СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Обществознание" 10-11 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Обществознание" 10-11 класс ФГОС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖУРЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

УБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрена на

методическом

объединении

Протокол № __ от __ ___ 2020 г. ________________

Согласована зам.

директора по УВР

________ Билалова Н. А.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Обществознание»

для среднего общего образования






Разработчик программы:

Ласковец Анастасия Николаевна,

учитель истории и обществознания














2020 г.



1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» разработана в соответствии с:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 29.06.2017 г.);

  3. Примерная основная образовательная программа (ПООП) для всех уровней общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения и подписанная Председателем Правительства РФ.

  4. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, опубликованная 30.12.2018 г.

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 о Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ всех уровней общего образования.


Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по обществознанию (базовый уровень) 10 и 11 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.

Предмет «Обществознание» на уровне среднего общего образования будет изучаться в 10-11 кл. в объеме 140 ч. (10 кл. – 72 ч., 11 кл. – 68 ч.), 2 ч. в неделю.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

10 класс

Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и

политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Планируемые предметные результаты освоения ООП

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне среднего общего образования:

Учащийся на базовом уровне научится:

10 класс

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Выделять черты социальной сущности человека;

  • определять роль духовных ценностей в обществе;

  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

  • различать виды искусства;

  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

  • выявлять особенности научного познания;

  • различать абсолютную и относительную истины;

  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Правовое регулирование общественных отношений

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

  • выделять основные элементы системы права;

  • выстраивать иерархию нормативных актов;

  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;

  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

  • различать организационно-правовые формы предприятий;

  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Учащийся на базовом уровне получит возможность научиться:

10 класс

Человек. Человек в системе общественных отношений

  • Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

  • характеризовать основные методы научного познания;

  • выявлять особенности социального познания;

  • различать типы мировоззрений;

  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Правовое регулирование общественных отношений

  • Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.


11 класс

Личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

Предметные результаты

Экономика

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

  • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

  • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

  • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

  • различать формы бизнеса;

  • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

  • различать экономические и бухгалтерские издержки;

  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

  • определять причины безработицы, различать ее виды;

  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

  • Выделять критерии социальной стратификации;

  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

  • конкретизировать примерами виды социальных норм;

  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

  • различать политическую власть и другие виды власти;

  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

  • раскрывать роль и функции политической системы;

  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;

  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

  • характеризовать демократическую избирательную систему;

  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;

  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Экономика

  • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

  • выявлять противоречия рынка;

  • раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

  • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

  • обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

  • различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;

  • определять место маркетинга в деятельности организации;

  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

  • раскрывать фазы экономического цикла;

  • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

  • извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения

  • Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика

  • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

  • выделять основные этапы избирательной кампании;

  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

  • отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

  • самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

  • характеризовать особенности политического процесса в России;

  • анализировать основные тенденции современного политического процесса.


3. Содержание учебного предмета «Обществознание»

10 класс

Вводный урок – 1 ч.

Человек в обществе. (20 ч)

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура. Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура. Социально- философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Кантовский моральный императив. Зарождение социологии как отрасли научного знания. Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу. Антропогенные нагрузки. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения. Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная. Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии. Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл. Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация. Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка. Глобальная угроза терроризма. Международный терроризм.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • Раскрыть на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

  • Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

  • Сравнивать свойства человека и животных.

  • Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.

  • Выявлять связь между мышлением и речью.

  • Объяснить понятие «самореализация»

  • Приводить примеры основных видов деятельности человека.

  • Выделять существенные признаки общества.

  • Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

  • Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

  • Выявлять изменения социальной структуры, связанные в постиндустриальное общество.

  • Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

  • Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

  • Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

  • Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

  • Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.

  • Решение тестовых заданий, практических задач.





Общество как мир культуры. (15 ч)

Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование. Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Средства массовой информации и культура. Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности. Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • Определять сущностные характеристики понятия «культура».

  • Различать и описывать явления духовной культуры.

  • Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

  • Характеризовать духовные ценности российского народа.

  • Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.

  • Объяснять роли морали в жизни общества.

  • Характеризовать основные принципы морали.

  • Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.

  • Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека.

  • Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей.

  • Приводить примеры морального выбора.

  • Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

  • Оценивать значение образования в информационном обществе.

  • Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.

  • Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.

