СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Обучение грамоте" 1 класса, УМК "Перспектива"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Обучение грамоте" 1 класса, УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Обучение грамоте" 1 класса, УМК "Перспектива"»

с. Головатовка, Азовского района

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Головатовская средняя общеобразовательная школа Азовского района

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)




«Утверждаю»

Директор МБОУ Головатовской СОШ

Приказ от №

Подпись руководителя Е.В. Гайденко

Печать









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по учебному предмету «Обучение грамоте»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование 1 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов _208

Учитель Дорохова Анна Евгеньевна

(ФИО)

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.


(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)













2018 год

Пояснительная записка.


Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.


Цель курса «Обучение грамоте» - формирование высокой культуры речевого общения, развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к духовно-нравственным ценностям.


Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

  • обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

  • обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

  • развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.



Общая характеристика предмета «Обучение грамоте».

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего

слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).

1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);

— развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.

3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1)подготовительный;

2) основной;

3) послебукварный.

На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.

Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов пособия «Читалочка». Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей.

Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль).

Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.


Место предмета «Обучение грамоте» в учебном плане МОБУ Головатовской СОШ.

Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который занимает большую часть учебных часов 1-го класса. В данной программе он рассчитан на 23учебных недели

Рабочая программа составлена из расчета  4 часа в неделю по обучению чтению и 5 часов в неделю по обучению письму. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам.

Из разделов формируется учебный курс по предмету. Программа скорректирована в соответствии с годовым календарным графиком и праздничными и выходными днями. Обучение чтению – 96 часов, обучение письму – 112 часов. Всего 208 часов.



Ценностные ориентиры содержания предмета «Обучение грамоте».

Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках обучения грамоте русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Одним из результатов обучения грамоте является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе – это бережное отношение к среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитания любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно - популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностях.

Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развивается организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, ценное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества– осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.


Основное содержание предмета «Обучение грамоте»


Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.


I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап).

Мир общения.

Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.

Слово в общении.

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

Рисунки и предметы в общении.

Предыстория письменной речи.

Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.

Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

Сообщения, записанные знаками-символами.

Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.

Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.

Слово как главное средство общения.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

Звучание и значение слова.

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).

Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).

Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.

Слова и слоги. Ударение в слове.

Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица произношения. Слогообразующая функция гласных.

Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.

Смыслоразличительная роль ударения (замок – замок,  кружки – кружки).

Слово и предложение.

Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.

Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.

Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.

Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап).

Гласные звуки и буквы.

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Звучание и значение слова.

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.

Смыслоразличительная функция звуков.

Мягкие и твердые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.

Открытый и закрытый слоги.

Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).

Буквы е, ё, ю, я.

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й' и гласного а, о, у, э(в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).

Буквы ь и ъ.

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Употребление ь и ъ как разделительных знаков.

Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).

Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари.

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.

III. Про все на свете (послебукварный этап).

Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.

Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).

Звуко-слоговой состав слов.

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.

Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова2 (см. Примечание).

Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.


Планируемые результаты изучения предмета «Обучения грамоте»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

а) Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;

  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

  • относиться с уважением к представителям других народов;

  • уважительно относиться к иному мнению;

  • понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;

  • соблюдать правила поведения на уроке и в классе;

  • развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;

  • конструктивно разрешать проблемные ситуации;

  • оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность:

  • сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающ мир как единый «мир общения»;

  • эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;

  • сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;

  • осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;

  • стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;

  • сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.


б) Метапредметные результаты.

В области познавательных УУД (общеучебных)

Первоклассник научится:

ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

В области коммуникативных УУД

Первоклассник научится:

В рамках инициативного сотрудничества:

освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации как взаимодействия:

понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения ( языковые модели и схемы).

В области регулятивных УУД

Первоклассник научится:

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом си­туации общения при соблюдении норм речевого этикета, со­ставлять несложные устные монологические высказывания;

умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учеб­ный текст;

сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познаватель­ные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учеб­ного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль).


в) Предметные

Раздел «Фонетика и графика»

Первоклассник научится:

различать звуки и буквы;

характеризовать звуки русского языка;

зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Первоклассник получит возможность научится:

проводить фонетико-графический разбор слова и оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов.


Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету «Обучение грамоте»


Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Обучающиеся должны уметь:

· вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

· различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

· правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

· знать способы их буквенного обозначения;

· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

· определять место ударения в слове;

· вычленять слова из предложений;

· чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

· правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

· грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;

· употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

· устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

· знать гигиенические правила письма;

· правильно писать формы букв и соединения между ними;

· уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.

Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Навык чтения.

I полугодие.

Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие.

Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.


Тематическое планирование учебного предмета «Обучение грамоте»


Дата

урок

Тема урока чтения

Стр уч

Кол-во

часов

урок

Тема урока письма

Стр.

Р.т.

Кол-во

часов

Подготовительный период

Чтение


Введение в мир общения

Письмо

Подготовка к письму

Развитие фонематического слуха.

Азбука

Рабочая тетрадь «Рисуй. Думай. Рассказывай»

I четверть

1 неделя

03.09

1

«Давайте знакомиться!»

Знакомство с учебной книгой – «Азбукой». Мир общения.

3-5

1

1

«Твои новые друзья». «Дорога в школу».

с3-4

1

04.09

2

Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья.

6-9

1

2

«Первое задание»

«На уроке» Что в центре круга?

5-7

1

05.09

3

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

10-11

1

3

«Большие и маленькие». «Сравни»

8-10

1

06.09

4

Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

12-13

1

4

«Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь».

11-13

1

07.09




5

«Чем похожи? Где чей домик?».

14-15

1

2 неделя

10.09

5

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

14-17

1

6

«Лото. Найди пару?»

16-17

1

11.09

6

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов.

18-19

1

7

«У речки. Сколько? Столько.» 18-19

1

12.09

7

Как понять животных? Язык животных, их движения, позы. Рассказы в картинках.

20-23

1

8

«Целое и часть. На компьютере».

20-21

1

13.09

8

Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

24-27

1

9

«Часть и целое. Целое из частей».

22-23

1

14.09




10

«Головоломка. Овал. Элементы печатных букв аи б». 24-25

1

3 неделя

17.09

9

Предыстория письменно речи. Путешествие по городу.

28-29

1

11

«В квартире. Веселые превращения. Элементы печатных букв в и г».

26-27

1

18.09

10

В Цветочном городе. Знаки охраны природы.

30-33

1

12

«Сравни дома. В магазине одежды. Элементы печатных букв д и е».

28-29

1

19.09

11

Как найти дорогу? Дорожные знаки.

34-37

1

13

«В походе. На отдыхе. Элементы печатных букв ж и з».

30-31

1

20.09

12

Оформление сообщений с помощью схем. Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо.

38-41

1

14

«На коньках. Контуры и силуэты. Элементы печатных букв и и к».

32-33

1

21.09




15

«На волнах. Морское путешествие. Элементы печатных букв л, м».

34-35

1

4 неделя

24.09

13

Мир полон звуков. Звуки в природе.

42-43

1

16

«На лугу. Мы рисуем. Элементы печатных букв н, о». С 36-37

1

25.09

14

Как звучат слова?

44-45

1

17

«Под грибом. Сравни, подумай. Элементы печатных букв п, р».

38-39

1

26.09

15

Гласные и согласные звуки.

46-49

1

18

«Мы спортсмены. Выбирай. Элементы печатных букв с, т». 40-41


1

27.09

16

Твердые и мягкие согласные.

50-51

1

19

«Кто построил домики? Сравни и подумай. Элементы печатных букв у, ф».

42-43

1

28.09




20

«Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке. Элементы печатных букв х, ц».

44-45

1

5 неделя

01.10

17

Звучание и значение слова.

52-53

1

21

«Распиши посуду. Наличники. Элементы печатных букв ч, ш».

46-47

1

02.10

18

Слова и слоги. Ударение в слове.

54-57

1

22

«Закрепление изученного»

1

03.10

19

Слово и предложение.

58-61

1

23

«Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло. Элементы печатных букв щ, ь, ъ, ы». 48-49

1

04.10

20

Повторение – мать учения.

62-64

1

24

«Прогулка в парк». «Знаки в городе». «Подбери пару». «Разгадай секрет» Элементы печатных букв э, ю,я.

50-53

1

05.10




25

«Подумай и сравни. В спортивном зале. Догадайся. Элементы письменных букв ».

54-57

1

6 неделя

Основной период обучения грамоте

Чтение

Изучение букв русского алфавита.

Письмо

Освоение письма с использованием звукобуквенных схем.

Азбука «Страна АБВГДейка». Часть 1

Пропись «Мой алфавит» часть первая

08.10


21

Звук [а];

буквы Аа.

68

1

26

«На велосипедах. Собери машину. Проверь себя. Подумай и сравни. Элементы письменных букв ».

58-61

1

09.10

22

Звук [о];

буквы Оо.

69


27

Звуковой анализ слов со звуком [а]. Буквы Аа.

3-7

1

10.10

23

Звук [у], буква Уу.

