Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г.п. Залукокоаже
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР « 30» августа 2018г. _______З.А.Бженикова | «ПРИНЯТО» Заседание педагогического совета Протокол №1от « 30» августа 2018г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «СОШ №1» г.п. Залукокоаже ____________ Махошева Т. К. Приказ № 179 /1от 31.08.2018г. |
Рабочая программа
по обществознанию для 7 класса
ФИО учителя: Озрокова Лариса Хажгериевна, учитель первой категории
Срок реализации рабочей программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов: всего-35 ч, в неделю-1ч.
Количество контрольных работ- 2
г.п.Залукокоаже
2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию в 7 классе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Изучение обществознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей и способностей.
Рабочая программа по обществознанию в 7 классе рассчитана на 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Оценочный инструментарий: контрольные работы, зачет.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное
поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для
понимания влияния правовых норм и моральных устоев на развитие общества и
человека;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.
- опираться на знания основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимании их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
- руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на:
- идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- необходимости поддержания гражданского мира и согласия;
- отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
- стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
- признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
- убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
- осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД:
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе -15 ч.
Социальные ценности и нормы. Привычка, обычай, ритуал, обряд. Правила этикета и хорошие манеры.
Социальная ответственность. Отклоняющиеся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок. Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.
Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен отвечай. Законопослушный человек. Противозаконно поведение. Закон наказывает нарушителя.
Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Полиция на страже правопорядка.
Тема 2. Человек в экономических отношениях — 14ч.
Экономика и её роль в жизни человека. Основные участники экономики.
Производство, производительность труда. Что и как производить.
Затраты, выручка. Прибыль.
Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.
Каким бывает труд. Почему так необходимо в наше время повышение квалификации. Факторы влияющие на производительность труда.
Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.
Виды и формы бизнеса.
Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.
Деньги. Появление деньг как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных знаков. Деньги в прошлом и настоящем. Функции деньг. Инфляция.
Экономика семьи. Понятие «бюджет». Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство.
Тема 3. Человек и природа — 3ч.
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпаемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Итоговые уроки- 3 ч.
Предусматриваются разнообразные формы занятий по обществознанию с использованием современных педагогических технологий ИКТ, дискуссий, проблемного обучения, игр, а также внеурочную деятельность по предмету (проекты, исследования, участие в тематических конкурсах и олимпиадах).
- урок изучения нового материала;
- комбинированный урок;
- урок – лекция;
- урок- практикум
- повторительно-обобщающий урок;
- контрольный урок.
Учебно-методическое обеспечение
Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— Москва «Просвещение», 2016.
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2016 год.
Электронные ресурсы:
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
http://socio.rin.ru/
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол. уроков | Дата | Примечание | | | | | |
| | | |
План. | Факт. | | | | | |
Регулирование поведения людей в обществе. | 15 | | | | | | | |
1 | Что значит жить по правилам. | 1 | 5.09 | | | | | | |
2 | Права и обязанности граждан. | 1 | 12.09 | | | | | | |
3 | Механизм защиты и реализации прав и свобод человека. | 1 | 19.09 | | | |
4 | Почему важно соблюдать законы. | 1 | 26.09 | | | | | | |
5 | Закон устанавливает справедливость. | 1 | 3.10 | | | |
6 | Защита Отечества. | 1 | 10.10 | | | | | | |
7 | Особенности военной службы. | 1 | 17.10 | | | |
8 | Для чего нужна дисциплина. | 1 | 24.10 | | | | | | |
9 | Внешняя и внутренняя дисциплина. | 1 | 7.11 | | | |
10 | Виновен — отвечай. | 1 | 14.11 | | | | | | |
11 | Противозаконное поведение. Самостоятельная работа. | 1 | 21.11 | | | |
12 | Кто стоит на страже закона. | 1 | 28.11 | | | | | | |
13 | Правоохранительные органы. | | 5.12 | | | | |
14 | Повторительно-обобщающий урок: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 | 12.12 | | | | | | |
15 | Контрольная работа №1: «Регулирование общественного поведения» | 1 | 19.12 | | | | | | |
Человек в экономических отношениях15 | | | | | | | | |
16 | Урок-практикум по теме: «Социальные нормы и общество» | 1 | 26.12 | | | | | | |
17 | Экономика, натуральное и товарное хозяйство. | 1 | 16.01 | | | |
18 | Основные участники экономики. | | 23.01 | | |
19 | Мастерство работника | 1 | 30.01 | | | | | | | |
20 | Производство: затраты, выручка, прибыль. | 1 | 6.02 | | | | | | |
21 | Постоянные и переменные затраты. | 1 | 13.02 | | | |
22 | Виды бизнеса. | 1 | 20.02 | | | | | | |
23 | Организационно-правовые основы бизнеса. | 1 | 27.02 | | | |
24 | Обмен, торговля, реклама | 1 | 6.03 | | | | | | |
25 | Деньги, их функции. Формы сбережений. | 1 | 13.03 | | | | | | |
26 | Экономика семьи. Бюджет семьи. | 1 | 20.03 | | | | | | |
27 | Рациональное распределение ресурсов. | 1 | 3.04 | | | |
28 | Практикум по теме «Карманные деньги: за и против». | 1 | 10.04; | | | | | | |
29 | ПОУ: «Человек в экономических отношениях» | 1 | 17.04 | | | | | | |
Человек и природа | 3+3 | | | | | | | |
30 | Человек — часть природы | 1 | 24.04 | | | | | | |
31 | Охранять природу — значит охранять жизнь | 1 | 2.05 | | | | | | |
32 | Контрольная работа | 1 | 8.05 | | | | | | |
33 | Закон на страже природы | 1 | 15.05 | | | | | | |
34 | ПОУ : «Человек и природа» | 1 | 22.05 | | | | | | |
35 | Зачет за весь курс 7 класса | 1 | 29.05 | | | | | | |