  • Обосновать своё отношение к непрерывному образованию.

  • Характеризовать науку как особую систему знаний.

  • Объяснять возрастание роли науки в современном обществе.

  • Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.

  • Объяснять сущность и значение веротерпимость.

  • Раскрывать сущность свободы совести.

  • Оценивать своё отношение к религии и атеизму.

Решение тестовых заданий, практических задач


Правовое регулирование общественных отношений (28 ч.)

Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.  Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Итоговое повторение и обобщение (8 ч.)

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • Объяснить, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

  • Сопоставлять позитивное и естественное право. Характеризовать элементы системы российского законодательства.

  • Характеризовать источники права. Знать их классификацию.

  • Раскрывать смысл понятия «правоотношение», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

  • Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений». Объяснять причину субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

  • Раскрывать смысл понятий «дееспособность» и «правоспособность». Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

  • Объяснять причины этих различий. Называть основания возникновения правоотношений.

  • Различать правонарушение и правомерное поведение. Называть основные виды и признаки правонарушений.

  • Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения. Объяснять смысл презумпции невиновности.

  • Называть основные правоохранительные органы РФ.

  • Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы. Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

  • Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы. Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

  • Называть главные задачи Конституции.

  • Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

  • Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

  • Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

  • Объяснять смысл понятия «права человека».

  • Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав).

  • Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не являются юридическим документом.

  • Характеризовать особенности гражданских правовых отношений. Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

  • Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

  • Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

  • Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

  • Называть основные юридические гарантии права на свободный труд.



11 класс

Вводный урок (1 ч.)

Экономика (26 ч.)

Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • Раскрывать роль экономики в жизни общества.

  • Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.

  • Различать свободные и экономические блага.

  • Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

  • Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики.

  • Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

  • Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

  • Объяснять смысл понятия «собственность».

  • Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.

  • Называть основания для приобретения права собственности.

  • Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

  • Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.

  • Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.

  • Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

  • Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.

  • Объяснить решающую роль производства как источника экономических благ.

  • Различать товары и услуги как результат производства.

  • Называть и иллюстрировать примерами факторы производства из адаптированных источников.

  • Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства.

  • Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

  • Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

  • Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.

  • Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

  • Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

  • Характеризовать экономические функции государства.

  • Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.

  • Различать прямые и косвенные налоги.

  • Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

  • Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

  • Называть основные источники доходов граждан.

  • Раскрывать причины неравенства доходов населения.

  • Объяснять необходимость перераспределения доходов.

  • Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения. 

  • Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

  • Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.

  • Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

  • Различать номинальные и реальные доходы граждан.

  • Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.

  • Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан.

  • Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

  • Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

  • Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.

  • Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.

  • Называть и описывать причины безработицы.

  • Различать экономические и социальные последствия безработицы.

  • Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

  • Оценивать собственные возможности на рынке труда.

  • Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.

  • Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.

  • Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

  • Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государства.

  • Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».

  • Решение тестовых заданий и практических задач.


Социальные отношения (16 ч.)

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • Выявлять и различать различные социальные общности и группы.

  • Раскрывать причины социального неравенства.

  • Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

  • Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.

  • Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.

  • Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанные и достигаемые статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

  • Объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.

  • Описывать основные социальные роли старших подростков.

  • Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

  • Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

  • Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиции в сплочении народа.

  • Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснить причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения.

  • Объяснять причины отклоняющегося поведения.

  • Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.

  • Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

  • Решение тестовых заданий и практических задач.


Политика (20 ч.)

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.  Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.

Итоговое повторение и обобщение (5 ч.)

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  • Характеризовать власть и политику как социальные явления.

  • Раскрывать признаки суверенитета.

  • Различать формы правления и государственного устройства.

  • Сопоставлять различные типы политические режимов.

  • Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства.

  • Раскрывать принципы правового государства.

  • Раскрывать сущность гражданского общества.

  • Характеризовать пути становления и сущность гражданского общества в РФ.

  • Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

  • Проиллюстрировать основные идею темы примерами из истории, современных событий, личного социального опыта.

  • Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

  • Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

  • Приводить примеры гражданственности.

  • Называть признаки политической партии.

  • Характеризовать проявления многопартийности.

  • Называть признаки политической партии их на примере одной из партий РФ.

  • Характеризовать проявления многопартийности в РФ.