70

1

28

Звуковой анализ слов со звуком [о]. Буквы Оо.

8-9

1

11.10

24

Закрепление изученного о гласных звуках.

71

1

29

Строчная буква у. 10


1


12.10




30

Заглавная буква У.

11

1

7 неделя

15.10

25

Звук [и]. Буквы Ии.

72

1

31

Повторение изученного.


1


16.10

26

Звук [ы]. Буква ы

73

1


32

Буквы Ии.

12-13


1

17.10

27

Звук [э]. Буквы Ээ

74

1

33

Буква ы

14


1


18.10

28

Закрепление изученного о гласных звуках.

75

1

34

Строчная буква э

15

1


19.10




35

Заглавная буква Э.

16

1

8 неделя

22.10

29

Узелки на память.

76

1

36

Закрепление изученного.

17

1

23.10

30

Узелки на память.

77

1

37

Буквенная мозаика.

18

1

24.10

31

Закрепление изученного.

1

38

Пиши, да не спеши.

19

1

25.10

32

Закрепление изученного.

1

39

Закрепление изученного.

1

26.10




40

Закрепление изученного.

1

II четверть

9 неделя

07.11

33

Звуки [м] — [м`]. Буква М.

78

1

41

Закрепление изученного.

1

08.11

34

Звуки [с] — [с`], буква Сс.

79

1

42

Звуки [м] — [м`], буква Мм.

20-21


1


09.11




43

Звуки [с] — [с`], буква Сс.

22-23

1


10 неделя

12.11

35

Звуки [н] — [н`], буква Нн.

80

1

44

Буквы Н, н.

24-25

1


13.11

36

Звуки [л] — [л`], буква Лл.

81

1

45

Буквы Л,л

26-27


1


14.11

37

Игры со словом. Чтение предложений и текста.

82-83


1

46

Закрепление изученных букв.

28-29

1

15.11

38

Звуки [т] — [т`], буквы Тт.

84-85

1

47

Буквы Тт.

30-31


1


16.11




48

Буквы к, К.

34-35

1

11 неделя

19.11

39

Звуки [к] — [к`], буквы Кк.

86-87

1

49

Загадки слов.

36-37

1

20.11

40

Упражнения в чтении. Игры со словами.

88-89

1

50

Закрепление изученного.

38-39

1

21.11

41

Узелки на память.

90-91

1

51

Буквенная мозаика. Пиши, да не спеши.

40-41

1


22.11

42

Звуки [р] — [р`], буквы Рр.

92

1

52

Буквы Рр

42-43

1


23.11




53

Буквы В,в

44-45

1


12 неделя

26.11

43

Звуки [в], [в`], буквы Вв.

93

1

54

Буквы П, п.

48-49

1

27.11

44

Звуки [п] — [п`], буквы Пп.

94-95

1

55

Закрепление изученного.

46-47

1

28.11

45

Звуки [г] — [г`], буквы Гг.

96-97

1

56

Буквы Г,г

50-51

1

29.11

46

Парные по глухости- звонкости звуки

[г] — [к], [г`] — [к`]

98-99

1

57

Закрепление изученного.

52

1

30.11




58

Закрепление изученного.

53

1

13 неделя

03.12

47

Упражнения в чтении. Игры со словами.

100-101

1

59

Буквы Ее

54-55

1

04.12

48

Буквы Ее в начале слова и после гласных.

102

1

60

Повторение. Проверка знаний.

1

05.12

49

Буквы Ёё в начале слова и после гласных.

103

1

61

Буквы Ё, ё

56-57

1

06.12

50

Обозначение мягкости согласных буквами е, ё. чтение слов с буквами е, ё.

104-105

1


62

Письмо слов с буквами е, ё.

58-59

1

07.12




63

Закрепление изученного.

60

1

14 неделя

10.12

51

Чтение слов с изученными буквами.

106-107

1

64

Закрепление изученного.

61

1

11.12

52

Узелки на память. Игры со словами.

108-109

1

65

Закрепление изученного. Буквенная мозаика.

62-63

1

Азбука «Страна АБВГДейка». Часть 2

Пропись «Мой алфавит» часть вторая

12.12

53

Звуки [б] — [б`], буква Бб. Парные по глухости-звонкости звуки [б] — [п], [б`] — [п`].

4-5

1


66

Буквы Б, б. правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками б] — [п],[ б`] — [п`].

4-6

1

13.12

54

Звуки [з] — [з`], буквы Зз.

6-7

1

67

Буквы З,з.

7-8

1

14.12




68

Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости звуками [з] — [с],[ з`] — [с`].

