СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.10у Экономика по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет входит в группу по выбору из обязательных предметных областей предметов общеобразовательного цикла среднего общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.10у Экономика по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»

(ОБПОУ «КГТТС»)



УТВЕРЖДАЮ

Директор ОБПОУ «КГТТС»

_____________Е.Н.Брежнев

«___»____________2018 год







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

общеобразовательной учебной дисциплины ОУП.09у Экономика

социально-экономического профиля

по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза

качества потребительских товаров

среднего профессионального образования











Курск, 2018 г.

РАССМОТРЕНА


предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол №_ от «__»______2018 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________/ О.В.Широконосова /

подпись Ф.И.О.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 года №413, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика», автора А.И.Гомола, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») с учетом профиля профессионального образования



СОГЛАСОВАНА

______________________________

______________________________

наименование организации-работодателя

______________/____________________________/

подпись Ф.И.О. руководителя или уполномоченного лица





Заместитель директора по УПР _______________ Т.В.Пыжова


Заместитель директора по УП и ИТ _______________ Ж.В.Косинова


Заведующая методическим кабинетом _______________ Е.О.Мышко



Организация-разработчик: ОБПОУ «КГТТС»


Разработчик: Конева Юлия Александровна – преподаватель




СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

7

Условия реализации учебной дисциплины

15

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

16










  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.09у ЭКОНОМИКА


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа предназначена для реализации среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в соответствии с примерной программой с учетом социально-экономического профиля получаемого профессионального образования.


1.2. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена):

Предмет входит в группу по выбору из обязательных предметных областей предметов общеобразовательного цикла среднего общего образования.


1.3. Результаты освоения учебного предмета:

Содержание программы учебного предмета направлено на достижение следующих целей:

  1. сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  2. понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  3. сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  4. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  5. сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  6. умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  7. способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  8. понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

    • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

    • формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • метапредметных:

    • овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

    • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

  • предметных:

  • сформированность системы знаний об экономической сфере жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  • сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  • сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  • умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  • понимание места и роли России в современной мировой экономике: умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.


1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 112 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 час;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

112

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:


практические занятия

40

консультации

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

2

индивидуальный проект

10

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУП.09у Экономика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Экономика и экономическая наука


35


Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Содержание учебного материала

4

1

Понятие экономики. Предмет экономической науки.

1

Потребности человека.

1

Рынки труда, капиталов и ресурсов.

1

Ограниченность экономических ресурсов. Границы производственных возможностей.

1

Практическое занятие №1

2

2

Экономические ресурсы и проблемы их ограниченности.

2

Тема 1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

4

1

Факторы производства. Предпринимательство как фактор производства.

1

Прибыль как результат финансово-хозяйственной деятельности. Структура прибыли. Планирование прибыли.

1

Рентабельность. Основные факторы, воздействующие на рентабельность. Формирование показателей рентабельности.

1

Земельная рента. Основные теории происхождения процента.

1

Практическое занятие №2-6

10

2

Анализ прибыли или убытков.

2

Расчет критической точки объема продаж или порога рентабельности.

2

Исследование влияния структурных сдвигов на объем продаж и прибыль.

2

Расчет критической точки объема продаж методом маржинального дохода.

2

Анализ показателей рентабельности.

2

Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Содержание учебного материала

2

1

Экономический выбор и стоимость.

1

Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость и альтернативные затраты.

1

Практическое занятие №7

2

2

Расчет цены выбора и альтернативной стоимости.

2

Тема 1.4.

Типы экономических систем

Содержание учебного материала

2

1

Традиционная экономика. Административно-командная экономика.

1

Рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Смешанная экономика.

1

Практическое занятие №8

2

2

Определение недостатков и преимуществ каждой экономической системы.

2

Тема 1.5. Собственность и конкуренция

Содержание учебного материала

4

1

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений.

1

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

1

Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции.

1

Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Олигополистическая конкуренция.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1

3

Антимонопольная политика государства.

1

Тема 1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Содержание учебного материала

2

1

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.

1

Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени и формы обмена.

1

Раздел 2. Семейный бюджет


4


Тема 2.1. Основные статьи семейного бюджета

Содержание учебного материала

2

1

Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход.

1

Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

1

Практическое занятие №9

2

2

Расчет доходов и расходов семьи. Составление семейного бюджета.

2

Раздел 3. Товар и его стоимость


4


Тема 3.1.

Товар и его стоимость

Содержание учебного материала

2

1

Понятие стоимости товара. Виды товаров.

1

Классификация товаров. Соотношение полезности и стоимости товаров.

1

Практическое занятие №10

2

2

Анализ штрихового кодирования товаров.

2

Раздел 4. Рыночная экономика


16


Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Содержание учебного материала

2

1

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

1

Закон предложения. Концепция равновесия рынка.

1

Практическое занятие №11

2

2

Построение кривой спроса и предложения.