  • Решение тестовых заданий и практических задач.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • индивидуально-групповые,

  • парные,

  • фронтальные

Конкретные формы организации обучения по ведущим целям:

  • Формирование знаний: лекция.

  • Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра.

  • Закрепление и систематизация знаний: семинар.

  • Проверка знаний: контрольная работа, самостоятельная работа, проверочная работа.


Реализация содержания

Название раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Из них кол-во часов, отводимых на практическую часть и контроль

Контрольные работы

Проекты

10 класс – 72 ч.

Вводный урок

1


0

Человек в обществе

20

1

0

Общество как мир культуры

15

1

1

Правовое регулирование общественных отношений

28

1

1

Итоговое повторение и обобщение

8

1

0

11 класс – 68 ч.

Вводный урок

1



Экономика

26

1

1

Социальная сфера

16

1

1

Политическая жизнь общества

20

1

1

Итоговое повторение и обобщение

5

1

0



4. Тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

10 класс

1

Вводный урок

1

2-3

Что такое общество

2

4-5

Общество как сложная система

2

6-7

Динамика общественного развития

2

8-9

Социальная сущность человека

2

10-11

Деятельность – способ существования людей

2

12-13

Познавательная и коммуникативная деятельность

2

14-15

Свобода и необходимость в деятельности человека

2

16-17

Современное общество

2

18-19

Глобальная угроза международного терроризма

2

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе»

1

21

Контрольная работа по I главе

1

22-23

Духовная культура общества

2

24-25

Духовный мир личности

2

26-27

Мораль

2

28-29

Наука и образование

2

30-31

Религия и религиозные организации

2

32-33

Искусство

2

34-35

Массовая культура (2-ой урок – проектная деятельность)

2

36

Контрольная работа по II главе

1

37-38

Современные подходы к пониманию права

2

39-40

Право в системе социальных норм

2

41-42

Источники права

2

43-44

Правоотношения и правонарушения

2

45-46

Предпосылки правомерного поведения

2

47-48

Гражданин Российской Федерации

2

49-50

Гражданское право

2

51

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

1

52

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

53-54

Семейное право

2

55-56

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

2

57

Экологическое право

1

58

Значение прав и свобод человека (проектная деятельность)

1

59-60

Процессуальные отрасли права

2

61-62

Международная защита прав человека

2

63

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

1

64

Контрольная работа по главе III. Человек в XXI веке

1

65-68

Итоговое повторение

4

69

Промежуточная аттестация (итоговая контрольная работа)

1

70-72

Итоговое повторение и обобщение

3

11 класс

1

Вводный урок

1

2-3

Роль экономики в жизни общества

2

4-5

Экономика: наука и хозяйство

2

6-7

Экономический рост и развитие

2

8-9

Рыночные отношения в экономике

2

10-11

Фирма в экономике

2

12-13

Правовые основы предпринимательской деятельности

2

14-15

Слагаемые успеха в бизнесе

2

16

Молодежный бизнес (проектная деятельность)

1

17-18

Экономика и государство

2

19-20

Финансы в экономике

2

21-22

Занятость и безработица

2

23-24

Мировая экономика

2

25-26

Экономическая культура

2

27

Контрольная работа по теме: «Экономика»

1

28-29

Социальная структура общества

2

30-31

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

32

Многообразие социальных интересов (проектная деятельность)

1

33-34

Нации и межнациональные отношения

2

35-36

Семья и быт

2

37-38

Гендер – социальный пол

2

39-40

Молодёжь в современном обществе

2

41-42

Демографическая ситуация в современной России

2

43

Контрольная работа по теме: «Социальная сфера»

1

44-45

Политика и власть

2

46-47

Политическая система

2

48-49

Гражданское общество и правовое государство

2

50-51

Демократические выборы

2

52-53

Политические партии и партийные системы

2

54-55

Политическая элита и политическое лидерство

2

56-57

Политическое сознание

2

58-59

Политическое поведение

2

60-61

Политический процесс и культура политического участия

2

62

Политическая культура старшеклассников (проектная деятельность)

1

63

Контрольная работа по теме: «Политическая жизнь общества»

1

64-65

Итоговое повторение и обобщение

2

66

Промежуточная аттестация (итоговая контрольная работа)

1

67-68

Итоговое повторение и обобщение

2