9

1

15 неделя

17.12

55

Парные по глухости-звонкости звуки [з] — [с], [з`] — [с`]. Упражнение в чтении.

8-9

1

69

Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости звуками [з] — [с],[ з`] — [с`].

10

1

18.12

56

Повторение – мать учения.

10-11

1

70

Закрепление изученного.

11

1

19.12

57

Звуки [д] — [д`], буквы Дд. Парные по глухости-звонкости звуки [д] — [т], [д`] — [т`].

12-13

1

71

Буквы Д, д. Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости звуками [д] — [т],[ д`] — [т`].

12-14

1

20.12

58

Звук [ж], буквы Ж, ж. правописание слов с буквосочетанием жи.

14-15

1

72

Строчная буква ж

15

1

21.12




73

Заглавная буква Ж.

16

1

16 неделя

24.12

59

Мои первые книжки.

16-17

1

74

Правописание слов с буквосочетанием жи.

17

1

25.12

60

Загадки слов. Веселые картинки.

18-21

1

75

Закрепление изученного.

18

1

26.12

61

Узелки на память. Игры со словами.

22-23

1

76

Буквенная мозаика. Контрольное списывание.

19

1

27.12

62

Буква Я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я

24-26

1

77

Буквы Я, я.

20-21

1

28.12




78

Закрепление изученного.

22-25

1

III четверть

17 неделя

14.01

63

Составление рассказа по картинкам. Игра в слова.

27-29

1

79

Буквы Хх

26-27

1

15.01

64

Звуки [х] — [х`], буквы Хх.

30-31

1

80

Мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком – показателем мягкости.

28-30

1

16.01

65

Мягкий знак показатель мягкости согласных.

32-33

1

81

Повторение изученных букв. Звуковой анализ.

31

1

17.01

66

Звук [й], буквы Йй.

34-35

1

82

Буквы Й й.

32-33

1

18.01



1

83

Повторение. Письмо слов с буквами й, ь.

34-35


1

18 неделя

21.01

67

Повторение изученных букв.

36-37

1

84

Буквы Ю, ю

36-37

1

22.01

68

Буква Ю в начале слова и после гласных.

38-39

1

85

Обозначение мягкости согласных буквой ю.

38

1

23.01

69

Обозначение мягкости согласных буквой ю. приговорки, игры, загадки, песенки.

40-43

1

86

Буквенная мозаика. Проверка знаний

39

1

24.01

70

Узелки на память.

Упражнения в чтении.

44-47

1

87

Закрепление изученного.

39

1

25.01




88

Буквы Шш (Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши

40-43

1

19 неделя

28.01

71

Звук [ш], буквы Шш. Правописание слов с буквосочетаниями жи – ши

48-49

1

89

Буквы Чч Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу

44-45

1

29.01

72

Звук [ч`], буквы Чч. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу

50-51

1

90


Буквы Щщ Правописание слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу

46-47

1


30.01

73

Звук [щ`]. Буквы Щщ. Правописание слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу

52-53

1

91

Упражнение в правописании слов с буквосочетаниями ча - ща, чу – щу

48

1

31.01

74

Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами.

54-55

1

92

Закрепление изученного.

49

1

01.02




93

Буквы Цц

50-51

1

20 неделя

04.02

75

Звук [ц], буквы Цц.

56

1

94

Буквы Фф Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными звуками [в] — [ф], [ в`] — [ф`].

52-53

1


05.02

76

Звуки [ф], [ф`], буквы Фф. Парные по глухости – звонкости звуки [в] — [ф],[ в`] — [ф`].

57-59

1

95

Буква ъ. правописание слов с разделительными ь и ъ.

57-58

1

06.02

77

Разделительные ь и ъ.

60-63

1

96

Закрепление изученного.

54-56

1

07.02

78

Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдения над словами

64-67

1

97

Закрепление изученного.

59-60

1

08.02




98

Буквенная мозаика. Закрепление изученного.

61-63

1

21 неделя

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

18.02

79

Повторенье — мать ученья. Слово – это знак. Значение слова

68-71

1

99

Отработка написания элементов букв.

3-7

1

19.02

80

Старинные азбуки и буквари.

72-73

1

100

Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой.

8-11


20.02

81

По страницам старинных азбук.

74-75

1

101

Закрепление изученного.

12-15

1

21.02

82

Читаем сами. Народная пословица.

76-77

1

102

Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлей внизу.

16-17

1

22.02



1

103

Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлёй вверху и внизу.

18-19

1

22 неделя

25.02

83

Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы.

