Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «обществознание» является усвоение содержания учебного предмета «обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой среднего общего образования. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (обществознание) (2018); Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (2019), и решает вопросы преемственности образовательного процесса в основной и средней школе, учитывает требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования. УМК по обществознанию реализует требования государственной политики в сфере образования, связанные с обновлением содержания образования; расширением использования электронных информационных и образовательных ресурсов. В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации целями преподавания и изучения обществознания являются:
• формирование гармонично развитой личности;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям;
• развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
• создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.
Главная задача изучения обществознания
обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;
создание условий, которые обеспечат учащимся 10—11 классов получение и усвоение обществоведческих знаний;
формирование у них «правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа- и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности» (Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации).
Место курса «Обществознание» в учебном плане
«Обществознание» является интегрированным курсом, построенным по модульному принципу. Согласно действующему Базисному учебному плану среднего общего образования изучение обществознания предусмотрено в 10–11 классах (общее количество часов технологический и естественно – научный профиль— 68, 34 часа на каждый год изучения, 1 час в неделю) на базовом уровне. В учебнике «Обществознание» под редакцией В. А. Никонова реализован деятельностный подход к организации образовательного процесса. Последовательность изучения содержательных единиц соответствует требованиям нормативных документов в области образования и познавательным возможностям обучающихся
Технологии, используемые в обучении: игровые (уроки диспуты, круглые столы, политические дебаты и т.д.) ИКТ-технологии, проектные и здоровьесберегающие.
Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, проверочная работа, тестовые задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, защита проектов и рефератов, написание эссе по изученным сферам.
УМК для 10—11 классов включает в себя следующие учебники:
Обществознание: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1 / М. В. Кудина, М. В. Рыбакова, Г. В. Пушкарева и др.; под ред. В. А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.3.3.9.3.1). Обществознание: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 2 / М. В. Кудина, М. В. Рыбакова, Г. В. Пушкарева и др.; под ред. В. А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.3.3.9.3.1).
Пособие для педагогов.
Программа и тематическое планирование курса «Обществознание. 6–9 классы» / авт.-сост. Т.В. Коваль. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 88 с. — (ФГОС.Инновационная школа).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса обществознания
в 10-11 классах.
ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
«Обществознание» включается в предметную область общественно-научных дисциплин. Преемственность изучения предмета в 10–11 классах предполагает углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах, их понимание и интерпретацию, расширение сферы самостоятельного получения и практического применения полученных знаний.
Изучение обществознания в общеобразовательной школе ориентировано на решение образовательных и воспитательных задач социализации учащихся. В процессе изучения обществознания происходит формирование:
системы ценностей, отражающих российскую гражданскую идентичность, гражданскую позицию активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
мировоззрения учащихся, включающего относительно целостную научную картину мира;
компетентностей, отражающих типичные социальные роли в современном мире.
Личностные результаты включают «готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целена-правленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме».
Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности».
Предметными результатами освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» являются:
знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
умения выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
представления об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
представления о методах познания социальных явлений и процессов;
умения применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
умения оценивать социальную информацию, поиска информации в источниках различных типов для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» ДЛЯ 10–11 КЛАССОВ
Раздел 1. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Антропология, антропосоциогенез. Смысл жизни. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Виды деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
Мышление. Структура и виды мышления. Формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мышление и творчество. Познание мира. Виды человеческих знаний. Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина. Уровни и формы познания. Особенности научного познания. Виды, уровни и методы научного познания. Особенности социального познания.
Общественное и индивидуальное сознание. Формы и уровни общественного сознания. Мировоззрение, его типы. Мировоззрение и картина мира. Уровни и структура мировоззрения. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы, социальные ценности и предпочтения личности.
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Сферы общества. Многовариантность общественного развития. Типы социальных изменений. Субъекты социальных изменений. Эволюция и революция. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Типология обществ. Основные направления глобализации. Процессы глобализации в экономике, в политической сфере, в культурной сфере. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Глобальные проблемы современности.
Раздел 3. Духовная жизнь общества
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Многообразие и диалог культур. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодёжная субкультура, контркультура. Мораль. Нравственная культура. Моральная ответственность и нравственный выбор. Моральная оценка и нравственная культура. Духовная жизнь и духовный мир человека.
Наука как социальный институт. Классификация наук. Естественные и социально-гуманитарные науки. Наука и общество. Функции образования как социального института. Образование в информационном обществе. Образование и информационная культура. Общественная значимость и личностный смысл образования. Основные идеи и направления развития образования в России. Система образования в России. Непрерывное образование. Самообразование.
Искусство, виды искусства. Основные функции искусства. Религия. Мировые религии. Функции религии. Роль религии в жизни общества. Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Раздел 4. Экономика
Экономика и экономическая наука. Микроэкономика и макроэкономика. Роль экономики в современном обществе. Спрос, величина спроса, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Типы рыночных структур. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике.
Роль государства в экономике. Общественные блага.
Фирма в экономике. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Факторы производства и факторные доходы. Расходы и доходы предприятия. Издержки и их виды. Экономические издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки).
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Финансовые институты. Финансовая система Российской Федерации.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Участники фондового рынка. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Деятельность коммерческих банков.
Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Бюджетно-налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоговая система в Российской Федерации. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Взаимосвязь денежной и бюджетной политики государства.
