Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лиховской СОШ, учебного плана МБОУ Лиховской СОШ на 2022 – 2023 учебный год в рамках реализации ФГОС для основного общего образования, годового календарного учебного графика МБОУ Лиховской СОШ, примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова, учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС/ под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М: Просвещение, 2017 г., с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 учебных недель в год.
В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием занятий в МБОУ Лиховской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа реализуется в 6 классах за 34 учебных часа и обеспечит рациональное распределение учебного материала.
Срок реализации программы- 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Основные виды деятельности обучающихся:
участие во фронтальной беседе;
выполнение устных упражнений;
решение текстовых задач;
выполнение практической работы;
самостоятельная работа;
работа с текстом учебника или иного учебного пособия;
воспроизведение учебного материала по памяти
работа с таблицами;
работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;
конспектирование;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
составление плана и последовательности действий;
исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
работа с раздаточным материалом;
работа в парах, группах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Глава I. Человек в социальном измерении (11 часов)
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху.
Глава II. Человек среди людей (12 часов)
Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».
Глава III. Нравственные основы жизни (8 часов)
Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания ( 4 часа)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема и тип урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения |
6А | 6Б |
План | Факт | План | Факт |
1 | Введение. | 1 | Комбинированный | 01.09 | | 01.09 | |
2,3 | Человек – личность. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 08.09 15.09 | | 08.09 15.09 | |
4,5 | Познай самого себя. | 2 | Комбинированный | 22.09 29.09 | | 22.09 29.09 | |
6,7 | Человек и его деятельность. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 06.10 13.10 | | 06.10 13.10 | |
8,9 | Потребности человека. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 20.10 27.10 | | 20.10 27.10 | |
10,11 | На пути к жизненному успеху. | 2 | Комбинированный | 10.11 17.11 | | 10.11 17.11 | |
12 | ПОУ по теме «Человек в социальном измерении». | 1 | Применение знаний и умений | 24.11 | | 24.11 | |
13 | Межличностные отношения. | 1 | Ознакомление с новым материалом | 01.12 | | 01.12 08.12 | |
14 | Человек в группе. | 1 | Ознакомление с новым материалом | 08.12 | | | |
15 | Контрольно-обобщающий урок | 1 | Контрольный тест | 15.12 | | 15.12 | |
16 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Применение знаний и умений | 22.12 | | 22.12 | |
17,18 | Общение. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 12.01 19.01 | | 12.01 19.01 | |
19,20 | Конфликты в межличностных отношениях. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 26.01 02.02 | | 26.0102.02 | |
21 | ПОУ по теме «Человек среди людей». | 1 | Применение знаний и умений | 09.02 | | 09.02 | |
22,23 | Человек славен добрыми делами. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 16.02 02.03 | | 16.02 02.03 | |
24,25 | Будь смелым. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 09.03 16.03 | | 09.03 16.03 | |
26,27 | Человек и человечность. | 2 | Ознакомление с новым материалом | 30.03 06.04 | | 30.03 06.04 | |
28,29 | ПОУ по теме «Нравственные основы жизни». | 1 | Обобщение и систематизация знаний | 13.04 20.04 | | 13.04 20.04 | |
30,31 | ПОУ по теме «Человек и общество». | 1 | Обобщение и систематизация знаний | 27.04 04.05 | | 27.04 04.05 | |
32,33 | ПОУ «Человек в системе общественных отношений.» | 1 | Применение знаний и умений Контрольный тест | 11.05 18.05 | | 11.05 18.05 | |
34 | Итоговое повторение. | 1 | Контроль и коррекция знаний и умений | 25.05 | | 25.05 | |
6