78

1

104

Отработка написания элементов букв – овалов и полуовалов.

20-21

1

26.02

84

Проверка читательских умений

1

105

Отработка написания элементов букв. Кроссворд

22-25

1

27.02

85

Упражнения в чтении.

1

106

Отработка написания элементов букв.

26-29

1

28.02

86

Про все на свете.

80-81

1

107

Отработка написания элементов букв.

30-33

1

01.03




108

Отработка написания элементов букв.

34-35

1

23 неделя

04.03

87

С чего начинается общение?

82-83


1

109

Отработка написания элементов букв.

36-39

1

05.03

88

Умеет ли разговаривать природа?

84-91


1

110

Отработка написания элементов букв. правописание имен собственных.

40-43

1

06.03

89

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом.

92-95

1

111

Правописание имён собственных, слов с буквосочетанием чк

44-47


43-45

07.03

90

Чтобы представить слово. Об одном и том же по- разному. Книга природы.

96-105

1

112

Обозначение мягкости согласного буквами е, ё, ю, я, ь. правописание слов с разделительным ь.

48-56





Большие и маленькие секреты. Волшебство слова. Считалки, сказки, загадки.

106-117

1


Правописание слов с разделительным твердым знаком.

57-61


1



Семейное чтение.

118-126














РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

№____от___________2018 г.

___________ _____________

подпись руководителя МО

Андрющенко Е.В.

Заместитель директора по УВР

МБОУ Головатовской СОШ

_______________Л.Г. Марченко

подпись

______ ___________ 2018 г.

дата

Материальное обеспечение курса «Русский язык»

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век),

  1. Книгопечатная продукция

  1. Программа «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.- М.: Просвещение, 2016 г.


Учебники, тетради

Отдельные замечания

1 класс

1. учебник «Азбука» , Климанова Л.Ф, Макеева С.Г, в 2-х частях, Москва. «Просвещение», 2016

2. Пропись №1 «Рисуй, думай, рассказывай», Климанова Л. Ф., Романина В. И., Борейко Л. Н. /М.: «Просвещение» , 2017 год.


  1. Пропись №2 «Мой алфавит», Климанова Л. Ф. /М.: «Просвещение» , 2017год.


  1. Пропись №3 «Мой алфавит», Климанова Л. Ф . /М.: «Просвещение» , 2017 год.



5. Пропись №4 «Пишу красиво», Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. /М.:«Просвещение», 2017 год.

Библиотечный фонд


Родительский фонд



Родительский фонд


Родительский фонд


Родительский фонд

2 класс



3 класс



4 класс



Пособия для учителя


Методическое пособие «Обучение грамоте», Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. / М.: «Просвещение» , 2016 год.


  1. Печатные пособия

Демонстрационное пособие «Касса «Лента букв»

Касса букв классная (ламинированная с магнитным креплением)

Кабинет начальных классов

  1. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

1.Презентации

2. Электронные приложения к учебникам и тетрадям на сайте «Просвещение»

3 СD «Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой «Азбука»

Ресурсы Интернета

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

- http://www.nachalka.com/

- http://www.zavuch.info/

- Методический центр: http://numi.ru/

http://metodsovet.su/load/nach_lit_chtenie/15

  • - Методическая помощь http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=7036

  • ФГОС: Начальное общее образование http://standart.edu.ru

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

  • Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа : http://www.gramota.ru

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

- http://vschool.km.ru Виртуальная школа

  1. Технические средства обучения

Аудиторная доска

Интеративная доска

Компьютер

Мультимедийный проектор

Колонки

МФУ



Критерии оценивания


Оценка достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Обучение грамоте»

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

  • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

  • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.


Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется

  1. в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследованийспециалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности

  2. в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):

— оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений (или других форм накопительной оценки, используемых в образовательном учреждении);

— оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);

— психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).

Внутренняя оценка

1. Оценка личностного прогресса. Она проводится по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфеля достижений.Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.

2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной.

Система проверочных, тестовых заданий УМК «Перспектива» по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики предполагает включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ (+, –, +/–), накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.

3. Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей) по вопросам (возможны варианты):

  • сформированности внутренней позиции обучающегося;

  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;

  • сформированность самооценки;

  • сформированность мотивации учебной деятельности.

Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов.

Особенности организации промежуточного и итогового контроля по русскому языку.

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней труд­ности с расчетом на возможность их выполне­ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик­танта). Текст не должен иметь слова на не изу­ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце­лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи­телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк­туре, различны по цели высказывания и состо­ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагают­ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со­держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь­зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.

Тестовые задания – динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся общеучебных универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!