Экономическая деятельность и её измерители. ВВП и ВНП — основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Факторы экономического роста. Типы экономического роста. Экономические циклы. Экономический кризис.
Мировая экономика. Международная экономическая интеграция и глобальные экономические проблемы. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Тенденции экономического развития России.
Раздел 5. Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальные статусы. Социальные роли. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность и её виды. Факторы социальной мобильности. Каналы социальной мобильности. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль.
Социальные группы, их типы. Молодёжь как социальная группа. Молодёжная политика. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Структура и стадии социального конфликта. Методы разрешения конфликтов. Этнические общности. Национальный состав Российской Федерации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Раздел 6. Политика
Политическая власть. Легитимность политической власти. Политическая деятельность. Политические институты современного общества. Политические отношения.
Политическая система, её структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Формы государства. Формы правления. Государственно-территориальное устройство. Политическая культура общества. Функции политической культуры. Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское общество и правовое государство.
Избирательная система. Избирательный процесс. Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Политические элиты и политическое лидерство. Типология лидерства. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в политической коммуникации. Политические функции СМИ. Политический процесс. Политическое участие. Политический абсентеизм, его причины и опасность. Политическая культура личности. Политическая социализация.
Раздел 7. Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Система нормативных правовых актов Российской Федерации. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательные основы профессионального образования. Порядок приёма на обучение в профессиональные образовательные организации среднего образования и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Основы трудового права. Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Основы гражданского права. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Наследование. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Основы семейного права. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Основные правила и принципы гражданского процесса. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Календарно-тематическое планирование учебного курса 10-11 класс
10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Введение | 1 |
| Человек как результат биологической и ссоциокультурной эволюции. § 1 | 1 |
| Социализация личности. § 2 | 1 |
| Деятельность человека. § 3 | 1 |
| Мышление. § 4 | 1 |
| Познание мира. § 5-6 | 1 |
| Общественное и индивидуальное сознание. § 7 | 1 |
| Мировоззрение. § 8 | 1 |
| Социальное поведение личности. § 9 | 1 |
| Системное строение общества. § 10 | 1 |
| Многовариантность общественного развития и социальных изменений. § 11 | 1 |
| Типология обществ. § 12 | 1 |
| Современные процессы глобализации. § 13 | 1 |
| Материальная и духовная культура общества. § 14 | 1 |
| Многообразие и диалог культур. § 15-16 | 1 |
| Наука. § 17 | 1 |
| Образование как социальный институт. § 18-19 | 1 |
| Искусство и религия. § 20-21 | 1 |
| Экономика Рыночное равновесие. § -22- 23 | 1 |
| Виды рынков. § 24–25 | 1 |
| Роль государства в экономике. § 26 | 1 |
| Предприятие в экономике. § 27 | 1 |
| Факторы производства и факторные доходы. § 28 | 1 |
| Менеджмент. § 29 | 1 |
| Маркетинг. § 30 | 1 |
| Финансовый рынок. § 31 | 1 |
| Фондовый рынок. § 32 | 1 |
| Банковская система. § 33 | 1 |
| Инфляция. § 34 | 1 |
| Бюджетная система. § 37–38 | 1 |
| Налоговая система. Взаимосвязь денежной и бюджетной политики государства. § 37-38-39 | 1 |
| Экономическая деятельность и её измерители. Экономический рост, цикл § 40-42 | 1 |
| Мировая экономика. § 42-44 | 1 |
| Повторение и обобщение | 1 |
Итого 34 ч
11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Социальная структура общества и социальные отношения. § 45 | 1 |
| Социальная стратификация и неравенство. § 46 | 1 |
| Социальная мобильность и её виды. § 47 | 1 |
| Социальные нормы и социальный контроль. § 48 | 1 |
| Отклоняющееся поведение. § 49 | 1 |
| Социальные группы и их типы. § 50 | 1 |
| Молодёжь как социальная группа. § 51 | 1 |
| Социальный конфликт. § 52 | 1 |
| Этнические общности. § 53 | 1 |
| Межнациональные отношения, межэтнические конфликты. § 54 | 1 |
| Конституциональные принципы национальной политики в Российской Федерации. § 55 | 1 |
| Семья и брак. § 56 | 1 |
| Политическая власть. § 57-58 | 1 |
| Государство. § 59-60 | 1 |
| Политическая система. § 61 | 1 |
| Политическая культура общества. § 62-63 | 1 |
| Демократия. § 65 | 1 |
| Гражданское общество и правовое государство. § 66 | 1 |
| Избирательный процесс и избирательная система. § 67 | 1 |
| Политические партии и партийные системы. § 68-69 | 1 |
| Роль средств массовой информации в политической жизни общества. § 70 | 1 |
| Политический процесс. § 72-73 | 1 |
| Право в системе социальных норм. § 74–75 | 1 |
| Система российского права. Источники права § 76-79 | 1 |
| Гражданство Российской Федерации. § 80 | 1 |
| Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации. § 81–82-83 | 1 |
| Основы трудового и гражданского права. § 84-87 | 1 |
| Основы семейного права. § 88 | 1 |
| Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. § 89 | 1 |
| Основы экологического права. § 90 | 1 |
| Уголовное право и процесс. § 92 | 1 |
| Конституционное судопроизводство. § 93 | 1 |
| Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Международное право§ 94-96 | 1 |
| Итоговый урок по курсу «Обществознание» | 1 |
Итого34 часа
12