программой с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.
Предмет входит в группу по выбору из обязательных предметных областей предметов общеобразовательного цикла среднего общего образования.
Содержание программы учебного предмета направлено на достижение следующих целей:
Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
самостоятельной работы обучающегося 12 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука | | 35 | |
Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
-
| Понятие экономики. Предмет экономической науки. | 1 |
-
| Потребности человека. | 1 |
-
| Рынки труда, капиталов и ресурсов. | 1 |
-
| Ограниченность экономических ресурсов. Границы производственных возможностей. | 1 |
Практическое занятие №1 | 2 | 2 |
-
| Экономические ресурсы и проблемы их ограниченности. | 2 |
Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
-
| Факторы производства. Предпринимательство как фактор производства. | 1 |
-
| Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности. Структура прибыли. Планирование прибыли. | 1 |
-
| Рентабельность. Основные факторы, воздействующие на рентабельность. Формирование показателей рентабельности. | 1 |
-
| Земельная рента. Основные теории происхождения процента. | 1 |
Практическое занятие №2-6 | 10 | 2 |
-
| Анализ прибыли или убытков. | 2 |
-
| Расчет критической точки объема продаж или порога рентабельности. | 2 |
-
| Исследование влияния структурных сдвигов на объем продаж и прибыль. | 2 |
-
| Расчет критической точки объема продаж методом маржинального дохода. | 2 |
-
| Анализ показателей рентабельности. | 2 |
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Экономический выбор и стоимость. | 1 |
-
| Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость и альтернативные затраты. | 1 |
Практическое занятие №7 | 2 | 2 |
-
| Расчет цены выбора и альтернативной стоимости. | 2 |
Тема 1.4. Типы экономических систем | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Традиционная экономика. Административно-командная экономика. | 1 |
-
| Рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Смешанная экономика. | 1 |
Практическое занятие №8 | 2 | 2 |
-
| Определение недостатков и преимуществ каждой экономической системы. | 2 |
Тема 1.5. Собственность и конкуренция | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
-
| Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. | 1 |
-
| Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. | 1 |
-
| Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. | 1 |
-
| Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигополистическая конкуренция. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
-
| Антимонопольная политика государства. | 1 |
Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. | 1 |
-
| Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени и формы обмена. | 1 |
Раздел 2. Семейный бюджет | | 4 | |
Тема 2.1. Основные статьи семейного бюджета | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. | 1 |
-
| Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. | 1 |
Практическое занятие №9 | 2 | 2 |
-
| Расчет доходов и расходов семьи. Составление семейного бюджета. | 2 |
Раздел 3. Товар и его стоимость | | 4 | |
Тема 3.1. Товар и его стоимость | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Понятие стоимости товара. Виды товаров. | 1 |
-
| Классификация товаров. Соотношение полезности и стоимости товаров. | 1 |
Практическое занятие №10 | 2 | 2 |
-
| Анализ штрихового кодирования товаров. | 2 |
Раздел 4. Рыночная экономика | | 16 | |
Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. | 1 |
-
| Закон предложения. Концепция равновесия рынка. | 1 |
Практическое занятие №11 | 2 | 2 |
-
| Построение кривой спроса и предложения. | 2 |
Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Основные признаки предприятия. Виды и цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. | 1 |
-
| Организационно-правовые формы коммерческих предприятий. | 1 |
Практическое занятие №12 | 2 | 2 |
-
| Анализ организационно-правовых форм предприятий | 2 |
Тема 4.3. Организация производства | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. | 1 |
-
| Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. | 1 |
Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. | 1 |
-
| Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. | 1 |
Практическое занятие №13-14 | 4 | 2 |
-
| Расчет издержек производства, себестоимости продукции и цены товара. | 2 |
-
| Расчет дохода предприятия. | 2 |
Раздел 5. Труд и заработная плата | | 10 | |
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
-
| Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. | 1 |
-
| Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. | 1 |
-
| Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. | 1 |
-
| Поощрительные системы оплаты труда. | 1 |
Практическое занятие №15 | 2 | 2 |
-
| Начисление заработной платы при сдельной и повременной форме оплаты труда. | 2 |
Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. | 1 |
-
| Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. | 1 |
Практическое занятие №16 | 2 | 2 |
-
| Расчет уровня безработицы и анализ занятости населения. | 2 |
Раздел 6. Деньги и банки | | 12 | |
Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Деньги: сущность и функции. Роль денег в экономике. | 1 |
-
| Деньги как средство обращения и мера стоимости. Проблема ликвидности. | 1 |
Тема 6.2. Банковская система | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Понятие банковской системы. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации, основные функции и задачи. | 1 |
-
| Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. | 1 |
Практическое занятие №17 | 2 | 2 |
-
| Определение величины платежа и процентов за пользование кредитом. | 2 |
Тема 6.3. Ценные бумаги. Фондовый рынок | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. | 1 |
-
| Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. | 1 |
Практическое занятие №18 | 2 | 2 |
-
| Расчет выплат по акциям. | 2 |
Тема 6.4. Инфляция и ее социальные последствия | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. | 1 |
-
| Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. | 1 |
Раздел 7. Государство и экономика | | 13 | |
Тема 7.1. Роль государства в развитии экономики | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Государство как рыночный субъект. Принципы и цели государственного регулирования. | 1 |
-
| Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | 1 |
Тема 7.2. Налоги и налогообложение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. | 1 |
-
| Понятие и виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | 1 |
Практическое занятие №19 | 2 | 2 |
-
| Расчет налогов. | 2 |
Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. | 1 |
-
| Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. | 1 |
Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
-
| Совокупный продукт. Валовой внутренний продукт. | 1 |
-
| Экономический рост и его основные факторы. Экономический цикл. | 1 |
Практическое занятие №20 | 2 | 2 |
-
| Анализ показателей экономического роста. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
-
| Основы денежно-кредитной политики государства | 1 |
Раздел 8. Международная экономика | | 2 | |
Тема 8.1. Международная торговля | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
-
| Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Фритредерство. Таможенная пошлина. | 1 |
Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
-
| Понятие валюты. Валютный курс и его характеристика. Спорт-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся над индивидуальным проектом Тематика индивидуального проекта: Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития Роль малого бизнеса в развитии экономики Российской Федерации Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики Бюджетный дефицит и концепции его регулирования Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие Экономические кризисы в истории России Центральный банк Российской Федерации и его роль Проблемы вступления России в ВТО Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС Электронные рынки как феномен мировой экономики Оффшорный бизнес и его роль в экономике России Внешний долг России и проблемы его урегулирования Мировой опыт свободных экономических зон Возникновение и эволюция денег на Руси Международные валютно-финансовые организации Инфляция и ее последствия для семейного бюджета Потери и выгоды в результате инфляции в России Безработица и ее экономическое влияние на семью Особенности экономического обращения ценных бумаг | 10 | 3 |
Консультации по темам программы: Экономика и экономическая наука. Семейный бюджет. Товар и его стоимость. Рыночная экономика Труд и заработная плата Деньги и банки Государство и экономика | 6 | |
Всего: | 112 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, дидактический материал.
Технические средства обучения: персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением, система мультимедиа.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, в ходе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.