Тема 1. Экономическая жизнь общества. | - раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; - конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы; - объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения; - оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики; - различать формы бизнеса; извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики; - различать экономические и бухгалтерские издержки; - приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ; - различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп; - выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия; определять причины безработицы, различать ее виды; высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости; - объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение; - анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов; - приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; - высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества; - различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт); различать и сравнивать пути достижения экономического роста. | выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; - выявлять противоречия рынка; раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; - обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях; различать источники финансирования малых и крупных предприятий; - определять практическое назначение основных функций менеджмента; - определять место маркетинга в деятельности организации; - применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; - оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда; - раскрывать фазы экономического цикла; - высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации; - извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России. |
Тема 2. Социальная сфера. | - выделять критерии социальной стратификации; - анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения; - выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества; - высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда; - выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов; - конкретизировать примерами виды социальных норм; характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля; - различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества; - определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм; - различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами; - выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения; - характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе; - характеризовать социальные институты семьи и брака; - раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи; - характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе; - высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране; - формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости; - осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; - оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности. | - выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе; - высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях; - анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов; - выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов; - толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире; - находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе; - выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку; - выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения; - анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России. |
Тема 3. Политическая жизнь общества | - выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия; различать политическую власть и другие виды власти; - устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности; -высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике; раскрывать роль и функции политической системы; - характеризовать государство как центральный институт политической системы; - различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии; - обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии; -характеризовать демократическую избирательную систему; различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы; - устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства; - определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе; - конкретизировать примерами роль политической идеологии; - раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем; - формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе; - оценивать роль СМИ в современной политической жизни; - иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса; - различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного олитического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике. | находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы; - выделять основные этапы избирательной кампании; - в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях; - отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления; - самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров; - характеризовать особенности политического процесса в России; анализировать основные тенденции современного политического процесса. |