2

Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Содержание учебного материала

2

1

Основные признаки предприятия. Виды и цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия.

1

Организационно-правовые формы коммерческих предприятий.

1

Практическое занятие №12

2

2

Анализ организационно-правовых форм предприятий

2

Тема 4.3. Организация производства

Содержание учебного материала

2

1

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов.

1

Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства.

1

Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

Содержание учебного материала

2

1

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство.

1

Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

1

Практическое занятие №13-14

4

2

Расчет издержек производства, себестоимости продукции и цены товара.

2

Расчет дохода предприятия.

2

Раздел 5. Труд и заработная плата


10


Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Содержание учебного материала

4

1

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты.

1

Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

1

Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.

1

Поощрительные системы оплаты труда.

1

Практическое занятие №15

2

2

Начисление заработной платы при сдельной и повременной форме оплаты труда.

2

Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости

Содержание учебного материала

2

1

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица.

1

Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.

1

Практическое занятие №16

2

2

Расчет уровня безработицы и анализ занятости населения.

2

Раздел 6. Деньги и банки


12


Тема 6.1. Деньги и их роль в экономике

Содержание учебного материала

2

1

Деньги: сущность и функции. Роль денег в экономике.

1

Деньги как средство обращения и мера стоимости. Проблема ликвидности.

1

Тема 6.2. Банковская система

Содержание учебного материала

2

1

Понятие банковской системы. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации, основные функции и задачи.

1

Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

1

Практическое занятие №17

2

2

Определение величины платежа и процентов за пользование кредитом.

2

Тема 6.3. Ценные бумаги. Фондовый рынок

Содержание учебного материала

2

1

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации.

1

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала.

1

Практическое занятие №18

2

2

Расчет выплат по акциям.

2

Тема 6.4. Инфляция и ее социальные последствия

Содержание учебного материала

2

1

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции.

1

Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции.

1

Раздел 7. Государство и экономика


13


Тема 7.1. Роль государства в развитии экономики

Содержание учебного материала

2

1

Государство как рыночный субъект. Принципы и цели государственного регулирования.

1

Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

1

Тема 7.2. Налоги и налогообложение

Содержание учебного материала

2

1

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.

1

Понятие и виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

1

Практическое занятие №19

2

2

Расчет налогов.

2

Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Содержание учебного материала

2

1

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов.

1

Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов.

1

Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Содержание учебного материала

2

1

Совокупный продукт. Валовой внутренний продукт.

1

Экономический рост и его основные факторы. Экономический цикл.

1

Практическое занятие №20

2

2

Анализ показателей экономического роста.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1

3

Основы денежно-кредитной политики государства

1

Раздел 8. Международная экономика


2


Тема 8.1. Международная торговля

Содержание учебного материала

1

1

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Фритредерство. Таможенная пошлина.

1

Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют

Содержание учебного материала

1

1

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристика. Спорт-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса.

1

Самостоятельная работа обучающихся над индивидуальным проектом

Тематика индивидуального проекта:

  1. Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли

  2. Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития

  3. Роль малого бизнеса в развитии экономики Российской Федерации

  4. Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики

  5. Бюджетный дефицит и концепции его регулирования

  6. Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие

  7. Экономические кризисы в истории России

  8. Центральный банк Российской Федерации и его роль

  9. Проблемы вступления России в ВТО

  10. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС

  11. Электронные рынки как феномен мировой экономики

  12. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России

  13. Внешний долг России и проблемы его урегулирования

  14. Мировой опыт свободных экономических зон

  15. Возникновение и эволюция денег на Руси

  16. Международные валютно-финансовые организации

  17. Инфляция и ее последствия для семейного бюджета

  18. Потери и выгоды в результате инфляции в России

  19. Безработица и ее экономическое влияние на семью

  20. Особенности экономического обращения ценных бумаг

10

3

Консультации по темам программы:

  1. Экономика и экономическая наука.

  2. Семейный бюджет. Товар и его стоимость.

  3. Рыночная экономика

  4. Труд и заработная плата

  5. Деньги и банки

  6. Государство и экономика

6


Всего:

112








3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: рабочий стол преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся, дидактический материал.

Технические средства обучения: персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением, система мультимедиа.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:

Основные источники:

  1. Гамола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Котерова Н.П. Основы экономической теории: учебник. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.






4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, в ходе проведения контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • личностных:

    • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

    • формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

  • метапредметных:

    • овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

    • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

  • генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

  • предметных:

  • сформированность системы знаний об экономической сфере жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

  • понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

  • сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  • владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

  • сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

  • умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

  • способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

  • понимание места и роли России в современной мировой экономике: умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

  • анализ и оценка выполнения работ на практических занятиях;

  • оценка выполнения самостоятельной работы;

  • оценка выполнения тестового задания




Разработчик:

___________________ преподаватель Ю.А.Конева

(подпись) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)